Анекдотические эпизоды

 
 ......................Моему незабвенному другу Андрюше Лукавенко

       ***
       Словарь русского языка под редакцией Ожегова трактует слово анекдот, как короткий смешной или просто забавный рассказ о каком-то случае.
Словарь иностранных слов расширяет это определение, поясняя: вымышленный или маловероятный случай.
       Жизнь, а тем более студенческая, наполнена забавными, смешными, и даже невероятными случаями, т.е. анекдотами. Поскольку вымысел – не мой профиль, поделюсь только тем анекдотическим, т.е. забавным или просто маловероятным, что задержалось в памяти со студенческих времён.

       ***
       Правда, как известно, шутки бывают разными, и юмор иногда бывает черноватым.
       Почему-то очень запомнилось, как в нашей коммуналке на Проспекте Мира – (это уже следующая коммуналка, их было три в моей жизни) – я, по утрам выходя на общую кухню, спрашивал у соседки: «Что нового случилось в мире? Нет ли мировой революции? Не убили ли Кеннеди?»… (Жил я один, у меня долгое время даже радио не было, да и не нужно мне оно было, не до него: то в институте, то до полуночи готовишь домашние задания.) А эти мои ежедневные вопросики казались мне шуткой, которая как бы заменяла собой утренние приветствия.
       Однажды ноябрьским утром 1963 года Нина Витольдовна ответила: «Да, Витя, убили-таки Кеннеди…» Я принял это за ответную шутку.

       Но больше я так не шутил никогда!

       ***
       В большинстве студенческие анекдоты связны с экзаменами.
Однажды в ночь перед экзаменом мне приснилось, какой именно билет достанется моему другу. Утром я его предупредил. Он успел подзубрить… и это случилось именно так. Пятёрка!

       Другой раз я хотел не идти на экзамен по ТММ, (так вышло, что времени на подготовку осталось полдня, а я не знал ровно ничего!) но меня уговорили выучить хоть один вопрос. И я заучил (вызубрил) один, но очень сложный вывод теоремы. Пришёл сдавать первым, (чтобы быстренько получить двойку и уйти в деканат за направлением на пересдачу). А мне попал билет именно с этим вопросом. Более того, учитывая его сложность в билете был только один вопрос, а не два, как положенно. Чтобы не вызывать подозрений у экзаменатора (мол, со шпаргалки списал), вызвался отвечать без подготовки и прямо на глазах у преподавателя быстро написал два листа с доказательством этой теоремы... и пятёрка!
Но таких анекдотических историй вам навалит любой студент…
Ниже приведу немножко более оригинальные.
 
       ***
       Вариант «Ночные экзамены» – самый анекдотичный!

       Лето 1965 года. Мы проходим технологическую практику на заводе АЭП в городе Риге. (Тогда ещё это не зарубежье). Об этом времени много хотелось бы рассказать, но не дойдут руки, не хватит ни сил, ни времени Но кратко охарактеризовать ту ситуацию необходимо.
       Итак, мы в Риге, с нами руководитель практики от МВТУ, но мы видим его крайне редко. Он тоже пользуется дивным, оплаченным отпуском, (называемым командировкой), и ему эти студенты явно до лампады. Студенты сами по себе, он сам по себе. Студенты отчаянно прогуливают, не ходят на завод, а ходят в походы по дивным местам. Сигулда, Стабурак и т.д. А где ходит руководитель не ведомо, и это студентам тоже до лампочки. Однако и конец этой дивной практики настал. Студенты должны (по плану) сдать зачёт по практике и экзамен по технологии приборостроения. На месте!
       На месте – это значит на заводе, в присутствии комиссии заводских инженеров-технологов и нашего руководителя от МВТУ.
       Однако заводу мы тоже были, естественно, не нужны. Руководитель сказал нам, что примет зачёт и экзамен у нас в общежитии и назначил день, после чего опять исчез с нашего горизонта. Мы, конечно же, подготовились к экзамену. Накупили водки, вина, рижского и таллинского бальзамов, закуски… А как же? После экзамена надо будет отметить конец практики!
 Настал день и час икс. Но нашего руководителя-преподавателя нет, как нет. Проходит час, другой, третий, четвёртый…. Все мыслимые сроки явления Христа народу прошли, а его нет! Уж вечер, уж темно…
       Должен сказать, что мы очень любили футбол и гоняли мяч где только было можно и нельзя. А напротив общежития, где мы жили в Риге на улице «Сарканармис» (ул. Красной Армии по «ихнему»), была спортивная площадка. И вот мы, устав ждать нашего шефа, пошли в темноте играть в футбол. Даже взяли с собой фонарики. Это было, говоря по-нынешнему – очень «прикольно»: играть в темноте с фонариками. В результате я наколол гвоздём ногу. (После этой вот ночной игры у нас стало традицией играть в футбол в темноте)
       Пришли в «общагу». «Уж полночь близится, а Германа всё нет». Стол давно накрыт, водка стынет, нога моя болит. Чтобы не было нагноения знаю способ: кипяток! (Ребята, рекомендую! Прочёл это у Поля де Круи.) Наливаю в тазик горячей воды и сижу, опустив туда ногу. Таз под столом, а я за столом наливаю водочки и выпиваю, а под столом доливаю кипятку из чайника в тазик. Мы сидим с ребятами и весело балдеем, ведь давно пробило полночь, и мы решили больше не ждать экзаменатора. «Стакан, ещё стакан – и учиться только на пятёрки!» – таков девиз студентов МВТУ.
       А вот и экзаменатор! Он разве что только лёжа не качается, а значит не пьяный, а только «выпимши»… Он даже не извиняется, что опоздал на сутки, а сразу приступает к экзаменам. Сначала он экзаменует ликёр «Рижский бальзам». (Сейчас это безумно дорогой напиток… А тогда в Риге он стоил ровно три рубля и мы пили его, как водку: стаканами. Бальзам стоил всего на несколько копеек дороже обычной «Московской» и даже был дешевле «Столичной». (Напомню: «Московская» стоила два рубля восемьдесят семь копеек, а «Столичная» – три ноль семь).
       Потом он экзаменует всё подряд и всему отведанному ставит только отлично. К утру экзамен сдан на отлично всей группой. А моя нога практически спасена! И это даже не анекдот!
 Можно было бы долго объяснять, что мы не злоупотрбляли спиртным, что наши руководители – тоже люди, причём – молодые люди, не лишённые слабостей… Но всякие объяснения – суть недоверие к читателю.
       Читатель умный и всё поймёт сам!

       ***
       Бобруйский вариант – не менее анекдотичный.

 Лето 1966 года. Бобруйск. (Ныне тоже зарубежье!)
 
       У студентов МВТУ было очень много всяческих практик. В том числе – эксплуатационные практики. Эти практики проходили на военных кораблях в Севастополе и Североморске, на ракетных базах и военных аэродромах. Ведь из нас готовили "сугубо гражданских" инженеров… В июле 1966 года мы практиковались на аэродроме под Бобруйском в эксплуатации авиационных крылатых ракет, которыми оснащались ракетоносцы ТУ-16. Выдам тайну: на аэродроме базировалась дивизия дальней авиации.
       Нашу группу разделили на две части. Мальчиков поселили в солдатских палатках (по восемь человек, на нарах с тюфяками из соломы). Девочек объединили в другую группу и выделили им одну комнату в казарме. Там всё оборудовано по-солдатски, как положено, включая двухъярусные койки.
      День идёт за днём, мы ходим на аэродром, помогаем подвешивать ракеты под крылья ракетоносцев, потом провожаем взглядом их взлёт, потом отвозим в ангар ракетную тару – это максимум, что нам позволяют. Девчонки вообще ничем не занимаются. Они все дни проводят на берегу Березины, благо погода дивная.
       
       Наш очередной руководитель практики от МВТУ появляется крайне редко, что нам (после Риги) уже и не внове. Изредка видим его на реке, когда купаемся. На аэродроме нами командует местный капитан техслужбы, причём весьма либерально. А у девчонок свой командир – майор, но они его почти не видят. Нам известно, что зачёты по практике должны приниматься на месте местными руководителями, но строгостей от них мы не ждём.
Нам положено питаться в солдатской столовой. Там кормят очень сытно! Но поев пару раз перловку, обильно политую машинным маслом, мы перешли на «подножный корм»
 Т.е. кормимся мы в буфете, продукты там приличные, и всегда продают молоко, кефир, а также разные сладости типа сгущёнки, пряников, печенья. А я, признаться, очень любил молоко с хлебом и сгущённым молоком!
       И вот практика тихо подходит к концу…
       В тот день я привычно сидел в буфете, предаваясь разврату: выпил уже литр молока, пью второй, заедая пряниками да ещё со сгущёнкой! Вдруг прибегает Андрюша: «Витя, надо выручать девчонок! К ним пришёл их майор, пьяный… Пришёл зачёты принимать по практике. Принёс чуть не ящик водки и заставляет их пить! Говорит, пока всю водку не выпьют, он не уйдёт. А главное не поставит им зачёт по практике! Я уже с ним говорил, а он заставил меня выпить стакан водки, но не помогло. Я же больше не могу. А он говорит, что в одиночку не пьёт. И не уходит! Говорит: пока всю водку не выпьют – не уйдёт! А наших ребят никого нет, все разбрелись, а девчонок надо выручать!»
     Ну вот, приехали! Надо водку пить, а у меня молоко стоит под подбородком и вот-вот выплеснется….
       Однако иду с Андрюшей в казарму. Майор стеклянный сидит, даже не качается. Глаза – остановившиеся ходики. На столе непочатые бутылки. Испуганные девчата сгрудились в углу, молча сидят на дальних койках.
       Майор, по-моему, уже не отличает пику от трефы. Обиженный, что студенточки не хотят разделить с ним радости жизни, бубнит им: «Я вам обеспечил тут отдых, а не хотите отдыхать, заставлю работать!»
       Увидев меня, он повеселел: «А ну, студент, давай-ка покажи, чему вас там в институтах научили, что умеешь…», и наливает гранёный стакан. Другой посуды там и не было. Как положено: обычный графин для воды и четыре стакана. Прикидываю, сколько осталось водки: три бутылки на столе! Ну, думаю, одну я потихоньку одолею, одну заставлю майора выпить за компанию, стакан ещё Андрюша обязан влить в себя, оставшийся стакан уговорю выпить девчонок.
      С такими мыслями соглашаюсь на условия майора, а именно: в ведомости после каждого стакана проставляются зачёты нескольким студенткам. С последним стаканом абсолютно всем должны быть проставлены все зачёты. И мы начали пить…
       Андрюша увильнул от своего стакана. Я его стакан влил в себя… Девочки, сделав по глоточку, тоже оставили на меня грамм триста... Один майор не увиливал и пил со мной наравне стакан за стаканом. Если учесть, сколько он выпил до моего прихода, то я снимаю шляпу перед нашими ВВС. Правда и он зауважал в моём лице МВТУ имени Н.Э. Баумана. А то, что меня спасли только полтора литра молока, выпитых чуть ранее, представитель славных советских ВВС не знал. Надо отдать ему должное: он ушёл на своих двоих и даже пытался поиграть в волейбол!
     Таким вот образом наши девочки получили зачёт по практике на Бобруйском аэродроме!Думаю, что и я его получил заслуженно.
       Ну что я сейчас сказал бы по поводу этого случая? А сказал бы:
«Не надо моралей!»

       ***
       БЛАТ ВЫШЕ НАРКОМА

       Преддипломную практику студенты проходили уже по месту распределения (т.е. по месту будущей работы). Распределения, естественно, все ждали с нетерпением и с большим интересом. Как-никак решалась наша судьба.
       И вот в один прекрасный день состоялось это самое предварительное распределение студентов по предприятиям. Нас с Андреем распределили в п.я №222, т.е. в ракетную отрасль, (куда по приказу Министра направляли выпускников МВТУ). Но мы-то мечтали об авиации и просились к Туполеву! Однако председатель комиссии только рассмеялся в ответ: «Будете пахать там, куда пошлём!»
       Этот разговор был в субботу, а окончательное распределение (фактически - решение комиссии) должно было состояться в понедельник. Мы приуныли. Но у нас в запасе было воскресение и имелся ход конём: дед Андрея на правах старинного соратника и сподвижника Туполева в воскресение заехал к Туполеву на дачу и подписал у него письмо, в котором генеральный конструктор лично просил ректора МВТУ направить двух абсолютно незаменимых и ужасно нужных авиации молодых специалистов (Андрея и меня) в ОКБ Туполева. Отказать отцу русской авиации комиссия по распределению не смогла. Председатель, обиженно сверкнув очками, процедил: «Андрей Лукавенко и Виктор Свиридов распределены в п.я. Туполева. Сказали бы сразу, что у вас есть БЛАТ, не пришлось бы столько бумаг переделывать!»
 
       Да! Существует закон природы: блат выше наркома!
И хорошо, когда этот закон работает на тебя…
.....................................................
Киноиллюстрация - футбол в Риге 1965г :
http://video.mail.ru/inbox/vs43s/6/30.html

поход в Сигулду (Рига, 1965):
http://video.mail.ru/inbox/vs43s/6/31.html

(Мои 8мм кинокадры того времени...)


Рецензии
Я так и знала,что после этого рассказа будут обсуждаться цены на водку и рижский бальзам.
Но что такими знаниями обладает моя любимая Яна
Голдовская, подумать не могла. Браво,Яна!
Браво,Виктор!
С приветом!

Майя Уздина   15.06.2012 12:54     Заявить о нарушении
Наше поколение любит вспоминать... в т.ч. цены далёких лет. Видимо интересно сравнивать систему цен... ведь при царе на копейку можно было купить что-то (см. Гиляровского и др.) После хрущёвской реформы 1961г. копейка - коробок спичек или стакан газировки без сиропа... Метро - было 5 коп. (теперь 30 руб.)...
Экономисты могут писать диссертации...

Виктор Свиридов   16.06.2012 11:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.