Как учить детей истории

Отзыв об итогах практики
студента 4 курса исторического факультета

Гимназия одна из самых престижных школ города из числа муниципальных образовательных учреждений. В нее ежегодно записываются дети из самых разных районов города. Нередко за знаниями они проезжают десятки трамвайных остановок. Но что лежит в основе такой популярности? Высококлассным педагогическим составом, профильностью обучения сегодня никого не удивишь. Приоритетные национальные проекты оснащают все больше школ современным цифровым оборудованием и широкополосным Интернетом. А за последние пятнадцать лет директора достаточно насобирали с родителей «на ремонт», чтоб хоть частично привести старые здания в подобающий вид: вставить светлые резные двери и спрятать за синими офисными жалюзями неуклюжие деревянные окна. Но родители все-таки каждый день снаряжают своих чад в долгий путь за знаниями, хотя уже через дорогу от дома приютилась в ожидании очень скорого «национального обновления» обычная МОУ СОШ…

Гимназия держится за счет репутации, завоеванной последнее десятилетие прошлого века, когда на уроках физики дети измеряли силу тока «сорокалетним» амперметром, а географию России изучали по потертой карте СССР. Поражает воображение стенд на втором этаже школы. За стеклом, в выдолбленной в стене нише ровными рядами красуются статуэтки и грамоты в уютных рамках. Директор и педагогический коллектив школы не мало сделали для образования, за что школа и получила немало наград. Спросите у бдительного охранника, где школьный спортзал. Не медля, последуйте его совету и наткнетесь на стеллажи кубков и медалей. Гимназия на протяжении многих лет завоевывает первые места на районных, городских и иногда даже краевых спортивных мероприятиях. В июне, зажав в руках медали и «хорошие» аттестаты, стены школы оставляют немало выпускников. Очень многие из них небезуспешно штурмуют престижные институты города.

Какие дети такой и учитель (или наоборот…?). Ведь от его, учителя, воспитания, работы с каждым учеником в отдельности, зачастую зависят успехи школьников. Стоит отметить, Гимназия зиждется на прекрасном педагогическом составе. Над расписанием занятий, висят портреты многих из преподавателей, отмеченных той либо иной наградой. Здесь есть и почетный работник образования, и учитель года. Примечательно, что все из представленных преподавателей работают в школе до сих пор. Каждый из учеников, прочитав надпись под портретом своего учителя, сразу понимает, с кем имеет дело. Кабинеты украшены табличками, в которых, помимо номера кабинета, указаны имя преподавателя, за которым закреплен кабинет, и его категория. Как правило, кабинеты закреплены за преподавателями первой и высшей категорий.
 
В Гимназии учителя приветливы и доверяют своим ученикам. Чем же еще объяснить тот факт, что двери учительской никогда не закрываются. Даже во время уроков, когда все преподаватели расходятся по классам и кабинет пустует. Заходи, бери журнал своего класса и исправляй, сколько хочешь, оценки, спрятавшись за углом ближайшего гаража. Никто тебя не вычислить, а пепел от журнала развеется по ветру. Возможно, никого из учеников эта гениальная мысль не посещала, что только говорит в пользу преподавателей. Сумели таки воспитать, внушить доброе и вечное. Но возможно, что дети просто боятся такого поступка, поскольку, если вычислят, будет худо и из гимназии выгонят. А они так ценят и любят эту замечательную школу. Снова «плюс» преподавателям – школьники любят учиться именно здесь.

 Когда я пришел в Гимназию, столкнулся с несколькими проблемами, которые преследовали меня на протяжении всей практики. Я абсолютно не представляю, как общаться с детьми. Мне дали девятый класс. Они там все притворяются взрослыми и серьезными, особенно женская половина, которая абсолютно преобладает, почти как на филологическом факультете. Стоит отметить, что у них филологический профиль и есть. Я когда узнал, обрадовался донельзя. С девчонками то уж как-то справлюсь.

С девчонками я не справился, их слишком много. Парни ведут себя очень скромно и прилично, по сравнению с этими… Кто-то сказал, что женской дружбы не бывает. Здесь этот тезис себя полностью оправдал. Класс разбит на несколько группировок, которые постоянно не довольны друг другом. Впрочем, в женских коллективах это обычное состояние. Не стоило бы и внимания обращать. Но чем больше мелких групп, тем больше очагов разнообразных тем для разговора, абсолютно не касающихся исторической науки. Удрученные богатым жизненным опытом девятиклассницы – самый серьезный враг дисциплине.

Нет, они умницы, конечно, готовятся, многое делают на «отлично», но мало что понимают. Для большинства высокие смыслы исторической науки чужды и сложны. Они будут очень внимательно слушать только женщину-преподавателя, да и то, если та будет весьма авторитетна, чтобы школьницы смотрели на нее как на свой идеал. Тогда вы не найдете более внимательную аудиторию.

Чуть позже, уже на последней неделе, я провел диагностику уровня развития познавательного интереса к истории. Выявленные результаты многое объяснили. Анкетирование показало, что история как предмет мало интересна для детей из этого класса. Заинтересовать их можно только событийной составляющей, то есть им интересна динамика, а не скучные беседы об экономике или социальном строе данного периода. Понимай я это раньше, было бы гораздо проще. Но с другой стороны, «скучные» моменты из программы не выкинешь. Нужно научиться такие темы рассказывать максимально интересно.

Первая неделя прошла незаметно. Мы с другими практикантами посещали уроки истории девятых классов, однажды были даже на физике. Учителя предметники без особого энтузиазма соглашались нас приглашать на свои уроки. Потому мы вскоре оставили попытки уговорить их пустить нас на математику или литературу. На второй неделе нас попросили присутствовать ассистентами на пробных экзаменационных сочинениях у наших классов. Достаточно долгий и скучный процесс. Сидеть и ничего ровным счетом не делать, только смотреть по сторонам, чтоб не списывали. Пять уроков тянулись очень долго.

На этой же неделе провел первый урок по истории России. Готовился к нему долго, целый вечер писал план-конспект. Сложно было себя говорить перед всем классом. Еще сложнее – молчать и вести хоть какой-то диалог с ребятами. Я открыл для себя удивительную вещь. Дети с моего 9 «Б» любят читать с учебника. Прочитали, обсудили, опять прочитали, дал под запись пару определений (писать наоборот не любят), обсудили и так далее.

Когда увлекался и давал материал на манер лекции в университете, удивлялся, почему они не слушают, не конспектируют за мной. В школе, как я подумал позже, лекции ни в коем случае не подходят для обучения. Беседа, игра, активная работа с классом в целом и с каждым учеником в отдельности – вот рецепт успешного урока. Сочетать все эти качества просто необходимо и добиться этого можно только практикой. Потому, я думаю, студентов педагогических вузов и отправляют по школам. Только путем проб и ошибок можно достичь максимального успеха. В университете же учат этих самых ошибок допускать как можно меньше.

Первый урок по обществознанию дался гораздо сложнее. Учебник для девятых классов неинтересный и сложный для понимания, зациклен на тексте. Задания в конце параграфа недоступны для понимания не только школьников, но и учителей. Приходилось подолгу готовиться, предлагать свои формулировки и объяснять по буквам, то, что зачастую сам с трудом понимаешь. После первого урока, с целым багажом замеченных мной самим ошибок и недочетов, я готовился к последующим гораздо тщательнее.

Достаточно долго не мог отделаться от боязни сказать что-нибудь не то. Обмануть учеников, дать неверную информацию казалось верхом профессиональной некомпетентности. Потом стало понятно, что главное обратить внимание школьников хоть на что-то, все равно мало кто запомнит. Потом прочитают в учебнике правду. Главное давать под запись только достоверные данные, правильные определения и даты.

Часто я делил класс по рядам на несколько групп, для заполнения таблицы или схемы. Дети должны были выписать из учебника самое важное по их вопросу. Удивляло, что они практически дословно списывали с учебника. Нет, чтобы тезисно, кратко и содержательно. А потом еще пытаются так же дословно заполнить схему на доске. Глупо, только мел тратят. Приходилось влезать и самому кратенько вписывать и давать под запись.
 
 Еще более всего не нравилось их, особенно девчонок, медлительность при записях в тетрадь. Я бы успел три страницы исписать, пока они две строчки в тетрадь переписывают. А если еще и схемку в тетрадь перечерчивают – совсем караул. Все аккуратненько, каждая буковка своим цветом, каждая черточка под линеечку. Здесь университетской пары мало, не то что сорока минут. Зачем так бумагу марать, если все равно тетрадь выкинет. Надо писать быстро и грамотно, не тренироваться в каллиграфии, а работать на результат. В итоге многие не успевают или верещат на весь класс: «Я не успеваю, что так быстро (четыре раза по слогам) …?».

Многие учителя мне возразят. Надо учить детей аккуратности в тетрадях, тогда будут, мол, опрятны и аккуратны в жизни. Не верю, вот честное слово. Сейчас уже многие за компьютерами хоть что-то более или менее важное пишут. Там аккуратность особо не нужна – умеешь по клавишам стучать, компьютер сам ровными буковками в строчку выложит, табличку начертит и неграмотность подчеркнет. На уроках информатики в школах надо учиться не программы на примитивном бейсике писать, а работать в ворде и буквы на клавиатуре не задумываясь искать.

Последняя неделя практики получилась самой насыщенной. На последнем уроке показали учебный фильм по внешней политике СССР перед Великой отечественной войной. Детям вроде бы понравилось. Многие внимательно слушали и смотрели. Кое-кто даже что-то записывал, помня о том, что важнейшие моменты будут спрашивать на следующем уроке. Изредка вырубал видео и комментировал, задавал вопросы, объяснял. Показывали фильм пять уроков подряд каждому девятому классу в школе. Я считаю, что таких уроков должно быть больше. Дети лучше воспринимают визуальную информацию, чем на слух. Но одновременно, фильмы должно носить более специализированный характер, чтобы школьники не только смотрели, но и понимали. Этого можно достигнуть качественным видео, грамотным учебным текстом автора, актуальным и интересным содержанием в целом. Не все темы из школьной программы по истории и обществознанию подходят для изучения посредство видео, но и здесь всегда можно придумать свой метод подачи материала.

Еще более понравилась патриотическая викторина, посвященная 23 февраля. Для классов с пятого по восьмой, я и другие практиканты приготовили более 30 вопросов по военной истории. По два на представителей каждого класса. Вопросы должны были быть занимательными, то есть из разряда общеизвестных, для решения которых нужна эрудиция, а не специальные исторические знания. Как оказалось, у нас получились именно такие. Пятиклассники иногда решали более сложные задания, чем представители восьмых классов.

Аналогичные викторины одновременно проходили по другим предметам. Результаты суммировались, и определялся победитель. Главное детям понравилось, по школе витал дух соперничества, все увлеченно рылись в справочниках и энциклопедиях. Надо сказать, такие мероприятия очень продуктивны не только на воспитательном, но и на развивающем уровне.

Практика закончилась, но осталось ощущение чего-то недоделанного. Только в конце научился кое-как вести урок, общаться с детьми. Надо, по моему увеличить время прохождения практики, чтоб было больше времени на адаптацию самого студента, знакомство с классом. Пяти недель для всего этого несколько мало.

В целом, мне понравилось в школе. И я теперь иногда даже задумываюсь о работе учителем.


Рецензии