Антиутилитаризм

Мысли о прекрасном

Мыслей много, поэтому буду тезисно.

Никто ведь не станет спорить, что прекрасное - категория сугубо интеллектуальная. Т.е. только тот, кто мыслит, может различать – вот это прекрасно, а это ужасно. Вы конечно начнете спорить, что ваша кошка считает запах валерьянки прекрасным, а собак на дух не переносит. Но вспомните, какую последнюю книжку ваша кошка называла гениальной, и все вопросы отпадут.

Итак, с этим разобрались.

Теперь посмотрим вокруг и определим, что мы можем называть прекрасным и ужасным. Все субъективно, но у каждого есть любимая книжка, своя, только ему понятная, и нелюбимая Дарья Донцова. Кому-то нравится Моне, а кто-то находит импрессионистов монстрами, разрушающими классическое искусство. Что бы вам ни нравилось, вы находите в этом отпечаток подлинного таланта и восхищаетесь тем, как это могло быть создано. А теперь посмотрите на цветы. На роза смотреть не будем – это пошло, давайте посмотрим на орхидеи. Вы находите это прекрасным? Красоты в этом цветке не больше, чем в просто удачно растекшейся кляксе. Ведь она не несет на себе клеймо мастера. Они не несет в себе ничего интеллектуального. Получается, что признать красоту дикой природы – расписаться в собственной неспособности дифференцировать прекрасное и ужасное. Свести ценность своего интеллекта к нулю. Птички поют для того чтобы трахаться, цветы цветут, в принципе, за тем же. Это исключительно физиология. Искать в ней подлинно прекрасное – не имеет смысла.

Следующий шаг. Почему?

Выходит, что подлинно прекрасное должно быть продуктом интеллекта. Но особенность человеческого интеллекта (в отличие от поползновений обезьян и дельфинов) в том, что он включается не только в моменты преодоления препятствий, а работает постоянно. Даже во сне. Но ведь у современного человека в жизни не так много препятствий, чтоб загрузить мозг на 24 часа. Именно поэтому и возникло антиутилитарное понимание прекрасного и ужасного. Переставляем слова местами и получаем: категория прекрасного возникла как отход от естественного.

А теперь попробуем применить эту формулу на практике

Посмотрите на человека. Разве можно его считать прекрасным в том виде, в котором его создала природа. Он весь наполнен утилитаризмом. Длинные ноги, чтобы быстро бегать на охоте, волосы, чтобы защищать голову. И даже глаза. Зеркало души. Их форму определяют веки – защитные лепестки. Ресницы и брови выполняют ту же функцию – защита глаза. А зубы человеку даны, чтобы есть.
Человек – комок мяса, запрограммированный на воспроизведение. Подлинно прекрасным его назвать ни в коем случае нельзя. Только страдая, переламывая свою природу, он приходит к красоте. Подтверждение этому мы находим в истории моды. Красивая женщина всегда страдала. Сейчас развернули борьбу с худобой. И один из аргументов – большинству мужчин нравятся женщины в теле. Но разве историю когда-то двигало большинство? Историю двигали те мужчины, чтобы понравиться которым женщины пили уксус, ломали ребра в корсетах, забивали кишечник зерном.
Путь навстречу народу (большинству) – это путь вниз. Не забывайте об этом.


Рецензии
А глядя на орхидею, разве вы не задаётесь вопросом: как это было создано? Загадка какого рукотворного шедевра может сравниться с этой?

Александр Махнев   23.03.2007 00:46     Заявить о нарушении
я вам открою серкрет - я даже знаю, что нужно добавить в воду, чтоб у орхидеи были махровые ободки на лепестках ;)

Фаусто Ромуш   23.03.2007 11:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.