Исторические этюды. с. Семёновское
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.
Храм Николая Мирликийского Чудотворца. Село Семёновское.
* * *
Сейчас сложно писать о селе Семёновское-Отрада, очень сложно, тем паче вторая часть названия, пожалуй, абсолютно противоположна тому состоянию, в котором находится усадьба. Это была, действительно отрада для души и тела. Это был бриллиант, который обрабатывался и шлифовался многие годы и многими мастерами своего дела высочайшего уровня... На этом пока хочу остановиться, ибо невозможно сейчас в полной мере описать то, что было в Семёновском-Отраде до 17-го антихристова года и ещё более сложно описать то, что там происходит ныне, но несмотря ни на что, словно из золотоносной жилы всё ещё тащат, тащат и тащат – тащат бомжи в рваных трениках, тащат гладковыбритые интеллигенты, тащат худосочные старички с профессорскими бородками, тащат братки в коже и золоте... Сколько ж можно было туда вложить, чтобы за десятки лет это не оскудело и ещё можно хапнуть, со щенячьей радостью, воспитанному на совковых «моральных» принципах, жлобу... Признаюсь честно – не хотел, ну совсем не хотел писать о том, что написано выше, но рука преодолела желание разума... увы…
Заглядываю в 1518-19-е годы, то выясняется, что в ту пору при разделе села меж двух хозяев, первое село обрело название Дубеша, вторая же часть села записывается как «земля Семёновского села, владение Василия да Фёдора Ташлыковых детей».
Возникает вопрос, почему село Семёновское было уже селом в начале XVI-го века? Есть информация о том, что в те древние времена, в той части села, которая при дележе стала именоваться Семёновским, можно не сомневаясь предположить, что на этой земле осталась церковь во имя Симеона (предположим – Богоприимца или Столпника или Богослова?). Есть ещё более основательный факт, который говорит в пользу того, что в селе Семёновском стояла деревянная церковь, ибо последующая, построенная в конце XVIII-го века – Никольско-Владимировская была возведена на месте, прежде стоявшей на этом месте, деревянной, а это уже доказанный факт...
Семеновское-Отрада на берегу реки Лопасни, хотя и претерпело огромные потери и разрушения (о чём вкратце было упомянуто выше), но, не смотря ни на что это одна из немногих в Подмосковье наиболее полно сохранившихся усадеб XVIII – XIX-го веков. По многообразию и разнообразию художественных, декоративноприкладных, архитектурных и скульптурнопарковых шедевров, находящихся здесь в наше время даже, в том виде, после многочисленных варварских разграблений и бессмысленных погромов, оно всё ещё по прежнему представляет настоящий музей лучших образцов дореволюционной (доварварской) Русской Культуры... В усадьбе Семёновское-Отрада, особенно в её жилой части невольно отражается и проявляется духовный склад и настрой владельцев усадьбы. То, что мы могли когда-то созерцать в Семёновском , да и до ныне можем видеть уже в изувеченном, далёком от первоначального замысла виде, даже сквозь этот слой искажений, мы видим в Семёновском плод творческих усилий графа В. Г. Орлова, В. П. Орлова-Давыдова и лучших архитекторов и художников того времени К. Бланка, Д. Жилярди, М. Быковского, К. Брюллова, Э. Боссе, крепостного зодчего Бабакина (Бабкина) и многих других, не менее талантливых мастеров. В 1774-м году граф Владимир Григорьевич Орлов, получив часть пожалованных брату Григорию, земель, решил основать здесь, самой природой созданном, красивейшем месте, невиданную до сель, усадьбу. Владимир был младшим из пяти братьев. Средние из них – Григорий, Алексей и Фёдор – были бравые здоровяки, уверенные и необузданные в своих желаниях и замыслах.
Владимир родился в 1743-м году, здоровьем был, слаб и воспитывался у няньки в духе благочестия. В 1763-м году поступил в Лейпцигский университет. В 1766-м году он был назначен директором Академии наук. В 1775-м году Владимир покинул Санкт-Петербург, поселился в Москве и занялся своим имением. В 25-ть лет В.Г. Орлов женился на фрейлине Екатерины II – Елизавете Ивановне Штакельберг. Супружество длилось 49-ть лет, и было на редкость счастливым. Имея огромную тягу к сельской жизни, Владимир Григорьевич весьма заботливо благоустраивал Отраду. В 1771-м году привёз из Лондона множество красивых и уникальных вещей – от кареты и фортепьяно до соломорезки и пожарной трубы. Судя по его личным рассказам, он сам лично приводил в Отраду лучших из лучших архитекторов К. Бланка, В. Баженова и они проектировали и указывали на то, как обогатить пластику и ритмику фасадов колоннами, пилястрами, парапетами и фигурными аттиками. Разместили открытые террасы на сооружённых им оранжереях с крытыми, ведущими к ним галереями. Отрада была настоящим музеем, имевшим первоклассное собрание живописи – более 40-ка картин, среди них – Перуджино, Караччи, Рокотов, Доу, А. Орловский и другие живописцы с мировыми именами. Усыпальницу украшали бюсты братьев Орловых работы Шубина. Имелась богатейшая библиотека с уникальным собранием древних книг.
В это же самое время Карл Брюллов писал для усадьбы Отрада плафоны. Красивую ограду со львами на вратах проектировал Г. А. Боссе. В 1854 г. построено здание больницы. Храм был построен в 1778 – 1780 гг. и первоначально освящен во имя Святого Благоверного Князя Владимира. В 1787 г. церковь перестроили как зимнюю, и один из ее приделов освятили во имя святителя Николая. В 1835 г. архитектор Жилярди пристроил к храму ещё два придела. В тот же период установили новый резной иконостас, крытый сусальным золотом. Иконы обновили, совсем ветхие были написаны заново лучшими московскими иконописцами. Настенные фрески отмыли и заново прописали недостающие фрагменты. Надстроили колокольню и сделали выше шпили под кресты, но по неизвестным нам причинам и замыслам весь храм увенчали крестами по образцу католических – вообще-то имеются документальные подтверждения, что многие из Орловых разделяли масонские взгляды и даже состояли в тайных масонских ложах и орденах, имея весьма высокие степени масонских посвящений... Имеющий разум, да разумеет…
В советское время храм был закрыт, полностью уничтожено внутреннее убранство храма, уничтожен и шпиль над колокольней. Но внешний вид храма остался в удовлетворительном состоянии. В 1993-м году храм был передан общине православных верующих. Внешний вид храма восстановлен полностью, идут внутренние восстановительные работы и довольно успешно…
Самое страшное то, что усадьба и усадебный дом находятся в ужасающем, абсолютно заброшенном состоянии. Усадьба совершенно бесхозна, такого катастрофического состояния памятника культуры и архитектуры сложно увидеть в самом кошмарном сне. Окна выбиты, крыши вскрыты, стены проломлены – под действием дождей, снега, мороза уникальные изразцовые печи рушатся, красивейший узорный паркет вспучился и гниёт, высокохудожественная лепнина осыпается, от стенной росписи, небывалой красоты, остались мельчайшие фрагменты. Вот они, воочию, плоды проявления большевизма от ОДНА ТЫСЯЧА СЕМНАДЦАТОГО ГОДА И ДО СЕГО ДЕМОНОКРАТИЧЕСКОГО ДНЯ. БОЖЕ, СОХРАНИ РУСЬ ПРАВОСЛАВНУЮ!!! СЛАВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ!!!
* * * *
*Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.
Свидетельство о публикации №207032000153
Алекс Нефедов 21.08.2016 22:19 Заявить о нарушении