К вопросу о смысле жизни

© Выдержка из речи профессора Зигберта фон Флуда,
зачитанной им перед вручением Шнобелевской премии
ректором Ломонострадамского университета за общие
достижения в области сравнительной психологии и философии.


        В чём состоит смысл нашего с вами существования, коллеги? Я имею в виду не только собравшихся в этой аудитории, а весь наш вид, всё человечество в целом.
        Издревле существовало множество взглядов на функцию человеческой деятельности an mass. Экономисты утверждали одно, фрейдисты — другое, и, как те, так и другие изводили массу бумаги под описание своих взглядов.
        Экзистенциалисты полагали, что смысла никакого у жизни объективно нет, и человек способен лишь субъективно создать его путём входа в особое эмоциональное состояние. Буддисты, напротив, считали вредным направление усилий и воли человека на какую-либо внешнюю или внутреннюю цель, видя идеал в отсутствии всех и всяческих желаний. Что характерно, ими тоже была изведена масса бумаги и вощёных дощечек на выражение своих взглядов.
        Несмотря на кажущуюся наивность сведения всех человеческих желаний к одному — якобы главенствующему — попытки таковые продолжаются и в новое время.
        Например, относительно свежая доктрина Рона Хаббарда основывает все человеческие страсти на первичном стремлении к выживанию. Этой теме посвящены несколько его книг.
        Однако нам представляется очевидным, что смысл жизни человека не может заключаться ни в чистом выживании, ни во вкусной еде, ни в сексе, ни даже в экономическом преуспевании. Поскольку в подобном случае вся наша жизнь была бы целиком посвящена одному из перечисленных стремлений — и мы бы не находили в этом ничего трудного или неудобного.
        Если же допустить, что основной мотив человеческой деятельности — так называемый Смысл Жизни — существует, то осуществляться он может и помимо нашей воли. Нечто неуловимое, выполняемое в ходе всех наших действий.
        Нечто естественное, являющееся побочным итогом всех наших поползновений, от фрейдистских и буддистских — до марксистских и экзистенциалистских.
        Что мы делаем, даже особо не задумываясь?
        Что удаётся нам как бы само собой?
        В чём цель стремления к красоте того или иного поступка?
        Зачем престарелый глава корпорации PlayBoy обязательно выходит на публику с фотомоделью под ручку, хотя чисто фрейдистские мотивы в его случае не могут иметь доминирующего значения?
        Что является результатом любых благородных поступков и пышных аффектаций?
        Обсуждение.
        Резонанс.
        Флейм.
        Ранее мы не обладали достаточным количеством материала, чтобы вычислить этот мотив.
        Теперь достаточное количество материала у нас есть. И это — парадоксальным образом подтверждает нашу теорию. Ведь основным мотивом всех псевдопсихологических исследований является умножение флеймовой информации.
        Смысл жизни человека — во флейме, господа.
        И осознание того факта, что я увеличил лавину флейма, заполоняющего планету, ещё на 2,68 килобайт, наполняет меня, коллеги, чувством тихой неизречённой радости.


Рецензии