Шестилетки

Наступила осень, и родители дошкольников собирают своих детей в детский сад в подготовительную группу. Это ничуть не легче, чем собирать в школу первоклассников. Какие обширные списки им выдают в детском саду! И ходят родители, бабушки и дедушки по магазинам в поисках цветной бумаги, пластилина, красок и карандашей, альбомов и туалетной бумаги, мыла и порошка и прочего, прочего, прочего. Скоро их детям в школу… Кого ждут там? Какими хотят видеть первоклассников учителя? Чего ждут от них? И что ждет самих детей и их родителей, собирающих в школу «шестилеток»?
Каждый год придумывают все новые тесты. Споры на эту тему не утихают. Отбор в школу не выдерживает никакой критики.
Вот лишь несколько вопросов из тех, что задают детям для определения их умственных способностей в детских садах:
- Ты девочка или мальчик?
- Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Зачем нужен в школе звонок, парта?
- Что бывает раньше: день или ночь?
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
- Составь предложение со словом «луна». Сколько слов в предложении? Раздели слово «луна» на части. Сколько их? Сколько звуков в этом слове? Какие?
- У кого больше ног: у собаки или у петуха?
Интересно, а как бы ответили на такие вопросы сами взрослые?
Резонно задать вопрос, а почему ни спросить детей, что было раньше: курица или яйцо? А вдруг дети ответят?
Это кому же в голову пришла мысль задать «шестилеткам» вопрос о снеге (почему он бывает зимой, а не летом?). А откуда, по-вашему, 6-летний ребенок может знать, зачем в школе звонок, если он там еще ни разу не был?
И, если мы, уже принимая ребенка в школу, хотим, чтобы он умел читать, писать и считать, чему мы хотим учить его в школе?
Почему опять ребенку дают почувствовать, что он неполноценный, еще не принимая его в 1 класс?
А что значат тесты для 4-5 –летних детей?!
Пример: ребенку показывают яблоко, грушу, виноград и морковь и спрашивают, что лишнее. Просят назвать овощи, фрукты.
Если ребенок не ходил в детский сад, и мама с папой не занимались с ним дома, ребенок вообще не годен для учебы в школе.
Кто придумывает такие вопросы для тестирования? Почему не берутся за основу какие-то определенные тесты, утвержденные Министерством Образования РФ?
А где же индивидуальный подход? Как учитывается разный темперамент детей, условия, в которых они росли и воспитывались, их способности и желания? Почему мы опять «гребем всех под одну гребенку»?
Тесты – это влияние Запада и не нужно бездумно применять их в своей практике. Мы уже стали забывать о том, что наше советское образование считалось лучшим в мире. Мы все больше становимся похожими на наших западных коллег.
Важно понять, что на Западе совершенно по-другому подходят к вопросу получения образования. Их цель – научить человека ориентироваться в потоке информации, суметь найти нужное, а то, что в голове у их подопечных, преподавателей интересует мало.
Наше же образование было нацелено на то, чтобы знания, полученные в процессе учебы, оставались в голове у обучающихся. Мы учили их говорить и правильно выражать свои мысли, иметь свое собственное мнение, уметь спорить и доказывать свою правоту.
Используя же методы проверки знаний учащихся с помощью тестов, мы получаем специалистов, которые абсолютно не умеют разговаривать, выражать свои мысли, вести беседу с оппонентом, они все больше уподобляются роботам, которые на вопрос могут дать только краткий ответ «да» или «нет», и выбрать, в большинстве случаев методом «тыка», один вариант ответа из 3-4-х .
Очень хорошо, когда в детских садах и школах находятся специалисты, которые могут наладить учебный процесс правильно. С маленькими детьми должны работать люди, которые знают детскую психологию, которые могут заинтересовать ребенка. Очень важно понимать, что ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на одном виде работы. Нужно так разнообразить свою работу, чтобы ребенок хотел идти к вам на урок. Конечно, нужно заниматься с детьми в детских садах и подготовкой к школе. Но лучше бы их учили быть вежливыми, здороваться, говорить «спасибо», помогать друг другу, уметь себя обслуживать и не заостряли бы внимания на том, что кто-то что-то делает еще неумело. Детей нужно больше хвалить за то, что у них получается, только тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно в окружающей его обстановке. А самое главное, что требуется от воспитателя и учителя – это любить детей. Только с любовью можно воспитать хороших и добрых граждан. Только собственным примером можно научить ребенка правильному поведению в обществе. С маленькими детьми нужно больше заниматься рисованием, музыкой, иностранными языками. Именно в детском возрасте эти виды деятельности хорошо усваиваются. Начинать нужно раньше, если не с детского сада, то с начальной школы.
С детьми дошкольного возраста и с начальными классами уроки иностранного языка проводят обычно в игровой форме, с песенками и стихами, со спектаклями, с игрушками. Маленькие дети очень хорошо умеют учиться именно потому, что у них отсутствует стеснительность, они, не смущаясь, повторяют по несколько раз языковые клише – фразы. В отличие от взрослых, которые уже что-то знают, дети не знают еще практически ничего. Они одновременно учатся и русскому и английскому языку, некоторые грамматические правила дети начинают осваивать раньше по-английски, а потом только изучают на русском языке. Дети, которые раньше начинают изучать иностранные языки, лучше развиваются. Считается, что мы очень загружаем детей в садике и в школе, но если учебный процесс организован правильно, если учитель любит свою работу, умеет увлечь детей, дети учатся играя.
Есть, конечно, и то, чему мы можем поучиться у западных коллег. Мы должны брать для себя у них самое лучшее. Почему ни обеспечить детей и учителей прекрасными учебными пособиями, техникой, физкультурными принадлежностями? Почему ни платить учителям зарплату соответственно их уровню мастерства? Почему так случается, что в школах все чаще появляются бездарные учебники, написанные «корявым языком», абсолютно непригодные для обучения? Вероятно, их авторы платят большие деньги за то, чтобы их учебники закупались на бюджетные деньги. Почему в школах хватаются за новые учебники почти каждую четверть? Каждый новый учитель считает своим долгом взять для обучения тот учебник, который считает лучшим. А то, что дети прыгают «галопом по Европам» никого не волнует. Не соблюдается методика преподавания, ни принцип «от легкого к сложному». Зачастую это неудобно и самим учителям, так как одному классу дают учебники одного автора, другому – другого, потому что в школьной библиотеке не хватает учебников на всех. А учителя вынуждены готовиться к урокам в два-три раза дольше. Давно пора обратить внимание нашего правительства и местных властей на уровень образования в школах. Учителя, и заметьте лучшие учителя, уходят из школы в поисках нормальной зарплаты, на которую можно жить и содержать семью.
В некоторых школах города не проводятся уроки из-за отсутствия учителей, и это в то время, когда к нам приезжают хорошие учителя из стран ближнего зарубежья, которых не берут на работу, так как у них нет вида на жительство и гражданства. Школы не могут себе позволить платить за разрешения и приглашения на работу, так как это бюджетные организации. Но ведь местные власти, заинтересованные в хороших кадрах, могут внести предложения в правительство об отмене такой платы для бюджетных организаций, в которых не хватает этих кадров. Пока же этот вопрос никого не волнует, кроме родителей учеников, и тех, кто пытается найти работу.
Мне знаком этот вопрос, я тоже пыталась найти работу в школах города Серпухова. Учителя английского языка требовались почти во все школы города, но как только выяснялось, что у меня нет вида на жительство и гражданства, вопрос отпадал сам собой. Получите – приходите, поможем.
Представьте себе мое состояние, когда я, взрослая женщина, хороший педагог с большим стажем готова была выть от бессилия, я ничего не могла поделать, и я стала бороться.
Я не сидела и не ждала милости от правительства, которое меня бросило в трудную минуту. Я искала работу, собирала документы, писала в Министерство Образования, администрацию президента, ГУВД Московской области. И вот, наконец, я получила вид на жительство, сдала документы на гражданство и нашла работу. Но не в школе, а в газете. И теперь школа опять осталась без учителя, в котором она нуждалась.
Я думаю, что пока мы все молчаливо наблюдаем за тем, что происходит у нас в стране, так и будет. Не пора ли гражданам России, и тем, кто ими является, и тем, кто хотел бы ими стать, объединяться. Ведь только вместе нам под силу переделать ту государственную систему, в которой мы живем, а вместе с ней, я думаю, изменится и отношение к нашему образованию.
Мы вправе изменить отношение государства к нашим детям, нам нужно готовить их будущее. Им жить в новом государстве, и они должны гордиться им, а не стесняться того, что живут в стране, которая не может постоять за своих граждан. Ведь для того, чтобы тебя уважали другие, нужно самому уважать себя. Учитесь уважать себя и других и учитесь добиваться цели, которую вы поставили. Нужно уметь бороться за свои права.


Рецензии
Спасибо за статью.
Не для кого не новость, что при советах наше образование было одним из лучших в мире. В пылу борьбы с застойными недостатками заодно и все достижения пустили под каток. Надеюсь, разум победит и ситуация выправится. По крайней мере, с образованием - еще не утрачен потенциал. А пока что родители вынуждены метаться с выбором учебного заведения. Выбор не прост, так как качество обучения никак не зависит ни от престижности школы, ни от уровня оплаты за обучение - только от личных профессиональных качеств педагагов.
Что касается тестов - тут есть, над чем подумать. Если детские ответы оценивать не с точки зрения шаблонной правильности, а с точки зрения умения рассуждать - то самые каверзные вопросы окажутся не такими уж и страшными. Для примера: в одной из гимназий в числе вопросов для будущих первоклашек был такой вопрос: "Чем отличается большой от зеленого?" Я потом задавала его многим детям от 5 до 10 лет, и ВСЕ ответили по смыслу одинаково: "Большой уже готов, а зеленый еще зреть должен". Это было лет 15 назад, когда еще специальной подготовки к подобным тестам не существовало и детей не натаскивали на подобные вопросы. Поэтому ни кто не уловил разницу между категориями "цвет" и "размер", но на вопрос ответили.
Так что думающий ребенок сможет ответить на любую подобную запутку.
Удачи Вам в работе и творчестве!
С уважением,

Лана Рофанова   02.05.2007 02:16     Заявить о нарушении
спасибо Вам огромное за то, что не прошли мимо такой важной и животрепещущей темы...дети отвечают, конечно, но не все...и даже не потому, что кто-то знает, а кто-то нет...дети , как и взрослые, по характеру все разные - кто-то знает, но молчит - застенчивый, неуверенный...а кто-то выкладывает все подряд, что знает...к тому же ребенок должен видеть доброжелательный взгляд экзаменующего его педагога, кого-то и подбодрить нужно...в общем, нужен контакт...ну, и дети, которые подготовлены к таким тестам, всегда отличаются от тех, что совсем не занимались ни дома, ни в детском саду...к тому же сбивают иногда вопросы типа - сколько ног у слоника?(при этом показывают слоника на колесиках и бех ног совсем)...

Наталья Тихомирова   02.05.2007 16:34   Заявить о нарушении
Да, Вы правы, была и такая ситуация:
Учитель: "Чем отличается нож от окна?". Девочка молчит. Потом, в коридоре: "Ножом - режут, в окно - смотрят, а чего тетя такие дурацкие вопросы задает?"

Лана Рофанова   02.05.2007 17:37   Заявить о нарушении