Путешествие из Серпухова в Актюбинск 2004 год

 
Наступило лето – пора отпусков. Хочется увидеться с родными, друзьями. Хочется отдохнуть. Вот и я, получив, наконец, российское гражданство и новый паспорт, могу выехать в ближнее зарубежье. Какое же это счастье, когда в порядке все документы, и ты являешься полноценным гражданином своей страны! Меня могут понять только те, кто побывал «в той же шкуре». Решено - вещи собраны, автомобиль готов к поездке (едем своим ходом), мы едем в Казахстан. Впереди 2 тысячи км и нетерпение от долгожданной встречи с городом, в котором прошло детство, юность, с которым так много связано в этой жизни.
Когда-то давным-давно отца послали на работу из России в Казахстан, незнакомый тогда город Актюбинск. Все тогда ехали поднимать целину, экономику, культуру, строить города, налаживать жизнь на огромных просторах тогда еще единого и могучего Советского Союза. Нам, тогда еще детям, было все равно куда ехать, где жить. Не знали мы тогда национальностей, учились везде на русском языке, занимались спортом, танцами, музыкой и многим другим. Дружили, любили, отдыхали в летних лагерях. Все это было бесплатно или за чисто символическую плату (профсоюзы были богатые). Мы объездили весь Советский Союз во время школьных каникул, отдыхали на Черном море в международных лагерях «Артек» и «Орленок». Не было тогда границ, таможни и пограничников между республиками, все было общее, медицина, образование, кружки и спортивные школы бесплатные, валюта единая, экономика развитая, у всех была работа. В общем, была уверенность в завтрашнем дне.
Но случилось то, что случилось. Всё развалилось, все разделились, кто-то даже нажился на этом, ну а основная масса людей осталась у «разбитого корыта». Повезло тому, кто оказался на своей земле, а что делать тем, кто остался на чужбине? Ох, и трудно решиться на переезд в возрасте, когда уже не берут на работу даже там, где тебя знают, начинать жизнь заново в 40-50 лет. И ведь люди-то все грамотные, с высшим образованием, квалифицированные работники. А встречают их неласково. Даже те, кто родился в России, оказывается, должны очень долго доказывать свою принадлежность к Родине. А что говорить про тех, кого угораздило родиться в других республиках? Но, как бы ни было трудно, мы привыкаем жить здесь, начинаем любить по-своему нашу непутевую Родину. Мы понимаем, что во всем виноваты чиновники, а не страна. И начинаем потихоньку бороться за свои права с бюрократами. Не знаю, как это у нас получится, но хотелось бы, чтобы люди чувствовали заботу о них со стороны государства. А ведь трудно, оказывается, жить в России не только нам – приезжим, ведь своих здесь тоже не любят. А любят чиновники только деньги. Обидно же больше всего от того, что в тех республиках, из которых мы приехали, условия жизни людей значительно лучше, чем в России. Вот тебе и парадокс – построили жизнь другим, а своих людей забыли. Приехала я в Серпухов и оказалась в 13 веке: частный сектор не газифицирован, без воды и канализации. В Казахстане это было бы удивительно!
Но это все отступление. Теперь о самой поездке. Большая часть пути пролегает по просторам России: Московская, Рязанская, Пензенская, Самарская и Оренбургская области. Что бросается в глаза, так это то, что поток машин по этому направлению значительно снизился. То ли результат работы таможенных органов (стали меньше товаров вывозить из России), то ли из-за того, что закрыли для проезда иногородних плотину в Тольятти, автомобильный поток тянется теперь по другим областям? Что касается уровня жизни населения - все тоже предельно ясно. Московская область в городах живет неплохо, чего нельзя сказать о деревнях. В Рязанской тоже все достаточно благополучно. Пензенская область выглядит довольно удручающе – покосившиеся серые домишки, вдоль дороги торговля посудой, хрусталем, светильниками, велосипедами, пластмассовыми изделиями. Все говорит о том, что зарплату людям не платят, все выживают, как могут. Некоторые деревни перепрофилировались – построили небольшие забегаловки вдоль дороги и предлагают обеды. Кухня всех народов мира, по обочинам стоят дальнобойщики и легковые машины - всем хочется поесть горяченького. Кстати, конкуренция огромная, видимо поэтому качество приготовления, количество порции и вкус пищи отличные. Пообедали здесь и мы. Обед на четверых обошелся нам в 280 рублей. На первое была окрошка с холодным квасом, на второе пельмени – по 15 штук (внушительных размеров с очень вкусной свининой) и квас.
Чем дальше отъезжали мы от Москвы, тем дешевле становился бензин и газ. Заправиться сейчас не проблема – и днем и ночью всегда всего вдоволь, расстояние между заправками небольшое. Но самый дешевый бензин и газ все-таки в Самарской области: АИ 92 - 11,50 рублей, газ - 4,20 рублей. Мы заправлялись в основном газом – очень выгодно! Самарская область живет богато, по всему видно, что зарабатывать деньги здесь умеют на всем. Ну, взять, хотя бы плотину. Сначала ее закрыли на ремонт. Это было года три назад. Закрыли, да так и забыли открыть для транспорта других регионов. Ездят сейчас через плотину только машины самарского региона, стоят посты ГАИ и отсеивают всех остальных. Для транзитных машин остается только паром, а это соответственно 120-150 рублей с машины с водителем и по 50 рублей с каждого пассажира. Это, что касается легкового транспорта. Газели перевезти еще дороже. Вот и богатеет область. Нас тоже завернули у Сызрани на паром, но, когда мы подъехали к переправе, оказалось, что последний паром ушел, а следующий будет только утром в 8 часов. Паром ходит круглосуточно по мере накопления транспорта. В основном получается 3 раза в день. Правда, если есть деньги, тебя перевезут и одного – плати только 8 тысяч рублей. Постояли мы, подумали и решили прорываться через плотину. Поехали вдоль водохранилища к Жигулёвску, пристроились ближе к местному автомобилю и начали двигаться в сторону последнего поста ГАИ (заслон, нужно сказать, стоит серьезный!). Нас спасло то, что много автомашин из других регионов уже стояли на обочине, и сотрудники ГАИ были заняты. А когда мы были уже на плотине остановить нас было уже невозможно и бесполезно. Вот так, в гордом одиночестве мы и проследовали через Тольятти в сторону Самары. Только свои имеют право ездить через плотину бесплатно. Не знаю, в чем тут причина, но было очень неприятно от осознания того, что не только жителям других стран не позволено ездить по России, где удобно, а гражданам России не разрешено ездить бесплатно по родной земле! По-видимому, местные чиновники заставят скоро всех платить даже за воздух, которым дышим. И ладно бы берегли плотину и не пускали проезжать грузовые автомобили, так нет же, поделили их по принципу: свой – чужой! На обратном пути нам не должно уже было повезти даже по теории вероятности. Чудес не бывает. Пришлось плыть на пароме – заплатили 300 рублей, поддержав, таким образом, экономику Самарской области.
Следующая область на нашем пути – Оренбургская. Очень богатая область, много нового жилья, да и старое выглядит ухоженным. Газ, нефть, бензин, промышленность, сельское хозяйство, большой приток рабочей силы из соседней Актюбинской области, соответственно возросшие цены на жилье (цены на квартиры чуть уступают в цене московским и подмосковным). Деньги зарабатывать тут тоже могут. Беспокоит местную общественность только одно – и сюда уже дотянули свои руки из Москвы чиновники. Новотроицкий комбинат уже давно курирует Черномырдин, а вот в Соль-Илецке, моем родном городе, все, что относится к отдыху на Соленом озере, уже давно отошло жене Лужкова. Вот такие у нас теперь родственные связи с «сильными мира сего». Мои земляки жаловались, что не могут уже больше местные жители купаться бесплатно в Соленом озере и принимать грязевые ванны. Дешевле теперь привозить лечебную грязь из Башкирии, что и делают некоторые жители Соль-Илецка. И творятся на руднике безобразия. Инженеры, которые следили за тем, чтобы не было промоин в толще соли, уже не работают. На них экономят. А ведь озеро уже однажды ушло за одну ночь. Хорошо, что это случилось не днем. А представьте себе, сколько людей затянуло бы в воронку – глубина озера 75 метров, это ведь соляные шахты! И такой объем воды ушел моментально. Теперь дно озера забетонировали, наполнили опять водой, но ведь стенки его так и остались соляные, их может размыть в любой момент, поэтому нужны инженеры, которые будут следить за тем, что происходит с солью, с шахтами и за концентрацией соли в воде. Озеро и грязи в Соль-Илецке всегда были целебные, и в город приезжали лечиться люди со всех концов Советского Союза совершенно бесплатно. Но вот нашлись хозяева и этому месту.
Дальше уже наш путь лежал через границу с Казахстаном. Сагарчинский таможенный пост знаком всем, кто хоть раз ехал автомашиной в Актюбинск. В основном это машины Актюбинского и Оренбургского регионов, здесь в приграничной полосе многие люди имеют родственников по обе стороны границы. И вот, представьте себе, что проезд в Казахстан (как везде говорят упрощенный) длится, как минимум, 1,5-2 часа. Заполняются декларации, каждый проезжающий должен подойти к окошку, чтобы его изображение в паспорте сравнили с оригиналом, потом осмотр автомашины, вынимают все вещи, а если будут слышны возмущения в адрес таможни, можно услышать в ответ: «Будете возмущаться, загоним машину на подъемник и заставим еще и все колеса снимать! Я здесь, что хочу, то и делаю!» И это обращение не только к казахстанским гражданам, но и к своим, российским. Как же стыдно за свою страну становится в таких вот местах! Ну, что же это такое? До каких пор будет продолжаться это хамство?! Но вот, наконец, получен долгожданный талончик, и мы выезжаем с российского поста, и сразу же попадаем на казахстанский пост.
Процедура та же, что и на российской таможне, за исключением хамства. Вас вежливо просят показать паспорта, заполнить миграционные карты, заплатить за страховку автомобиля и получить документ на временный ввоз, потом спрашивают, что везешь, просматривают прямо в машине, не вынимая, вещи, дают такой же заветный талончик, желают счастливого пути, и вы свободны…
Ну, вот мы и на казахстанской земле! Какая же стоит жара! 38 С в тени, за 50 С на солнце. К концу дня сын выдыхает на одном дыхании: «Боже, как же у нас в Серпухове хорошо!» Даже забыл о том, что в Серпухове хотелось хоть кусочек лета. Родные и друзья рады встрече. Город стал еще красивее, хотя с приходом нового акима улицы уже не моют, а только метут. Что примечательно, еще с советских времен весь город разбит на небольшие территории, за которыми следят предприятия и организации города, частный сектор следит за своей прилегающей территорией, каждый четверг круглый год происходит уборка, а за антисанитарию городские власти строго наказывают рублем (т.е., извиняюсь, теперь тенге). Помимо этого коммунальные службы города постоянно и ежедневно производят уборку улиц и дворов. А видели бы вы, как быстро происходит уборка улиц и площадей после проведения городских мероприятий! Вот бы и серпуховским властям последовать этому примеру. Здания из тонированного стекла и бетона, памятники, скверы и парки, зеленые улицы, море света ночью – все сверкает и искрится. Омрачает только то, что и ночью жара не спадает – 30 С. Город готовится отметить День молодежи, выпускные вечера и День города. Я еще помню какое это грандиозное зрелище! Музыка, танцы, фейерверки, салют – городу только 135 лет! Серпухову во внуки годится.
Обращаю внимание на то, что в городе стало еще меньше русских. А ведь когда-то в далеком 1967 году большая часть населения этого западно-казахстанского города состояла из русских, украинцев, немцев, болгар, поляков, армян, татар, да и кого там только не было?! Почти все народы и народности, проживающие на территории Советского Союза. Обидно, что распад Союза так повлиял на состав населения. Люди уезжают, несмотря на хорошее экономическое положение в области. Зато едут из других городов Казахстана. Проблемы теперь в другом – казахский язык. Детский садик с русским языком обучения найти очень сложно, группы переполнены. То же самое происходит и со школами. Из 66 школ города осталось 7 русских школ, которые работают в две, а то и в три смены, классы переполнены, дети ездят из других районов города, а казахские школы работают в одну смену. На предприятиях и в организациях ввели экзамен на знание казахского языка.
Жилье заметно подорожало (в3-4 раза). За те два года, что я отсутствовала, произошли изменения и в худшую сторону. Область из самостоятельной стала дотационной. Пострадали бюджетники, начались задержки зарплаты учителям и врачам. Вот, что значит смена руководителя области.
А еще во время моего визита в городе проходили мероприятия по награждению «Человека года». На празднование приехало много известных людей, но мое внимание привлекли теперь уже мои земляки-москвичи Олег Гайданов, экс-прокурор Московской области, генеральный директор юридического центра «Советник права», президент Актюбинского землячества г. Москвы и Юрий Лончаков, летчик-космонавт, второй актюбинский космонавт после Владимира Пацаева. Порадовало то, что актюбинцы держатся дружно и в Московской области. Помогают друг другу, чем могут, с трудоустройством, планируется даже кредитование актюбинских бизнесменов в Москве, при землячестве создан для этого экономический совет. Среди актюбинских москвичей академики, профессора, руководители серьезнейших московских институтов и структур. Это землячество – единственная казахстанская организация в Москве, ее поддерживает даже аким Актюбинской области, он видит в этом необходимость. Появилась гордость за своих земляков – это пример того, как должны общаться русские люди. Ведь не секрет, что все нации друг друга поддерживают, а русские люди почему-то не держатся вместе. А нужно быть сплоченнее и дружнее, тогда и жизнь, возможно, не будет казаться такой сложной.
Приехала я домой морально удовлетворенная и уверенная в том, что все у меня сложится в жизни хорошо на новом месте: есть дом и хорошая семья, есть хорошая работа, которая мне очень нравится, уже есть новые друзья, есть хорошие люди, которые меня окружают в Серпухове. Все идет своим чередом. Жизнь продолжается…


Рецензии