Дикий Север Главы 4, 5, 6

Глава 4. ТОЧКА

 Солнце бездушным огненным шаром по кругу ходило на небосклоне и не садилось за горизонт. Днём оно поднималось в зенит, а ночью катилось высоко над холмами в противоположной стороне. Если на небе появлялись тучи, то дни и ночи сливались в один сплошной серый Полярный День.

Петрович давно храпел на соседних нарах, а Сергею, возбуждённому стремительной чередой последних событий, не спалось. Мешал дневной свет, пробивающийся сквозь замурзанное оконце. Часов у них не было, но по словам Петровича, было уже далеко за полночь.

Твердо решив бежать отсюда, Сергей вышел из душного жилища. Поднявшись на невысокий холм, осмотрелся.

Чёрно-буро-зелёная тундра тянулась до самого горизонта. Местами поблескивала свинцовая гладь озёр. На пологих склонах возвышенностей белели сугробы. Ветер упругим ровным и непрерывным потоком нёс в лицо пьянящий запах морошки, прелой листвы и болотных трав. Пейзаж был унылым и тягостным.

 В другой стороне, в лощине, на берегу огромного озера кособоко стояла омерзительного вида изба, собранная из разнокалиберных обрубков досок, рваных кусков брезента и рубероида. Подобные сооружения на Крайнем Севере почему-то называют «балкАми» (ударение на второй букве «а» - прим. автора). Рядом обшарпанная лодка-«дюралька», чаны для засолки рыбы, коптильня. Чуть поодаль, в склоне холма, располагался «лЕдник» (ударение на букве «е» - прим. автора) – огромная нора, выкопанная в вечной мерзлоте. Вход в ледник закрывало несколько дверей с тамбуром для того, чтобы внутрь не попадало тепло. Такие природные холодильники, с незапамятных времён, использовались на Крайнем севере для заморозки и хранения продуктов.


Позже, в голову не раз приходили мысли о том, каких титанических трудов стоило вырубить в вечной мерзлоте помещение площадью не менее ста квадратных метров. Кто были те неизвестные труженики, с помощью кирки и лопаты создавшие это внушительное сооружение? Где они сейчас и что с ними стало…

В задумчивости смотрел Сергей на этот новый и необычный мир. Ощущение было такое, словно он оказался на другой планете. В его голове никак не укладывалось, что теперь здесь ему предстоит жить, работать, а возможно и умереть. Смутные чувства проснулись в душе Сергея, откуда-то появилась непонятная гордость. Вдруг, неожиданно для самого себя, понял, что рабом никогда не будет! Пускай лучше убьют, но батрачить на бандитов он не собирается...

* * *

Наутро Серёга заявил Петровичу о своём решении не работать и немедленно бежать отсюда. Напарник пожал плечами:

 - Беги… До ближайшего населённого пункта шестьсот километров. Летом по тундре далеко не уйдёшь, а зимой ты от холода загнёшься. Ещё имей в виду то, что каждому, кто поймает или убьёт беглеца, «фирма» по два ящика водки платит. Местные туземцы –долгане и ненцы, так и ждут таких, как ты. Да и мне водка не помешает… Ладно, ладно, шучу я, шучу… А работать ты зря не хочешь, отвечать потом за план придётся.

 - Отвечу! А рабом всё рано не буду!
 - Зря ты так, Серёжа, зря! Ну, да тебе виднее, как поступать… – ссутулившись, Петрович побрёл к воде, столкнул лодку и погрёб к дальнему берегу озера.

* * *

Несколько раз Серега уходил достаточно далеко от балка и убедился в том, что его сотоварищ прав. Тундра действительно была абсолютно непроходимой. Кажущаяся ровной местность была вдоль и поперёк изрезана глубокими лощинами, заросшими таким густым кустарником, пробраться сквозь который без топора было невозможно. Густая сеть больших и маленьких озёр с топкими болотистыми берегами также была непреодолимым препятствием. Изредка встречающиеся извилистые и узкие звериные тропы уводили в непонятных направлениях. Надо было придумать другой план побега.
 Может, попытаться захватить вертолёт бандитов?

 Твёрдо решив не работать, Сергей, видя, как надрывается Петрович на непосильной работе, иногда всё же помогал ему разделывать очередной улов, солить и коптить рыбу. Часть добычи, в мешках, переносили в ледник. Несмотря на все старания напарника план, естественно, не выполнялся - одному человеку заготовить такое количество продукции было невозможно. Судный день неумолимо приближался и наступил через две недели…


 Глава 5. ЛЕДНИК

Вертолёт появился из-за горизонта неожиданно и, мягко подпрыгнув на маленьких, словно игрушечных, колёсиках, приземлился на импровизированной посадочной площадке. Из люка пружинисто выпрыгнул человек в камуфляжной форме с карабином наизготовку и цепким взглядом осмотрел окрестности. За ним появилось ещё двое боевиков с автоматами в руках. Не мешкая, они бегом направились к точке, поочерёдно обгоняя друг друга. Пока бежал один, другой держал на прицеле рыбаков. Первый остался возле вертолёта прикрывать их.
«Да уж, действительно Дикий Запад, ни дать ни взять, - подумал Серега, - А ребята-то стреляные, опытные - голыми руками таких не взять…».
 Безумная мысль о том, чтобы как-нибудь захватить вертолёт - улетучилась сразу.

Между тем прилетевшие люди сноровисто заглянули в чаны для засолки рыбы, в коптильню и ледник. Сергей давно узнал тех самых бандитов из джипа, стараниями которых он так неожиданно превратился в раба.

 - Тааак…- зловеще протянул один из них:
 - Работать не хотим? Бастуем, значит?

Петрович стоял чуть поодаль и безучастно смотрел куда-то в сторону. Его первым повалили на землю и молча начали свирепо пинать.

- Не бейте его! Он не виноват! Это я не работал! – закричал Серёга и бросился к ним.
Бритоголовый удивлённо оглянулся:
- Он что, сука, опять не объяснил тебе, что за план вы оба отвечаете? А нам по фигу… Воспитывать обоих будем!

Страшный удар прикладом в грудь свалил с ног. Били долго, размеренно и старательно. Сквозь пелену кровавого тумана он смутно помнил как их отливали водой, ставили на ноги, били, снова отливали водой и снова били…

* * *
 
Сергей осторожно приоткрыл веки. Всё тело нестерпимо болело. В глазах стояла чёрная тьма. Попробовал протереть глаза рукой, но чернота не исчезла. « Неужели глаза выкололи!» - мелькнула жуткая мысль.

- Вставай, вставай, Сережа! Нельзя здесь лежать. Нельзя… - кто-то невидимый в темноте тряс его за плечи и пытался поднять

 -Что со мной? Где мы? Кто ты? – простонал Сергей.

- Это я, я, Петрович! В леднике нас закрыли. Поднимись Сережа, сядь на корточки. Лежать здесь нельзя, замёрзнешь, умрёшь…

Сознание прояснилось. Резко почувствовался жуткий холод, и тело в мокрой одежде стала сотрясать крупная дрожь. Температура в леднике была не выше минус десяти градусов. Их ожидала верная смерть. Через насколько часов они превратятся в куски мороженного мяса. Об этом он прямо сказал напарнику.

 - Нет, Серёжа. Если бы они хотели нас убить, то убили бы иначе. А так смотри - все кости у нас целые и внутренности вроде бы не сильно отбиты. Рабов обычно сразу не убивают – это экономически невыгодно. Мы с тобою еще поборемся за жизнь! Выживем, не впервой…

* * *

В темноте ледника Петрович преподал ему первые уроки выживания. Всячески подбадривая Сергея, он заставил его снять промокшую одежду, выжать и снова одеть. Преодолевая боль от нанесённых побоев, они до изнеможения делали физические упражнения, изо всех сил махали руками и ногами, чтобы согреться и высушить одежду на себе. Постепенно холод отступал.

Из мешков с рыбой соорудили высокий штабель, на вершине которого, из мешковины, устроили что-то вроде постели. Там, под сводом потолка, температура воздуха была на несколько градусов выше. Петрович показал, как надо выгрызать из мороженых рыбин жирную печень и есть её сырой вместе с желчью – такая своеобразная пища, с его слов, очень быстро усваивалась и помогала успешно бороться с холодом. Сергей с удивлением узнал о том, что распространённое в быту правило: «нельзя спать на морозе, а то замёрзнешь» - абсолютно неправильно. Истязая себя бессонницей, человек обязательно рано или поздно уснёт от усталости и тогда смерть неизбежна. Надо чередовать согревающие упражнения с коротким сном – тогда холод сам разбудит и не даст замёрзнуть. Спать нужно в позе эмбриона, на боку, подложив согнутую в локте руку в область почек – такая поза обеспечивает минимальную теплоотдачу и позволит не получить тяжёлые простудные заболевания. Но самое главное - ни на секунду не давать себе расслабиться и до последнего шанса бороться за свою жизнь.

 Томительно тянулись часы в кромешной темноте. Как заведённые, они делали зарядку, грызли мороженую рыбу, по очереди забывались в тяжелой дремоте. Обычно несловоохотливый Петрович развлекал различными курьёзными историями из своей богатой биографии. Из этих рассказов Серёга понял, что раньше работал он в каком-то закрытом заведении спецом по выживанию в экстремальных условиях. Стажировался в джунглях, пустыне, тайге. Когда наступила пресловутая перестройка и перестали платить зарплату, он решил не возвращаться из очередной арктической командировки. Устроился по специальности в общинно-родовое хозяйство со странным названием «Стархэвен». Когда понял, как жестоко его обманули, было уже поздно…


 Глава 6. РЫБАЦКИЕ БУДНИ

Дверь распахнулась и их окатило ослепительным белым светом.
- Тю, ты смотри, а они и вправду не окочурились за двое суток! Сто баксов из-за них проспорил…

Пленников выпустили из ледяной тюрьмы. Окружающая природа, озеро, и даже невзрачный балок после полной темноты сияли яркими и непривычными красками. Весь мир был добрым, родным и ласковым. Даже зловещие фигура охранников после пребывания в ужасном подземелье казались милыми и домашними. Сергей отчётливо понял, что если бы не Петрович, он бы уже давно превратился в замёрзший труп.

Беззлобно наградив их пинками, бандиты улетели. В наказание им не оставили никаких съестных припасов. Впрочем, всё это казалось пустяками после освобождения из ледяного плена.

 - Ничего, Серёжа, ничего. Сети есть, лодка есть. Тундра прокормит, – успокоил Петрович. - А вот план выполнять надо, если жить собираешься и хочешь выбраться отсюда...

Жить Серёга собирался, а выбраться из враждебной тундры хотел ещё больше, поэтому согласился с ним.

Начались суровые рыбацкие будни.
Утром первым обычно просыпался Петрович и будил своего напарника. По каким-то своим загадочным приметам он, не выходя на улицу, безошибочно угадывал время суток и какая их ждёт погода.

Наскоро позавтракав изрядно надоевшей ухой, они плыли проверять сети, за ночь неизменно наполнившиеся рыбой. Самое удивительное было то, что улов был примерно всегда одинаков. Оказывается, больше, чем положено, рыбы в сеть попасть не может - застрявшие в ячее рыбины бьются и отпугивают других. Поэтому чем чаще проверять сети, тем богаче будет улов. Количество отборной рыбы в озере всегда поражало Сергея. Такого изобилия он никогда не видел. Казалось невероятным, что рыба никогда не кончалось, и он всерьёз опасался того, что скоро всё будет выловлено…

Когда он поделился своими опасениями с Петровичем, тот рассмеялся:
- Да нет, всё выловить невозможно… На Севере такие озёра как наше, называют проходными - они системой проток сообщаются с большой рекой. Сюда рыба заходит кормиться и отдыхать. Кроме того, ячея в наших сетях очень крупная, мелкая рыба свободно проходит сквозь нее, поэтому репродуктивность биоценоза не страдает..., – заметив вытянувшееся лицо Серёги, пояснил: - Попросту говоря, мы своей рыбалкой абсолютно не мешаем рыбе плодиться и размножаться. Она была и будет, если ловить так как сейчас. А вот когда не будем регулярно проверять сети, то рыба в них сдохнет и начнёт отравлять гниением воду. Могут начаться болезни среди рыбного царства, и оно вымрет.
 Наши хозяева не дураки, знают, где надо точки ставить и какой кому план назначать. И с браконьерством они тоже борются, если, не дай Бог, чего заметят… Своими методами борются… Суки…

К обеду, закончив проверку сетей, они с потяжелевшей лодкой возвращались к балку.
Сергей обычно оставался разделывать и сортировать добычу, а Петрович шёл готовить обед.
Не смотря на то, что в рационе была одна только рыба, он умудрялся непостижимым образом разнообразить их стол. Выкапывал в тундре какие-то корешки и травы, готовил из них салаты и стряпал лепёшки. Рыбные блюда почти никогда не повторялись. Мимоходом умудрялся насобирать птичьих яиц или поймать утку. Когда пошли первые грибы, с питанием стало ещё лучше. С удивлением Сергей узнал, что в заполярной тундре ядовитых грибов вообще не бывает, а некоторые из них можно употреблять в пищу сырыми.

Во второй половине дня они быстро проверяли ближние к точке сети, а потом, вместо отдыха, или коптили рыбу, или ремонтировали и обновляли постоянно рвущиеся снасти.
На удивление, комары редко досаждали им. Место для точки было выбрано таким образом, что постоянно дующий вдоль берега ветер сдувал их. Но в лощинах и в кустах от комарья не было спасенья.

 Текли дни… Полярный день стал незаметно укорачиваться. Ночью уже наступали короткие сумерки. Сергей втянулся в работу, и она перестала тяготить его. Один раз прилетали хозяева и, убедившись в исправной работе, перестали посещать их…


Продолжение    http://www.proza.ru/2007/03/28-85


Рецензии
зачем надо рыбу с желчью жрать? как раздражающий фактор для организма, да?
А в леднике же рыба уже выпотрошенная складировалась, я так поняла? откуда там тогда желчь? или я что-то не поняла.

чиаю дальше)

Злата Абрековна   23.10.2013 09:44     Заявить о нарушении
игорь, ссылку поправь, там чот не туда идет(

Злата Абрековна   23.10.2013 09:55   Заявить о нарушении
только не скажи, что "кому надо, то сам найдёт")))

Злата Абрековна   23.10.2013 09:59   Заявить о нарушении
Рыбу на Севере складируют в ледники не потрошёную - она так лучше сохраняется. Это только если на точке ледника нет, то занимаются засолкой и потрошением. То, что потребление желчи согревает - слышал от местных жителей. Сам не пробовал - очень горько. Не исключено, что здесь включаются в организме какие-то неизвестные обменные процессы. Никто этот вопрос толком не исследовал.

Ссылки постараюсь исправить - действительно, какая-то ерунда получается...

Игорь Липин   24.10.2013 06:54   Заявить о нарушении
посмотрел свой уже подзабытый текст и понял откуда возник вопрос про потрошёную рыбу. На рыбацких точках рыба добывается в значительных масштабах - десятки тонн. На наиболее добычливых точках строятся ледники для сохранения улова. В замороженном виде рыба хранится достаточно долго и легко транспортируется зимой. В любом случае, часть добычи обязательно засаливается ( крупная рыба потрошится) и, при возможности, коптится. В таком виде рыба, как товар, становится гораздо дороже и может доставляться до потребителя в любое время года.

Игорь Липин   24.10.2013 07:40   Заявить о нарушении
ага, понятно.
а хочешь, расскажу тебе, как рыбу в городских условиях добывают и перерабатывают?)в огромных объемах причом. тут тундра отдыхает))
лично это видела - я зверушка оч любопытная)

Злата Абрековна   24.10.2013 10:38   Заявить о нарушении
"... рыбу в городских условиях добывают"?
"... и перерабатывают??"
"...в огромных объемах???"

Да, расскажи! Даёшь отдельный креатив на эту тему!

Игорь Липин   24.10.2013 13:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.