Вход Господень в Иерусалим. Страстная седмица

Православный календарь:
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье


ОСВЯЩАЕТСЯ  ВЕРБА  СИЯ...

          «...И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче-дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце... – никто не может так сотворить, Бог только.».
          Помните? «Лето Господне» Ивана Шмелева. Не знаю, почему, но всегда при разговоре об этом празднике вспоминается этот рассказ. Прочитав его когда-то давно у меня впервые возник образ подобия вербных «котиков» с огоньками свеч...

          Вход Господень в Иерусалим - один из главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви и совершается он за неделю до Пасхи. О нем повествуют все четыре евангелиста.
          А митрополит Антоний Сурожский называл его «одним из самых трагических праздников церковного года».
          Хотя, казалось бы, все признаки торжества налицо:  Христос вступает в Святой Град, Его с пальмами, цветами, постилая свои одежды под ноги, встречают  ликующие толпы народа. В среде иудейского народа был обычай: перед святой Пасхой приходить в храм, чтобы очиститься. Со всех концов Палестины богомольцы стекались в Иерусалим. Узнав, что Иисус также идет в Иерусалим, толпы людей вышли навстречу, восклицая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне!».
          Они готовы признать Его земным царем, сделать из Него своего политического вождя, который освободит израильский народ от врагов. Они кричат Ему: «Осанна!». А через несколько дней будут требовать Его распятия...
          И Христос, зная все это наперед, тихо вступает в Иерусалим, восходя к Своей смерти...
          И именно  во время этого людского ликования Иисус говорит народу о том, какова будет их судьба, если они пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним: «Оставляется дом ваш пуст; отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; все превратилось в пустыню...». Потому что единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад и сделать человеческое общество полноценным, — это присутствие Живого Бога.
          Но голос Спасителя слышат немногие...
          Ликование происходило буквально за несколько дней до крестной смерти Иисуса Христа.
          Люди из уст в уста передают событие, произошедшее накануне в Вифании: воскрешение из мертвых Лазаря, брата Марфы и Марии. Господь любил это семейство и  часто бывал у них дома. И вот Лазарь заболел и умер. Через четыре дня (поэтому и называется Лазарь Четверодневный) Иисус пришел в Вифанию к пещере, где был погребен Лазарь, и воззвал громким голосом: «Лазаре! гряди (иди) вон». Умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, вышел из пещеры...

          Именно Лазарева суббота - накануне Вербного воскресенья -  стала первообразом всеобщего воскресения. Именно в день воскрешения Лазаря, который уже четыре дня лежал в гробе и имел запах тления, Иисус Христос говорит Марфе, сестре Лазаря: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек...” (Ин. 11, 25-26).
          Кстати, с тех самых пор и стали лечебницы называться лазаретами, увековечив имя Лазаря и человеческое упование на милосердие Божие. Но совсем не обязательно  быть врачом, чтобы знать, что все человеческие болезни делятся на две группы: излечимые и неизлечимые. И порой простая простуда может оказаться смертельной болезнью. Болезнь же Лазаря оказалась не смертельной. Почему? Потому что «болезнь НЕ к смерти» - любая болезнь человека, верующего в Воскресение и Жизнь.  И «болезнь К смерти» - любая болезнь верующего в смерть.
          Люди долгое время были верующими в смерть. И Лазарь находился в их числе. Но ему первому было суждено увидеть и собственную смерть, и славу Божию, освобождающую его от смерти.
          После своего воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и был епископом на Кипре. Кипрская Православная Церковь до сих пор хранит эту благочестивую и назидательную историю о своем епископе, рассказывая, что легкий и веселый нрав общительного юноши Лазаря после воскрешения изменился: он никогда больше не улыбался...  То, что было открыто ему в своей смерти, не оставляло его ни на минуту все тридцать лет дальнейшей жизни, как и вера в воскресение мертвых, первым свидетельством которого стал он сам.
          Название Вербное воскресенье этот праздник носит потому, что в этот день освящаются веточки вербы. В наших краях они заменили пальмовые ветви (вайи), которыми народ приветствовал Христа. Вербы как символ воскресения освящают и окропляют святой водой субботним вечером накануне праздника и в сам день праздника. Освященные ветви приносят в свои дома, где с благоговением хранят до следующего года. Затем ветви сжигают, заменяя на новые. Освященную вербу хранят за иконами.
          Для соблюдающих пост: в праздник Входа Господня в Иерусалим разрешается рыба.
          Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. С понедельника следующей недели начинается Страстная седмица - время особо строгого поста.
         

***

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

          «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения...» (страсть - страдания). Эти слова, начиная с вечерни в Вербное воскресенье, будут звучать всю эту неделю в Церкви.
          За церковными службами Страстной недели будут вспоминаться события последних дней земной жизни Христа и ветхозаветные прообразы Его жертвы. Все дни Страстной седмицы называются Великими и проводятся в строгом посте.

          Великий Понедельник.
          Из евангельских событий в этот день Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Под смоковницей понимается всякая душа, не приносящая плода покаяния. Читается также притча о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг своего господина, а потом и самого сына хозяина. 

          Великий Вторник.
          Содержание службы вторника заимствовано из притч о десяти девах (где под елеем подразумевается совершение благих дел), о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.

          Великая Среда.
          День предания Иисуса Христа на смерть. В эту ночь совет первосвященников, книжников и старейшин решил взять Иисуса Христа хитростью и убить. В то время как в Вифании, в доме Симона прокаженного, некая жена «грешница» возлила на главу Спасителя драгоценное миро, чем предуготовила Его на погребение.
          В последний раз  совершается Литургия Преждеосвященных даров и прекращаются - до дня Святой Троицы - земные поклоны (кроме поклонов у Святой Плащаницы), творимые при молитве святого Ефрема Сирина.

          Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери.
          В этот день Иисус Христос  послал Своих учеников - Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху. Умыв ноги своим двенадцати ученикам, Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, а потом установил Пасху новую - великое таинство святейшей Евхаристии.
          В этот день в кафедральных храмах Архиереем совершается чин Умовения ног.
          И каждый год в этот день Патриарх освящает миро (миром помазуются в таинстве Крещения).
          Вечером в четверг совершается утреня Великого Пятка. Главная особенность ее составляет чтение 12-ти Евангелий, то есть двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых. При каждом чтении предстоящие в церкви зажигают свечи. 

          Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
          Литургии в Великую Пятницу не бывает. Каждый момент жизни Спасителя в этот день ознаменован отдельной службой в церкви.  Время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его на страдания и смерть  - богослужение утрени. Время ведения Спасителя на суд к Пилату - богослужение первого часа. Время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа. Время крестных страданий Христа - шестой час. Время смерти - девятый час. Снятие тела Христова со креста  - вечерняя служба.
          За Вечерней, которая часто совершается днем, совершается “Вынос Плащаницы” (плата с изображением Христа, лежащего во гробе), которую полагают в центре храма для поклонения.

          Великая Суббота.
          Святая Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом — и предвещает будущее Воскресение Христово.
          Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Поется погребальное пение. После канона под пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный...”» совершается чин погребения Спасителя - шествие с Плащаницей вокруг храма. Народ с зажженными свечами следует за Плащаницей под колокольный звон.
          Утром в Великую Субботу совершается литургия Василия Великого. Днем в храмах начинают освящать куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо — все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.
          Вечерня Великой Субботы служится вместе с литургией и уже принадлежит к Воскресению Христову.



© Ольга РОЛИЧ, 2007 г.
Свидетельство о публикации №207032700183


Рецензии
С праздником! Оленька!
Храни тебя Господь!

Елизавета Басова   12.04.2009 17:50     Заявить о нарушении
Солнышко-Лизонька! Благословен Грядый во имя Господне!
Спасибо, дорогая... помню о тебе/вас всегда:) и сегодня - за Литургией - тоже... Столько было людей!!! и на раннюю и на вторую службу - весь храм зелёненький:) Слава Богу!
..укрепи, Господь, в дни Страданий Твоих...и - Радостных дней Пасхи Христовой!
с Любовью,

Ольга Ролич   12.04.2009 18:17   Заявить о нарушении
Очень много прихожан, Оленька!
Уже чувствуем приближение Праздника!

Елизавета Басова   12.04.2009 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.