Житейские истории Грехи отцов

… Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода…
 Ветхий Завет. Книга Исхода 20:5


ГРЕХИ ОТЦОВ...


     Гнетущая тишина в опустевшем доме давно стала для неё привычной.
Женщина, едва перешагнувшая порог старости, уже долгие годы обитала одна в большом, некогда выстроенном её предками, доме. Здесь же, кроме её семьи, когда-то жили и родственники. Дом был поделен на две равные половины. Несколько поколений двоюродных и троюродных братьев и сестёр, сменяя друг друга, проживали бок о бок в этом доме. Вообще-то, в своё время во дворе было возведено два кирпичных одноэтажных здания с множеством хозяйственных построек: сараев и погребов. Во втором доме на протяжении всей её жизни обитали разные люди. Кто-то дожил до своей кончины, а кое-кто выехал, приобретя в другом месте города иное жильё. По-настоящему многоголосый и многонациональный двор опустел лишь сейчас. Даже фруктовый сад, когда-то буйно цветший всеми красками жизни, потускнел. Многие кусты и деревья засохли без должного ухода.
     Недавно, перебирая старые фотографии, она увидала себя и своих приятелей, сфотографированных в саду, в тёплый майский день, под цветущими вишнями. И хотя старый снимок был чёрно-белым, одинокая женщина так явственно припомнила тот, недостижимо далёкий теперь день, что даже почувствовала запах цветущих деревьев, воочию увидала яркую зелень листьев. Наверное, сколько бы лет не прошло, невозможно забыть юность, ощущение влюблённости в жизнь, друзей, родных – во всё, что делает человека необыкновенно счастливым!
     Теперь она жила одна. А одинокому человеку много ли надо?! Да и не уследить ей за всем. Необходимо было немедля перекрыть прохудившуюся крышу, поменять старые заржавевшие водопроводные трубы на новые, постоянно поддерживать в должном состоянии дворовые постройки. Эта работа не всегда по силам и мужчинам, а ей-то и вовсе
было со всем не совладать. Она пыталась во всём преуспеть, но не всегда получается то, что задумано. А тут ещё на её собаку, на её верного друга, напал чужой пёс. Еле живого принесла она домой своего любимца.   Выхаживать пришлось долго. Глубокая рана более двух месяцев тяжело заживала и в собачьем боку, и в её сердце. Страшно ей было. Ведь этот пёс - единственное существо, которое по-настоящему любит она. Да и он отвечает ей глубокой привязанностью. В разговорах с ним и время для неё проходит быстрее. Он всегда рядом. И порой ей кажется, что бессловесный четвероногий друг понимает её тревогу. И вот такое несчастье обрушилось на них обоих. Теперь приходится постоянно держать его дома, опасаясь нового нападения. А она давно уже не молоденькая девочка. Вот недавно поскользнулась, выгуливая собаку. Упала. Ушиблась крепко. Теперь и домашнюю работу приходится делать с большим трудом. Помощи ждать неоткуда.
     Такова жизнь. От несчастий и неурядиц в ней никто не застрахован. И от одиночества тоже.
     Женщина присела на стул. Опустила натруженные руки. И задумалась о том, что всё чаще возвращается в своих мыслях в прошлое. К тем годам, когда все её домочадцы были живы. Двор перенаселен разными людьми с неодинаковыми судьбами. А об одинокой старости смешно было и думать. Ей вовсе и не хотелось жить прошлым. Но в настоящем она была так одинока.
     Иной раз и рада была бы не припоминать безвозвратно ушедшие времена, да воспоминания, независимо от её желания, приходили к ней и наяву, и в тревожных смятенных снах. Присевшая на минутку женщина, отложив свои нескончаемые дела, более не сопротивлялась нахлынувшим думам. Неизвестно откуда появившиеся мысли воскресили счастливейшие моменты её детства, отрочества и юности. Те прекрасные времена, когда ещё всё в будущем: и взросление, и первая любовь, и многое другое, без чего не может быть радостной жизнь.
     Нахлынувшие воспоминания уносили её всё дальше и дальше в мир прошлого, заставляли напрочь позабыть все проблемы дня текущего. Словно лёгкая дрёма или сладкие грёзы снизошли на неё. Она отрешённо глядела вдаль, прислушиваясь к самой себе, и вспоминала, вспоминала…
     В её дворе всегда кипела жизнь. Почти в каждой семье подрастали дети. И все они были её ровесниками. Кто-то чуть старше её, кто-то на год, два младше. Рядышком находился и младший брат, которого она обожала. Он рос весёлым добрым мальчиком.
     Иногда шум и гам местной детворы становился невыносимым, и тогда детей заставляли разойтись по своим квартирам, чтобы взрослое население двора могло в спокойствии провести хоть какой-то отрезок времени. Но такое случалось редко, и потому двор жил многоголосой жизнью с раннего утра и до позднего вечера.
     Родители, родственники, одноклассники, соседи – все они составляли круг её общения, без которого невозможна жизнь любого человека. Детство закончилось. Наступила пора юности. Это время она всегда вспоминала с грустью и сожалением. В те времена всё ещё для неё было в будущем. Теперь же многим надеждам уже не суждено сбыться.
     Она часто вспомнила преждевременную трагическую смерть брата, оборвавшую его жизнь в самом её начале. И зачем ему понадобилось примирять упившихся соседей, затеявших между собой кровавую драку! Сколько раз семья задавала себе этот вопрос, зная, что ответа не будет. Некому ответить на него. Кто-то из тех нелюдей смертельно ранил его ножом…
     И сейчас, спустя десятки лет после этого происшествия, ей всё ещё не верилось, что подобное могло случиться именно с ним, с её братом, добрым, отзывчивым парнишкой, который, казалось, и пришёл в этот мир лишь для любви. Она помнит с какой нежностью относились к нему окружавшие его люди. Друзья и многочисленные подружки души не чаяли. А ему нужна была лишь одна единственная…
     Где она сейчас, как прожила все эти годы, и смог ли кто любить её так же сильно, как любил совсем юный парнишка? Вопросы, вопросы, на которые никто никогда не ответит. Исчезла та девочка сразу же после похорон…
     Мать, долгие годы страдавшая от тяжёлой изнурительной болезни, не смогла пережить потерю любимого сына. Очень скоро и она, вслед за ним, покинула сей бренный мир. А с кончиной матери все заботы об отце и старенькой бабушке легли на её плечи. А она в те годы была ещё совсем молодой девушкой. Вот так мечты о собственной семье, детях, обычном человеческом счастье и остались несбывшимися надеждами. А годы не стояли на месте. Они мчались, унося её молодость и привлекательность. И оставляли взамен лишь одиночество…
     Воспоминания о дорогом человеке, брате, заставили подумать и о родителях. Её мать и отец были своеобразными людьми, со своими непростыми судьбами, сложными характерами, которые неоднозначно воспринимались окружающими их семью людьми.
     Порой в тихом мирном дворе вспыхивали ссоры, которые со временем переросли в глухую ненависть между её родными и соседями. Особенно ненавидели отца. Она в те времена особо не вникала в соседские распри. И не прислушивалась к разговорам. Но и не замечать того, что происходило в её собственной семье, не могла. Тяжёлая продолжительная болезнь и потеря сына добавили в непростой характер матери ещё больше непримиримости, озлобленности и обиды на весь белый свет. Её раздражало всё: и чужой смех, и успехи соседей. Замкнутая по своей натуре, она превратилась в человека злобного и непримиримого. Даже дочери приходилось рядом с ней несладко. Но на то она и дочь, чтобы терпеть...
     С отцом всё обстояло значительно сложнее. Он постоянно куда-то исчезал. Наверное, мать была осведомлена о делах мужа, потому что терпеливо дожидалась его возвращения. А вездесущие соседи поговаривали, что он в очередной раз за какие-то тёмные дела оказался в тюрьме.
     Она никогда не спрашивала его об этом, как и не допытывалась о той женщине, с которой у отца ещё при жизни матери была любовная связь. И зачем её было вникать в чужую жизнь? И как можно судить родного отца?!
Он всегда выглядел импозантно. Даже частые отлучки не изменили его внешность. Но возвращаясь после очередного длительного отсутствия, он всё больше мрачнел. И нелёгкий характер становился невыносимым для окружающих. Женщине припомнились его многочисленные ссоры с соседями. Порой во дворе создавалась такая непереносимо гнетущая обстановка, что, казалось, ещё мгновение и вспыхнет пожар…
     Вспомнила она ещё и один случай, который, как ей сейчас кажется, наложил отпечаток на всю её дальнейшую жизнь. Неожиданно в их дворе появилась незнакомая женщина. Глаза её гневно горели. Губы сжаты были в кривой усмешке. Спутанные чёрные волосы разметались по плечам. Весь вид говорил о безумии. Она что-то неразборчиво выкрикивала и показывала рукой на отца. Но внезапно в наступившей тишине её слова услыхали все:

- За грехи отца ответят дети!

     Даже сейчас, спустя годы, опять, как и в тот далёкий теперь день ей, немолодой уже женщине, стало страшно. Так и видятся горящие гневом глаза, растрёпанные волосы и рука, направленная в её сторону.
Может, и сбылось пророчество. Ни семьи, ни детей. Одиночество да больная собака…
     Женщина встала, потёрла ушибленную руку, погладила притихшего, словно всё понимающего пса, и продолжила свои нескончаемые дела. Ведь жизнь, несмотря ни на что, продолжается...


Рецензии
Вы открыли мне библейскую истину, о которой я думал и боялся реальности предчувствия. Вы показали,что ошибки не только учат,но оставляют глубокие рубцы не только на своей судьбе,но,что самое страшное,на судьбе детей.
Спасибо.

Давид Слободник   14.10.2013 11:45     Заявить о нарушении
Мне иной раз кажется, что все мы в той или иной мере имеем отпечаток чего-то из давности,

Веруня   16.10.2013 12:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.