Королева Звёздной системы

В это трудно поверить – Валентине Терешковой 6 марта 2007 года
исполнилось 70 лет. А не скажешь. Она также стройна и подтянута,
а глаза – умны и немного строги. Первая женщина-космонавт,
Герой Советского Союза и большинства стран бывшего соцлагеря, председатель комитета советских женщин, член ЦК КПСС,
генерал-майор авиации – все это она, Валентина Владимировна. Помимо всего прочего, Терешкова – почетный гражданин Щелковского района. И к этому званию, по ее собственным словам, она относится с особым чувством, ведь живет в Звездном городке уже более 40 лет. Щелково для нее – вторая родина.
 
Про нее написано множество книг и воспоминаний. Кажется, что ничего нового уже и не расскажешь. Но это не так. У «звезд» свои правила и законы. На небе – одни, на земле – другие.
Впрочем, до «звездного часа» у Терешковой была вполне обычная судьба. Родилась она в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области. Отца, Владимира Аксеновича, не помнила – в 39-м он ушел на финскую войну и бесследно сгинул в карельских лесах в январе 40-го. Эта строка «пропал без вести» могла сыграть с будущей космонавткой злую шутку – знаете ведь, как в Советском Союзе относились к пропавшим на войне. Но во времена «хрущевской оттепели» на это компетентные органы внимания не обратили. Только через 25 лет после своего полета Валентина Владимировна с помощью министра обороны Дмитрия Язова смогла отыскать место гибели своего отца.
Воспитывали Валентину мать, Елена Федоровна, простая колхозница, после войны устроившаяся на ярославский комбинат «Красный Перекоп», и старшая сестра, Людмила, которая работала ткачихой на том же комбинате. Жили бедно, как все советские люди в те годы.
В 1953 году Валентина окончила 7 классов средней школы № 32 города Ярославля, а затем еще два года училась в вечерней школе, одновременно работала браслетчицей на Ярославском шинном заводе. А в 55-м пришла на комбинат, где уже трудились мать с сестрой. Пять лет училась в Яро-славском заочном техникуме легкой промышленности по специальности техника-технолога по хлопкопрядению, а с августа 1960 по март 1962 была освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ родного комбината.
О чем она тогда мечтала? О небе, как и многие ее ровесники в те годы. В 59-м она пришла в Ярославский аэроклуб с твердым намерением подняться к облакам. Пока в качестве парашютистки.
А весной 1962 года Терешкову вызвали в обком комсомола и сообщили о том, что она будет… космонавтом. Отказываться было глупо, Валентина согласилась. Правда, еще предстояло пройти тысячи тестов и испытаний. До легендарного полета на «Востоке-6» ей оставалось чуть больше года.

Звездный иконостас

Идея отправить на орбиту представительниц прекрасного пола принадлежала помощнику главкома ВВС по космосу генерал-лейтенанту Николаю Каманину. Всего через восемь месяцев после старта Юрия Гагарина в декабре 1961 года, на заседании президиума ЦК КПСС было поддержано его предложение о формировании женского отряда. И уже с первых чисел января 62-го в обстановке строжайшей секретности начался отбор в аэроклубах кандидаток в космонавты. После изучения нескольких сотен личных дел летчиц и парашютисток около 60 спортсменок, в том числе и Терешкова, были направлены на медицинскую комиссию. Готовили Валентину по полной программе, как, впрочем, и других «конкурсанток». В итоге дали путевку в отряд только пятерым.
Кто же был в числе претенденток на полет в космос? Кроме «ткачихи» Терешковой руководители космической программы отобрали инженеров Валентину Пономареву и Ирину Соловьеву, лаборанта Татьяну Кузнецову и педагога восьмилетней школы села Пальково Рязанской области Жанну Еркину. Все они занимались парашютным спортом. Но только у Пономаревой был опыт пилотирования самолета Як-18. Впрочем, Терешкова доказала, что и она – отличный пилот.
Вскоре подошло время нелегкого выбора – кому же лететь? 19 ноября 62-го года генерал Каманин делает в своем дневнике запись, которая во многом проливает свет на по-следующие события: «Пономарева всю подготовку прошла очень ровно с оценкой «хорошо», а по теории у нее все пятерки, кроме одной четверки. По здоровью и подготовленно-сти Пономарева могла бы быть первым кандидатом на полет, но ее поведение и разговоры дают основание сделать вывод, что в моральном плане она неустойчива. Пономарева часто повторяет: «Я хочу брать от жизни все». Терешковой она заявила: «Тебя безвозвратно испортили комсомол и партия», – это в ответ на попытки Терешковой (как старшей в группе) посоветовать ей вести себя поскромнее. Пономарева покуривает... В Феодосии несколько раз самовольно уезжала в город. Впечатления от Терешковой у всех очень хорошие – она образец в поведении и воспитанности. Терешкова и Пономарева чувствуют, что они могут быть первыми кандидатами на полет, и между ними уже заметно кое-какое соперничество».
Дело решилось в пользу Валентины Терешковой. За нее единым фронтом выступили главный конструктор академик Королев, генерал Каманин, Юрий Гагарин. Дублерами были назначены Валентина Пономарева и Ирина Соловьева.
Валентина Терешкова стартовала с Байконура 16 июня на аппарате «Восток-6». Полет продлился 2 суток 22 часа 50 минут. За это время ее космический аппарат облетел вокруг планеты 48 раз.
Кстати, о том, что Валентина стала первой в истории женщиной-космонавтом, ее мать узнала уже после полета. Оказывается, домашним Терешкова сказала, что надолго уезжает на соревнования по парашютному спорту.
Эффект от того, что Советский Союз снова опередил США, послав в космос не только первого в мире космонавта, но и космонавтку, был потрясающим. На Терешкову посыпались поздравления, подарки, награды. Ей сразу же присвоили звание Героя Советского Союза. А затем каждый месяц по ордену и медали – в августе 63-го ей вручают Золотую Звезду Героя Социалистического Труда ЧССР, в сентябре: медаль «Золотая Звезда» Героя Социалистиче-ского Труда НРБ и орден Георгия Димитрова, в октябре – восточногерманские орден Карла Маркса и медаль Беккера, польский Крест Грюнвальда 1-й степени, в ноябре – орден Непала 1-й степени и орден Звезды Республики Индонезии 2-й степени. А затем на ее груди засияли награды Венгрии, Монголии, Афганистана, Иордании, Египта, Вьетнама, Чили, Перу, Югославии, Кубы, Эфиопии, Ганы.

«Звездные» отношения

Но разве дают ордена и медали счастье в личной жизни? У Терешковой после полета в космос этой самой личной жизни и не стало. Через пять месяцев после полета – 3 ноября 1963 года она выходит замуж за космонавта Андрияна Николаева. Говорят, что «звездная пара» родилась во многом по решению советских партруководителей – Никита Хрущев мечтал сделать из Терешковой и Николаева идеальных супругов. Хрущев даже был на свадьбе посаженым отцом.
Через год у Валентины и Андрияна родилась дочь. Событие государственной важности, ведь никто не знал, как после космического полета будет протекать беременность и родится ли ребенок здоровым. Об этом интересные воспоминания оставил профессор Э.М. Каструбин «Летом 1964 года в институт поступила на роды первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, – пишет он. – Возле операционной нервно ходил по коридору А. Николаев, он ни с кем не разговаривал и ни о чём не спрашивал. Примерно через час мимо него пронесли в отделение новорожденных черноволосую девочку. После окончания наркоза анестезиолог неуверенно, но по традиции похлопал по щекам знаменитую пациентку и попросил открыть глаза. Так закончилась непростая история обретения счастья материнства Валентиной Терешковой».
А уже ночью в институт с огромным букетом примчался Юрий Гагарин. «Неожиданно для нас Юрий Алексеевич рассказал, как он оказался ночью в институте, – продолжает Каструбин. – Сообщение о родах у Валентины Терешковой было передано по специальному радио поздно вечером, когда он летел в Москву. По его просьбе, после получения разрешения, самолёт сделал остановку в Сочи, где в дендрарии он смог найти для коллеги великолепный букет чайных роз. Перед уходом он уже совершенно серьёзно сказал, что учёным института нужно задуматься над тем, что в отряде космонавтов рождаются только одни девочки. Он высказал мысль, что ответ на этот вопрос может привести к важным научным открытиям».

В Щелково,
как в дом родной

Развод «звездной пары» потряс многих. Хотя генерал Каманин это давно предвидел. Но разрешение на расторжение брака Валентине пришлось просить у самого Леонида Брежнева.
Карьера Терешковой, что и говорить, удалась. В 1969 году она окончила Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. В 1968 – 1987 годах – председатель Комитета советских женщин, с 1969 года – вице-президент Международной демократической федерации женщин. С 1987 и на долгие годы – председатель президиума Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами.
 
Наша героиня по-прежнему живет в Звездном городке. Она частый гость городских и районных мероприятий. В частности, открывала международный музыкальный фестиваль «Звездный», а совсем недавно участвовала в закладке отеля «Звездный», в котором планируется создать галерею космонавтов, где достойное место займет и портрет Валентины Терешковой.
Глядя на современное Щелково Валентина Владимировна отмечает, как изменился город к лучшему. «В 60-х годах, когда мы приехали в Центр подготовки космонавтов, это был неустроенный город, по которому ходили в резиновых сапогах, – рассказывает она. – Сейчас это красивый и современный город, ничем не хуже Москвы».
К Щелкову Терешкова действительно приросла. В Звездном городке она училась, работала. Здесь воспитывала дочь. Брат, Владимир Владимирович, долгие годы работал шофером в таксомоторном парке Щелкова (умер в 1995 году).
Четыре года назад в Звездном торжественно отметили 40-летие полета Терешковой в космос. «Я глубоко взволнована тем, как Звездный городок отмечает годовщину полета, – рассказывала она. – Прошло 40 лет, но в памяти ярко и незабываемо остались те дни триумфа советской космической техники, подвига всего нашего народа, оказавшего мне честь первой среди женщин подняться в космическое пространство».
Остается пожелать Валентине Владимировне по-прежнему радовать нас своим жизненным оптимизмом и быть такой же гордой и независимой королевой Звездной системы из земного Звездного городка.
Алексей ГАЛАНИН


Рецензии