По морям, по волнам... теплоход балашиха

 
 Балашиха - город сухопутный. Река Пехорка - не в счет. По ней даже на катере далеко не уедешь - упрешься либо в плотину, либо в мост. А дальше - волоком, как в стародавние времена. И все же Балашиха, как оказалось, - морское название. Долгие годы по морям-океанам ходил сухогруз с гордым именем на борту "Балашиха".
 
 Теплоход "Балашиха" был построен на Херсонском судостроительном заводе. В 60-70-х годах его называли гордостью Черноморского морского пароходства. Гордиться действительно было чем. Длина корабля - 156 метров, ширина - 22 метра, грузоподъемность - 12,5 тысяч тонн. Мощность главной машины - дизеля, изготовленного на Брянском заводе, - 9 тысяч лошадиных сил. Скорость судна - 16 узлов (около 30 км в час). Экипаж - 49 человек.
 "Балашиху" оборудовали по последнему слову техники. На теплоходе установили собственную электростанцию, которая вполне обеспечивала все потребности в энергии. Судно снабдили новейшими аппаратами автоматики и механики, обеспечивающими надежность и безаварийное плавание.
 На теплоходе создали все условия для нормальной работы и отдыха экипажа. Для командного состава были оборудованы одно-двухкомнатные каюты, в каждой - душевая и ванна. Рядовой состав проживал в одно-двухместных каютах. Камбуз оснащен электроприборами разного назначения.
 На судне - собственный медицинский блок. Для охлаждения и подсушки воздуха оборудована специальная установка кондиционирования. В 60-х годах на "Балашихе" устроили два салона отдыха с пианино, телевизорами, радиоприемниками и различными настольными играми. Тогда же выходила стенная газета, имелась хорошая библиотека и киноустановка. Для связи с родиной и с любой точкой земного шара установили мощную радиостанцию.
 В состав Черноморского пароходства корабль вошел 8 октября 1965 года. А уже 10 октября, с грузом автомашин, он отправился в Египет, с которым тогда Советский Союз связывала крепкая дружба. За месяц "Балашиха" дважды доставляла грузы из СССР в порт Александрию. А затем был Вьетнам, куда теплоход доставлял секретные грузы военного назначения. С заданиями "партии и правительства" моряки "Балашихи" справлялись отлично. За это корабль был награжден орденом Дружбы народов и орденом "Освобождение Социалистической Республики Вьетнам" II степени.
 Моряки "Балашихи" быстро сдружились с городом, в честь которого и было названо судно. Делегации из нашего района посещали теплоход и их неизменно встречали, как самых званных гостей.
 На страницах районной газеты "Знамя коммунизма" (сейчас "Факт") много рассказывалось о суровых буднях балашихинских моряков. А вот отзывы о корабле тех, кто в те годы работал в команде корабля. "Теплоход "Балашиха" прошел сотни водных дорог, сложных, тернистых, непохожих друг на друга, - писал капитан корабля В. Бачинский. - Это прекрасное сооружение, достойное имени вашего города. Мы всюду помним о том, что представляем за рубежом свою родину Россию и с гордостью несем Государственный флаг СССР".
 Первый помощник капитана В. Соломаха не скрывал своей гордости за корабль: "Наш теплоход один из наиболее крупных сухогрузов Черноморского пароходства. В этом смысле "Балашиха" - новинка современного судостроения. Экипаж укомплектован квалифицированными специалистами".
 А вот слова из письма черноморцев в газету "Знамя коммунизма", опубликованное в 1967 году: "Мы горды, что наш теплоход назван именем вашего города Балашиха. На протяжении годичного плавания экипаж судна не уронил этой чести".
 В дальнейшем "Балашиха" избороздила много морей. Юго-Восточная Азия стала для нее почти родной. В 90-х годах уже постаревший корабль курсировал между портами Вьетнама. До того самого момента, пока в конце 90-х годов корабль не попал в беду.
 Произошло это в 1997 году. Государственное предприятие "Укринтерэнерго" из Вьетнама решило отправить по морю рис высшего сорта для реализации украинскому потребителю. Партия отборного продукта была закуплена у вьетнамской государственной корпорации "Винатекс" в счет бартерной оплаты за объем работ, выполненных во Вьетнаме, согласно межправительственному контракту. Доставить груз риса из Вьетнама в украинский порт Ильичевск предстояло именно теплоходу "Балашиха".
 Еще задолго до трагедии в экипаже сложилась нервозная обстановка. Из-за задержки зарплаты экипаж бастовал, срывались рейсы, портились отношения с заказчиком. Кроме того, поведение капитана Филатова порождало у команды недоверие. Филатов избегал общения в кают-компании, ел на ходу или после всех. В целях экономии предложил отменить вечерний чай. Закупались по дешевке явно подпорченные продукты. Посиневшее мясо, липких кур кок вымачивал в марганцовке. Филатов в конце концов уехал домой. При досмотре в аэропорту вьетнамские власти изъяли у капитана неучтенную валюту. Деньги вернулись на судно и были выданы экипажу в качестве аванса.
 В июне 1997-го "Балашиха" все-таки начала грузиться и приняла на борт 11. 000 тонн риса. Часть продукта адресовалась грузополучателю в Адене (Йемен). Груз был на борту, но судно в рейс не выпускали: к тому времени теплоход был уже старым, изношенным, у него была нарушена герметизация трюмов. Наконец, 15 июля корабль вышел в море.
 В Йемен "Балашиха" дошла без особых проблем. Но на траверсе Адена команда решила встать на якоря и бастовать, пока кипрская компания не рассчитается с экипажем. Согласно контракту, первая выплата была предусмотрена через два месяца. Срок этот истек, компания обещала деньги в Адене, но не единожды обманутые моряки уже не верили никому. Разразился скандал.
 Грузополучатель капризничал, браковались мешки. Часть риса, которая предназначалась для Йемена, разгрузили, а судно арестовали - якобы за долги Черноморского морского пароходства. Двухмесячную зарплату компания все-таки выплатила экипажу. Но от дальнейших услуг "Балашихи" наотрез отказалась, разорвав контракт.
 В итоге теплоход снова вернулся к разоренному старому хозяину - Черноморскому пароходству.
 Тем временем за каждый метр причала надо было платить, а ЧМП - банкрот. Судно отогнали на рейд. Разрешили продать 350 тонн риса для закупки тяжелого топлива, солярки, воды и продовольствия. Часть экипажа улетела домой, на борту остались десять человек. Слег старший механик. На его счастье лечащий врач Сулейман Талиб, учившийся в свое время в Симферополе, оказался бескорыстным, сердечным человеком, он фактически спас стармеха, поставил на ноги.
 Седьмого сентября вернулся в Одессу стармех "Балашихи" Виктор Вовк. "Слава Богу, что я жив", - сказал жене. Последняя пятерка экипажа "Балашихи" во главе с капитаном вернулась только в 1998 году.
 Вот такая история приключилась с "Балашихой". Правда, подобные вещи сейчас - не редкость. Более того, постепенно наш мощнейший в мире морской флот превращается в команду старых, отработавших судов, которые частенько арестовывают в иностранных портах за долги своих владельцев. Тем не менее, история теплохода "Балашиха" заслуживает внимания. Ведь он сделал за время своей службы много добрых дел.
Алексей ГАЛАНИН


Рецензии
приглашаем на новый конкурс:)

Открытый Лит Клуб Отклик   11.01.2009 23:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.