Ая и Бах

Ая стояла на высокой скале, окружённой внизу густым терновником. Было загадкой, как она оказалась там. Но если бы кто увидел девушку на этой вершине, то не удивился. В своём голубом одеянии на фоне мерцающего на солнце воздуха она была почти прозрачна, и её зыбкость не вызывала сомнения в возможности её полёта. Однако, видеть её было некому - вокруг не ощущалось присутствия других людей.

Девушка любила одиночество. Не было помех для полного слияния с природой. Ая впитывала в себя все краски, запахи, звуки окружавшего её мира, прикосновения свежего ветра и тёплого камня. Вынужденная жить в городе и лишённая общения с природой, она при каждом удобном случае вырывалась на свободу подальше от дома. Да и в городе всегда стремилась избегать толпы, обретя в ненадёжной скорлупе небольшого автомобиля некую возможность быть одной среди суеты и потоков городского муравейника.

Ая не терпела организованных экскурсий, ограничивающих свободу познавания и ощущений нового. Самые сильные впечатления от вновь посещаемых ею мест были связаны с одиночными похождениями, когда, убежав от докучливых спутников и гостеприимных хозяев, она удалялась в неизвестные ей тайники природы.

Воспоминания оживляли яркие картины её прошлого. Так, в Мурманске в яркий июньский день, сев на какой-то паром через пролив, она оказалась на сопке, поднимаясь на вершину которой по влажной земле, вдруг обнаружила из-под тающего снега на голубоватом мху яркие сочные ягоды брусники.
Тогда же, гуляя по улицам Мурманска, удивлялась солнечной полуночи со звонкими голосами детей во дворах, играми молодёжи в волейбол .

Во Владивостоке катер отвозил её на дальний остров в Уссурийском заливе, откуда открывались туманные дали Тихого Океана. Там же, сев на электричку, уезжала на побережье Амурского залива и оказывалась среди дикой растительности Приморья, а потом спускалась к пустынному берегу и ныряла в тёплые воды Океана.
Эти воспоминания выплывают последовательной сменой кадров с ощущением свежего дыхания морского прибоя.

Сохранились в памяти и более тревожные картины. Так, в Прибалтике вышла в шторм на пустой берег и, уверенная, что песчаное дно и прибрежное мелководье не опасны, пошла плавать. Однако, упругие волны отталкивали от берега, не давая вырваться из плена водной стихии. Но молодость и упорство победили, и Ая, обессиленная, но счастливая, вылетела на песчаный берег с очередной волной прилива, не дав той снова утянуть её в водяную пучину.

Были ещё и другие яркие моменты, оставшиеся в памяти на всю жизнь: это и Карелия - домик Петра с расстилающимися внизу пронзительно синими озёрами, и изящные развалины Херсонеса, и Алтай с его роскошной природой гор и быстрых рек, по которым вместе с друзьями сплавлялись на плотах, и Академгородок под Новосибирском, ещё тот, первый, который надолго заронил мечту о жизни в таком месте, и Дворцовая площадь в С.- Петербурге в 5 часов утра летом, и, наконец Домский Собор, куда она, при невозможности купить билет, пробралась с толпой школьников и услышала волшебный Орган, исполнявший Баха.

Вот и сейчас, стоя на утёсе, Ая слушала музыку своего любимого композитора. Гармония звуков вызывала колебания пространства вокруг, отзываясь вибрациями в душе. Она просто растворялась в волшебных звуках, музыка пронизывала насквозь, давая ощущение, что ты - часть пространства, не того, осязаемого, видимого, а чего-то более глубокого и тонкого. Ая считала, что все люди создают музыку в своей душе, но не каждый может её услышать и передать другим. Люди, которые могут, становятся композиторами.

Почему же в разные времена разная музыка рождалась в нас, созвучная великим произведениям современников? Тенденция развития и популярности музыки таковы, что всё идёт от высокого к более низкому. Например, эпоха Ренессанса, образцы высокой духовной музыки - каноны Бёрда, Орландо Гиббонс, 17-й -18-й век – Бах, Вивальди, Гендель. Это была возвышенная музыка, затрагивающая какие-то высокие сферы человеческого духа. Затем Бетховен, Вагнер – это уже мир страстей человека, музыка, наполненная глубоким философским содержанием. К ним можно отнести и Моцарта и Чайковского и др. Хотя у последних много более лёгкой (легкомысленной) музыки, в особенности в операх, балетах. Затем романтики - Малер, Григ, включавшие, как и наш Глинка, в свою музыку народные песни, танцы.
Народная музыка (т.е. музыка простого народа) также имела те же тенденции в своём развитии. В старину народные песни были протяжные, мелодичные. Это были песни- плачи, молитвы, в основном грустные, печальные, наполненные душевными переживаниями. Таковы и цыганские песни и романсы. Современные песни вырождаются как класс, а есть просто танцевально-ритмические звуки с повторяющимися бессмысленными словосочетаниями. Отдельно стоит авторская песня, выражающая мысли и чувства автора, - шансон, Высоцкий, Окуджава, Градский и пр. Это интеллектуальный и романтический класс песен, слияние поэзии и музыки, близкий к романсу. Рок - это уже совсем другая музыка.
Народные танцы развивались так же. Раньше на Руси были хороводы с плавными движениями, неторопливыми, широкими; женщины помахивали платочками. Трудно сейчас представить такое на современных дискотеках.
Конечно, были и кабацкие песни, танцы, пьяный разгул. Причём люди образованные, воспитанные этим не занимались. Да и в народе это случалось только по большим праздникам.


Вплоть до 20-ого века музыка была очень гармоничной, но современные композиторы внесли какое-то новое звучание, нарушающее привычную гармонию. Трудно представить, чтобы Шнитке, Губайдуллину, даже Прокофьева с удовольствием слушали в 18-м веке. А как бы отнеслись к русскому року, например? К Шевчуку, Кинчеву, Цою? А мы принимаем и слушаем с удовольствием. Что-то произошло с нами или с окружающим пространством? Там нарушилась гармония под воздействием современной жизни - напряжённой, тревожной, суетной? А что же с молодёжью, которая в восторге от тяжёлого рока? Какая музыка звучит в них, какие вопли, звериные рычания? Как тревожны их души!
Может быть наши души - это захваченные в момент рождения частицы окружающего пространства, пространство меняется, меняются и души.

Конечно, мы всё ещё восхищаемся старинной музыкой, что-то ещё осталось в нас высокое. Мы ещё в состоянии почувствовать космическую связь композитора, исполнителя и слушателя, Так Ая размышляла, а в душе её звучала музыка Баха. Полифония Баха близка природе. В ней воедино сливается многообразие звуков мира, всё плавно перетекает одно в другое и льётся непрерывным потоком, в ней отражено всё мироздание, вселенские катастрофы, рождение и гибель звёзд и всеобщая устремлённость галактик к своему будущему. Самое же главное - это трепетанье души в призрачном мире неизведанного.

Через мгновение лёгкий ветерок спугнул голубое облачко с вершины утёса и понёс его вдаль вглубь безграничного пространства.








Рецензии
"Она просто растворялась в волшебных звуках, музыка пронизывала насквозь, давая ощущение, что ты - часть пространства, не того, осязаемого, видимого, а чего-то более глубокого и тонкого."
Очень знакомое ощущение, только музыка, которую слушала была современнее, но поверьте не менее завораживающей. Если будет желание, прочтите рассказ "Оркестр любимого инструмента. Часть 1." Ведь классика создается и в наше время. Экспериментальность звуков тоже обогощает.
Если бы этот рассказ был моим, я бы разместила в книге: С душой и о полетах.

Спасибо. С уважением, Тамила.

Тамила Весна   08.10.2007 23:48     Заявить о нарушении
Спасибо за прекрасные слова. Ваш рассказ обязательно прочитаю.

Успехов Вам.

Татьяна Синева   09.10.2007 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.