Часть10. Занятия по боевой и политической подготовке

ЗАНЯТИЯ ПО БОЕВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Занятия по боевой и политической подготовке в разведбате проходили по большему количеству дисциплин, чем в батальоне связи. Да, и занятия были на много интереснее и разнообразнее. Основные дисциплины, которые изучали, были:
1.Тактико–специальная подготовка разведгрупп.
2.Иностранные армии.
3.Минно-подрывное дело.
4.Иностранный язык.
5.Топография и ориентирование на местности.
6.Стрелковая подготовка и метание ножей.
7.Физическая подготовка и боевое самбо.
8.Защита от оружия массового поражения.
9.Парашютно-десантная подготовка.
10.Полевая медицина.
11.Радиодело.
12.Инженерная подготовка. Тропа разведчика.
13.Выживание в экстремальных условиях.
14.Политподготовка.
Тактико-специальная подготовка разведгрупп – одна из главных дисциплин подготовки разведчика. Главное для разведчика – это сбор как можно больше информации о противнике и быть скрытным для противника. На тактико-специальной подготовке и отрабатывались приёмы ведения разведки. Первым этапом подготовки разведчика было – снаряжение разведчика. Разведчик должен уметь подогнать снаряжение так, чтобы при движение снаряжение не издавало ни каких звуков. Проверялось просто – разведчик подпрыгивал и если при этом не было слышно звуков, то снаряжение было подогнано хорошо. Бесшумное передвижение разведчика отрабатывалось как при одиночном передвижение, так и в составе группы. Отрабатывались приёмы мягкого, бесшумного передвижения, умение идти след в след. Отрабатывались приёмы наблюдения во время движения группы. Для этого группа разбивалась на три части. Головная группа или головной шёл впереди и наблюдал, чтобы впереди не было противника. Центральная группа шла за головной и внимательно следила по сторонам и за третьей, прикрывающей группой. Прикрывающая группа следила за тем, чтобы предотвратить опасность сзади. Отрабатывались приёмы подачи сигналов руками, по радиостанции и звуками, имитирующие звуки птиц, лягушек или зверей. При передвижение группы надо было уметь скрытно переходить лесные просеки и дороги. Отрабатывали приёмы обхода населённых пунктов. Скрытность передвижения – залог успеха разведчика. Поэтому скрытному передвижению придавали особое значение на занятиях по тактико-специальной подготовке. Не менее важное значение придавали занятиям по изучению приёмов наблюдения за противником. Надо было уметь оборудовать наблюдательный пункт и вести наблюдение за противником. На занятиях по тактико-специальной подготовке отрабатывались приёмы взятия в плен и снятие часового. В задачи разведгрупп входили также сбор разведданных путём проведения разведки боем. Разведка боем должна проводиться только в исключительных случаях, когда нет других путей получения информации. В результате проведения разведки боем производился захват пленных, штабных документов, карт и других сведений о противнике. После проведения разведки боем разведгруппа, находясь в глубоком тылу противника, практически не имела шансов выжить, да и сведения передать в центр порой могло бы стать проблемой. Поэтому тактика сбора разведданных путём проведения боевых налётов на штабы, колонны штабных машин и другие объекты противника отрабатывались на занятиях только для проведения в боевых условиях в исключительных случаях.
Отрабатывалась также и тактика проведения разведовательно-диверсионных операций в глубоком тылу противника. Эта тактика отрабатывалась разведгруппами также для проведения разведовательно-диверсионных операций в экстремальных условиях. Например, когда переданные в центр координаты нахождения стартовой позиции ракеты «Першинг», которая готовится к пуску, не успевают уничтожить её из центра. В этом случая разведгруппа обязана даже ценой своей жизни принять меры к её уничтожению. Вот на такие случаи и отрабатывались на занятиях приёмы ведения разведовательно-диверсионных операций.
Занятия по тактико-специальной подготовке разведгрупп всегда проходили интересно и на эти занятия мы ходили с удовольствием. К тому же нам давали много холостых патронов, взрывпакетов и эти занятия старались приблизить к боевой обстановке.
Некоторые занятия были схожи со спортивной игрой: «Охота на лис». На таких занятиях, для проведения разведки с целью обнаружения объекта противника, разведгруппа разбивалась на несколько мелких групп: как правило, по два разведчика в каждой группе. Каждой группе ставилась задача вести разведку в определённом районе. После проведения разведки, группы обязаны собраться в основном пункте сбора в назначенное время. Если по каким либо причинам группы не могли собраться в основном пункте сбора, были предусмотрены запасные пункты сбора. Их, как правило, назначали не менее двух.
Данная тактика ведения разведки позволяла ускорить поиск объекта противника, так как разведка одновременно велась в нескольких районах, а, имея, кроме основного пункта сбора, ещё несколько запасных пунктов сбора, повышалась вероятность сбора всех групп вместе после выполнения разведки в отведённых районах.
На занятиях отрабатывалось и много других приёмов ведения разведки. Развивались у разведчиков и такие качества, как смекалка, сообразительность, не стандартное решение. Разведчик мог в боевых условиях столкнуться с нестандартными ситуациями и выполнения задания тогда во многом будет зависеть от его личных качеств.
При проведении разведки неплохими помощниками могут быть птицы, дикие животные. Их поведение в районе ведения разведки может помочь в определение причин повышения их волнения и тем самым более тщательного проведения разведки.
Изучение иностранных армий.
Не зная структуру иностранных армий, численность личного состава, техники и вооружения дивизий, полков, батальонов, рот и т. д. трудно будет получить достоверную информацию. В основном изучали армии США, Англии и ФРГ, как наиболее вероятных противников. Изучали также аэродромы и уязвимые места на них. Расположение и основные отличительные признаки складов с ядерным оружием. Но наиболее тщательно изучали ракетные дивизионы «Першинг» и «Сержант». Эти дивизионы имели на вооружение ракеты среднего радиуса действия, которые несли ядерные заряды. Учитывая их манёвренность, задачей разведгрупп было – найти их расположение и координаты передать в центр, или вывести из строя, путём проведения диверсионных операций. Мы изучали порядок развёртывания дивизиона, расположения стартовых позиций, пунктов управления и т. д. Изучали уязвимые места, которые необходимо выводить из строя при проведение диверсионных операций.
Мы изучали внешний вид боевой техники вероятного противника, внешний вид солдат и офицеров, звания и знаки различия, эмблемы дивизий и т. д.
На занятиях изучали: как определить по отпечаткам гусениц и колёс тип боевой техники и в каком направление она двигалась.
На занятиях старались получить как можно больше информации об иностранных армиях, чтобы по минимально собранной информации уметь определять назначение обнаруженной части, её состав, количество боевой техники и т. д.
Занятия по минно-подрывному делу.
Много часов отводилось на изучение минно-подрывного дела. В батальоне был хорошо оборудован учебный класс по изучению минно-подрывному делу. На стенах были вывешены планшеты по основным вопросам изучаемых материалов, наглядно были оформлены альбомы. Кроме того, были учебные мины, находящие на вооружение у нас и иностранных армий. Для нас большой интерес вызывал к изучению мины сюрпризы такие, как авторучки, ключи, портсигары и т. д. Кроме того, на территории части был учебный городок по минно-подрывному делу. Где изучали технику минирования, расчёты зарядов для подрыва, а также технику разминирования иностранных мин.
Занятия по минно-подрывному делу проводил капитан и ему помогал сержант, который отвечал за учебный класс и готовил наглядные пособия.
В бригаде также была специальная рота, где готовили подрывников по более обширной программе. В случае военной обстановки подрывников из этой роты могли закреплять за разведгруппами, но они также могли выполнять и специальные задания по проведению подрывной деятельности в тылу противника и самостоятельно.
За время службы мы получили неплохую подготовку по минно-подрывному делу. Почти все сдали на классность и имели удостоверение подрывника. То есть, кроме основной специальности разведчика, а мы все сдали на классность и имели удостоверение разведчика, многие, в том числе и я, имели удостоверение подрывника. А, учитывая, что я служил несколько месяцев в батальоне связи, я мог заменить и радиста, т. е. имел ещё одну военную профессию радиотелеграфиста. Жаль, что только не успел сдать на классность, но всё равно можно считать, что я в армии получил три военной специальности: разведчика, подрывника и радиотелеграфиста.
Занятия по иностранному языку.
Без знания языка противника на много усложняется сбор информации. Поэтому нас обучали иностранному языку. В батальоне было две группы по изучению иностранного языка. Одна группа изучала английский язык, другая – немецкий. Нас разбили по группам в зависимости от того, кто какой язык изучал в школе. Я попал в группу по изучению немецкого языка. Преподавателем в нашей группе был старший лейтенант. Цель обучения – научить нас вести допрос пленного, а также вести прослушивание телефонных переговоров, радиопереговоров и подслушивание разговоров, находясь в близи противника. Для этого мы изучали необходимый запас слов, набор предложений в виде вопросов и ответов при ведение допроса. Занятия проходили не только в классе, но и на занятиях по захвату пленного с последующим допросом. Как правило, в плен брали своих преподавателей. После армии, уже студентом я жалел о том, что упустил возможность изучать немецкий язык более углубленно, не ограничиваясь только рамками программы. Тем более, когда на втором году службы в ленинской комнате был установлен телевизор, и мы смотрели передачи германского телевидения, была хорошая возможность по углублённому изучению языка.
Умение вести разведку во многом зависело от знания топографии и умения ориентироваться на местности. С этой целью мы изучали топографию и ориентирование на местности. Нас учили, как читать топографическую карту. Для этого изучали условные обозначения, определять расстояние по карте, намечать маршруты движения. Изучали, как определить свое место нахождения на местности на карте. Не менее важное значение уделяли занятиям по умению ориентироваться на местности, а именно: по компасу, звёздам, солнцу, луне, по отложению мха на деревьях и другим признакам.
Много часов отводилось огневой подготовке. Один день в неделю был отведён с утра и до глубокой ночи огневой подготовке. Стреляли и днём и ночью. На втором году службы в каждом отделение у старшего разведчика был автомат с прибором ночного видения. Мне нравилось из него стрелять. Точность попадания была очень высокая. Стреляли также и с прибором бесшумной и беспламенной стрельбы. Стреляли и из пистолета макарова. Каждый разведчик, кроме автомата, имел также и пистолет. Из пистолета стреляли также и с прибором бесшумной и беспламенной стрельбы. Кроме того, много стреляли и холостыми патронами на тактических занятиях и ученьях.
Кроме владения стрелковым оружием, нас учили владеть и холодным оружием. Особенно с большим желанием проходили занятия по метанию ножей. Для отработки метания ножей был специально построен городок, где были установлены чучела, по которым мы бросали ножи. Наша рота была одна из лучших рот бригады по метанию ножей. Во-первых, потому, что эти занятия любил проводить сам ротный, а он сам прекрасно владел приёмами метания ножей. Во-вторых, нашей роте было отведена почетная роль в показных занятиях по преодолению тропы разведчика, а на ней было предусмотрено снятие часового при помощи метания ножа.
Командованием бригады большое значение придавалось физической подготовке и боевому самбо. Целью физической подготовке было – выработать в нас выносливость к длительным марш-броскам.
Боевому самбо стали больше уделять внимание и чаще и качественнее проводить занятия после посещения нашей бригады командующим ВДВ генералом армии Маргеловым В.Ф., который отметил, что мы не достаточно хорошо владеем приёмами боевого самбо. После чего были в каждом взводе подготовлены на сборах инструкторы по боевому самбо. В нашем взводе на этих сборах был я. После чего мы, как инструкторы, проводили занятия в своих взводах. Надо сказать, что это дало результат. Качество занятий резко возросло и это сказалось на умение разведчиков владеть приёмами самбо.
Из всех занятий, пожалуй, с меньшим интересом и желанием проходили занятия по защите от оружия массового поражения. Хотя прекрасно понимали, что эти занятия важны и от знания защиты от оружия массового поражения будет зависеть выживаемость разведгрупп и выполнение задания. На занятиях отрабатывали нормативы по одеванию противогаза и химзащиты. Отрабатывались нормативы по продолжительности нахождения в противогазах. Со мной произошёл один раз необычный случай. Мы должны были заступать в караул. А перед заступлением в караул мы после обеда легли, как и положено, отдыхать. Вскоре была объявлена тревога о химической атаке. По такой тревоге мы обязаны одевать противогазы. Мы решили не вставать и не брать из оружейной комнаты противогазы, а значит и не одевать. Но вскоре пришёл комбат, увидел нас лежащими в кроватях, пришёл в негодование и заставил всех нас одеть противогазы. Надев противогазы, мы стали ждать отбоя, но отбоя всё не было. Мы решили тогда ложиться в кровати с надетыми противогазами. Я лежал в противогазе и не заметно уснул. Проснулся часа через два после того, как разбудил дневальный. Проснувшись, и открыв глаза, я не сразу понял: где я, так как перед глазами были висевшие капли воды на стеклах противогаза. Вот так я провёл время в противогазе, не предусмотренный ни какими нормативами. Но самое трудное было – это совершать марш – броски в противогазах и химзащите. Тяжело становилось дышать. Появлялось желание сорвать с себя противогаз. В противогазе также выполняли стрельбу из автомата. Один раз проходил «окуривание». Окуривание – это когда запускали в палатку со слезоточивым газом, и надо было там одевать противогаз. Таким способом проверялось качество противогаза и правильное одевание противогаза. На каждого из нас был свой противогаз и свой комплект химзащиты.
Парашютно-десантная подготовка была более насыщенной, чем я проходил на гражданке на курсах по подготовке парашютистов. Здесь также изучали конструкцию парашютов, учились укладывать парашюты, отрабатывали приёмы отделения от самолёта, раскрытия парашюта, полёта в воздухе и приземления. Занятия проводили в классе и на парашютно-десантном городке. Парашюты (основной и запасной) были закреплены за каждым солдатом. Каждый сам укладывал свой парашют. Прыжки совершали летом, а между прыжками регулярно осматривали парашюты и делали их переукладку. Парашюты хранились на складе, где предусматривалась площадь и для их переукладки. Склад находился в районе стрельбища, где-то около десяти километров от военного городка.
Действие разведгрупп в глубоком тылу противника не позволяло обеспечить медицинскую помощь высококвалифицированными врачами. Поэтому нам преподавали основы оказания первой медицинской помощи при ранениях, переломах конечностей и т.д. Каждому разведчику выдавался необходимый запас медикаментов. Занятия с нами проводили военные врачи. Они принимали от нас и зачёты по умению оказания первой медицинской помощи. Занятия по медицинской подготовке проводились не часто, но те знания, которые мы получили, а считаю были достаточными для нас.
Связь между разведгруппами и внутри разведгруппы поддерживалась при помощи небольших радиостанций, работающих на УКВ. Поэтому проводились занятия по изучению работы на таких радиостанциях. Кроме радиостанций у каждого разведчика был небольшой приёмник, при помощи которого каждый разведчик мог принимать команды от командира разведгруппы или от передового дозора при следовании разведгруппы. Приём у такого приёмника был направленный и поэтому при помощи него можно было хорошо ориентироваться, особенно ночью, при движение группы. Передовой дозор регулярно подавал сигнал, а, следующие за ним, при помощи приёмников ориентировались в каком направление идти. Регулярно отрабатывались на практических занятиях поиск «сброшенных с самолёта» боевого снаряжения для разведгруппы. Как правило, боевое снаряжение сбрасывали, а на ученьях и занятиях его просто прятали в условных местах, в специальных мешках. В таких мешках находился радиомаяк, который подавал сигналы. Поиск производился при помощи приёмников с направленным радиоприёмом. Такие занятия и учения проходили интересно. Они были похожи на спортивные игры: «Охота на лис».
Проводились занятия и по инженерной подготовке. В основном, инженерная подготовка сводилась к преодолению препятствий. Эти занятия проводились на тропе разведчика. Кроме того, нас учили устраивать препятствия для прохождения техники противника, а также устраивать минные заслоны для уничтожения противника в случае преследования группы. Нас учили строить базу для расположения разведгруппы, разводить костёр и т.д.
Проводились занятия и по выживанию в экстремальных условиях: находить пищу и воду в лесу и других местах, что можно пить и как приготовить пищу в полевых условиях. Всё это было необходимо знать. Мы прекрасно понимали, что в боевых условиях, естественно, мы будем стремиться брать с собой в тыл врага больше боеприпасов и меньше пищи. А значит, надо будет уметь добывать пищу на территории противника и, в первую очередь, добывать пищу у природы.
Большое значение для нас имели и занятия по политической подготовке. Мы изучали решения партии и правительства, материалы партийных съездов и материалы совещания международного коммунистического и рабочего движения. К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина изучали биографию В.И. Ленина и его труды. Морально и психологически нам прививали любовь к социалистической Родине – СССР и странам социалистического содружества.


Рецензии
Уважаемый Александр, читать Вас очень интересно.Вспоминаю то время и убеждаюсь, что почти вся молодежь того времени готовилась к выживанию в экстремальных условиях.То, чему Вас обучали в армии, очень перекликается с тем, чему нас молодежь в то время учили на гражданке на предприятиях. Обязательным было не только регулярные политинформации и беседы о международном положении, но и курсы по оказанию первой медицинской помощи, а также физическое и спортивное воспитание.
Нас через комсомольские организации учили оринтированию на местности, чтению карт, разжиганию костров с одной спички, приготовлению пищи, прохождению полосы препятствий, стрельбе из пневматической винтовки.
Все это было регулярно и этим была охвачена вся наша молодежь нашего предприятия.Каждый выходной мы уезжали в лес и там тренировались.Это называлось спортивными или туристическими слетами.Слеты было делом добровольным, но так вся молодежь ехала и там было интересно, то ехали все.

Людмила Канашева   10.02.2008 12:25     Заявить о нарушении