Просто я работаю волшебником. Мастер

ПРОСТО Я РАБОТАЮ ВОЛШЕБНИКОМ


Взрослая, грустная женщина заходит в книжный магазин и оказывается в отделе детской литературы. Случайно. Потому что продавцы что-то успели поменять в огромном магазине, и она невольно натыкается на огромную витрину, заполненную сказками.

И среди сотен книг, смотрит и не может оторвать своего взора от одной.
«Сказочная страна» - называется этот сборник. Его невозможно не заметить, и не взять в руки, не полистать. Хотя разум твердит: «Какие сказки, тут и готический роман уже не поможет».

Готический роман точно не поможет. Но если бы у меня не было денег в кармане, я, как читатель Михаила Веллера, вероятно бы совершила уголовное преступление и украла эту книгу. А если бы все-таки не решилась украсть или не смогла этого сделать, то вернулась бы через час и купила, потому что жизни своей без нее уже не представляла.

Это было самое странное посещение книжного магазина, потому что в тот день впервые я не просто обратила внимание на иллюстрации этой поразительной книги, но с первого взгляда влюбилась в работу художника-иллюстратора. Не знаю, как у Вас, но у меня никогда такого не бывала. Иллюстрации к детским книжкам, и к любимым сказкам, всегда почти не дотягивают, часто остаются незаметными, и уж точно не соответствуют моему представлению о том, что несет в себе любимая с детства сказка.
 
Меньше всего повезло, на мой взгляд, русским народным сказкам, не могу даже назвать книжку, которую бы хотелось все время держать рядом и не только читать, но еще разглядывать. Не удается художникам передать удивительный мир наших предков, только отдельные иллюстрации.

Такое случилось впервые. В книге только самые известные сказки Перро, братьев Гримм, Гауфа, Андерсена - золотой набор, таких сборников еще дюжина и ничего подобного не чувствуется. Да и дома их у меня уже несколько, один от другого мало чем отличается. Любят наши издатели такой беспроигрышный вариант.

Чудо произошло в Смоленском издательстве «Русич», которое я давно и очень люблю, потому что эту свою книгу и сборник сказок братьев Гримм они доверили иллюстрировать Виктору Чайчуку.

Надо видеть всех его героев, от кота в сапогах, до гусеницы, пчелы и стрекозы. У каждого из персонажей своя роль и свое выражение лица в иллюстрации. А его любовь к детали просто уникальна. У кота бантик на шее, и такой же на хвосте. У волка из Красной шапочки перевязано одно ухо, а на втором сидит пчела и сигналит героине, что он не бабушка, а совсем другой тип, но девочка, так мила и наивна, что верит волку, да и как ему не поверить, если он такой несчастный , большой и забавный. Уж сколько их рисовали разных, но все волки должны быть благодарны именно этому художнику, нет больше таких ни у кого.

Кот в сапогах сидит на троне, в полосатых носках, а мышка чистит ему те самые сапоги. Пес вместе с Белоснежкой подметает снег и грустит, веселые лягушата, каждый из которых веселится по-своему, у каждого свой характер. Я уж не говорю о людях и животных. Так хотелось бы, чтобы совершилось еще одно чудо, и сами сказочники смогли бы полюбоваться на эти иллюстрации. Лучшего подарка для них и быть не может.

Мы привыкли к тому, что сказки все-таки довольно жестоки и прямолинейны, но здесь и следа не остается от тех ужастиков, которые были первоначально. И вспоминается другая старая песня.

Человек был тише ночи,
человек был проще неба,
Только был он добрым очень,
никогда жестоким не был.
Он ходил от цветка к цветку,
зажигал от цветка цветок,
У людей забирал тоску,
чтобы ты тосковать не мог.

- и это видно в каждой работе, в каждой иллюстрации художника. Талант у него по-настоящему волшебный и удивительный. А юмор - искрометный и неповторимый.

От страницы к странице мы передвигаемся по сказкам, и это и на самом деле сказочная страна, созданная на моей памяти впервые самым удивительным из всех наших художников- иллюстраторов. Любимые персонажи там вороны, какие они удивительные и восхитительные и такое участие прямое принимают в действии, что перед нами на глазах рождается совершенно другая сказка.

Благодаря лучистому таланту этого художника лягушек и летучих мышей, и всю остальную мелкую живность я полюбила до самозабвения, хотя прежде и внимания особенного на нее не обращала. Но какие там забавные мышки, какие деятельные лягушата.

А уж Змей Горыныч, наш национальный Дракон с розовыми пятками и булавой наперевес и очень озадаченным видом, он несется на меня и с экрана монитора, и выглядывает отовсюду, и предупреждает о той реальной опасности, которая исходит не из сказочного , а нашего мира, потому что страшнее зверя, чем человек, нет. Здесь вспоминаются строчки В.Высоцкого «В уголку лежало бедное животное, все главы свои склонившее в фонтан».

Но у Виктора Андреевича, оно не бедное, а очень энергичное и боевое, с какой прытью разлетаются от него в разные стороны лягушки и вороны, только перья порхают на лету.

Подкупает любовь его к национальной одежде и знание тончайших ее деталей. Сказки получаются и славянскими и , что самое главное, очень добрыми - такая вот метаморфоза неожиданно произошла с наследием нашим. Может быть , благодаря ему , впервые мы по-праву может повторить знаменитое: «Там русский дух, там Русью пахнет». Как его можно не любить после этого?

И впервые я не только улыбалась, и забыла обо всех огорчениях, но и захотелось написать свои сказки в таком контексте с такими персонажами.

- Так не бывает, - говорила я своему любимому художнику, когда мы говорили о ВИКТОРЕ ЧАЙЧУКЕ, я конечно, понимала значение иллюстрации, хотя художники далеко не всегда хотят быть просто помощниками писателей и создают нечто свое. Изумрудного города мы не представляем без великолепных работ Владимирского, порой писатели сами иллюстрируют свои произведения, и рождается нечто особенно , целостное. Но чтобы художник для нас создал «Сказочную страну» да еще на знакомом с детства каждому материале, я такого прежде никогда не встречала. И искренне завидую тем, кто только откроет для себя и его Русские народные сказки, правда издательства Минск, и они не всегда до нас доходят, по бескрайним просторам России, и «Бабу Ягу», и «Сказочную страну» издательства «Русич».

Существуют ли живые волшебники сегодня? Мы так привыкли к киношным чародеям. Но где-то в Минске ( на сколько я могу судить по информации в Интернете) живет настоящий волшебник, который берет чистый лист бумаги, карандаш и рождается чудо для всех нас, новая удивительная сказка. И он дарит нам мгновения настоящего счастья. С книгами, над которыми он работал, расстаться невозможно.

Я захожу теперь в отдел детской литературы и ищу новые его книги. И если нужно выбрать между знаменитым романом, выхода которого долго ждали и старой сказкой, которую иллюстрировал на этот раз Виктор Чайчук, то для меня лично выбора не существует, потому что роман можно купить завтра, а если исчезнет эта книга с прилавка, я уже не смогу жить спокойно, и лишу себя чуда.

И старая песня, которую помнят мои ровесники:

Почему дружок, а потому,
что я жизнь учил не по учебникам,
Просто я работаю, да,
да просто я работаю волшебником - это именно о нем.

И всем, кто пишет и мечтает издать свои творения, хотелось бы пожелать, чтобы иллюстрации были именно такими.
А самого художника хочется поблагодарить за то чудо, которое он для нас творит.
Р.С.

КОГДА К НЕМУ СПЕШУ(ВОЛШЕБНИК)
Виктору Чайчуку

Пошли с тобой по сказочной стране,
Которую он нам нарисовал.
Мы взрослые, серьезные вполне,
И музыки и чувств моих провал,
Забудем, улыбнемся, кот шипит,
И филин все поведает шутя,
И если дева дальняя грустит,
Художник, словно дивное дитя,

Один способен боль ее унять,
Не ведая о том, что он творит,
И вот она, воскресшая опять,
Волшебника за все благодарит.
И бродит в этой сказочной стране,
В реальность не желая возвращаться,
И если снова он придет ко мне,
В метели, и в сомненье и в ненастья,
То я ему навстречу побегу,

И позабуду все твои упреки,
И снова там, на дивном берегу,
Забуду боль. Мужчины так жестоки,
Но хорошо, что есть средь них один,
Далекий и неведомый художник,
И что мне грубость всех других мужчин,
Лишь он, таланта дивного заложник,
Опять пришлет мне этот дивный свет,

И вороненок снова рассмешит,
Среди потерь, и всех моих побед
Художник, мне неведомый царит.
И вот Горыныч счастлив, хоть и бит.
И никаких не будет оправданий,
За то, что ты покинут и забыт,
Когда к нему спешу я на свиданье


Рецензии
Любушка!
Действительно, значение иллюстрации книги очень велико, практически художник может стать соавтором. А в детских изданиях и подавно! Как много дают толковые иллюстрации детям, как они привлекают их к печатному слову, помогают в восприятии образа, развитию воображения.
Вот уж и текст одной детской книжечки не помню, а картинки её (лубочные), выполненные в основном в голубых и синих тонах - до сих пор перед глазами...
С уважением к творцам образов, что кистью владеют, да душу тем греют - МИхаил М.

Михаил Морозовский   10.01.2019 22:05     Заявить о нарушении
Дорогой Михаил, более того!!!
Виктор заставляет придумывать новые сказки, половина нарисованных им персонажей перепрыгнули в мои сказки, и я говорила ему об этом, так что более чем соавтор, там у него летучий мышонок с перебитым ухом сразу стал моим персонажем. Если бы еще цветная печать не была такой дорогой, вот с этим надо что-то делать...Черно-белая совсем в детских книжках не смотрится.
Люба

Любовь Сушко   19.03.2018 17:16   Заявить о нарушении
Да уж... чёрно-белое и без того заедает.. Надоедает... Хотя и в графике есть свои прелести. И всё же для детей - лучше многоцветье и полёт фантазии... Соглашусь на все сто...

Михаил Морозовский   19.03.2018 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.