Из записных книжек деда Мони. Власть меняется тоже хорошо

 Кончилась война. Мы все подросли. Мне уже седьмой год, Неме – шестой, и Нюсе около четырех лет. Началась гражданская война. Наш двор заняли немцы. Сплошь телеги и кони. Нас немцы не трогали. Наоборот, малышей угощали конфетами, разговаривали с нами, делали игрушки. Вскоре они оставили город, вошли войска Красной Армии. Тоже было хорошо.
 Очень часто перемена власти сопровождалась страшной бомбардировкой города. В период бомбардировки люди почему-то прятались у кирпичных стен. Часто ночами спали у этой стены. Бомбардировки заканчивались сдачей города, наступала другая власть. Видел я и немцев, и белогвардейцев и красноармейцев. Но самым страшным была власть махновцев и петлюровцев. Особенно страшна была Маруся Никифорова. И все- таки самое страшное было, когда город оставался без власти (одни отступили, а другие еще не вошли.). Нам детям это было непонятно, а взрослым было страшно. Возможно, опасались погромов.
 Что же делать детям? После каждого сражения мы собирались группами и бегом на станцию собирать стреляные патроны. Любимой игрой для нас была игра в патроны. Она заключалась в том, что в так называемый кон устанавливались патроны и противник должен был выбивать их из кона. Чем больше – тем лучше. Патроны стоили денег. Один патрон без капсули – одна копейка, с капсулей – две копейки. Проигранные патроны выкупались, а выигравшая команда имела выигрыш 10 – 15 копеек. Это в то время было богатство. Можно было купить ириски.


Рецензии