Родительское благословение

 Женщина с иглой в руке
 предпочтительнее полководца с шашкой

 Народная пословица

 Подобно тому, как Родина берет свое начало с порога отчего дома, так и любое общество начинается с семьи. И наши размышления также посвящены семье, этой основополагающей ячейке и опоре общества, ее святости и современному статусу. Ибо сегодня чрезвычайно важно уяснить для нас, что же дает семья в качестве составной части для общества и, в свою очередь, каким образом строит свои отношения с семьей общество и, в конце концов, с какой целью превозносит ее, признавая семью своим осевым стержнем и остовом. Судьбы молодежи, связывающей себя брачными узами в годы Независимости, переплетаются со свободой Отечества, тем самым все сильнее подчеркивая важность их долга перед обществом. За эти годы наше государство предоставило молодым семьям множество возможностей, призванных помочь им встать на ноги.
 Независимость способствовала расширению кругозора знаний населения страны. Обращение к истории и реалиям современности предполагают освобождение нашего социального мышления от панциря пережитков и догматизма, выдвигают новые требования, ключевым моментом которых является проявление способности самостоятельно мыслить и трезво оценивать происходящие события. Статья 63 Конституции гласит: «Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства. Брак основывается на свободном согласии и равноправии сторон». Следовательно, юноши и девушки со свидетельствами о браке в руках, ни секунды не сомневаясь могут приступать к возведению прочного фундамента семейного очага.
 Исходя из этого можно отметить, что молодые семьи, созданные в годы независимости, придавая глубокое значение идеям социальной независимости и признавая верховенство законов в правовом демократическом государстве, в качестве полноценных членов справедливого общества создают новый облик семейной жизни. И что особенно радует, молодые юноши и девушки – обладатели высшего образования, создавая семьи, нисколько не раздумывая, самым серьезным образом подходят к решению проблем планирования семьи, как основного требования, предъявляемого молодежи действительностью нынешних условий в их совместной жизни.
 Иными словами, они не только стараются не быть обузой своим родителям, а наоборот, прилагают все усилия к тому, чтобы материально поддержать их, с глубоким пониманием дела подходят к составлению семейного бюджета. Помимо этого, подходы к решению вопросов воспитания и обучения детей, стремление дать им высшее образование, а также формирование их всесторонне развитыми и полноценными представителями современности, задумываясь заранее над определением места своей семьи в обществе, свидетельствуют о становлении нового поколения нашего времени.
 Бывая во многих семьях и беседуя с ними в процессах приема, с удовлетворением отмечаем, что нынешние юноши и девушки, советуясь с нами, демонстрируют незаурядную зрелость и взвешенность своих взглядов, исходя из ответственности перед семьей, бытом, махаллей, родителями, а также проявляют четкую, не по годам конструктивную позицию в решении других проблем, предъявляемых временем.
 В ряде случаев детские сады и методы воспитания в них, методики преподавания в школах сегодня не удовлетворяют молодые семьи. Рассказывая о своих 3–6 летних детях, они отмечают их ускоренное умственное развитие, и опираясь на свой жизненный опыт, обосновывают необходимость замены учебного материала, который заметно отстает от жизни. Также они ясно осознают, что материальное и духовное благополучие молодых семей напрямую зависит от экономических реформ, осуществляемых в обществе, и признают, что совершенствование всех форм собственности является важнейшим фактором, способствующим процветанию новой эпохи.
Исходя из этого можно заключить, что с ростом числа молодых семей в годы Независимости, повышается и нравственное совершенствование и богатство общества.. Вопросы семьи, социальной защиты материнства и детства решаются параллельно по двум направлениям, то есть посредством неразрывной деятельности общественных объединений и государства. А это, в свою очередь, является основным критерием эффективности осуществляемых мер.
Без сомнения, независимость широко распахнула перед нами двери в мир. Наш народ, в особенности молодежь, с присущей ей тягой к познанию мира входит в эти двери. Конечно же, в этом процессе нельзя нивелировать значение того влияния, которое оказывают на еще неокрепшее сознание нашей молодежи культура развитых стран. Порою она обладает несовместимыми с многовековой культурой наших предков элементами, которые иногда становятся причиной скоропалительных разводов в молодых семьях.
 Если взглянуть в далекое прошлое, эти вопросы считались наиважнейшими и для нашего народа, что подкреплено и высказываниями нашего великого предка Амира Темура: «Заботясь о женитьбе своих сыновей, внуков и близких, всегда уделял большое внимание подбору невест, приравнивая эту задачу к государственным проблемам».
 И поныне, последовательное осуществление комплекса мер, направленных на благополучие семей, остается велением времени.
Ибо, с незапамятных времен народ наш, опираясь на принципы взаимного согласия между соседями, махаллей, совместно решал любые вопросы на основе общественного подхода при их рассмотрении, привлекая к этому делу умудренных жизненным опытом пожилых людей. Проще говоря, все это и есть меры, которые вполне нам по плечу.
Каждый из нас не понаслышке знает, что многие неспокойные семьи были сохранены благодаря непосредственному вмешательству соседей и близких, друзей и знакомых, смогли преодолеть временные разногласия и продолжили совместную жизнь. Однако сегодня некоторые люди не могут избавиться от оков безразличия и инертности. «Что происходит у соседей?», «Как воспитывается их ребенок?» – никому до этого нет дела. Проблема одной семьи бумерангом отражается на общем благосостоянии всего общества в целом. И конечно, она должна быть предметом обсуждения в каждой семье и решаться на должном уровне. Ибо, боль одной семьи либо махалли неминуемо влечет за собой боль всего общества. Не зря народная мудрость гласит: «Одному чаду – лезвие (в смысле воспитания) из сорока домов».
Здесь мы хотим остановиться подробнее о роли и значении женщины в семье, поскольку именно семья является основополагающим ядром общества, олицетворяющим нравственный и физический облик молодежи любой страны. Ибо, если в семье царит климат, способствующий взаимному уважению и сочувствию, честности и трудолюбию, а также воспеваются идеи гуманизма и патриотизма, то именно в этой семье, как в прочной ячейке любого общества, формируются нравственные ценности, переходящие из поколения в поколение. По большому счету, нравственное состояние женщины-матери – хранительницы семейного очага оказывает решающее влияние на положительное формирование нравственных приоритетов семьи в целом, а также молодежи. Именно поэтому, в первую очередь, наши женщины и наши матери должны проникнуться этой ответственностью, поскольку мир и согласие в семье покоятся на их плечах. Хотелось бы особо добавить, что наряду с основополагающей ролью, выполняемой в этом аспекте женщинами, весьма желали бы, чтобы такие качества, как мудрость, знание, справедливость, заботливость, терпение и предпринимательство никогда не покидали их.
Анализируя причины совершенных разводов, выясняем, что одной из причин их являются трудности экономического характера, а производной подобных проблем могут выступать и попытки наших женщин заработать деньги сомнительными путями под ширмой предпринимательской деятельности. Предпринимательство – явление, имеющее под собой теоретическую и правовую основу, не приемлющее всякого рода мошенничество, разлады на этой почве в семье, случаи отречения от детей.
Супруга бывшего Президента Соединенных Штатов Америки Билла Клинтона Хиллари Родэм Клинтон в своей книге «За воспитание одного ребенка в ответе семеро соседей» пишет: «У меня пока нет конкретной точки зрения относительно разводов в семье с ребенком, где процесс расторжения брака протекает без определенного обязательного «выжидательного» срока. Мы должны задуматься о способах восстановления семей тех пар, которые решили прервать отношения, протягивая им руку помощи, даже если придется их обучать на соответствующих курсах путем изучения аналогичных ситуативных задач.
Следует признать, что сам факт развода представляет собой социальную проблему. Дело передается в суд. Необходимо вынести решение об определении стороны, кто в дальнейшем займется воспитанием детей, будь то отец или мать, должны будут возложить на свои плечи ответственность по облегчению проблем, однозначно возникающую перед ребенком вследствие развода родителей».
В процессе знакомства с книгой перед нами открылись факты, заставляющие сильно задуматься. К примеру, 40% детей, чьи родители развелись, подверглись воздействию столь сильного стресса, что дальнейшая их жизнь претерпевала коренные изменения, как правило, негативного характера.
В подтверждении сказанному, проводимые в этом аспекте медицинские и социологические наблюдения свидетельствуют о физическом и нравственном несовершенстве детей, воспитываемых без одного из родителей.
Хотелось бы здесь поделиться следующими мыслями. Предположим, родители разводятся. Молодая жена или молодой муж, так сказать, избавились от нелюбимой половины. Однако жизнь ведь продолжается. Раз нам дарована жизнь, человек хочет, и он вправе наслаждаться ею. Как правило, он повторно стремится создать семью, но, как показывают наши многолетние исследования, в большинстве случаев женщины (а равно и мужчины) сожалеют о разводе с первым супругом, совершенным по большому счету по несущественным причинам. Налицо ситуация – из огня да в полымя. В конечном итоге, ее придавливают переживания за судьбу ребенка, несущего печальный крест пасынка или падчерицы.
Следует также отметить важнейшую роль, которую призваны в этом плане сыграть общество и широкая общественность. В частности, можно оказывать материальную поддержку семьям, находящимся на грани развода по причине экономических проблем, оказания помощи лицам в трудоустройстве, путем профориентации оказывать медицинскую и социальную поддержку тем, кто оказался в сетях алкоголизма и наркомании, а также, путем широкого обсуждения вопросов воспитания в махаллях, с участием широкой общественности.
 На мгновенье вернемся в прошлое, и воскресим в памяти отношения наших предков к родительскому благословению, браку и судьбам молодых семей.
Вот уже более десяти веков мусульманский мир следует мудрым заповедям, канонам жизни и благих деяний Отца учения ислама Пророка Мухаммеда (да будет благословенно имя его). Как повествовалось в произведениях Биби Фатимы, при создании брачного союза между дочерью Пророка и его светлостью Али, приданое Биби Фатимы состояло из шкуры овцы, плотного покрывала и подушки из мешковины, набитой опилками фигового дерева. И его светлость Али и ее величество Биби Фатима были рады и счастливы. И со словами величайшей благодарности Аллаху создали новую семью. Пророк Мухаммед часто навещал свою дочь. В один из дней святейшая Биби Фатима обратилась к отцу своему:
Отец мой, Вы выдали мне замуж за наибеднейшего из парней. Кроме шкуры овцы нам не на чем сидеть, ночью мы спим на шерсти, днем же сидим на ее изнаночной стороне. Покрывало наше узкое и короткое, вдвоем нам под ним никак не укрыться.
Отвечал ей тогда Пророк:
– Фатима, дочь моя, прояви малость терпения. У Иисуса Христа и его дочерей десять лет кроме единственного халата не было ничего, даже коврика. «Аль факиру фахрий», – то есть смысл сего предания звучит так: у каждого в мире этом есть нечто, чем он может возгордиться. В моем случае я горжусь своей беднотой.
Проникшись отеческим ответом и осознанием его правоты Биби Фатима испросила прощения у отца своего.
История наша богата на подобные примеры. Чем сильнее, прилежнее мы будем следовать и соблюдать образ жизни, следовать опыту предков наших по созданию семьи и воспитанию детей, придерживаясь заповедей скромной жизни, уважительному отношению по отношению к ближнему своему, тем содержательнее, богаче и радостнее будет наша жизнь и семейный быт.
 Считаем уместным отметить, что богатая творческая деятельность и наследие наших предков в лице Беруни, Нажмиддина Кубро, Замахшарий, Сулеймана Бакирганий, создавших упомянутые ценности, должны быть донесены до каждой семьи, до каждого ребенка.
Ибо все, что было сотворено нашими предками, несет колоссальную смысловую нагрузку, и в виде незаменимой школы жизни призваны обеспечить на деле отношение к семье, как к наиглавнейшей святыне. И в этом месте мы с удовлетворением отмечаем материализацию и становление наших культурных традиций и обычаев, богатого духовного наследия, гармонично переплетаемых с современными укладами жизни, что выражается в новых заключаемых браках молодых людей нашего края.
Независимость нашей родины предоставила нам поистине безграничные возможности для более глубокого и детального изучения и познавания жизненного опыта и мудрости наших предшественников. Мы же, в свою очередь, наиболее полновесно вооружившись ими, используем их в своих планах работ.
Выше мы подробно остановились на вопросах семьи. Боле того, каждое слово было произнесено в целях достижения задуманного.
Каждая семья, созданная на основе родительского благословения и чистых помыслов, должна хранить это наследие посредством своей прочности, совершенством, чистотой и счастьем. Ведь родительское благословение не что иное, как светоч, напутствующий молодых к счастью,. И сколь трепетно его будут лелеять, тем шире возможности достижения счастья и благополучия.
Мы желаем, чтобы каждая махалля, каждый коллектив, каждый гражданин, каждая девушка и каждый парень всем сердцем прочувствовали свою причастность к ранее упомянутым вопросам. И в этом плане компетентные правоохранительные органы, свою деятельность в разрезе воспитания семьи и молодежи должны организовать с учетом мнения широкой общественности. Вместе с этим, хотелось бы пожелать, чтобы правоведы перечисленных учреждений вели конкретную работу в тесном взаимодействии с органами самоуправления, школами, высшими учебными заведениями и другими учебно-воспитательными учреждениями.
Если мы научимся хранить целостность семьи, как основы общества, это создаст все предпосылки для донесения прекрасного духовного наследия наших предков и их утонченного совершенства до будущих поколений.


Рецензии