Манька Ваньку будет греть

НЕЛЕГАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ УГОЛОВНИКАМ НА ЛАГЕРНОМ ЖАРГОНЕ обозначают словом "грев". Это - производное от глагола "греть" - оказывать помощь. Очень часто употребляется популярное выражение - "греть босяка (или - босяков)": помогать старым арестантам, блюстителям "воровских традиций". "Греть босяков" считается для арестантов делом святым: люди за "идею" "страдают", за права "сидельцев"... Неважно, что желаемое порой выдаётся за действительное и множество "босяков" "страдает" прежде всего за свою строптивость, агрессивность, стремление даже в "зоне" жить "куражно". Поэтому "греют босяков" не только едой, куревом да барахлишком, но и водкой, наркотой, деньгами (хождение которых за "колючкой" категорически запрещено).

"Греют" с воли - путём переброса через ограждение колонии (такой переброс называют "вертолётом"). "Греют" и тех, кто внутри колонии попадает в штрафной изолятор (ШИЗО) или в помещение камерного типа (ПКТ) за нарушения режима.

Однако нас интересуют не способы "грева", а само выражение. Действительно, почему "греть"? Речь-то идёт о еде, одежде, спиртном, наркотиках... Можно, конечно, и спички передать - для смеху. Но вряд ли это кому придёт в голову...

Не будем заставлять читателя гадать на кофейной гуще. Выражение это является отголоском славянских верований и обрядов и перешло в жаргон из народных говоров.

У славян существовала семейная поминальная традиция, которая называлась "греть покойников". Это - обычай возжигания костра у могилы близкого человека, чтобы "передать" умершему тепло. Обычай принадлежит к традиционным для славян формам общения с предками, в числе которых - кормление умерших, приготовление для них бани и т.д. Он известен у всех славянских народов. Белорусы на второй или третий день похорон сжигали стружки от гроба, чтобы "душа покойника пришла греться". Сербы для этой цели жгли костры во дворах. На Русском Севере в один из святочных вечеров или в осенний поминальный день (2 ноября) жарко растапливали печь в доме: пусть у неё погреются ушедшие предки...

У многих славян этот обычай входил в цикл весенних праздников. Гуцулы во время Страстной недели жгли во дворах костры, вокруг которых бегали дети и кричали: "Грийте дида, грийте дида, дайте хлиба, грил бы вас Бог всяким добром!" Болгары прямо обращались к умершим и приглашали их: "Стоян, Пётр, здесь ли вы? Приходите, обогрейтесь!"

Однако покойников не только согревали. Вот что пишет энциклопедический словарь "Славянская мифология":
"В эти дни костры разводили на кладбищах, во дворах и на других принадлежащих семье участках земли. Здесь же оставляли пищу, лили вино и воду и даже расстилали для предков коврики на земле".

Собственно, разве не таким же образом и в наши дни мы, русские, отдаём дань уважения своим предкам, приходя на кладбище и поминая их? Приносим еду, поливаем могилу водкой (если, конечно, покойный не был идейным трезвенником)... Потому в русских говорах до сих пор существует и выражение "греть покойников", и само слово "греть" в смысле - оказывать человеку материальную поддержку.

Да и слово "грев" тоже заимствовано "сидельцами" из живого великорусского языка. Даль разъясняет его как "согревание, нагревание, сообщение тепла". Уркаганы формулируют с "солёным" юморком: "Манька Ваньку будет греть, Ванька Маньку будет еть". В общем, кому что нравится: "цыган любит чай горячий, а цыганка - хрен стоячий"...


Рецензии
Прочел тут в книге "Жизнь в аду" http://samlib.ru/editors/r/rep_d/01chernydelfin.shtml что посылка от верующих на фене называется "Дары богов". Это повсеместно так?

Вениамин Пухман   23.05.2019 03:50     Заявить о нарушении
Нет. И вообще какая-то книжка подозрительная. Словарик в конце совсем дебильный и жалкий. Сиделец составил бы хоть что-то приличное. По-моему, голимый бубен.

Фима Жиганец   23.05.2019 20:20   Заявить о нарушении
Так словарик составлял не автор, а тот кто написал предисловие.

Вениамин Пухман   16.12.2019 03:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.