Правда о Кольце и Всевластии

Те, кто читал знаменитую толкиеновскую трилогию или видел ее не менее знаменитую экранизацию, пом-нят о Кольце Саурона, что могло дать своему владельцу власть над целым миром, "отыскав, воедино связав и единою черною волей сковав" правителей эльфов, гномов и людей. Впрочем, Кольцо не только давало силу - оно также обладало собственной силой и волей, и неизбежно порабощала душу своего хозяина. Хозя-ин Кольца очень скоро становился невольником Кольца, жутким образом преображаясь, преображаясь внутренне и внешне. Вспомните хотя бы Смеагорла - во что он превратился за годы, проведенные наедине с Кольцом?!.
 Трилогию нередко называют "аллегорией", или "философской сказкой", но лично я не нашел в ней ни ал-легорий, ни философии. Я нашел в ней нечто иное: идея Кольца Всевластья присутствует и в нашем мире. Может и вы заметили это? Средиземье Толкиена было опутано зловещими чарами Властелина Колец, но наш мир опутан чарами не менее сильными и не менее зловещими.
 В какой-то мере можно даже сказать, что Кольцо существует на самом деле... Верней даже, не Кольцо, а кольца. И реальные "кольца" поопасней толкиеновских, пускай они и не сделаны из золота, пускай на них не появляются руны и пускай они не сделаны эльфийскими мастерами. Они не так уж романтичны, но сила и опасность в них таятся гораздо большие, чем во всяких колдовских артефактах.
 Где же они, эти "кольца"?
 Мы все пользуемся ими ежедневно или почти ежедневно. Они имеют разный вид: звонкие металлические кружочки, шуршащие бумажки, банковские счета... Иногда они, впрочем, могут превращаться и в настоящее золото. А недавно они обрели еще один новый облик: нематериально-магнитный, дабы быстрейшим обра-зом перемещаться по Всемирной паутине интернета (паутина! Вдумайтесь: это название появилось не толь-ко от внешнего сходства!)
 Это всего лишь деньги. Все очень просто и очень обычно. Поэтому не многие задумывались об их силе, почти колдовской.
 Тот, у кого есть деньги, имеет все, ведь нет ничего, что не продавалось и не покупалось бы. Только поэты, мечтатели, романтики и неудачники спорят с этим. Без денег в нашем мире невидимых сетей, бумажных замков и крысиных бегов не выжить никому. Даже тем, кто говорит о высших ценностях, неподвластных деньгам - "инструменту дьявола". О, если бы дьявол существовал, то деньги были бы для него лучшим ин-струментом! Но на самом деле деньги - это и есть дьявол, которого мы сами сотворили. Мы дали им небы-валую силу, и теперь капиталы опутали всю нашу планету; от Северного полюса до Южного, от Нью-йоркских бирж до индейских деревень Амазонки можно проследить влияние их невидимых щупальцев. Миллионы людей трудятся до кровавого пота, дабы заполучить еще денег. Люди бьются, лгут, предают и преступают законы - опять-таки во имя грошей. Вот уж воистину "чтобы всех отыскать, воедино связать..."! Даже Саурон Черный не придумал бы лучше! Финансовые чары пронизывают все и всех! Трудно найти ме-сто, где можно спрятаться от них! Трудна жизнь в таких местах!
 И эти чары, эти невидимые цепи незаметно уродуют людей, превращая их в своих рабов. Цепи становятся нитями марионеток. Там и сям появляются смеагорлы: несчастные существа, побирающиеся или рвущие жилы в непосильной работе, дабы добыть хоть немного средств, прокормить себя и свою семью. Жизни их полны страданий, и заканчиваются бесславно. Есть также и назгулы: те, кто посвятили деньгам свою жизнь. Иногда они мнят себя финансовыми волшебниками, творящими чудеса с помощью кредитов, расчетов и сделок, но на деле являются лишь рабами, заключенными в златые цепи. Но однажды очарование силой ис-чезает, и эти назгулы на старости лет обнаруживают себя одинокими, духовно опустевшими существами, и понимают, что их власть и богатство были лишь раззолоченной клеткой, что финансовые битвы только ли-шили их человеческого облика и человеческого счастья...
 Как же избавиться от этих денег Всевластья? Как спастись от истинного колдовства?
 Да никак. Существовать без них невозможно.
 Однако можно не дарить им власти над своими умом, душой и телом. Просто не открывать своих ворот этому невидимому коварному врагу, ибо он берет крепости лишь по доброй воле. Это не всегда просто, но вполне возможно.

31 Июля 2005 г


Рецензии