Привидение
Было это теплым весенним вечерком, когда я, сраженный свежеприобретенным гриппом, валялся в своей кровати, с известной долей сожаления созерцая в окне лучи закатного солнца, играющие игривыми бликами (фу, тавтология какая!) в стеклах дома напротив. Стекла эти были совсем недалеко – на расстоянии если не вытянутой руки, то уж не более их десятка (опять пурга какая-то получается… короче, если десять рук вытянуть в один ряд, вот такое будет расстояние между окном моего дома и дома напротив, спасибо строителям), а кровать, по моему давнему смутному подозрению, была для меня одного все же несколько великовата. Обмозговывая эту – аллегоричную, безусловно – взаимосвязь, я совсем было запутался в хитросплетениях природы причинно-следственных отношений, так что привидение, можно сказать, появилось даже вовремя. По крайней мере, его появление мгновенно вывело меня на иной, так сказать, уровень участия в реальности.
Как и подобает привидению, появилось оно совершенно неожиданно, и, разумеется, без всякого стука или какого-нибудь иного заблаговременного уведомления. Просто, тщетно пытаясь постичь корреляцию между размером моей кровати и расстоянием до соседского окна, я едва ли не в отчаянии перевел взгляд на стул напротив, а там – бац! – сидит уже привидение, да в носу ковыряется. Ну, это я образно выразился, конечно, не может же привидение на самом деле в носу ковыряться. Просто оно сидело там себе спокойно, и, видимо, дожидалось, пока я обращу на него свое рассеянное внимание.
Думаю, ни к чему говорить, что вид привидения, несмотря на все его кажущееся спокойствие и даже некую беззаботную веселость, вызвал у меня весьма неадекватную (с точки зрения привыкшего к привидениям наблюдателя, надо полагать) и умеренно бурную реакцию. Умеренно – потому что на бурную реакцию я способен в тот момент не был. Куда уж там бурлить – температуру едва сбил аспирином, нос заполнен до краев неприятной на ощупь субстанцией, да и вообще вся эта закатная романтика в соседских окнах настраивала на спокойный лад. В итоге я, конечно, не подпрыгнул, и даже не заорал, нет – я просто поднял руки в позе «хендэ-хох», глубоко-глубоко вздохнул, да и забыл выдохнуть.
Привидение скептически покосилось на мои вздернутые ладони, с явным сарказмом прищелкнуло языком, но продолжало сохранять молчание, очевидно, сделав вывод, что когда-нибудь выдохнуть мне все-таки придется. И, само собой, не ошиблось.
- Выдыхай, выдыхай, голубчик, - поощрило меня привидение самым что ни на есть возмутительным тоном.
«Так», подумал я. «Вот так расклад. Значит, является без спроса, как будто так и положено, на мою частную собственность, да еще допускает себе разговаривать в таком снисходительном наклонении. Нет, этого так оставить нельзя».
Вот на этой мысли я и осознал всю вопиющую беззащитность, хрупкость, а главное – глупость своего положения. Поэтому первым делом я плавно перевел руки из панического «хендэ-хох» в самоуверенное «за головой». Привидение в ответ наклонило голову набок, как будто выражая интерес. «Интересно, что ему тут надо?» - продолжал мыслить я.
- Чем могу помочь? – придав голосу как можно более спокойное выражение, провозгласил я. Привидение дружелюбно улыбнулось.
- Помочь? Ты – мне? Ха… ну ты скажешь тоже. Как же ты мне поможешь, я ведь привидение!
- Хм, ну… там… освободить вашу заточенную душу как-нибудь, или еще что… - я немного потерялся. В самом деле, ну чем я ему еще могу помочь?
- Э-э-э, брат, да ты, видать, сказок насмотрелся. Нечего тут освобождать, мы и так свободны уже по самое нехочу. Свободнее не бывает! – и, словно демонстрируя мне свои слова на деле, привидение враз подпрыгнуло, завязнув головой в потолке, повисело так с секунду, а потом, как ни в чем не бывало, снова опустилось на стул. «Силен», - подумал я. Привидение окинуло меня быстрым взглядом и, убедившись в надлежащем впечатлении от своего трюка, с чрезвычайно довольным видом откинулось на спинку.
- Хм… ну тогда чего ради, простите за грубость, вы мне сюда явились?
Выражение привиденичьего лица мгновенно сделалось нарочито серьезным; минуту оно пристально сверлило меня глазами, выдерживая театральную паузу.
- А я, быть может, - загадочно растягивая слова начало оно, - явилось тебе… чтобы… м-м-м…
Тут ему, видимо, удалось переиграть самого себя, так что слова дальнейшей речи просто потерялись в пафосе декламации. Привидение несколько недоуменно потаращилось в область где-то в районе моего плеча, недовольно хмыкнуло, снова откинулось на спинку и скрестило руки на груди, глядя на меня надменным взором.
- Ну, а ты сам догадайся, - видимо, в силу вступил план «Б», заготовленный на случай забывания слов плана «А».
- Сам догадайся? – повторил я.
- Да. Сам догадайся.
На минуту воцарилось молчание. Только на стене спальни вдруг заплясали красновато-золотые солнечные зайчики – видимо, соседка открыла окно. Мы же с привидением продолжали упорно смотреть друг на друга.
- Ну… - начал я, - ну-у-у… откуда же я могу знать?
В этот момент я нащупал хорошую линию обороны.
- Вот если бы это я к вам явился без спросу, я бы точно уж знал причину. Потому как я сам своими действиями управляю…
При этих словах привидение вдруг торжествующе засияло, будто вспомнив что-то очень важное. Наверное, так оно и было. Не дав мне закончить фразу, оно расхохоталось. Совсем, кстати, не так страшно, как хохочут иные привидения в детских сказках.
- А мной, по-твоему, кто управляет? Разве не ты? Ты ведь один меня тут видишь, хочешь, спроси у своей соседки – вон той, что белье вешает в окне напротив! Она меня не увидит! Давай, давай, спроси, я жду! – с прямо-таки гусарской удалью привидение подпрыгнуло к окну и встало там, ожидая моих действий. Конечно, я не собирался ни о чем таком спрашивать соседку – во-первых, я ее не знал, а во-вторых, не хотелось, чтобы люди считали меня психом. К тому же, какая в конце концов разница, видит она его или нет. Его наличие от этого не изменится.
- Хреново мне, не хочу к окну подходить, - сказал я вслух. Привидение, кажется, несколько обиделось, но постаралось не подать вида.
- Ладно, не хочешь – как хочешь, я по сто раз не упрашиваю, - оно не спеша прошло обратно к стулу и снова устроилось на нем в прежней позе.
- Ну так вопроса это не меняет, - продолжил я, - зачем же вы тут?
- А вот об этом, голубчик, ты мне сам и расскажи! Ты же меня вызвал! Думаешь, мне нравится тут сидеть и пантомиму перед тобой разыгрывать? – по лицу его при этом было явно заметно, что это занятие ему все-таки нравится. «Ну что ж, подумал я, поиграем в кошки-мышки, значит!»
- Позвольте-позвольте! – начал я, - что вы хотите этим сказать? Как это я вас вызвал? Я лежал себе, созерцал закат, наслаждался плавным снижением своей температуры, ну и вообще – может, размышления тут важные вел, и тут вы являетесь сами собой, на моем стуле, в моей спальне, противоречите законам физики, да и вообще всем нормальным человеческим законам! И я, значит, вас вызвал?! Черта с два!
- Да-а-а, да-а-а-а, да что ты говори-и-и-ишь? – привидение явно поддразнивало меня. Сил терпеть это уже не оставалось, и я потихоньку начал закипать.
- А известно тебе, что привидения ПРОСТО ТАК ни к кому не являются?! Что у каждого привидения есть своя цель, и свой, ОСОБЫЙ смысл! – тут оно резко посерьезнело, в глазах его блеснула уязвленная гордость. «А на этом можно сыграть», подумал я, и скептически скрестил руки на груди.
- Ну так и расскажите же мне, какой такой ОСОБЫЙ смысл в вашем сюда явлении?
Привидение сверкнуло на меня разгневанным взглядом. Теперь пришел мой черед снисходительно улыбаться.
- Какой смысл? – взорвалось оно, - КАКОЙ СМЫСЛ??!! Неужели ты не видишь, какой смысл? Как же ты можешь быть таким слепцом?!! Как можешь ты не видеть СМЫСЛА?!!
Эта игра становилась мне все интереснее и интереснее. Привидение явно теряло в ней очки.
- Ведь не можешь же ты делать что-то без смысла, правильно ведь?! – привидение вскочило и принялось стремительно расхаживать по комнате, в голосе его появились чуть заметные жалобные нотки. – Думай, ДУМАЙ ЖЕ!!! ИЩИ СМЫСЛ!!!
Я помолчал немного, делая вид, что погружен в размышления. На самом же деле я просто подумывал, как бы поточнее построить дальнейшую атаку, чтобы разгромить это самодовольное привидение в пух и прах.
- Значит, вы говорите, что я вас вызвал, - медленно начал я. Привидение на этих словах остановилось и уставилось на меня, как на оракула, гласящего древнее пророчество. – Ну, а откуда вы об этом знаете?
Привидение растерянно поморгало глазами.
- Ну… привидения ведь появляются потому, что их кто-нибудь вызывает. Ну, то есть думает о них как-то… наверное… - очевидно, уверенность его в теории проявления привидений была не очень высока.
- Ага. Значит, если я все-таки о вас не думал, то и смысла в вашем появлении никакого нет, верно?
- Как это нет? КАК ЭТО – НЕТ?!! – заорало и замахало руками привидение.
- А раз смысла никакого нет, - не обращая внимания на его гневные выкрики, продолжил я, - то, значит, вы можете спокойно исчезнуть туда, откуда пришли, так ведь?
Привидение остановилось, как громом пораженное. Руки его упали и обвисли вдоль тела, как вареные сосиски.
- То есть как?.. Вот… и все?.. – огорошенно спросило оно.
Я пожал плечами.
- А что, должно быть как-то иначе? Вы пришли, поискали в себе смысл, убедились, что его нет, - значит, можно уходить, разве не так?
- Но ведь, он должен быть… смысл… - пролепетало привидение. Контуры его стали вдруг стремительно таять, растворяясь в опускавшихся сумерках. Соседка закрыла окно, и разноцветные зайчики покинули мои стены.
- Смысл… должен быть… смысл…
Мне стало даже немного жаль его.
- Ну, может быть, в следующем вашем явлении вам удастся найти смысл! – подбодрил его я. Оно повело на меня своими помутневшими глазами, сквозь которые уже проглядывал рельеф обоев.
- В следующем явлении… смысл… - тупо повторило оно.
- Ну да, - пожал плечами я, - может, в следующем найдете!
Его туманное лицо вдруг озарилось улыбкой. Выглядело это так, как будто кто-то быстро провел палочкой по глади воды.
- Найду!.. смысл… найду! – повторило оно.
С этими словами привидение исчезло.
А мне что-то вдруг захотелось спать. Я поднялся, опустил штору на окне, лег обратно в кровать и накрылся одеялом. Подумав немного, сбросил одеяло, достал из тумбочки листок бумаги и карандаш, положил на стул и нацарапал:
«Здесь уже искали. Не нашли.»
Свидетельство о публикации №207041000268