Воспоминания. часть 12. влияние конфликта на советско-китайской

ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА НА СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЕ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

1969 год начался с обострения отношений с Китаем. Китай всё настойчивее стал претендовать на земли СССР. Я всё чаще задавал себе вопрос: «Как могло так случиться, что между двумя социалистическими странами возникли противоречия из-за территории, которые могут перерасти в вооружённый конфликт»? Ответ находил у классиков марксизма: территориальные претензии между государствами могут быть ликвидированы при «отмирании» государств и государственных границ. Но идти на этот шаг с Китаем не было ещё объективных предпосылок. Для Запада обострение отношений СССР с Китаем было на руку. Они внимательно следили за развитием событий и старались подливать масла в разгорающийся огонь.
В мире международная обстановка стала накаляться. Обострение международной обстановки сказывалось и на боевой подготовке бригады. Командование бригады больше внимания стало уделять огневой подготовке и тактико-специальной подготовке. Один раз в неделю на целый день уходили на стрельбище. Стрельбу выполняли днём и ночью. Выполняли стрельбу и в противогазах. Со стрельбища возвращались в расположение части поздно ночью. По пути проводили занятия по тактико-специальной подготовке.
Интересно проводили занятия по ориентированию на местности. Эти занятия были схожи со спортивной игрой: «Охота на лис». Разведгруппе ставилась задача: найти в указанном на карте районе спрятанный в тайник передатчик, посылающий в эфир сигналы. Разведгруппе, имея карту, компас и приёмник, принимающий сигналы передатчика, необходимо было за установленное время найти передатчик.
В зимних условиях были проведены двухдневные учения с целью отработки скрытного выхода в заданный район. Учения проводились в составе роты. Роте, под командованием ротного капитана Качура, была поставлена задача: скрытно выйти в заданный район. Мы не сомневались в том, что задача будет выполнена. Эта уверенность исходила из-за того, что роту вёл сам ротный. А он любил проводить такие занятия. Ротный считал и убеждал нас в том, что от скрытного передвижения на 90% зависит успех операции. Командование бригады считало его одним из лучших офицеров по проведению таких занятий.
Поставленная задача перед ротой была выполнена. Но во время ночёвки произошёл неприятный эпизод. Роте предстояло ночевать в лесу прямо на снегу. Для этого каждый взвод разжёг костёр. На ночь все расположились возле костра. Все спали. У костра дежурил дневальный. В его функции входило поддерживать горение костра, также следить за тем, чтобы кто-то из солдат не скатился близко к костру, и он обязан был через каждые тридцать минут будить и заставлять переворачиваться на другой бок солдат. Сменять дневального должны через каждый час. Для этого устанавливалась очерёдность, и каждый знал, кто должен заступить на дежурство после него. Самое тяжёлое дежурство – это где-то с трёх часов ночи до пяти утра. В это время всегда тяжелее бороться со сном.
Так вот в это время дежурил солдат осеннего 1968 года призыва. Видимо он заснул и вовремя не заставил перевернуться солдат. Бушлаты накалились, и произошло то, о чём нас предупреждал ротный. Нас разбудил раздавшийся человеческий крик. Вскочив на ноги, мы увидели бежавшего солдата, охваченного пламенем. Всё произошло в считанные секунды. Мы увидели, как он сбросил бушлат и, упав на снег, стал перекатываться и тем самым, сбив очаг возгорания на гимнастёрке и галифе. Подбежав к нему, мы помогли ему подняться. Солдатом оказался наш командир отделения. Подняв, валявшийся на снегу ремень, мы обнаружили, что он в горячке, видимо, не сумев его отстегнуть, оторвал у бляхи крючок. Мы все были поражены, какой же силой надо было обладать, чтобы вместе пайки оторвать крючок? Не меньше нас был удивлён и командир отделения. Вспомнили и про бушлат. Но, подойдя к тому месту, где его сбросил командир отделения, мы увидели от бушлата только груду пепла. Бушлат весь сгорел дотла. Спать уже не ложились. Одели командира как могли. Кто дал гимнастёрку. Кто маскхалат. Вот такое небольшое ЧП произошло на этих зимних ученьях.
Второго марта с китайской стороны была предпринята попытка захватить остров Даманский. Бой продолжался более трёх часов. Наши пограничники отбили нападение, но в результате этого боя понесли и потери.
Пятнадцатого марта китайцы вторично пытались захватить остров, но вновь встретили достойный отпор. На этот раз китайская сторона понесла значительные потери. И они получили хороший урок.
Но от вооружённого конфликта с китайцами извлекли урок и наше военное руководство. В учебные процессы были введены необходимые коррективы. Некоторые изменения были внесены в учебный процесс боевой подготовки и в нашей бригаде. Нас стали обучать наступательной тактики пехоты, а также обучали приёмам окапывания. Нас несколько удивило, что нас разведчиков обучают пехотной тактике, но нам объяснили, что дополнительно полученные знания не будут для нас лишними. Конфликт на острове Даманский как раз и показал, что потерь со стороны пограничников могли бы иметь меньше, если бы пограничники знали наступательную тактику пехоты и умели бы окапываться.
Вооружённый конфликт вскрыл и недостаток автомата Калашникова – большой разброс пуль при стрельбе очередями. Как правило, в цель попадала первая пуля, все остальные шли мимо. Этот недостаток был частично устранён тем, что изменили конструкцию ствола автомата. На конце ствола была установлена насадка, которая имела нижний выступ. Это позволяло за счёт выступа снизить разброс пуль при стрельбе и повысить вероятность попадания в цель двух и более пуль.


Рецензии