Ему снилась Маргарита

Лысый доктор постучался в третью палату и, услышав хриплое «Войдите!», с улыбкой переступил порог небольшого помещения.
Палата была рассчитана на двоих больных. Но занимал её один пожилой мужчина с лысоватым лбом, седыми волосами и покрытым родинками носом. Он полусидел на кровати, читая старый детектив.
- Ну, как наши дела? – ласково спросил доктор.
- Не жалуюсь, - бросил больной в ответ.
Доктор достал лазерный диктофон старой модели и, вставив новый диск, нажал на «Play», бодро начал:
- День девятый. Произвожу осмотр больного… - он сделал паузу, положил включенный диктофон в карман белого халата, достал стетоскоп и стал слушать звуки сердца пациента, подсоединив адаптер от стетоскопа к диктофону, чтобы записать сердечную работу. При этом он сразу же комментировал показания прибора. После этой процедуры он измерил давление пациента, вновь поднёс диктофон ближе к губам, продиктовал показатели и затем произнёс:
- Данный осмотр не выявил сбоев в работе организма. Самочувствие пациента опасений не вызывает. Наблюдаются признаки депрессии, о которых я уже говорил в начале эксперимента, как о его побочном эффекте.
После этих слов доктор выключил диктофон и спросил больного:
- Ну, как спали?
- Как всегда! – резко ответил больной. Вообще можно было заметить, что пациенту противно разговаривать с доктором. В его мутно-карих глазах, как и в речах можно было уловить нескрываемое раздражение. Да и отвечая на вопросы, он не отрывался от потёртой книжки.
- Полноте! – примирительно сказал доктор. – Я же вам друг. И ничего плохого не сделал, наоборот, хочу помочь вам.
Больной кисло усмехнулся, что не ускользнуло от внимания доктора. Однако человек в белом халате по-прежнему вёл себя вполне дружелюбно.
- Как-то не клеится у нас сегодня разговор, – заметил доктор. – Ну, хорошо, как там Маргарита поживает?
- Маргарита умерла восемь лет назад.
И так каждый день последней недели! Терпению доктора пришёл конец:
- Послушайте, что вы мелите, а? Мы вас принуждали идти на этот эксперимент? Нет, мы предложили вам решить вашу проблему, залечить тяжёлую психологическую травму. И вы сами, подчёркиваю – сами, согласились на это.
- Я был в подпитии… изрядном, к сожалению. Я не осознавал, на что шёл.
- Слушайте, я вас не понимаю! Мы вам дали пообщаться с вашей женой…
Пациент прервал доктора:
- Я повторяю: моя жена умерла восемь лет назад!
- Да, действительно, Маргарита Сикорова умерла в 2053 году. Но умерла она в этом мире, но не в мире ваших снов. Вы же её помните как хорошую и верную жену. Вот она и в ваших сновидениях такая же.
- Это – не моя жена! Это всего лишь сон, видение, галлюцинация, создаваемая вашим прибором, но никак не моя жена! Она всё время улыбается, будто бы свободная от выражения задумчивости, слёз, отчаяния, грусти... Я... Я даже не могу её коснуться!
Доктор вздохнул. В этом вздохе чувствовалось негодование и раздражение.
- Да что вы всё заладили! – взорвался он. – Вы сами согласились на это! Просто вы увидели её несколько раз, и теперь вам надоело.
- Да, мне надоело! Вы обещали мне прекрасный сон: я и Маргарита в райских кущах. Но то, что я смотрю вот уже восьмую ночь – это какой-то кошмар. Я не могу его больше видеть. Я разрываю с вами контракт!
- Вы не можете… - вдруг закричал доктор, но остановил себя, перевёл дух и спокойно продолжил: - В таком случае вы должны нам кругленькую сумму за проведённые опыты и срыв эксперимента.
- С чего это? – удивился больной.
- Это оговорено в контракте, который вы полторы недели назад подписали. А теперь я прошу вас успокоиться и позавтракать. После завтрака вас ждут прогулка и физические упражнения.
Больной задумался и сказал:
- Нет, я хочу вернуться к Маргарите. Включите аппарат.
- У вас ещё будет время побыть с ней после обеда. А сейчас надо набраться сил для следующего сеанса.
Старик возразил:
- Включите аппарат, доктор! Я хочу досмотреть сон.
- Не будьте ребёнком, подождите до тихого часа, - отрезал доктор и отвернулся, чтобы положить диктофон на стол у единственного окна палаты.
За его спиной, пациент потянулся к маске, от которой к прибору, стоящему у изголовья кровати, отходил толстый оранжевый провод. Прибор напоминал куб высотой около метра. На его верхней плоскости находилось несколько рядов кнопок и небольшая зелёная шкала.
Когда доктор вновь обернулся, больной уже успел надеть маску и включить прибор.
- Да что же это такое! – вскричал рассердившийся экспериментатор и двинулся на больного.
Доктор потянулся к маске, но получил в ответ кулаком в челюсть. Больной был так возбуждён, что удар лишил противника равновесия. Падая, доктор задел прибор сновидений, который, свалившись на пол, разбился. Провода мгновенно замкнуло. Розетка, в которую был включен прибор, зашипела и загорелась. Больной вскричал и схватился за маску, в которую ударил сильный разряд тока. На минуту его тело оказалось во власти конвульсий. Затем он завалился на кровать и замолк.
Доктор быстро поднялся и осторожно, но мгновенно выдернул шнур из розетки. Затем он подошёл к больному, скинул с него горящую маску и пощупал пульс. Старик же не обращал никакого внимания на посеревшее от страха лицо доктора, – в его последнем сне ему снилась Маргарита.


Рецензии
Великолепно написано! Чувствуются мотивы толстовской "Аэдиты"!

Алексей Курганов   22.11.2015 08:49     Заявить о нарушении