Третий срок для Путина
Почему публичные уверения Путина не принимаются в расчет - более-менее понятно - чекист свои истинные намерения до поры обязан держать в тайне, тем более что и прецедентов такой тактики за 7 лет его правления накопилось немало – одно только заявление про «Байкалфинансгрупп» чего стоит.
Более важно разобраться, почему никем всерьез не воспринимается текст Конституции РФ. Тут дело, видимо, в многовековой традиции, когда «закон, что дышло - куда повернешь, туда и вышло». Нет у нас в стране привычки доверять законам, мы чаще живем по понятиям. А понятие у народа такое, что кто силен, тот и прав. Петр Первый отменил законы престолонаследия, чем ввел государство в многолетний хаос, но народная молва его боготворит. Сталин управлял огромной страной, как своей вотчиной, но слыл «отцом народов», до сих пор не перевелись его поклонники. Похоже, что население Российской Федерации так и не доросло до демократии, до самоуважения; народу нашему спокойнее и привычнее жить под тяжелой рукой «царя-батюшки», чем принять ответственность за свою страну на самих себя. Поэтому любой пришедший к власти чиновник в глазах народа очень быстро начинает расти на дрожжах культа личности до вселенских размеров. Поэтому мысль о переписывании Конституции под каждого нового правителя вполне уживается в народном сознании и не вызывает возмущения.
Не отстают от коллективного сознания народа и лояльные власти российские политики. Они неоднократно высказывали желание кардинально переписать Конституцию, тем более что по кусочку ее уже покромсали. Особенно усердствует лидер опереточной оппозиции партии власти Сергей Миронов. Он, как только был в очередной раз переизбран спикером палаты Федераций, так сразу и начал отрабатывать свое назначение, да так лихо, что ввел в недоумение даже своего визави Грызлова. Предложение Миронова поражает своей масштабностью: ввести 3 президентских срока по 7 лет. Более кардинальным может быть только введение пожизненного правления. Вполне возможно, что Миронов делает свои заявления во вменяемом состоянии, ведь после этакого громадья планов обычный четырехлетний третий срок для президента покажется совершенно пустячной поправкой.
Конечно, гадать о будущем – это всегда дело неблагодарное. Сейчас можно сказать с полной определенностью лишь то, что возможность третьего срока вполне реальна. А как это может быть осуществлено технически – тут вариантов немало: и по просьбе «трудящихся депутатов», и при помощи «маленькой победоносной войны», и «перед лицом угрозы мирового терроризма», и из-за «американской экспансии», активно разыгрываемые последнее время карты неофашизма и русского национализма тоже вполне могут пригодиться в качестве пугала. Какой из перечисленных вариантов решит выбрать Кремль - пока не ясно, возможно, что и какой-нибудь совсем еще не опробованный.
Хочет ли сам Путин остаться президентом после 2008 года? Попробуем разобраться. С одной стороны, власть – один из самых сильных наркотиков, и почувствовав ее вкус, трудно добровольно от нее отказаться. Тут в качестве ограничителя должны выступать четкие законы, которые, как мы уже определили, в нашем государстве плохо работают. С другой стороны, возможно, Путин устал тащить на своих плечах ответственность за такую огромную и сложно устроенную страну. Но если мы вспомним, как он стал президентом (практически из неоткуда), кого назначает на все высшие должности в госаппарате (исключительно тех, с кем когда-то работал в Петербурге), если мы также вспомним, что за все 7 лет своего правления он никого из этой обоймы своих назначенцев не отстранил, а лишь переводит одних и тех же людей с места на место, то мы должны будем признать, что Путин не самостоятелен как глава государства, а является персонифицированной частью - лицом и рупором - некой «системы» или «группы товарищей». Если же мы признаем, что не Путин персонально управляет государством, а некая «система», решения и взгляды которой артикулируются Путиным перед гражданами России и международной общественностью, то поймем, что решение уходить или остаться тоже будет принимать не он, а вся «система». Согласится ли она на операцию «преемник»? Пожалуй, сомнительно. Пример самого Путина, выбранного ельцинской «семьей» в качестве наиболее подходящего «преемника» за свою незаметность и казавшуюся им управляемость, не может не стать уроком для новой «семьи». Вкус власти очень быстро делает из самого послушного и лояльного ставленника опасного соперника. Поэтому, скорее всего, вопрос о смене власти будет зависеть от того, что выгоднее и безопаснее для путинской «системы» - оставаться в Кремле или уйти, уступив место другой, более голодной «группе товарищей», тоже желающей приобщиться к газонефтяному пирогу.
Как видите, в этой статье о третьем сроке выборы как способ смены власти в сегодняшней России даже не рассматриваются. Будут они проведены или вовсе не состоятся – никакой решающей роли это не сыграет, ибо выборы в нашей стране окончательно превратились в фарсовый спектакль, разыгрываемый не столько для российского населения, сколько для всего остального мира, не способного издалека разглядеть убогость его декораций и фальшь актерской игры.
Свидетельство о публикации №207041300032