Сам себе домовой

Тепло. Здесь, возле камина. А за дверью прохладный октябрьский вечер. Я в отпуске и потому позволил себе немного посибаритствовать. Купил накануне бутылку хорошего коньяку, табак. Новую вишнёвую трубку обкурил ещё неделю назад. Сижу, протянув ноги к огню, отдыхаю. Тонкий запах дыма, аромат божественного напитка и интересная книга. В соседнем кресле дремлет кот. Источник света угли в камине, да торшер возле кресла. Половина комнаты погружена в полумрак. Что ещё надо? Никто не мешает, не стоит над душой, не пилит за запах табачного дыма. Хорошо! С женой я развёлся. Дочь выросла. Дом новый построил. Не хоромы, но мне нравится. В принципе, достиг, чего хотел. Отчего бы не отдохнуть?
В углу что-то зашуршало. Кот встрепенулся, уставился куда-то в угол. Я посмотрел в сторону звука, в полутьме ничего не увидел. Шорох повторился, причём более явственно. Приглядевшись, заметил непонятное существо. Вроде как человек. Невысокого росточка, щупленький, в каких-то лохмотьях. Всклокоченные волосы под соломенной шляпой не первой свежести. Жидкая, не чёсаная бородёнка, с застрявшей в ней соломой. Как ни странно, страха я не ощущал, скорее любопытство. Да и гость был забавным, а не страшным. Может тому виной коньяк, может хорошее настроение, может всё сразу.
- Ты кто? – знаю, вопрос звучит глупо, но ничего умнее в тот момент не придумал.
- А угадай с трёх раз, – ответил незнакомец голосом Василия Ливанова, лукаво прищурившись и входя в круг света. – Здороваться тебя не учили?
- Дядюшка Ау? – осознав, что похож пришелец на персонаж из любимого мультика, я понял кто передо мной. – Здравствуй.
- Здравствуй, племянничек, – насмешливо проговорил домовой. – Угостишь коньячком?
- Пожалуйста, - подойдя к бару, я плеснул коньяку в пустой бокал. – Угощайся.
- Спасибки, - согнав кота, который, кстати, не проявил никакой агрессии, старичок пристроился в соседнем кресле, покрутил бокал под носом, с шумом нюхая напиток. – Нектар.
Громко сопя, гость начал набивать самокрутку. Потом, словно вспомнив что-то важное, хлопнул себя по высокому лбу и юркнул в темноту. Вернулся он спустя минуту из противоположного угла. Но теперь его было не узнать. Темный крупно вязаный свитер, брюки более светлого оттенка. Аккуратно расчесаны волосы и борода. Ни дать, ни взять профессор в домашней обстановке. И когда только успел? Невольно скосил глаза на ноги. Ну, так и есть – войлочные тапочки. Перемена была так разительна, что гость всё понял по моей физиономии.
- Ловко? - глаза домового смеялись. – Подумал, что негоже в затрапезном виде такой божественный напиток потреблять, – и стал набивать моим табаком трубку, непонятно каким образом появившуюся у него в руках.
- Думаешь, чего это я тебе показался? – Гость выпустил густое колечко дыма. - Три года как дом стоит, ни разу на глаза не попался, а тут на тебе, сам вышел. По глазам вижу, что думаешь. Так вот, дело у меня к тебе есть. Вижу, ты свой дом любишь. Три года без малого тут живу. Хорош дом, хозяин хорош. Приятно тут жить. Нечисти всякой конечно полно, но мы к этому приучены, хлопот она много не доставляет. Впрочем, нечисть вся безобидная. Шкодливая, да не опасная. Мыши больше достают. Совсем твой полосатый обленился. Да не в том суть. Понимаешь ли, хочу отдохнуть. В отпуск сходить, так сказать. А подмены профсоюз не прислал. Нехватка квалифицированного персонала. У-у, бюрократы. Так бы и сказали – повывелись домовые. В многоэтажках то ещё житьё – высоко, лифт зачастую не работает, а набегайся туда сюда на, скажем, четырнадцатый этаж. Частного сектора всё меньше остаётся. Вот и не хотят молодые в домовые идти. Зато новая профессия появилась – офисный. Престижная-а-а! Жуть. А делов то. Сиди себе за ксероксом. В тепле. А летом кондиционеры работают. Не жарко.
- Стоп, стоп, стоп. Я не понял. У вас что, свои школы и профсоюзы есть?
- Есть. А чего ж не быть? Правда не все учатся. Есть талантливые самородки, так те сами кого хошь научат. Я в принципе тоже не учился. – в голосе домового явственно чувствовалось смущение. – А теперь вот вижу, не помешало бы. Да ладно.
Гость замолчал. Молчал и я. Коньяк в бокалах закончился. Я подлил ещё. Гость благодарно кивнул и продолжил.
- В общем, твой дом у меня не первый. И даже не пятый. Устал я. В отпуске не разу не был. Хочу отдохнуть. Вижу дом держишь в порядке, работы не много. Я предлагаю тебе подменить меня на время отпуска. Как, а?
От удивления я поперхнулся дымом и чуть не выронил трубку. Ничего себе предложение.
- Да ты не бойся. – голос домового стал вкрадчивым и каким то очень мягким. – Справишься.
- А кто тебе сказал, что я хочу стать домовым? Мне что делать больше нечего? У меня работа есть. Дела всякие.
- Так занимайся ими, кто тебе не даёт? Вот один мой знакомый хоть и домовой, но в вашем миру профессор философии. У нас совместительство не возбраняется. Даже, принимая во внимание нехватку «квалифицированного персонала», всемерно поощряется.
- А зачем мне это? Какая польза?
- Польза? – в голосе пришельца прозвучало искреннее удивление, - твой дом жить будет!
- А он что умрет, если домового не будет? Я вроде его всегда подремонтирую, если что.
- Глупый ты. Вон виски уже в серебре, а элементарных вещей не понимаешь. Дом без домового не дом, а место жительства. Что-то навроде тех же многоэтажек. И стены есть, и крыша, да только не дом это, а комфортабельный сарай. У настоящего дома душа есть, а мы, домовые, эта душа и есть.
Я призадумался. Вот ведь как. Действительно, бывая в гостях у разных людей, я чувствовал себя везде по-разному. У кого-то было уютно и хотелось погостить ещё. У кого-то ощущал какое-то неудобство, и хотелось, решив свои дела, уйти поскорее. Отчего это я не понимал. И хозяева вроде радушные и квартира в порядке, только домашнего уюта я там не ощущал. Но в то же время и не во всяком доме такой уют встретишь. А иногда и в квартире с виду не шикарной, но, как говорят, «бедненькой, да чистенькой» чувствуешь себя как дома. Справедливости ради, нужно заметить, что в собственных домах мне нравилось больше. Поэтому после развода с женой я не стал покупать квартиру, а построил свой дом. Хоть и залез в долги, с которыми только рассчитался. Нравилось мне в моём доме, уютно было. И всегда, после долгой отлучки тянуло меня домой со страшной силой. Так я и сказал домовому.
- Вот видишь, твой дом тебя принял, а я ему в этом помог. Так что не кочевряжься, а теперь сам помоги своему дому. Побудь вместо меня домовым. Не долго.
- А что делать то нужно? Как это вообще - быть домовым?
- Да ничего сложного…
В общем, я согласился. Действительно, ничего сложного. Делать по дому всё ту же работу, что и делал, да только возможностей у меня прибавилось. Как ни как с магией дело имею. Да и круг знакомств расширился многократно.
Несколько лет я подменял Держана, как звали моего домового. Сначала на пару дней, потом на неделю, затем на месяц. Особых проблем не было. И стал Держан отлучаться всё чаще, да на более длительный срок. И однажды пропал совсем. Я ждал его больше полугода, пока, наконец, не сообразил, что он не вернётся. А недавно узнал от знакомого овинника, с которым на курсах повышения квалификации познакомился, что он видел Держана в столице. Работает офисным, весьма доволен жизнью и просит у меня прощения.
Дочь ко мне переехала. Семья у неё большая, шумная – муж, двое сорванцов и крохотная дочурка. Дел невпроворот. Но всё в радость. И вообще, мой случай, как говорят, уникальный. Не бывало раньше так, что бы домовой сам себе дом построил. И я в нашем профсоюзе вроде как знаменитость. Отчего на меня возложили и общественную работу.
Я, конечно, пообижался на Держана, но больше так, для проформы. Вот опять в столицу на курсы ехать. Так думаю заскочить к нему в офис, поболтать. Я уже и коньяк с табачком припас.


Рецензии
Здравствуйте Виталий. Прочитал Ваш рассказ. Здорово! На дворе октябрь, идет дождь, а на душе уютно и тепло. Кажется, что время остановилось и вместе со мной размышляет о человеческих ценностях. Именно за это ощущение я люблю осень. Вам очень хорошо удалось передать такое настроение. Ну и конечно понравился мягкий, интеллигентный юмор. Спасибо за чудесный рассказ, который, как мне кажется, может иметь интересное продолжение.

Владимир Лопырев   09.10.2007 20:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.