Бытие нуклеопротеидов
Профессор поведал мне, что несколько лет назад Герхард Швайнштайгер выводил сложные дифференциальные уравнения, подводя серьёзную теоретическую базу под выдуманную им модель Вселенной, как вдруг его соседи начали делать у себя ремонт. Тогда доктор взял случайно валявшуюся в его жилище-лаборатории арматуру из титановых и молибденовых сплавов и ворвался к своим обывателям-соседям. Те преспокойно клеили себе обои, меняли паркет, пилили куски древесины и просверливали стены, в то время как доктор решал фундаментальные научные задачи. В итоге ему пришлось компенсировать соседям все их затраты на капитальную реконструкцию, и с тех пор он любил селиться в рефугиумах, наподобие этого.
«Вы не прошли биометрическую идентификацию», - проскрипел сухой металлический голос из входной двери. Мы с Петером уже привыкли, что никогда не могли её пройти, поэтому я без всякого раздражения сказал:
- Ну хватит, открывайте уже там!
Мы прошли через коридор с голыми стенами в помещение, которое Швайнштайгер принимал за жилое. Из утилитарных предметов, призванных создавать ощущение уюта и спокойствия, выделялась висевшая под самым потолком картина, написанная новаторским способом самим Швайнштайгером ещё в часы его далёкой молодости: на ней были изображены гигантские малярийные плазмодии, конъюгирующие на заднем сидении лимузина. По словам автора полотнища, он от всей души преподнёс его своим знакомым в качестве свадебного подарка, однако в итоге вышел большой конфуз и неприятный инцидент, так что единственный образец экспериментальной живописи ему пришлось вывесить у себя.
Как всегда, из динамиков доносилась «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка (это было его любимое музыкальное произведение, наряду с моим этюдом для электрогитары «Полёт Су-27»), а хозяин дома суетливо вытаскивал из подвала какие-то вещи, перебирал и отряхивал их от пыли, и большую часть выкидывал обратно вниз.
- Завтра лететь в Авиньон, а мой саквояж ещё не собран!
- Возьмите только ноутбук и сменное бельё, а всё самое необходимое, включая алкоголь, мы приобретём на месте, – посоветовал я Швайнштайгеру, снова лезущему в подвал.
Мы остались вдвоём на поверхности и стали наслаждаться звуками восхитительной увертюры. Я заметил, что Кубичек нервно ёрзает на стуле, словно решается на какой-то отчаянный шаг. И действительно, через минуту он достал из внутреннего кармана скомканный листок и робко протянул его мне.
- Что это?
- Видите ли, я долго размышлял, изучал манеру вашего творчества… наконец, я набрался смелости и написал набросок сценария. Я назвал его «Улыбка Аманды». Вы не посмотрите?
- Давайте, что у вас там…
«УЛЫБКА АМАНДЫ»
Фильм Петера Кубичека
Томас живёт в Хальмстаде, работая в офисе крупной компании. Несмотря на молодость, он чувствует себя потерянным и невостребованным неудачником. Устав от обыденного хода событий, Томас выдумывает себе смертельную болезнь. Тактично и остроумно он делает так, что его ближайшее окружение становится уверено в том, будто он умрёт через полгода. Под залог недвижимости и имущества Томас берёт кредит в банке и проводит каждый день жизни, как «последний».
В кафе Томас случайно встречает Аманду, в которую был влюблён в юности, но она не ответила ему взаимностью, сказав, что бесконечно ценит его, но только как друга. Встретившись через много лет, молодые люди проводят прекрасный вечер, в конце которого Томас насилует Аманду.
В истерике Аманда кричит, что прежде чем Томасом займётся полиция, до него доберутся её отец и братья. В ответ Томас спокойно заявляет, что ему наплевать, всё равно он умрёт через два месяца. Оставив в растерянности и подавленности плачущую девушку, он неторопливо встаёт и уходит.
Аманда остро переживает случившееся и через неделю сама находит Томаса по телефону и предлагает встретиться ещё раз. Постепенно девушка меняет своё отношение к нему, он начинает ей нравится и она влюбляется по-настоящему. Аманда сожалеет, что они потеряли столько времени вдали друг от друга, но у них остаётся ещё несколько недель и она твёрдо решает пробыть всё это время рядом с ним, до самой смерти.
Однако спустя положенный срок Томас не умирает, и его состояние не ухудшается. Аманда начинает что-то подозревать и, в конце концов, Томас признаётся в обмане. Девушка уходит от него и в тот же день Томаса насмерть сбивает автобус.
В день похорон Томаса Аманда выпивает 40 таблеток снотворного, однако её спасают врачи. При этом у неё обнаруживается трудноизлечимое злокачественное образование. Узнав об этом, девушка смотрит на потолок больничной палаты и озаряет её «улыбкой Аманды».
- Ну, как вам? Может, загрузим этот текст в «Синематрон»? Как вы считаете, из этого что-нибудь выйдет? – с надеждой спросил Кубичек.
- Право, не знаю… всё-таки это не совсем наша тематика, – заключил я. – Извините, а озарить больничную палату «улыбкой Аманды» – это как?
- Как?.. Вы же понимаете, я не профессиональный актёр… ну, примерно так.
После того, как Кубичек очень выразительно изобразил эту самую улыбку, я подумал, что в его жизни недавно произошло нечто необычное и экстраординарное, о чём я не постеснялся спросить у него напрямую. В ответ профессор задал мне встречный вопрос:
- Представьте, Зоран, допустим, много лет назад вы любили прекрасную юную и невинную девушку, и вдруг случайно встречаете её на улице в обнимку с незнакомым мужчиной. Вот что бы вы сделали?
- Дал бы ему по роже, а что?
- Вот именно! Хотя, с другой стороны, с чего бы так поступать, быть может, это прекрасный и добрый человек, и вы его совсем не знаете. Да и сами вы уже женаты и прошло столько лет… и откуда только возникают эти деструктивные иррациональные желания? – схватился за голову Кубичек.
- Это, возможно, с точки зрения высокой поэзии и упаднической философии подобные желания деструктивны и иррациональны. А с позиции здорового дарвинизма это конструктивное и рационально обоснованное поведение. Но мы не можем останавливаться на каждом шагу и пристально рассматривать каждое наше мелкое житейское происшествие, чтобы делать из него великое произведение искусства. Это не отвечает политике нашей кинокомпании.
- Да, да, – быстро согласился Кубичек, – я всё прекрасно понимаю…
В этот момент из подвала вылез Швайнштайгер с проводами и предметами личной гигиены, и мне в голову ударил запах винных испарений.
- Петер, признаюсь вам, как на духу, я тоже тайком пытался придумывать сценарии и делать фильмы на нашем добром Суперкомпьютере по методике З. Питича. Но честно вам скажу, у меня выходило какое-то дерьмо. Разве вы ещё не поняли, что среди нас троих только один человек имеет право называться гением – и это Зоран Питич, который обладает всеми возможными талантами, а мы должны выполнять лишь самую рутинную и механическую работу, как прилежные подмастерья, точно безалаберные и туповатые ученики. И если наша продукция пока не попадает в конкурсные программы фестивалей класса А, то это целиком и полностью наша с вами, Петер, вина. Это мы были недостаточно усердны и трудолюбивы, и только из-за нас, из-за нашей бестолковости и ретроградства товарищ Питич вынужден тормозиться в развитии, отставать от ритма эпохи!
- Не беспокойтесь, в ближайшем будущем мы проведём собственный кинофестиваль и дадим понять всему миру, как надо его проводить. Мы отменим конкурсный показ, сеансы будут круглосуточными и бесплатными для всех зрителей без ограничения возраста. Мы покажем ретроспективу фильмов нашей компании «Удалённые горизонты», а также – мои любимые картины. И всем их авторам дадим призы за вклад в киноискусство, даже если они уже умерли. Но это чуть позже, сначала мы фигурально взорвём Авиньонскую театральную общественность. А что вы там пролепетали про свои сценарные опыты? Может, поделитесь, ради смеха?
- Да нет проблем, чего мне стесняться. Я только изложу своими словами, а то сейчас я ничего не найду в своих кучах бумаги.
В общем, в моём несостоявшемся фильме европейцы не смогли закрепиться в Новом Свете, и без вывезенных оттуда богатств европейская цивилизация впоследствии не стала доминирующей в будущем мультиполярном мире. Но в начале 22 века гениальный учёный-самоучка из Северной Штирии Г. Швайн, создав Единую Теорию Поля и внеся полную ясность в Стандартную Модель, изобретает действующую машину времени. Изучив культуру и мифологию древних народов Мезоамерики, он отправляется в 10 век на территорию современной Мексики. Там его повсеместно узнают как Кетцалькоатля, и он обещает вернуться через несколько столетий в точно обозначенный год.
В 1520 году от рождества Христова, цинично пользуясь им же посеянными в прошлом суевериями, Г. Швайн под именем Эрнана Кортеса высаживается в Мексике вместе с кучкой авантюристов, лошадьми и бактериологическим оружием и спокойно завоёвывает империю ацтеков, положив начало колонизации континента.
- Швайнштайгер, вы настоящая тектоническая плита, движущаяся с огромной скоростью, причем в разных направлениях! Вы снесёте все старые материковые отложения и откроете новые морские пространства, воздвигнете высочайшие горные системы и срединно-океанические хребты! Только скажите, почему при таком идейном размахе у вас получилось «полное дерьмо», если конечно вы ничего не перепутали.
- Питич, я не знаю, как вы управляетесь с этой программой, которую создали мы с Кубичеком? Когда я вводил в «Синематрон» текст об индейцах и Кетцалькоатле, то думал о серьёзной ленте, о некоей альтернативной истории. Но компьютер выдал какое-то глуповатое детское кино. Даже спецэффекты с перемещением во времени и эпические батальные сцены вышли так, словно я нарисовал их от руки. Не понимаю, почему у вас часто получается, что финалы картин хотя бы имеют смысловую связь с завязками и кульминациями? А ведь у меня, как вы верно и глубоко подметили, зарождаются и угасают тысячи идей, которые просто не успевают вырваться наружу и затвердеть даже в какой-нибудь незамысловатой форме.
- Ну, например?
- Например, я хочу сделать фильм «Поиски разумной жизни на Земле и за её пределами».
- А в чём его особенность?
- Это будет документальное кино. Я сейчас, одну минутку.
Швайнштайгер проследовал в комнату, где хранил, готовил и принимал пищу. Через минуту он пунктуально вышел с ещё заполненной на одну треть бутылкой:
- Думаете, я не умею делать кино?.. Ха, чёрта с два… хотите, я расскажу вам научно-популярный фильм ужасов? Я придумал название только вчера, мне оно показалось отр…, отражающим действстнсть, извините… – «Бытие нуклеопротеидов».
Как известно, так называемый первичный бульон Опарина был существенной составляющей рациона питания этого учёного, жившего в весьма трудную эпоху с точки зрения снабжения продовольствием. А эта питательная смесь белковых макромолекул и иной органики помогала выжить всем сотрудникам исследовательской лаборатории.
Вот, Опарин колдует над колбами и пробирками, электрическими разрядами получая из воздуха вожделенный бульон.
«Добавьте сюда ещё немного аминокислот и полисахаридов!» – бодро командует он.
А вот, коацерватные капли начинают сливаться и поглощать органические молекулы, себе подобных; затем поглощают Опарина и лабораторию, выходят на улицу, становясь похожими на людей, но никак не могут насытиться…
И я, ведущий свою родословную от коацерватов и признающий прямое родство с ними без участия промежуточных звеньев, перетекаю на кухню, чтобы поймать энергию в ловушки химических связей, чтобы, в свою очередь, перетекать дальше, сопровождая этот унылый однообразный катаболизм церебральными выкидышами, один из них – перед вами…
- Вы когда-нибудь трезвеете, Герхард? Вам не кажется, что вы впадаете в болезненную зависимость?
- Болезнь?.. Да кто тут болен?! Наоборот, я чувствую себя излечившимся, да, вот сейчас, отхлёбывая из бутылки. Многие утверждают, будто алкоголь – зло. А что в нём плохого, если в трезвом виде я раздражительный психопат, а когда выпиваю, становлюсь добрым, отзывчивым и общительным человеком, способным на бескорыстные духовные подвиги, с которым приятно иметь дело и в которого влюбляются женщины. Где же тут зло, где?! Я уж не говорю о том, что в периоды абстиненции у меня развиваются патологические мании и склонность к суицидальному поведению, расстраивается пищеварение, пропадает сон и ощущения лёгкой осмысленности существования. Однако я готов согласиться, что у большинства людей алкоголь вызывает противоположный эффект и его надо полностью изымать из свободной продажи.
- Не все же такие, как вы. Я, к примеру, становлюсь полным дурачком, – признался Кубичек.
- Могли бы и не напоминать, профессор, – сказал я, прикладываясь к сосуду Швайнштайгера. – Всё это полная ерунда, доктор. Между людьми воздвигнуты такие пропасти и стены, что я не в силах был преодолеть их никакими способами. Пропасти я пробовал заливать алкоголем, чтобы беспрепятственно доплывать до другого берега. Максимум, что у меня выходило – заполнять лишь небольшую часть, а потом срываться вниз и стучаться башкой об дно. Стены я также пробивал этим местом, вернее – наоборот… Хотя на сухую, надо признать, получается гораздо больнее.
С улицы раздался звонок. На мониторе слежения высветился человек в тёмных очках и треуголке, в полном обмундировании наполеоновской гвардии и с тростью в руке.
- А это ещё кто? – удивился доктор Швайнштайгер.
- Давайте впустим его, вдруг это какой-то важный чиновник или богатый эксцентричный чудак. Может, против своего обыкновения, вы встретите его у двери, мне кажется он ограничен в возможностях, – предложил Кубичек.
Обстукивая тростью пространство вокруг себя, человек в треуголке вошёл в комнату и замер. Он явно ничего не видел, пытаясь сориентироваться по звукам.
- Это Глюк? – спросил он.
- Мы хотели спросить об этом у самих себя, но если вы имеете в виду шум из динамиков… – начал по-доброму, как умеет только он один, иронизировать Швайнштайгер.
- Чудесная музыка! – сказал человек в мундире. – Со мной всегда что-то происходит, когда я слышу эти звуки, не могу подобрать слов…
- Что конкретно с вами происходит, опишите ваши реакции и ощущения в точных терминах.
Я уже давно знал, что в такие моменты доктора лучше не останавливать, а дать проявиться его врождённому чувству юмора в полной мере. Хотя данная ситуация была несколько щекотливой. Несмотря на то, что наш гость был гвардейцем Наполеона при полном параде, всё же он был слепым, и не мог распознавать неуловимые нюансы.
- Я же говорю – это непередаваемые ощущения.
- Как следует понимать «непередаваемые»? Если лично вы не можете их передать, то это не значит, будто это не под силу науке. Это, скорее, свидетельствует о вашей умственной ограниченности или о маленьком словарном запасе.
- Да как вы смеете?! Разве с вами никогда такого не было?
- Конечно не было. Я всегда точно знаю, что со мной происходит. А если сомневаюсь и не могу объяснить, то иду к врачу или в библиотеку, нахожу нужную литературу по теме. Всегда можно в точных терминах определить состояние вещества или системы в любой момент времени. Я точно знаю, какие железы внутренней секреции выбрасывают в кровь вырабатываемые ими гормоны в тот момент, когда я получаю от органов чувств тот или иной сигнал из внешнего мира. Если интересно, можно посмотреть, какие участки головного мозга находятся в это время в состоянии возбуждения или проследить, как электрические импульсы преодолевают нейросинаптические узлы, когда вы слышите фантастические ноты из «Орфея»…
- Да я как-то не задумывался над этим, – смутился человек в треуголке.
- У этого состояния тоже есть точное определение. Не хочу никого обидеть…
- Простите, а вы, собственно, кто? – поинтересовался наш гость.
- Кто мы?! – демонически рассмеялся Швайнштайгер. – Нам ведомы формулы молекул, источающих ароматы, приводящие в движение плоть, мы знаем физический смысл всех видов взаимодействий частиц и природу света далёких звёзд и галактик. Мы естествоиспытатели и натурфилософы…
- Довольно, Герхард, – вмешался я. – Чем обязаны вашему визиту? Что вам от нас угодно?
- Мне нужен Зоран Питич, – отчеканил одетый с иголочки солдат.
Доктор Швайнштайгер развернул слепого гвардейца ко мне лицом и сказал, что тот может обращаться прямо в этом направлении.
- Моя фамилия Клима. Слышал, вы собираетесь на Авиньонский фестиваль театрального искусства. Я читал вашу пьесу, и она мне очень понравилась. Уже два месяца я готовлюсь и вхожу в роль…
- Постойте, господин, э-э, Клима… Дело в том, что мы собираемся привезти в Авиньон постановку пьесы «Двое под столом», и я вас уверяю – среди её персонажей нет никого, похожего на вас.
Господин Клима с силой отбросил трость, снял очки и вполне осмысленным взглядом посмотрел мне в глаза:
- То есть, как это нет?! Тогда зачем я два месяца хожу по улицам в этом маскараде? И, между прочим, у меня отличное зрение! Можете проверить. У вас на обеих руках десять пальцев… а у вас нет волос на голове…
- Да нет, мы вам верим. Ну а если вы так вживаетесь в образ… то мы вас берём, безо всяких репетиций! Поздравляю! Рад познакомиться с подобным талантом! Вылетаем завтра утром, текст выучите в самолёте. Кстати, по какой системе вы предпочитаете готовиться к спектаклям?
- Входя в роль, я предпочитаю систему подготовки сборной ГДР по плаванию.
- По-моему, в высшей степени оригинально. Именно такой актёр нам и нужен.
Свидетельство о публикации №207041500002
Поразительно - ведь в миниатюре почти нет описаний, всякой такой образности, сравнений. Много прямой речи. Однако - все персонажи так ярко вылеплены, что сразу возникают перед мысленным взором: "Вот они какие - поищите еще таких!". И хочется за ними наблюдать, слушать их и следовать за ними дальше.
В самом начале, думается, вместо "...снова лезущему в подвал" лучше было бы "...когда тот снова полез в подвал".
Желать удачи - хороший тон. Но имею ли я на это право, как новичок в этом деле?
Всего доброго.
P.S. Что скажете о "Пескаре"?
Варвара Жадан Натэлла 19.03.2010 10:05 Заявить о нарушении
Зоран Питич 19.03.2010 13:03 Заявить о нарушении
Варвара Жадан Натэлла 20.03.2010 11:00 Заявить о нарушении