Ясельная любовь

Рассказ опубликован в альманахе
"РСП. Проза 2015", 4 том, 15.12.2015г.
ISBN 978-5-91815-626-1

==========

Москва, улица Таганрогская, дом 22,
ясли-сад № 616, март 1980 года,
заведующая - Шипорева Татьяна Александровна.

 Воспитательница младшей ясельной группы
Галина Александровна
рассказывает моей жене как наш сын Павлик,
которому исполнилось 3 года и 3 месяца влюбился в Юлю,
она на год младше Павлика,
и как наш сын ухаживает за Юлей.

 Например, заметив, что у Юли развязался шнурок,
Павлик подходит к тёте Гале
(так он обращается к своей воспитательнице в связи с тем,
что выговаривать имя и отчество при всём его желании
весьма трудоёмко - Галина Алитвантовна)
и просит тётю Галю завязать шнурок у Юли,
что она и сделала.

 А когда за Юлей пришёл её папа,
Павлик вышел в прихожую посмотреть на него.
Посмотрел, вернулся в группу.
Затем снова вышел и подойдя к Юлиному папе, спросил:
 -"Ты Юлин папа?"
 
 Глядя на Павлика, Юлин папа в свою очередь спросил
Галину Александровну:
 -"Кто это?"
 -"Ваш зять."- не замедлила с ответом Галина Александровна.

 Дома я спросил Павлика:
 -"Ты любишь Юлю?"
 -"Да!"- убеждённо ответил он.
 -"Тогда пригласи её к нам в гости."
 То, что посоветовал мне Павлик, немного удивило.
 -"А ты скажи Юлиному папе..."

 Павлик решил, что он то пригласит Юлю, но этого мало.
Надо чтобы и папы договорились.
 Видя такой оборот дела, я посоветовал Павлику
узнать номер телефона Юли.
 -"Ладно!"- сказал Павлик и побежал играть
со старшим на полтора года братом Ваней.

 В другой раз я спросил Павлика, как он играет с Юлей?
Павлик посвятил меня в неприятный для него случай.
 
 Дело было со слов Павлика так -
он обнял Юлю и хотел поцеловать её,
но Юля взяла за уши Павлика и оттолкнула.
 -"Больно было?"- спросил я.
 -"Больно!"
 -"Ты плакал?"
 -"Да, плакал. А тётя Галя сказала,
что отведёт Юлю в другую группу.
Юля тоже плакала!"
 -"Юля сделала тебе больно.
Теперь ты наверное не любишь Юлю?"
 -"Люблю!"- опять же убеждённо ответил Павлик.

 Я стал объяснять Павлику,
что нельзя лезть к девочке с поцелуями.
Надо, чтобы она тебя полюбила.
Вот тогда надо целовать.
А так играй с ней хорошо и дружи.

 В среду 23 апреля вечером, придя с работы,
я спросил Павлика:
 -"Как прошёл день в садике?"
 Павлик ответил:
 -"Надо принести надувные шарики на праздник Первомая."
 -"Всем надо принести в садик шарики? И Юле тоже?"
 -"Да,- ответил Павлик и добавил,- сегодня Юля спросила:
где мой Паша? И стояла вот так."
 Павлик расставил руки.
 -"Ну и что ты ответил?"
 -"Я подошёл и поцеловал Юлю."
 
 Тут Павлик сорвался с места и побежал догонять Оксану.
К стати о шестилетней Оксане Кирсановой.
 
 Мы соседи по подъезду в доме на Краснодонской улице.
В разговоре моей жены с мамой Оксаны, выяснилось -
Ваня и Павлик целуют Оксану лучше, чем родители.
 -"Как это?"- удивился я.
 -"А вот так,- ответила Оксана,- не слюнявят,
а только прикасаются губами."

 Я решил поговорить с Ваней:
 -"Ты играешь с девочками в садике?"
 -"Да."
 -"А как вы играете?"
 -"А мы их голопузим!"
 -"Как это?"
 Не моргая смотрю на Ваню.
Ваня задрал рубаху и стал тереть ладонью по своему животу:
 -"Вот так!"

 Слушавший наш разговор Павлик, попросил Ваню:
 -"Ваня, ты мне поможешь голопузить Оксану,
когда она придёт к нам в гости?"
 
 И дети мои пошли, рассуждая о чём-то своём.
 
 Я к жене:
 -"Послушай! Не рано ли у наших детей
появляются признаки любви?"
 -"Это ещё что,- ответила жена,-
например Ваня говорит мне, роди девочку,
а то не на ком будет жениться."

 О том, откуда он взялся,
Ваня спросил меня, когда ему не было 4-х лет.
Тогда я ему ответил, что он родился в родильном доме
и что родила его мама из животика
через пупок. Говорить голую правду я не решился.
Но и лгать, что он из магазина, я не стал.
К пяти годам Ваня решил,
что уже надо готовиться к женитьбе.
И вот результат - мама роди девочку.
И главное - для чего?
 
 Я не против того, что все дети мальчики и девочки
учатся ухаживать друг за другом,
быть благородными.
 
 Но зачем же голопузить?
Откуда это у них?
Зачем им это сейчас?
На этот счёт есть у меня догадки
о несдержанности родителей
в интимных любовных вопросах в присутствии детей,
да и несоответствие работников детских яслей и садов.

 Вспоминаю случай в детских яслях,
в которые мы раньше водили детей.
Эти детские ясли находились
не далеко от кинотеатра "Алтай".

Пришлось мне вернуться в группу,
забыл оставить запасные колготки.
Время было около девяти часов утра.
Всех детей родители уже привели.
Я открыл дверь в прихожую и подошёл к шкафчику,
чтобы оставить запасные колготки.
За дверью слышу голоса детей и воспитательницы с няней.
Самым прискорбным было то,
что в присутствии детей взрослые говорили,
употребляя мат:
 -"А эта .лядь грозится пожаловаться в партком,
ё. твою мать. Плохо нянчимся.
Да горшок партии она и вы.банный ею выродок."
 
 В порыве гнева я открыл дверь в группу,
но взрослые уже вышли в другую дверь, в сторону кухни.
 
 Время завтрака.
 
 Я не стал догонять и вообще ничего не стал выяснять.

 Спросите - почему?
Потому что здоровье и жизнь детей дороже всяких выяснений.
 Одно дело рисковать своим здоровьем и жизнью,
и совсем другое -
рисковать жизнью и здоровьем малолетних детей.
 
 Эта тема отдельного повествования,
но если коротко обрисовать ситуацию,
то это когда, например, маньяки берут в заложники,
под угрозой смерти, детей,
тогда вынужденно выполняются все их требования.
 
 Сравнение достаточно приблизительное,
но в правильном направлении.
Не буду углубляться в эту тему,
а тогда нашёлся единственный выход -
перевести детей в другой детский сад,
что мы и сделали, приложив максимум усилий.
Оценку ухода за детьми
в различных детских садах родители знали,
разговаривая между собой и находили где лучше.

 Я обратил однажды внимание на то,
что когда у нас в гостях были шестилетние Оксана и Алёша,
то в игре наши дети дошли до того,
что начали голопузить Оксану.
 
 Я прекратил эту игру и посоветовал Оксане
хорошенько побить того, кто будет так играть с ней.
 Через некоторое время слышу плачет Павлик.
 
 За попытку поголопузить, Оксана надавала ему по заду.
Павлик пришёл ко мне жаловаться.
 А я поставил его в угол и сказал:
 -"Если ты будешь голопузить, тебя никто не будет любить
и в первую очередь - твоя Юля."
 -"Я больше не буду."- ответил Павлик.

 На следующий день утром Павлик проснулся
с плохим настроением. Всё ему мешало. Хныкал.
Ходил босиком. Никак не мог одеться.
 Я сказал ему:
 -"Вот расскажу Юле, что ты сам не можешь одеться,
плачешь - и Юля посмеётся над тобой."
 
 К моему удивлению Павлик как-то собрался с духом
и стал аккуратно одеваться.
 -"Подействовало?" - подошла ко мне жена.

 Да, есть что-то светлое в отношениях детей между собой.
А нам надо умело направлять в нужное русло всё то светлое,
что зарождается в душах наших детей.

 Правильные мысли о воспитании детей
у нас бывают довольно часто.
Но самое главное, это наши поступки, наше поведение.
Правильно ли мы сочетаем то, что говорим детям
и как поступаем сами.
 Очень важно знать уровень детского сознания.
 
 К примеру, я спрашиваю Павлика:
 -"Как ты играешь в детском садике?"
 -"Хорошо."- отвечает Павлик.
 -"А как играет Юля?"
 -"Она разбрасывает игрушки."
 -"А ты ей говорил, что нельзя разбрасывать?"
 -"Говорил, а она всё равно разбрасывает."
 -"Надо как-то повлиять на Юлю,
   чтобы она собирала игрушки."
 -"А-та-та по попе."- посоветовал Павлик.
 -"Ну зачем же бить?- возразил я- ей больно будет."
 -"Потихонечку."- заметил Павлик.

 В данном случае Павлик знал, что говорил,
потому что получал по попе.
Наверное он и сделал бы так же, посоветуй я ему.
 
 А вот в другой ситуации ответственности решения вопроса
Павлик очень настоятельно добивался от меня.
 
 Получилось так, я вынес детские качели во двор.
Первым сел качаться Ваня.
Павлик просил меня, чтобы я дал ему возможность
покачаться на качелях.

 Ваня уже долго качался.
Образовалась целая очередь детей перед качелей.
Я было сказал:
 -"Сами разбирайтесь."
 Но Ваня упорно не хотел покидать качели.
А Павлик не менее упорно не отставал от меня,
чтобы дать ему покачаться.
Я сильно раскачал Ваню, чтобы он скорее накачался,
но ему это только понравилось.
 
 Уговоры на Ваню не действовали
и дети начали стаскивать Ваню с качелей.
Я молча наблюдал и увидел как Ваня
с обиженными глазами, готовыми брызнуть слезами,
сам слез с качелей, убежал домой,
разделся и лёг на кровать,
укрывшись с головой одеялом.

 Павлик качался на качелях,
а я чувствуя что-то недоброе с Ваней,
пошёл домой и присел у его кроватки.
 Долго его убеждал в том,
что надо по очереди качаться на качелях
и тут же спросил:
 -"А может быть тебя в садике кто-нибудь обидел?"
 -"Да."- выдавил из себя Ваня.
 -"Кто же тебя обидел?"
 -"Одна девочка."
 -"Как она тебя обидела?"
 -"Она меня била. Попала в один глаз и в другой.
А я ей попал только в один."
 -"За что же она тебя била?"
 -"Не знаю. Ни за что."
 -"Так не бывает,- засомневался я,-
   без причины никто никого бить не будет."
 -"Я с ней даже не играл,- насупился Ваня,-
   а она стала меня бить."
 -"Так может быть в этом и причина,-
начал я строить догадки,-
может быть девочка хотела с тобой играть,
а ты её не замечал. Вот она и побила тебя.
Ты подумай, Ваня.
Конечно может быть причина в чём-то другом.
Но ты подумай!"

 Заметив, что Ваня задумался
и с его лица начали сходить мрачные тени,
я под предлогом, что мне надо к Павлику,
ушёл, оставив его одного.

 Через несколько минут Ваня вышел во двор с улыбкой
и подошёл к качелям.
 
 Забегая вперёд, хочу сказать,
что и Ваня, и Павлик прислушивались
к моим советам и выполняли их.
 
 Например, в первом классе, в школе на перемене
какой-то старшеклассник обидел Ваню
и как малолетку стукнул,
потому что Ваня не дал ему денег,
которых у Вани и не было.

 Я наставлял Ваню,
чтобы в школе он вёл себя хорошо
и ни с кем не дрался,
но когда Ваня рассказал об этом старшекласснике,
я удивился:
 -"Почему ты не дал ему сдачи, когда он тебя ударил?"
 -"Ты говорил, чтобы я в школе не дрался."
 -"Если тебя ударили - надо дать сдачи."

 На следующий день
Ваня дал сдачи старшекласснику ногой в зад,
когда тот наклонился завязывать шнурки на ботинках.

 Рядом оказалась учительница,
которая не дала разгореться драке.
Она же караулила Ваню все перемены,
чтобы старшеклассник не побил его и передала нам Ваню
в целости и сохранности,
когда мы пришли за ним в школу.

 По дороге домой я объяснял Ване,
что сдачи надо давать сразу,
а не через какое-то время.
В дальнейшем мы узнали,
что старшеклассник зауважал Ваню.
 
 Но вернёмся в детский садик.

 30 мая Павлик пришёл из детского садика и сказал:
 -"А сегодня у Юли было много игрушек.
Разные одеяла, подушки
и она никому не давала поиграть, только мне."

 Первый день лета 1980 года совпал с воскресеньем.
Детям мы обещали, в связи с отличной погодой,
прогулку в Кузьминский лесопарк,
который в нескольких остановках на троллейбусе.

 Прибежав со двора, Павлик закричал:
 -"Папа! Пойдём скорее в лес,
я видел как моя Юля поехала в лес на троллейбусе!"

 Закончив сборы, мы тоже поехали в лесопарк.
 Там на одной из детских площадок
мы встретили в розовеньком платьице Юлю.
Она была в сопровождении бабушки и девочки постарше.
Я спросил Павлика:
 -"Это твоя Юля?"
 -"Да."- ответил Павлик.
 -"Поиграй с Юлей."- посоветовал я.

 Юля пыталась залезть на пирамиду по ступенькам.
Высота пирамиды была свыше трёх метров.
Юле не удавалось подняться и на две ступеньки,
а Павлик раньше поднимался на эту пирамиду,
но не до самого верха.
 
 А тут Юля смотрит на Павлика.
Так он поднялся на самую последнюю ступеньку
и держался за самую верхушку шпиля.
А потом даже не стал держаться и размахивал руками так,
что сердце у моей жены ёкнуло
и она чуть не полезла на пирамиду,
чтобы снять Павлика.
 
 Но у Павлика будто выросли крылья за спиной.
 
Он благополучно спустился с пирамиды
и начал бегать кругами вокруг Юли.
Несколько раз больно падал и ни капли слезинки.
Затем он попросил мяч
и стал гонять его по детской площадке,
как заправский футболист.
 
А Юля, не обращая на Павлика внимания,
играла в песочнице.
 Увидев, что бабушка Юли собирается домой,
я подошёл к Юле и спросил её:
 -"Ты знаешь Павлика?"
 Она утвердительно кивнула головкой. Бабушка спросила:
 -"Юля и Павлик знакомы?"

 Я ответил, что не только знакомы,
но и посещают в детском садике одну группу
и у них не только дружба, но и нечто большее - любовь.
 
 Я повёл Павлика и Юлю,
взяв их за руки в сторону троллейбусной остановки,
чтобы уехать домой.
 Ушедшие вперёд жена и Ваня ждали нас.
 Жена спросила:
 -"Ну что? Украли Юлю?"
 -"По доброму согласию."- ответил я.

 Тут подошла бабушка и сказала,
что им надо идти в другую сторону.
 -"Как в другую?"- не понял я.
 -"Так мы живём здесь рядом с метро Кузьминки
и наш детский садик здесь рядом."

 Мне осталось только удивиться и распрощаться.
Юля помахала нам ручкой.
А я всю дорогу допытывался у Павлика:
 -"Какая это Юля?
Та, что в одной группе с тобой в садике
или же другая?"
 Павлик отвечал:
 -"Да, эта Юля из моей группы."

 Я сомневался.
А на следующий день жена убеждённо сказала,
что Юля из парка, это не Юля из группы Павлика.
 В чём он ей сам признался.

 Значит Павлику мало того,
что он проводит время каждый день
в садике вместе с Юлей,
так ко всему этому она ему ещё и в выходной день
сначала показалась в троллейбусе
(или он это выдумал после того,
как ему пообещали поехать на троллейбусе в лесопарк),
а затем он даже (возможно нарочно) обознался,
чтобы поиграть рядом с незнакомой Юлей в парке.

 Тут я решил с ним поговорить:
 -"Павлик! А если твоя Юля узнает,
что ты играл с другой девочкой, она обидится?"
 -"Нет!"- ответил Павлик.

 -"А если твоя Юля будет играть с другим мальчиком,
ты обидишься?"
 -"Да!"

 -"Тогда запомни, Павлик, что дружить и ты, и Юля
можете со всеми мальчиками и девочками,
а вот если ты любишь свою Юлю, то люби её одну,
а дружить можно и нужно со всеми.
Ты меня понял?"
 -"Понял!"- ответил Павлик.

 Уж не знаю, что там понял Павлик,
но тут в разговор вмешался, слушавший нас, Ваня:
 -"А Юля писает в трусики?"
 -"Нет!"- ответил Павлик.
 -"А какает в колготки?"- не унимался Ваня,
спрашивая Павлика в ухо достаточно громким шёпотом,
что мы услышали.

 Павлик помолчал и сказал:
 -"Тогда я любить её не буду."
 
 Я задумался над тем,
что у самого Павлика не так много времени прошло,
как он перестал класть в штаны,
а теперь вот какие у него рассуждения -
любовь готов перечеркнуть.

 Значит, помимо воли взрослых,
у детей и нечто самостоятельное развивается
в понимании культуры поведения, уважения,
переходящего в дружбу и любовь.

 Чем же обворожила Юля Павлика?

 Галина Александровна как то сказала,
что она просто удивлялась, глядя на Юлю,
которая подперев ручками подбородок и наклонив головку,
о чём-то своём улыбаясь, размышляла, мечтала.
 
 Вероятно Павлик и не устоял перед такой Юлиной улыбкой.

 5 июля вечером я пошёл за детьми в детский садик.
В группе Павлика я увидел Юлю первый раз.
Поздоровался с ней. Сказал, что я папа Павлика
и пригласил её к нам в гости.
 
 Юля стыдливо спрятала своё личико.
 
 А я продолжал приглашать и Юля встала,
пошла со мной и села одеваться перед своим шкафчиком.
Я сел рядом.
 
 Тут подошли другие дети и воспитательница.
Заинтересованно следили, что будет дальше.
 Видя полную решимость Юли идти в гости,
а у Галины Александровны
ответственность за детей
и в первую очередь перед родителями,
я сказал Юле, что сначала пойду
и скажу её папе и маме,
чтобы они разрешили ей пойти к нам в гости.

 А Павлику по дороге домой объяснял,
что без разрешения Юлиного папы и Юлиной мамы,
сам понимаешь, в гости к нам Юле идти нельзя.
Павлик и Ваня согласились.

 6 июля утром, когда я привёл Павлика в группу,
Галина Александровна рассказала мне,
что вчера в разговоре с Юлиной мамой она сказала ей
как Павлик со своим отцом чуть не увели Юлю к себе домой,
но ограничились тем, что спросили,
есть ли у Юли дома телефон,
чтобы позвонить и пригласить.

 Ещё Галина Александровна сказала Юлиной маме,
чтобы предупредила тестя
о возможном телефонном звонке Павлика.
 Юлина мама ответила, что тесть уехал
и можно спокойно звонить.
Они посмеялись и подумали о том,
что дружба Юли с Павликом
возможно сохранится на долгие годы.
 
 Вечером этого дня, забирая детей из садика,
я дал Павлику четыре конфетки "Мечта"
и предложил угостить Юлю.
Мы уже были во дворе
и Павлик попросил вернуться в группу вместе со мной.
Он настоял и я, дойдя до дверей группы,
сказал Павлику, чтобы дальше он шёл сам.
 
 Павлик зашёл, а я остался за дверью.
 Слышу голос Галины Александровны:
 -"Что ты забыл, Паша?"
 Через некоторое время снова голос Галины Александровны:
 -"А что надо сказать, Юля?"
 Когда Павлик вышел, я спросил его:
 -"Угостил Юлю?"
 -"Да,- ответил Павлик,- и поцеловал!"
 
 Какое бы внимание не уделялось одному ребёнку,
но если их двое, то не меньшее внимание надо уделять
и второму.

 Поэтому, когда мы подошли к группе Вани,
где он стоял в окружении своих друзей,
я всех угостил конфетками.
 На что Ваня ответил:
 -"Всем конфетки - по братски!"

 По дороге Павлик попросил у меня конфетку:
 -"Да-а... Юле так вон сколько много, а мне так одну."
 -"Так Юля же девочка!"-
пытался я доказать превосходство девочек при делении конфет.
 -"Дай мне хоть одну ещё и всё."-
почти согласился Павлик. Пришлось выполнить его просьбу.
 
 Соответственно дал ещё одну и Ване.

 На следующий день 7 июля Павлик,
рассказывая маме (по моей просьбе) о том,
как он угостил конфетками Юлю,
сказал, что поцеловать Юлю подсказала
Галина Александровна.

 Надо заметить, что в основном дети
руководствуются советами взрослых.

 Желая в большей степени приблизить детей к Истине,
я решил сходить с ними в планетарий.
 По дороге я объяснял детям о вечности Вселенной,
о бесконечности пространства, о вакууме.
 
 В какой-то мере мне удалось объяснить детям,
что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот -
как смотрится на самом деле, что эта видимость - обман.

Насколько они поняли - не знаю.
И вот мы в планетарии.
 Павлик каким-то образом понял и побежал вращать
установленные на осях макеты Земли, Луны, Марса.
 
Пришлось останавливать и его, и Землю, и Луну, и Марс.
Наконец в зале, где мы устроились в креслах,
постепенно начал гаснуть свет.
Мы увидели сумерки над Москвой,
затем вечер и ночное небо.
В какой-то мере даже потянуло в сон,
но программа была интересной.
На овальном куполе планетария мы видели звёзды такими,
какими их видят космонавты на орбите.
 
 После посещения планетария
я попросил детей поделиться впечатлениями.
 Больше всего меня рассмешило и в то же время удивило
своей непосредственностью высказывание Павлика
о том, что планетарий, то есть сфера звёзд
под овальным куполом - это мешок со звёздами.
 
 В принципе так оно и есть на самом деле, а почему нет?
Другой вопрос - а что там за пределами мешка...

 Забирая детей из детского садика,
я как-то опять разговорился с ними о звёздах,
о том, что они на небе маленькие,
а на самом деле они больше Луны и Солнца.
И никто ещё не придумал как добраться до звёзд.

 -"Я знаю как добраться до звёзд."-
очень спокойно сказал Ваня.
 
 Я остановился и не моргая жду ответа
от своего пятилетнего сына.
 -"Очень просто,- ответил Ваня,-
надо поставить большую лестницу."

 Поистине - проще некуда.

 Однажды у меня был разговор с Павликом,
когда мы летели на самолёте.
Этот разговор вдохновил меня сочинить стих:

 ОБЛАКА УПАЛИ.

 Как появляются мыслишки
 В двух с половиной лет сынишке?
 Перед полётом говорю:
 -"На облака я ВВЕРХ смотрю.

 Наш самолёт взлетел! Мы в небе!
 Где облака? Ну что за небыль?"
 Не долго думая, смышлённый Павлик
 Сказал:-"Под ноги облака упали."

 Было время я показывал
на движущиеся по улицам автомобили
и называл марки - "Волга", "Жигули", "Запорожец",
"Победа", "Москвич".
Пытался как-то обозначить разницу в автомобилях,
но потом решил просто называть марки не комментируя.
И дети сами запоминали, и сами объясняли,
что например "Волга" больше "Запорожца."

 -"А это какая машина ?"- спрашиваю Павлика.
 -"Зигули."- отвечает Павлик.

В глазах детей я не был постоянно всё знающим
и правильно во всём разбирающимся отцом.

Приходилось перед детьми и извиняться.
Например, был случай,
когда оба были уже школьниками,
я поставил сыновей
друг против друга в разные углы и сказал:

-"Будете стоять молча, пока не сознаетесь,
кто перевёл стрелки часов на будильнике."

Долго стояли. Я даже удивился. Было заметно,
как они молча о чём-то разговаривали глазами,
руками, жестами, мимикой...

Но всё закончилось не в мою пользу.
Вернулась из магазина жена и сказала:

-"По всей стране был перевод стрелок часов
на летнее время."

Насколько смог, объяснил ситуацию детям
и извинился перед ними за свою ошибку.

Интересный случай произошёл однажды,
когда жена была с детьми дома без меня.

В случившемся виновата скорее всего
передающаяся по наследству на генетическом уровне
боязнь женщинами мышей,
которых в доме у нас к стати и не было.

А вот на даче иногда мыши появлялись
и одной я благодарен по сей день.

Возвращаясь в прошлое,
сначала расскажу очень для меня приятную
историю ранее случившегося.

Я только что познакомился со своей будущей женой.

Знакомство произошло достаточно своеобразно.

Надо было срочно укрепить оконный витраж на шестом этаже.

Пришлось работать,
находясь в механической строительной люльке
снаружи здания АТС (Автоматической Телефонной Станции)
у станции метро "Водный стадион".

До шестого этажа было уже в полном смысле слова -
рукой подать, что я и сделал.

Находясь ниже окна в люльке,
рукой дотянулся и положил ладонь на подоконник.

А рядом с окном в кабинете сидела - она!

Увидела руку... Шестой этаж... Что за наваждение?..

Тут я и появился.

Сидела она на стуле,
положив ступни ног на рядом стоявший стул таким образом,
что просматривались, скажу я вам, красивые ноги.

Мне подумалось - эта девушка или всё видавшая в любви,
или ничего пока не испытавшая.

Забегая вперёд, хочу сказать,
что в итоге оказалось верным моё второе предположение.

На экраны кинотеатров вышел фильм
"Генералы песчаных карьеров".

Я с трудом достал два билета в кинотеатр "Мир"
и пригласил свою будущую жену.

А однажды мы поехали с ней на дачу зимой -
 что-то там надо было сделать.

Поработал во дворе, захожу в дачный домик,
вижу посередине комнаты табуретка,
на табуретке стоит она и вся какая-то сжавшаяся.

Спрашиваю, что случилось?

Мышка - испуганно шепчет она.

Я топнул ногой по полу, сказал, что мышка убежала,
взял её за руку, она спустилась с табуретки,
я обнял её и первый раз поцеловал.

За уши она меня не взяла и не оттолкнула.

Спасибо мышке, которой увы не оказалось рядом,
когда Павлик хотел поцеловать Юлю первый раз.

Теперь подошло время рассказать о том,
как жене в городской квартире послышалось шуршание,
передающееся по наследству на генетическом уровне.

На даче она залезла на табуретку и испуганно молчала.

А в городской квартире оглушительно завизжала
и присела в середине комнаты,
испугавшись ещё и того,
что своим визгом скорее всего
напугала малолетних детей.

Ваня и Павлик удивлённые медленно заходят в комнату,
видят посередине комнаты присевшую маму,
обходят её вокруг и спрашивают:

-"Мама, а ты ещё раз сможешь так закричать?"

Им, видите ли, понравилось.

Да и мне тогда на даче повезло.

Дети растут, взрослеют.
Павлика перевели
в среднюю группу детского садика без Юли,
потому что Юля на год младше Павлика
и она осталась в ясельной группе.
 
 Разлука для Павлика была не простой.
Но и я не очень то стремился подсказывать Павлику
пути для встречи с Юлей и вот почему.
 
 Это произошло,
когда Павлик и Юля были ещё вместе в ясельной группе.
Возвращаясь из детского садика,
мы зашли в универмаг.
Я был в обувном отделе.
 
 Смотрю бежит Павлик, ищет меня. Нашёл.
Зовёт пойти с ним. Объясняет,
что там стоит его Юля и плачет.
Я пошёл с ним.
 
 Но Юлю мы не нашли.
А жена сказала,
что когда она входила в универмаг с Павликом,
увидела Юлю и сказала об этом ему.
Юля плакала, а Павлик прошёл мимо
и побежал искать меня,
чтобы показать мне где плачет Юля.

 Я обдумывал случившееся, желая понять,
почему Павлик не подошёл к плачущей Юле сам
и не поговорил с ней сам,
и не успокоил её сам,
а побежал искать меня.

 Скорее всего это произошло
потому что по всей видимости
я проявлял повышенный интерес к Юле
и этот мой интерес
в понимании Павлика
стал больше значить для Павлика,
чем его самого влечение к Юле.
 
 Короче говоря у Павлика
притормозилось личное влечение к Юле
из-за моего возможно излишнего интереса к ней.
 
 Мне надо быть в этом вопросе похладнокровнее,
поосмотрительнее и поступать так, чтобы инициатива
в дружеских отношениях Юли и Павлика
была бы не только от взрослых,
но и росла в самих детях.

 А что такое любовь?

 Это наверное когда дети, повзрослев,
всю инициативу взаимных отношений,
ответственность перед своими родителям
и будущими своими детьми,
взваливают на свои плечи!

 Самостоятельность!
 
 Вот что надо воспитывать в детях,
чтобы под старость нам не беспокоиться -
как же, что же, куда же
денутся наши дети.
 
 В самостоятельности залог счастья
наших детей
и нас самих.
 
 Поэтому я сказал Павлику, что если он хочет,
то мы можем зайти на веранду в детском садике, где Юля.

 Павлик захотел.
А я на этот случай приготовил кулёчек с виноградом,
который Павлик и передал Юле.
 
 Увидев Павлика, Юля стояла не двигаясь.
Воспитательница Галина Александровна
посоветовала Юле: -"Скажи - спасибо."

 Но Юля только бросила взгляд на Галину Александровну
и продолжала не моргая смотреть на Павлика.

 Я сказал Павлику, чтобы он помахал Юле рукой,
что он и сделал. Мы ушли к ожидавшему нас Ване.

 Интересно бы узнать, о чём думала Юля,
глядя на Павлика.
 
 А о том, как думает Юлина мама,
мы через некоторое время услышали.
 
 Получилось так, мы всей семьёй были на улице у магазина.
Тут я увидел Юлю с мамой и сказал об этом Павлику.
 
 А несколько дней раньше
я разговаривал с Павликом о Юле и спрашивал его,
что бы он сделал,
если бы увидел Юлю на улице.
Павлик ответил, что подошёл бы и поцеловал.

 Всё так и получилось.
Юля опять не моргая смотрела на Павлика.
А Юлина мама, обращаясь к своей подруге,
с которой была, и в то же время к нам, сказала,
что готова отдать нам Юлю и до совершеннолетия
помогать финансами, купить кооперативную квартиру...

 Честно признаться мы тоже самое смогли бы сделать
и для нашего Павлика.
Пусть бы жил в Юлиной семье.
Но это наше взаимное желание самоустраниться
от воспитания детей вряд ли привело бы к добру.
 
 Другое дело если возникнут такие обстоятельства в жизни,
например, родители чьих-то детей будут тяжело больны,
да мало ли что может случиться -
вот тут-то, касаясь вопроса воспитания детей,
не будет лишним, учитывая дружбу Юли и Павлика,
постараться сделать всё возможное и необходимое
для продолжения их дружбы уже в условиях одной семьи.
 
 Но всё это из области фантазий.

 Действительность диктует и налагает на нас
повседневную заботу о наших детях.
Заботу о том, чтобы у наших детей
было счастливое будущее.

Наши двухэтажные дома по Краснодонской улице снесли.
На их месте выросли многоэтажки.
Нас расселили в разные районы Москвы.
 
Прошло более тридцати лет.
 
Как сложилась жизнь у Юли?

Юля! Отзовись!
 



 
 

 
 

 


Рецензии
Очень тёплое, трогательное повествование. Многие пробуют писать мемуары, и делают это в сухой манере, у Вас это получилось очень живо, интересно.

С теплом,

Галина Ларина   09.02.2008 18:24     Заявить о нарушении
Благодарен я Вам очень,
что повествование
получилось интересным.
Рад за понимание.

Левлив   10.02.2008 14:06   Заявить о нарушении