Забытая тетрадь

КОНСТАНТИН ГРИГ - ПЯТОЕ МЕСТО В ВОСЬМОМ КОНКУРСЕ


Часть1

Мир живет уже много веков, и всегда в этом мире были добро и зло. Они параллельны, они пересекаются, перетекают друг в друга, взаимно рождаются и убивают. Но всегда добра было больше. Добро безмолвно и незаметно, оно не отражает и не отражается, оно призрачно и прозрачно, оно не ждет эха, оно не порождает само себя, оно почти вакуум. Зла много меньше и оно злится. Зло конкретно и осязаемо, и страшно плодовито. Скажи доброе слово – в ответ тишина, скажи злое и в ответ получишь такую кучу. Зло отражается во всем и во всех. Оно кричит о себе, грохочет, вопит, сучит ногами, плюется и плодится, плодится, плодится. Но его все равно мало. Как достучатся в чужую душу? Сделать добро? Нет, дверь не откроют. Сделай зло. И тогда из всех окон и дверей, из самых потаенных мест выбегут, вылезут, высунутся тысячи Я этой души. Поэзия, литература, да все искусство очень хорошо усвоили эту доктрину. Что можно написать о счастливой любви? Ничего. А вот о несчастной.… Тут такое поле – пашут, пашут и края не видать. Ну а не терпит естество зла, что писать тогда? Не знаю, может быть вспомнить, что было Слово и написать о словах.

ВЕРНОСТЬ
Когда Он вернется из дальнего похода, а Она сбережет оставленные на хранение любовь и нежность. Я буду, верна тебе несмотря ни на что,- Она так верила, произнося эти слова искренне и от души, и Он тоже верил. А Невидимка усмехнулся.
Пришла весна и компрессором стала закачивать в кровь адреналин, замешанный на аромате цветов, настоянный на теплом ветре и согретый ласковым солнцем...
Нет, нет, несмотря ни на что.
А потом Она купила себе змея искусителя в салоне мобильной связи. Разными голосами из сумочки или из кармана куртки, а иногда прямо с прикроватной тумбочки, он нашептывал приглашения в модное кафе, клуб или откровенно на вечеринку со всеми вытекающими последствиями...
Нет, нет, несмотря ни на что.
И подружки русалки, нежно запутав в свои сети, тащили Ее на песчаный берег, в мир райского наслаждения, где с неба прямо в руки падают «баунти»….
Нет, нет, несмотря ни на что.
А Невидимка всегда был рядом, и несмотря ни на что его не касалось. Она его не видела и не могла спросить - как вас зовут, чтобы в ответ услышать - Время. Прощальные слова еще звучали, а Время уже запустило обратный отсчет эволюции искренней правды в случайную ложь. Курок взведен, осталось только дождаться трели будильника или боя курантов на Спасской башне. Все - камера хранения пуста. Невидимка стащил оттуда любовь и нежность.
Как хорошо, что Он не вернулся из дальнего похода. Его не постигло разочарование, и не нужны объяснения.

ОБЪЯСНЕНИЯ
Объясни мне, ты, когда возьмешься за ум? Это мой отец. Что ты в ней нашел, объясни? Это мой друг. Объясни, почему ты всегда опаздываешь? Это моя любовь. По поводу вчерашнего Вам надо написать объяснительную записку. Это мой начальник.
На маленьком, абсолютно голом, где некуда спрятаться за куст, камень или какую-нибудь развалину, острове молчания я стою, потупив глаза. Вокруг тягучее и жаждущее болото объяснения. Стоит сделать один, пусть даже крошечный шаг от берега и болото тут же сомкнется на моей шее. Выбраться проблематично и страшно, потому что окажешься опять на острове – Это твое объяснение? Надо найти слова, но остров до безобразия пуст, даже пары завалящих, захудалых слов не найти. И надо смотреть правде в глаза. А посмотреть ей в глаза невозможно, когда она стоит бесстыдно голая, невинно опустив глаза, подчеркивая свою непричастность. Нагота этой правды ослепляет как солнце, и смотреть на нее больно. Я надеваю розовые очки и вижу, что, правда, эта вовсе не моя, а совсем чужая. В мучительных поисках объяснений, обшариваю рваные карманы души, но там только сигареты и зажигалка. За предложение увековечить статус острова я проголосовал единогласно, развесив по периметру колючую проволоку, а в центре воткнул табличку – зона молчания.

МОЛЧАНИЕ
Скрижали народной мудрости придали молчанию блеск благородного металла и сделали его признаком наличия ума. Молчание повергает шпионов в разочарование. Молчание очень разноцветно и когда рисуешь его акварелью, надо разводить краски посильнее, тогда абрис получается размытым и многозначительным. Телевизионный диктор объясняет всей стране, что по поводу украденных миллионов государственные чиновники хранят молчание. Они спрятали это молчание в карманных банках оффшорных зон и, веселясь, разбрасывают конфетти пустословий. Мы выключаем телевизор. Подожди дорогая - она поворачивается спиной и уходит из кухни, а следом еще долго - долго уползает насмешливый, но элегантный шлейф молчания. После этого мы с другом пьем пиво в сильном молчании, но с креветками. Как говорил классик - нужно уметь держать паузу. А может позвонить? На тумбочке старый телефон, диск которого украшен надписью – помни, враг подслушивает. Я набираю номер и молчу. Алле, говорите, вас не слышно,- слова звучат на фоне жадного и приглушенного дыхания врага. Ох уж эти старые вещи.

СТАРЫЕ ВЕЩИ
Старые вещи когда-то были новыми. Одни приходили к нам победителями с вершин, подиумов и пьедесталов конкурса наших желаний. Другие празднично появлялись из рук близких и друзей, завернутые в газету или красочную упаковку, когда оболочка и содержание всегда не соответствуют, порой в сопровождении открыток, на которых сейчас и писать ничего не надо. Но все они тут же удостаивались почетного звания – собственность, титул присваивался пожизненно, а жизненный цикл был разный и не зависел от физического состояния. CD с новым фильмом, купленный только в обед, едва доживал до вечера. Судья выносил приговор – забери, он мне больше не нужен. В каком платье ты пойдешь на вечер? В красном, оно еще новое, я одевала его только три раза. Приговор – помиловать. Особые долгожители расселяются в галактическом пространстве наших домов и квартир, занимая кладовки, ящики столов, чердаки, подвалы и антресоли. Старая обувь любит селиться в раскладных диванах. В мире старых вещей есть свои льготники. В шифоньере висит не молодое свадебное платье, оно до сих пор хранит аромат надежды удачного замужества и счастливого материнства. Ценность этой элиты – память. Судный день неизбежен и является блюститель порядка, отправляя по своему выбору часть старых вещей в последний путь безо всякой прощальной музыки, максимум со вздохом и иногда с матюгами. Старыми вещами Невидимка отмечает наши этапы и больше всего старых вещей у стариков.

СТАРИКИ.
Есть старики, у которых нет вообще ничего, сказать никого нельзя. Так сложилось, вдвое, вчетверо и до бесконечности, когда предел равен нулю. Жизнь сложилась карточным домиком, превратившись в дом престарелых. Они шли своим путем или ехали, и впереди только конечная остановка. Что у них есть. Все. Все что можно и нужно забрать с собой. Как им теперь помочь, разве просто сказать – извините, это не наши. А где те, чьи они? Людям, так или иначе, умирать, а дома и квартиры останутся, если, конечно не случится война. И если те еще есть, то старики им больше не годятся, просто надо в служебное время заехать раз в год, только бы не забыть. Нет плеча, где можно всплакнуть, да и слез почти нет в выцветших стариковских глазах. Возрастной срез общества вверху чистый и прозрачный, это дети, внизу муть и осадок, это соль жизни, старики. Смотришь и взгляд тоже меняется от светлого и радостного до бесконечно отчаянного, если не остается равнодушным, равным нашей душе. Там не только старики из дома на Набережной или в каком–то Светлом Яру, в любом случае это дома где умирает надежда, там и бабушка с первого этажа нашего дома. Ее надежда пока жива, наступят праздники, и родные непременно приедут. Она сластит этой надеждой горько-соленый напиток своей старости вместо чая, сидит у окна и долго перебирает фотографии.

ФОТОГРАФИИ.
Ослепительная вспышка магния для ослепительного события, которому больше века. Время не обижается на остановленные мгновения, мы идем с ним в ногу и, сделав следующий шаг, мы удаляемся от застывшего изображения все дальше и дальше. Оставим за скобками работы мастеров, это к разделу искусство, и процент их ничтожен от общей всемирной коллекции частных фотографий. У каждого есть своя коллекция из нескольких разделов. Сначала детство с цветами, костюмчиками или бантами на утренниках или с велосипедом, потом немного о школе, почти всегда вне ее, но с одноклассниками. У неоткосивших мужчин отдельный альбом ДМБ, к примеру, 92. Есть еще раздел туризма и отпусков. Оставшиеся больше половины фотографий это застолье по поводу… или без него. Какая палитра, какие сюжеты, даже Леонардо мы бы не взяли смешивать нам краски. Если рассматриваешь эти фотографии с одним из участников запечатленных событий, обязательно скажешь – а помнишь…. Именно поэтому они нам нужны, достать, посмотреть и вспомнить, и даже услышать, к примеру, шум моря или ощутить на губах вкус первого поцелуя. А потом глянуть в зеркало и отвернуться, уж лучше смотреть в окно, там деревья, у них нет возраста и они всегда красивые эти деревья.

ДЕРЕВЬЯ
Люди всегда окружают свои дома деревьями, которые взамен, но не взаймы отдают нам свою жизнь и даже жизнь после жизни. Мы ходим и ждем, глядя на почки, но они еще не лопнули, чтобы одеть в зеленое марево город. Первыми нашего ожидания не выдерживают абрикосы и зацветают – пожалуйте вам весну. Постепенно вступает весь оркестр с симфонией зелени, цветов и ароматов. Деревья зачисляют на свой счет еще одну подаренную нам весну, начиная титанический труд переработки вредоносных выбросов в живительный кислород. А там незаметно подтянется лето. Спрятавшись от дождя или пекла под сенью или в тени дерева, можно прижаться к его стволу спиной и много чего услышать: « пока я живу, я буду цвести и плодоносить для тебя, а когда умру или меня спилят, мы не разлучимся. Лучиной или поленом я сгорю для тебя в огне, я буду досками пола, столом, стулом, забором, лыжами, просто палкой, крестом на твоей могиле, только ты меня посади, одно единственное дерево в своей жизни, с лихвой хватит и детям и внукам». Иисус был плотником, и распяли его на деревянном кресте. Я до сих пор верю, что деревья рождают ветер, и когда бываю в лесу, слушаю эти звуки. Осенью, медленно гуляя по опавшей листве, листопад резонанс нашей грусти, передумаешь о многом и не замечешь, что давно наступил вечер.

ВЕЧЕР
Вечер наступает истинным полководцем с армадой дневных забот и незавершенных дел. Усталому мозгу не до мудрости и все переносится на утро. Если есть свой дом и возле него лавочка, а стена дома за день прогрелась, если лето, то хорошо, прислонившись спиной к этой теплой стене, положить уставшие руки на колени, просто сидеть и коротать вечер. Закат, неразлучный спутник, никогда не появляется на люди без вечера, а вечер часто бывает один. Лавочка у дома, а дом у моря или реки или на самом краю безбрежной степи, и тогда закат обязательно откроет в своей прозрачности невиданные картины, уходящие вдаль до самого края. Самый хороший вечер бывает в пятницу. Вечер с друзьями и подругами, с алкоголем и музыкой становиться таким легкомысленным, что меняет пол, превращаясь в вечеринку. Но если вечер с друзьями и алкоголем, но без подруг и музыки, по серьезному поводу обсуждения веры, да еще конфедициально, то это тайная вечеря, и ночью вас обязательно предадут. Только, пожалуйста, не включаете вечерние новости, пусть Спилберг и Хичког отдыхают.
Длинными, зимними вечерами стены дома греются изнутри, отражая блики пламени камина. Хорошо сидеть у огня, жадно пожирающего напиленные поленья. Зола вернется в землю под кроны еще живых деревьев. Может, пойдем куда-нибудь. Уже поздно. Да ладно, еще не вечер. Вечер элегантно обставляет свое появление – смеркается, вечереет, сумерки, и женщины достают из гардеробов вечерние платья, но никто не знает когда он закончиться, если только пьяный администратор не закричит – Господа, наш вечер подошел к концу. Наконец наступает ночь, расставляя под окнами тишину, слышно только, в такт шагов Невидимки, тиканье часов и на кухне из крана капает вода.

ВОДА.
Если бы Господь, создав землю, спросил меня что делать дальше, я сказал бы – солнце деревья и воду. Он и без меня все знал и благословенно подарил нам воду вместе с заповедями. Сколько воды утекло с тех пор. Потея, химическая промышленность создает растворители, которые растворяют только то, что эта промышленность производит. Вода растворяет все, две ложки сахара в утренней чашке кофе, почти всю менделеевскую таблицу, даже тушь на ресницах расстроенной кем-то женщины. Вода сохранит на века все доверенные тайны, только спрячьте концы в воду. Мудрые ученые утверждают - все живое вышло из воды, хорошо, что у рыб хватило ума остаться, ходили бы сейчас рыбалить на луг или в поле. Деревья сегодня не отпустили ветер гулять, и вот уже упали вечерние тени на зеркальную гладь вод. Прихорашиваясь перед первым свиданием, Ева загляделась именно в это зеркало и совсем забыла, что чайник на кухне давно кипит. Так появились облака, и пошел первый, теплый дождь. В это время наша ледовая дружина в очередной раз проиграла битву на огороженном, замершем участке воды, и тренеры беспомощно толкли воду в ступе телевизионного интервью. А патологоанатом поставил окончательный диагноз – полное обезвоживание организма. Мир продолжал жить – текли ручьи и реки, подтачивая камни берегов, падали изумительные по красоте и форме снежинки, кто-то подставил лицо первым каплям дождя, на трассе Каспий водители материли туман, отложили рейс1301 из-за низкой облачности, в домах и на улицах города вечер зажигал огни. Все это вода, но мы не думаем об этом, чтобы не напрягать по пустякам наше воображение.


Рецензии
Константин, проявите активность, ознакомьтесь и выскажите своё мнение
http://www.proza.ru/2007/06/02-289
С признательностью,
Григорий

Фонд Всм   03.06.2007 01:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.