сказка 1

Однажды к молодой и печальной девушке, сидевшей в одиночестве на скамейке в парке, подошел старик. Вообще-то он был не старый, просто намного старше девушки, и поэтому ей показался стариком. Он наговорил ей много приятных вещей: о ее красивых глазках, прелестных ручках, нежном голосе. А о себе рассказал, что он писатель, что живет один, и что в известном смысле любого юношу за пояс заткнет.
Родных у девушки не было, вся ее жизнь прошла в сиротском приюте. Вскоре она должна была оставить его, поэтому ей и разрешили гулять по городу. Ей было очень интересно с писателем. Они встречались, он ей рассказывал в общем-то обычные вещи, но девушке все казалось необыкновенно интересным и новым. И она решила пойти жить к нему.
Старик целыми днями сочинял, но девушке, жившей с ним как с мужем, читать написанное не давал. Частенько он уходил из дому, возвращался злой и говорил, что все дураки и негодяи – не хотят печатать его романы и ставить пьесы. Вечерами он рассказывал ей что-нибудь из своей жизни или учил готовить вкуснейший борщ и красивейшие вареники. А ночью без слов доказывал, что он любого юношу… Ну, это вы помните.
Но вот через какое-то время оказалось, что все рассказано, готовить девушка выучилась. Те немногие книжки, которые были в доме, она все прочитала.
Среди книжек она однажды нашла самоучитель машинописи и, пока старик ходил по издательствам и театрам, освоила это дело. И сказала старику:
- Я хочу тебе помогать в твоем важном и прекрасном деле. Сама я сочинять не умею, но посмотри – я могу аккуратно и красиво перепечатывать твои новые сочинения, да и старые тоже, ведь они истрепались за то время, что ты их носишь по издательствам и театрам.
Старик согласился, и девушка, благоговея, стала приводить в порядок все, что он написал.
«Какая жалость, что я ничему почти не училась, - думала девушка за этим занятием. – Я не могу по достоинству оценить написанное этим замечательным человеком. Если бы у меня было больше знаний, я бы лучше понимала произведения моего мужа. Я бы смогла доказать критикам, что они не правы». И она решила пойти учиться.
Сказала об этом старику, а он вдруг разворчался:
- На что это тебе? Ты и так хороша, я тебя и такую, какая ты есть, люблю. – И увлек ее на постель.
Но девушка все-таки пошла учиться. С каждым днем ей это нравилось все больше и больше, а старик становился все ворчливее.
- Там на тебя молодые мальчики заглядываются. Красивые, куда мне до них… Или тебе меня мало?
Подозрительность и ревность его росли день ото дня.
- Ну, с кем ты была сегодня? Как вы с ним? – издевался он, если девушка задерживалась на занятиях или на дружеских вечеринках.
Она пыталась и так и эдак уверить его в том, что это все не так, что она ему верна и никакие мальчики ей не интересны, но старик не слушал. А ведь это было правдой. Девушку больше всего интересовала литература. Она уже многое узнала, и произведения старика уже не казалось ей замечательными.
Среди ее новых знакомых были большие любители музыки, и она стала ходить с ними на концерты. Друзья, видя ее интерес, многому ее научили, так что и в музыке девушка стала неплохо разбираться.
Дома она уже закончила перепечатывать сочинения старика, осталась лишь одна старая пыльная папка, лежавшая на самой дальней полке шкафа, стоящего в самом дальнем углу. К тому времени девушка поняла, что у старика нет таланта романиста и драматурга. Но сказать это ему она не могла – боялась огорчить, лишить радости и смысла жизни.
«Ладно, уж закончу, немного осталось» - подумала девушка, вытерев с папки пыль. Открыла папку, начала читать и не смогла оторваться. Это был правдивый и смелый рассказ о жизни, с собственным расследованием, с разоблачениями подлецов, в защиту талантливых людей.
Тем временем старик совсем распоясался. Уже ничего не осталось от прежних чувств, их сожрала ревность. Ни о чем другом он уже и не думал. Дошел до того, что начал бить девушку. Потом, правда, просил прощения, говорил о своей огромной любви, доказать которую тут же порывался. Только и на ложе со стариком девушке было скучно и неприятно. Однажды утром она сказала ему:
- Думай что хочешь, ни объяснять ни оправдываться не стану. Жить с тобой больше не могу.
- Как же я без тебя?! - почти заплакал старик. – Ты муза моя, я пьесу тебе посвятил, в лучшем театре ее играть будут, мы богатыми станем и прославимся, все к твоим ножкам кину, только люби меня жарче.
- Нельзя по просьбе любить, - отвечала девушка. А про пьесы и романы я тебе скажу…
И сказала все как есть. Хоть мучил ее старик побоями, а еще сильнее - своими несправедливыми обвинениями, ей больно было причинять ему боль. Но и молчать она не могла.
 - Одну великую вещь ты написал, - сказала девушка под конец. - Ту, что хранилась в дальнем шкафу, на последней полке, в пыльной папке. Это был твой путь, да ты им не пошел.
- Не знаешь ты ничего об этом! - закричал старик. – На этом пути я руки-ноги поломал, хорошо хоть голова уцелела.
И он собрался было рассказать девушке все, что было связано в его жизни с этой папкой, а потом увлечь ее на ложе и помириться до следующего дня. Да только девушке этого было не нужно. Ни ласк его, ни примирения. Она и так не держала на него зла. Вздохнула, взяла небольшую сумочку и ушла от него навсегда.
Так вот она шла и вдруг услышала прекрасную песню. То, что и музыка, и слова, и исполнение были действительно прекрасны, девушка поняла сразу, ведь она теперь многое знала. А кроме того, что поняла это, она еще и почувствовала что-то необычное. Как магнитом повлекло ее к певцу, и не могла она отойти от него. Подходили люди, слушали, кидали деньги в его шапку, уходили, а девушка все стояла. Когда же настала ночь, и все люди разошлись, музыкант взял девушку за руку и привел в свой дом.
Дом стоял между городом и лесом. Девушка, чтобы не сидеть без дела и тоже зарабатывать, начала собирать в лесу целебные травы и продавать их на базаре. Начала с одной-двух, что были ей известны, а потом постепенно узнала многое.
- Нет ли неболиголова? – спросила однажды дама с мигренью.
- Нет, - отвечала девушка. – А какой он?
Дама презрительно фыркнула, но через день принесла девушке книгу с картинками о травах.
- Красавица, а это знаешь что? – подмигнул как-то раз один мужичок и показал синий цветок на длинном мягком стебле. – Стоячка ползучая! Ей торгуй, эту травку мужики с руками будут отрывать!
И впрямь, мужчины, узнав, что девушка торгует стоячкой, валом к ней повалили.
Пожилые люди рассказывали ей, от какой болезни какая трава помогает, девушка все запоминала, рассказывала другим людям, и торговля пошла у нее очень хорошо.
По вечерам она и ее новый муж вместе варили вкуснейший борщ, как говорил музыкант, с вариациями, лепили красивейшие вареники, все время придумывая новые начинки и беседовали о самых разных вещах. О своей прошлой жизни музыкант почти ничего не говорил, по издателям и устроителям концертов не бегал, никого ни о чем не просил. За игру и пение на улице ему неплохо платили, только вот достатка в доме все равно не было.
«И куда же все наши деньги деваются?» – стала подумывать девушка. Но напрямик у музыканта спрашивать не стала. Нрава он был спокойного, деньгами не сорил. Иногда уходил куда-то без гитары и возвращался невеселый. Куда и зачем ходил, девушка не спрашивала: надо будет – сам скажет. Да и он к ней с лишними вопросами не приставал и не ревновал, хотя на рынке вокруг девушки мужчин было пруд пруди. О ревности у них был иной разговор. «Не сердись, милая, не ревнуй, - говорил он. – Люблю я тебя, но и она на всю жизнь моя женщина любимая. Мне без нее не жить». И нежно касался рукой своей гитары.
Стала девушка примечать, что не только с деньгами неладно, но и с мужем. Все чаще стал он грустить, словно сохнуть начал. Она его и своими травами поила – не помогает. Тускнеют у любимого глаза, пальцы тонкие еще тоньше стали и не бегают так быстро, как прежде, по струнам. Как-то раз приходит она домой, а муж лежит, встать не может, говорить почти не может. И гитара из дома пропала.
В том городе жил один человек, на всю страну известный. Он и книги писал, и дома строил, и в семье у него все ладилось, и сам словно не старел. Часто его разные люди спрашивали, в чем секрет его здоровья и успехов, а он не говорил. И вот однажды - видно надоели ему с этим вопросом – собрал он всю пишущую братию и сказал раз и навсегда, чтобы больше не приставали: мол, секрет моего счастья в волшебном голубом питье. Оно и от любой болезни исцелит, и от злых чар избавит. Только непременно нужно, чтобы не самому его из чашки пить, а чтобы кто-нибудь дал. И коли питье это настоящее, то чашка непременно запотеет. Потом ухмыльнулся и всех вон попросил.
После этого многие начали голубое питье разыскивать, целое общество из искателей составилось. Много чего перепробовали, да все не то. И девушка наша тоже заветный напиток искала, а муж ее тем временем уже совсем плох стал.
- Помру я видно, скоро, - говорит как-то раз. – Нынче денек погожий. Выведи меня на крыльцо да дай, милая, напиться.
«Все я перепробовала, ничего не помогает - подумала девушка. - Ничего я больше не могу для него сделать. Да нет, могу - дать ему сейчас воды посвежее».
У них на дворе был свой колодец с родниковой водой. Вот она набрала свежей воды, налила в чашку и подала больному. Выпил он и встрепенулся.
- Дай еще, - говорит.
Выпил вторую чашку – заблестели у него глаза, все тело силой налилось.
- Чем же ты исцелила меня, родная?
Смотрит – а в руках у жены запотевшая чашка, и вода голубой кажется, потому что в ней небо отражается.
- Я словно от страшного сна проснулся, - сказал музыкант. – Только жизнь моя хуже страшного сна была. Я когда-то встретился с бедной женщиной, сиротой, без родных, да еще и со слабым здоровьем. Позвала она меня к себе по хозяйству помочь. Я помог, хотел уйти, а она еще помочь просит. «Я ведь сирота, здоровья нет», – все время приговаривает. Так я и остался у нее. Она захотела, чтобы я срамные и глупые песни пел на пирах и в кабаках, мне бы за это много денег давали, она бы на них хорошо жила, да я не согласился, решил уйти, хоть и жалко мне было ее, больную и одинокую. «Уходи, - сказала она, словно прошипела. – Далеко не уйдешь». И, наверное, вошла она в сговор с дьяволом. Не зря говорят: помяни черта – он явится. Она ведь много чертыхалась. Враг рода человеческого на мысли гадкие летит, как муха на дерьмо. Вот, видно, он и прилетел, и напустили они на меня колдовство. Не по своей воле ходил я с тех пор в ее дом, приносил деньги. И беда была в том, что вместе с деньгами уходила из меня жизнь. Злая баба все больше денег требовала, наконец сказала: «Принеси мне свою гитару, я за нее что-нибудь да получу. А ты без нее долго не протянешь». Я бы тебе рассказал и раньше, да не мог, словно язык отнимался, когда хотел об это речь начать. А теперь пойдем к ее дому, попробуем хоть гитару мою вызволить.
Они пришли к колдуньину дому, и увидели, что вокруг толпится народ. А среди толпы судебные приставы выносят из дому всякое добро в огромных количествах. Когда они увидели музыканта, то тут же отдали ему его гитару. От них и от других людей музыкант и девушка узнали, что злая и жадная баба только прикидывалась бедной больной сиротой, что она многих обманула и обобрала своим дьяволом данным колдовством, и все ей мало было, она еще и деньги под большие проценты ссуживала, и вещи брала в залог, и краденым торговать не гнушалась.
У многих людей в руках была газета, и они говорили: «Мы бы и не узнали никогда, если бы не смелый человек». И передавали газету другим. Девушка тоже посмотрела газету – а там все про подлую жизнь колдуньи написано, и не кем-нибудь, а ее стариком.
Все люди радовались, что кровопийца разоблачена и наказана конфискацией. Только где же она сама? В доме ее не было. Кто-то говорил, что видел, как из окна вылетела какая-то странная ворона и долго кружила над домом, другие толковали о какой-то невиданной жабе, что торопливо ковыляла прочь, а мальчишки с удивлением разглядывали в большой луже неподалеку необыкновенной величины пиявку…
Тут из дома вышел священник и сказал, что он окропил его святой водой и все прочее, что нужно, сделал, так что нет здесь теперь и духу нечистого, и что всегда надо помнить: любая нечисть от имени Божия разбегается.
- Батюшка, - обратился к нему музыкант, - повенчай нас.
Священник с радостью согласился.
Когда молодые вышли из церкви, им навстречу с разных сторон бросились несколько приличного вида господ, они на бегу все столкнулись и начали драться. Оказалось, что это издатели и устроители концертов борются за то, чтобы издать стихи и песни музыканта и устроить его концерты. Музыкант и его жена пригласили их к себе домой на свадебный пир, и там все обо всем договорились так, что никто в обиде не остался.


Рецензии
Замечательная сказка, спасибо:)
Люблю сказки.. ))
Только.. что стало с тем стариком?

Локки Треф   17.04.2007 12:04     Заявить о нарушении