Хочешь кататься, люби и саночки возить
(Рассказ от первого лица).
Рассказ о том, как я получил права на вождение автомобилем.
ПО окончании автодорожного техникума, я в 1947 году попал в Забайкалье на дорожно-эксплуатационный участок Баргузинского тракта на должность механика. Во время учебы в техникуме мне не удалось сдать в автоинспекции экзамен для получения прав на вождение автомобиля. Связано это было со зрением. Я имел не большую близорукость и поэтому не мог получить права профессионала – водителя. Но я надеялся преодолеть это. Но при том, при всем, надо было освоить как следует вождение автомобиля. На участке работали водителями люди опытные, с большим стажем работы, знающие свое дело мастерски. В основном они были люди добрые и помогали мне в освоении техники вождения. Однако, автопарк тех, послевоенных времен был сильно изношен. Запасных частей было мало и получали мы их редко. Как правило, плохо действовали тормоза. Они просто не держали. Да и люфт руля был повышен. Короче говоря, не было такой машины, к которой не смог бы придраться любой автоинспектор и найти в ней неисправность, запрещающую её эксплуатацию. Вот на таком изношенном транспорте мои водители обучали меня искусству вождения автомобиля. Сюда входило и умение тормозить мотором и коробкой скоростей, переключаться с одной скорости на другую, не выжимая сцепления и т.д.
И вот, однажды, мы поехали из нашего захолустья в столицу Бурятии в наше управление. Для этого надо было преодолеть горный перевал, где дорога была очень узкая. Здесь движение было возможно только в одну полосу. Через каждые 100-200 метров были разъезды. Но если на дороге встречались две машины, то по жребию, одной из них надо было задним ходом пятится до места разъезда. Обычно это делал тот, кому было ближе до него. Надо учесть, что дорога была очень извилиста.
За рулем нашего ЗИС-5 сидел я. А водитель, Алеша К., сидел рядом и давал мне ценные указания. В кузове у нас сидел майор местного участка МВД со своим скарбом. Его перевели в город. И вдруг на встречу грузовик. Я ближе к разъезду. Начинаю пятиться. А за мной бурят на арбе, тоже вынужден пятиться. А дорога имеет то подъемы, то спуски. Так как тормоза то не надежные, то маневрировать довольно сложно. И когда я уже выехал на разъезд, там оказалось очень тесно. К тому же, я не смог затормозить машину, и она мягко навалилась на арбу. Поломалось колесо. Бурят чертихается. Я в растерянности. А Алексей мне говорит, чтобы не обращал внимания на арбу. У него в ней запасное колесо.
Только миновали перевал, как предстояло одолеть очень длинный, хоть и пологий подъем, называемый хлебной горой. Поднимаясь по нему, машина долго пилила на второй скорости. Когда до вершины уже было близко, показалось, что дорога стала более пологой, и что можно переключится на третью скорость, чтобы скорее преодолеть этот подъем. Но не тут-то было. Прорычав надсадно, двигатель заглох. Машина стала катиться назад, хотя я из зо всех сил нажимал на тормоза. Чтобы остановить машину, я стал её выворачивать поперек дороги.
Майор, который сидел в кузове, испугался, посчитал, что наступает конец света, и выпрыгнул из кузова, неудачно приземлившись. Он отбил себе пятку. Пришлось оказать ему скорую помощь в виде массажа. После того, как все успокоились, мы продолжили путь, успешно преодолев хлебную гору.
На нашем пути ещё оказалось небольшое препятствие в виде водной преграды. Это была маленькая речушка через которую мост был сломан. Но имелся брод. При его преодолении нельзя сбрасывать газ, так как в глубокой воде двигатель может запросто заглохнуть. А выбираться из холодной воды по пояс не очень приятно. Однако, поздно или рано, но требовалось научиться и искусству преодоления брода.
Но как всякий первый блин бывает комом, так и у меня эта попытка закончилась тем, что двигатель заглох. Мы оказались в речке на расстоянии двадцати метров от берега. Попытки, завести мотор, ни к чему не привели. На наше счастье вскоре появилась встречная машина. Связав два буксирных троса, нам удалось вытащить машину на берег. На наше счастье грунт в речке оказался гравелистым, твердым и колеса не засасывались в грунт.
Вот так, с приключениями, я учился водить машины по тяжелым дорогам Забайкалья.
Через несколько месяцев мне удалось обмануть окулиста в поликлинике при проверке зрения. Я выучил наизусть обе таблицы для проверки зрения. Я различал знаки в виде точек на нужных строчках, а их значение произносил наизусть. Получив добро по медицинской части, я сдал довольно успешно вождение. Но, чуть было не попал впросак при сдаче правил уличного движения. Однако, права водителя профессионала 3-го класса я все же получил.
В то время не существовало любительских прав на вождение автотранспортом. А к водителям, профессионалам, предъявлялись повышенные требования.
Свидетельство о публикации №207041700302