На всех одно небо

 ( телевизионная зарисовка в прозе, снятая телестудией «75 регион»)

В начале августа 2006 года под Яблоновым хребтом (пригород Читы) в местности Хурлэ добо, где 15 лет тому назад отстроился еще один буддийский храм, сотворили угданские ламы самое настоящее чудо. Под размеренное чтение древних тибетских молитв в четвертый раз на Земле рождалась Мандала Калачакры.

Дворец из песка

Говорят, что человек, который наблюдает за тем как создается мандала, приобретает душевное равновесие и умиротворенность. Мандала в переводе с тибетского означает круг или колесо- древнейший символ вечной жизни и Великой Вселенной.
В древности Мандалу создавали из песка раздробленных драгоценных камней. Ее сотворение требовало огромного мастерства и старания. Работы продолжались в течение нескольких суток. У монахов, создававших Мандалу Калачакры в Угданском дацане, песок был привезен с озера Байкал, которое буряты издревне считают священным.
Вначале при помощи линейки, ручки с белыми чернилами и компаса наносят основные разметки мандалы, точно ориентируясь по сторонам света. На востоке превалирует черный цвет – он связан с элементом ветра, на западе желтый - элемент земли, на севере белый – цвет воды и красный на юге – огонь. Затем из центра, выходя на внешние круги, при помощи металлических воронок начинают рисовать замысловатые символы, каждый из которых несет свой определенный смысл. При этом монахи постоянно совершают молебны. Это помогает отгонять негативную энергию и благословляет дальнейшие труды.
Мандала Калачакры - это сакральный дворец – дом отдельного медитативного божества и его 722 слуг – более низших божеств, символизирующих различные проявления состояния сознания и действительности. В тибетской буддийской традиции, мандалы создаются для ритуалов посвящения, в которых учителя дают разрешение своим ученикам практиковаться в тантрических медитациях. Именно через медитацию постигается великая мудрость учения Будды.

Ветер с Тибета
 
Одна из древнейших мировых религий – буддизм, получила свое распространение в Сибири в 17 веке. В 1712 году в Забайкалье прибыли первые 150 тибетских и монгольских лам. Постепенно передовое религиозное учение вытеснило языческий шаманизм.
С буддизмом в эти края пришли древние знания по философии, медицине, астрологии. Строительство дацанов положило начало развитию зодчества, иконописи, книгопечатания и множеству других ремесел. Дацаны становились центрами и хранилищами культуры. Распространение буддизма сыграло в этих краях и важную политическую роль. Разбросанные, по огромной территории Зауралья большие и малые бурятские и монгольские роды наконец-то были объединены одним священным духовным законом Арбан сагаан буян – Законом учения Будды о десяти добродетелях. А в 1741 году указом императрицы Елизаветы буддизм был принят в России как официальная религия.
Однако взаимоотношения буддийского духовенства с Российским государством не были безоблачными.





Огнем и водой

В первой половине 19 столетия в Восточной части Забайкалья в местах традиционного расселения бурят насчитывалось 8 дацанов. Общая численность лам возросла до 5.5 тысяч. В среднем 1 лама на 20 человек. Столь быстрый рост численности лам обуславливался обычаем бурятских семей одного сына отдавать на монашескую службу. Конечно же русское правительство желало взять духовные институты буддизма под свой контроль. Но самые тяжелые времена для служителей духовного культа всех вероисповеданий наступили после революции 1917 года.
 8 апреля 1929 года, другим законом – постановлением «О религиозных объединениях», в России запрещалось любое вероисповедание. Старый мир рушился - надвигалась эпоха атеизма. Около 140 буддийских лам были арестованы и сосланы в лагеря. Все дацаны были разрушены. В советское время хранители учения Будды в этих краях стали настоящей редкостью. Но даже тогда, к ним, всяческими правдами и неправдами стремились люди. О медицинских и астрологических познаниях лам в народе ходили легенды. И зачастую, эти знания реально помогали избавиться от хворей и житейских трудностей. В годы Великой Отечественной войны у правителей нового времени хватило разума по другому посмотреть на духовное наследие российских народов: малых и больших. Беда, как небо, на всех была одна. И только лишь в конце 20 века, государственные взгляды на духовность были полностью пересмотрены. Сегодня в Читинской области, под синими эмалевыми небесами, звенят колокольчики на пагодах шести вновь построенных буддийских дацанов.

Возвращение в тоонто

Тоонто у бурят означает материнскую плаценту, которую по традиции после рождения ребенка закапывают в землю. Этот обряд символизирует, что новорожденный человек навеки привязан к своей земле, где ему суждено оставить свой след. И где бы он ни был, и кем, на склоне своих лет он должен обязательно вернуться в свой родной край и отдать дань уважения своей родине. По преданию могила Чингизхана находится где-то в Даурских степях, приблизительно, это территория Ононского района Читинской области, где он по приданию и родился. У бурят это священное место.(прим. для читателей) . Такое мудрое созерцательное отношение к жизни и предопределило религиозный выбор бурятского народа. Сегодня буддизм – это неотъемлемая часть национальной культуры. Буквально по крупицам собираются некогда утраченные знания, воссоздаются интерьеры дацанов, изучаются древние тибетские манускрипты. Возвращаются старые добрые традиции. И их созидательная сила обязательно возьмет верх в новых поколениях .

 P.S.

12 августа, после утреннего молебна Мандала Калачакры была разрушена. И подобно тому, как цветной песок перемешиваясь, становится серым, так высшее знание о мире должно умиротворить наши страсти. Каждый, кто присутствовал на этом священнодействии, унес собой частичку прекрасного мира. По традиции с наилучшими пожеланиями добра и благополучия нужно растворить священный песок в речных водах,
Чтобы река Времени, где-нибудь, когда-нибудь, вновь сотворила еще одну Вселенную, где будут править любовь и мудрость.


Рецензии