Jon Oliva s Pain. Maniacal Renderings

* Любимые альбомы. Рецензия.

Jon Oliva's Pain, "Maniacal Renderings"
(2006 г., AFM/CD-Maximum)
Стиль - progressive heavy metal.
Оценка альбома – 9/10.

В Savatage, основной группе Джонатана Николаса Оливы, вокалиста, клавишника, гитариста, композитора - словом, мастера на все руки, сейчас творческий перерыв. А пока остальные участники этой американской команды готовятся к выпуску DVD и празднованию 25-летия коллектива, занимаются иными проектами и просто отдыхают, Олива не только успел собрать новый ансамбль – Jon Oliva's Pain (участники: Jon Oliva – вокал, фортепиано, гитара; Christopher Kinder – ударные; John Zahner – клавишные; Kevin Rothney – бас, бэк-вокал; Matt Laporte – гитара; Shane French – гитара), но и выпустил с ним два альбома, использовав и накопившийся за долгие годы материал, и новые сочинения. Первый диск, "'Tage Mahal", был посвящен погибшему в 1993 году брату Джона Крису, с которым они когда-то и основали Savatage. По словам Джона, первая работа, целиком основанная на его личных переживаниях и ощущениях, была записана в типичной для него манере, как прямое продолжение творчества Savatage. "'Tage Mahal" – альбом ровный, целостный по настроению, грустный и очень лирический.

Новый диск Jon Oliva's Pain, которому и посвящена эта рецензия, получился гораздо ярче и энергичнее, чем "'Tage Mahal" в целом. В отличие от предшественника, его хочется переслушивать и переслушивать (может быть, как раз дело в том, что эта работа не такая эмоционально ровная, как первый альбом, и вместе с тем не менее глубокая). Интересен один из эпизодов истории создания "Maniacal Renderings": Олива и его жена нашли в коробке из-под обуви кассеты с записями Криса Оливы, и многие риффы Криса были использованы в композициях новой пластинки, причем были случаи, когда музыкальный материал покойного брата Джона прекрасно вписывался в уже готовые композиции (подробнее об этом см. в интервью с Джоном Оливой в журнале InRock №23). Новый альбом включает в себя 11 основных треков, среди которых есть как агрессивные "боевики" (например, "Push It to the Limit"), эпики ("Maniacal Renderings"), так и пронзительные баллады ("The Answer", "Still I Pray For You Now"). Краткую характеристику каждой песне дал сам Олива – простые и интересные комментарии вместе с текстами (автором которых на это раз выступил Джон) размещены в буклете. В музыкальном плане "Maniacal Renderings" представляет собой сочетание heavy metal, progressive metal и hard rock; здесь присутствуют и мощные гитары, и красивые клавишные партии, и интересные басовые риффы, и знаменитое многоголосие, доставшееся Jon Oliva's Pain от Savatage. Следует отметить, что включенные на CD (в лицензионном digibook-издании) два бонуса – концертные записи "The Dark" и "People Say – Gimme Some Hell", наиболее сильные вещи первого альбома Jon Oliva's Pain – прекрасно дополняют релиз, и "перекидывая мостик" от продолжения традиций Savatage к новому, более экспериментальному, и подчеркивая жесткость и агрессию "Maniacal Renderins". Последнее, кстати, сближает "Maniacal Renderings" с работами Doctor Butcher, совместного проекта Оливы и гитариста Savatage Криса Кэффери. Если сопоставлять "Maniacal Renderings" с творчеством Savatage, то можно сказать, что новый диск недотягивает до "Poets and Madmen" – хотя сам Олива эту вещь не очень жалует, у Savatage, на мой взгляд, она наиболее интересная. А первая песня, "Through the Eyes of the King", напоминает великолепную композицию "Hall of the Mountain King" с одноименного саватажеского альбома.

Особое внимание стоит уделить пению Оливы. По сравнению с "'Tage Mahal" голос Джона звучит на порядок лучше, сильнее и чище: "дьявольский" (недаром Олива блестяще исполнил партии Мефистофеля в "Beethoven's Last Night" Trans-Siberian Orchestra и Люцифера в "Symphony of Life" Rough Silk!), играющий тембрами, способный передать множество оттенков и смену настроений (от ярости к грусти, от насмешки к серьезности) и изобразить самых разных персонажей, интонационно богатый, он отлично подчеркивает и усиливает эмоциональную насыщенность и выразительность материала "Maniacal Renderings". Послушайте заглавную песню,"Maniacal Renderings", – в этой "маньяческой" композиции Олива играет сумасшедшего, мучимого постоянными видениями и внутренними "голосами" в изолированном пространстве больного разума, куда не могут проникнуть голоса извне, – у вас не возникнет сомнений, что перед вами настоящий безумец; еще немного – и он действительно затянет слушателя в свой страшный мир. Совершенно иная по настроению и стилю "The Answer", начатая Оливой давно и законченная после трагедии 11 сентября, – с каким надрывом и какой болью в голосе ее герой обращается к Иисусу, прося дать ответ... но кто же ответит, если сами люди уничтожают своего спасителя: "Jesus show me the answers / Your picture is faded, your image is gone, gone"? Конец человечества очень близок – людям остается только начать молиться. И, слушая "The Answer", именно это и хочется сделать.
Вообще, если говорить о тематике альбома, то Олива затрагивает вопросы политики, в частности – глобальной войны ("Who's Playing God", "Holes"), религии – например, обличение фальшивых проповедников в "End Times", обращение к Христу в "The Answer"; проблему мирового зла, одерживающего верх ("Evil Beside You", "Timeless Flight")... Заключительная композиция, трогательная баллада "Still I Pray For You Now", посвящена Крису и умершему отцу жены Оливы.
"Maniacal Renderings" – работа очень мрачная; как говорит сам Олива, она отражает его темную сторону. Джон задает человечеству вопросы, мучащие его самого, вопросы острые и актуальные, и стоит задуматься над словами музыканта, чтобы дать себе маленький шанс выжить.

В заключение – несколько слов о буклете. Ангел, который, по мысли Оливы, привязан к стулу и вынужден созерцать триумф зла, больше напоминает обитателя психушки, которого после неудачной попытки к бегству подвергают жесткому принудительному лечению. Возможно, подобное толкование тоже укладывается в концепцию рисунка, так как и название альбома (и центральной композиции) – "Maniacal Renderings", и внутри буклета красуются фотографии музыкантов Jon Oliva's Pain в смирительных рубашках: сумасшедший (а уж если он еще и поэт-пророк...) – значит, чист и свободен, хотя и живет подчас в мире страшных видений, а окружающее его "нормальное" несет лишь ложь, зло и насилие... Так или иначе, обложка не устрашает, а скорее вызывает улыбку и несколько сглаживает содержание диска. Впрочем, возможно, это сделано намеренно – ведь если "темным силам" еще может противостоять смех, то всё далеко не так печально для нашего мира, где торжествует зло. Внутри буклет оформлен красиво и мрачно (хотя опять-таки, мысль о маскараде и несерьезности зла – или насмешки над ним – навевают ярко-красные ("ненастоящие") отпечатки пальцев и ладоней и пятна, "разбрызганные" по страничкам)...

Рекомендую альбом "Maniacal Renderings" тем, кто любит творчество Джона Оливы, работы Savatage, Doctor Butcher, "Beethoven's Last Night", "'Tage Mahal", а также всем поклонникам хэви-метала, прогрессива, хард-рока и просто хорошей и интересной тяжелой музыки. Равнодушным этот диск - сильный, глубокий, мощный и красивый - точно никого не оставит!


Рецензии
Люблю читать и писать рецензии на музыкальные метал-альбомы, и честно говоря удивился такой замечательной рецензии тут.
Написано хорошо. Прог я уважаю, особенно Dream Theater, так что может быть и послушаю эту группу...

Павел Федикович   25.05.2007 23:00     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, очень приятна Ваша оценка!
Это был мой второй :) опыт написания полноценной рецензии на музыкальное произведение. (Первая попытка - обзор альбома "Beethoven's Last Night" Trans-Siberian Orchestra; если вдруг будет интересно, рецензия здесь: http://www.proza.ru/2004/07/19-120 .)

Правда, "Maniacal Renderings" - это не прог в чистом виде, и на Dream Theater, думаю, этот альбом похож мало... Это скорее хэви-метал с элементами прогрессива (и не только).
А в общем, кто что услышит :)

Галина Рыженкова   26.05.2007 01:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.