Человек с большим сердцем

<люди и судьбы>

Человек с большим сердцем

Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ

          Когда говорят о Великой Победе нашего народа во второй мировой войне, то нельзя забывать и о роли Церкви. XX век, с десятилетиями беспрецедентных гонений, оказался трагичным временем для Православия. Но когда начинались войны, Церковь, как истинная Мать, разделяла участь своего народа: защищала, воевала, молилась, поддерживала дух.
          Чтобы так - ценой своей жизни - защищать свою Родину, ее нужно сильно любить. А любовь к Родине начинается с уважения к человеку, с привязанности к своему милому уголку земли. И этот человек может не быть выдающимся ученым или заслуженным деятелем, но у него должно быть большое сердце, способное вместить и любовь, и боль каждого, кто встречается на пути.
          О таком человеке, о солдате своего Отечества, о ветеране Великой Отечественной войны, о священнике Православной Церкви хочется рассказать и мне.

          За 60 лет служения Святой Матери-Церкви отец Иоанн Петручук удостоен всех церковных наград. Но самой большой наградой он считает добрую людскую память. И эта награда у него есть! За 56 лет (с 1947 по 2003 гг.) служения в своем родном приходе – Свято-Николаевская церковь в Озятах Жабинковского района Брестской области – священник оставил о себе только хорошие воспоминания.
          Никогда батюшка не пожалел и не возроптал о своем жизненном выборе - стать священником, даже тогда, когда после Божественной литургии в воскресный день предстояло еще отпевать по два - три покойника из совершенно разных деревень…
          7 января протоиерею Иоанну Петручуку исполнилось 92 года. Родился он в 1915 году. В 1918-м семья проживала в России. Отец тогда служил дьяконом в Москве, и проживали они в женском монастыре. Там в трехлетнем возрасте Иоанн и научился петь на монашеских хорах «Отче наш» и «Богородице Дево».
          Из России в свои родные Сехновичи (деревня в Жабинковском районе) семья Петручуков вернулась в 1921 году. У отца на руках была уже рекомендация Тамбовского Архиерея к рукоположению во священники. Белостокский Владыка привел отца к иерейской присяге и назначил на приход в деревню Бульково. Так, на Архистратига Михаила в Свято-Успенском бульковском приходе служил уже иерей Захар - отец будущего священника Иоанна.
          - Отец был очень строг и к себе, и к детям, - вспоминает отец Иоанн. - Утром и вечером для нас была обязательной молитва, посты – всегда по уставу…
          В семье было 14 детей, Иоанн был одиннадцатым ребенком. Дети умирали. А когда Иоанну исполнилось 9 лет, умерла его мама – Зинаида Александровна. Воспитание детей взяла на себя бабушка. Именно в Бульково у Иоанна, внука церковного старосты и сына священника, и сформировалось твердое желание стать служителем Церкви.
          3 декабря 1937 года Иоанна призвали в армию. Два года отслужил он в танковой части, а когда до конца службы оставалось 10 дней, началась война с Чехией. Их часть «бросили» в Чехословакию, где они пробыли до Рождества 1940-го. А 23 марта – долгожданная демобилизация, теперь их часть стояла в прибалтийской деревушке.
          Отец Иоанн по-детски открыто улыбается, когда вспоминает, как наивно он распевал 1 сентября 1939 года, в первый день войны(!): «Волга-Волга – мать родная, Волга – русская река…». Распевал до тех пор, пока один его друг-сослуживец не выдержал и попросил: «Замолчи, дурень, не ровен час, убьют…».
          На какое-то мгновение лицо старого священника становится сосредоточенным: в памяти проносятся лица тех, кого уже давно нет в живых…
          - Как-то узнали мы, что немцы перешли Буг, – продолжает после небольшой паузы свой рассказ мой увлеченный собеседник. - Река вроде широкая, и как они перешли? А тут вдруг ехать куда-то надо было. Чуть было не сел за мотоцикл, но тот же товарищ опять меня отговорил: «Не садись, дурень, убьют же…». И убили. Только не его, а другого, который не послушался и поехал. Так и не вернулся, расстреляли…
          С церковью Иоанн не разлучался и во время службы в армии. Военноначалие, зная его любовь к церковным службам, не препятствовало солдату посещать праздничные и воскресные богослужения, где он пел и читал на клиросе.
          В 1940 году в Бресте были организованны 5-месячные педагогические курсы, на которые записался и Иван Захарович Петручук. Окончив их на «хорошо» и с «Благодарностью», устроился учителем начальных классов в селе Озяты. Выдвигали даже в депутаты, да кто-то доложил, что «поповский сын»…
          А затем грянула Великая Отечественная война, но пройти её в солдатском строю с первого до последнего дня Петручуку было не суждено. После контузии его освободили от участия в военных действиях и как педагогу предложили место заведующего школой в Радваничах.
          Но однажды выбранный сердцем путь не оставлял в покое молодого учителя. И прекрасный педагог пишет прошение принять его в клир Брестской епархии псаломщиком. В 1945 году прошение удовлетворяют, а в 1947 году архиепископ Питирим рукополагает Иоанна Петручука в дьяконы (4 июня), а чуть позже (19 июня) – во иерея.
          Трудно было жить в одном доме двум семьям (в доме, где проживала семья отца Иоанна, жила еще семья фельдшера). Бытовых условий никаких. А новый дом купить священнику долгие годы не разрешали. А когда наконец-то купили небольшой домик, то прокуратура, получив донос, заинтересовалась, откуда взялись средства на покупку дома…
          Жаль было людей, с которыми уже сроднился, к которым уже привык, которых любил и уважал, потому и не поехал тогда батюшка в Вологду, куда его приглашали. Да и храм как оставишь? Он же – живой, он стал неотъемлемой частью его жизни, сколько они вместе пережили! Ведь столько чинили всяких препятствий. В 1961 году, например, когда было «модно» закрывать храмы, прошел слух и в Озятах, что закроют Свято-Николаевскую церковь. И это - за шесть лет до столетнего юбилея храма! Тучи сгущались с каждым днем. Поговаривали даже, что церковь собираются поджечь… Тогда отец настоятель с прихожанами по очереди сторожили свой храм по ночам.
          Нет, не жалеет отец Иоанн ни о чем! И рад, что вся его жизнь прошла рядом со своими прихожанами. Радуют его и собственные дети. Дочь – Галина Ивановна стала медсестрой, работает в детской городской поликлинике № 2. Сын – Василий Иванович – заведующий ревматологическим отделением в областной больнице. Единственная мелочь, которая иногда досаждает убеленному сединой батюшке, так это слух уже не тот, да и зрение немного подводит, а то бы…
          И батюшка игриво улыбается, затягивая свою любимую песню "Волга-Волга...".


©  Ольга РОЛИЧ, 2007
   Публикация в "З" - 21.04.2007 г. (Фото автора).


* * *
Сердце отца Иоанна Петручука перестало стучать 9 июня 2007 года,
на 93-ем году жизни, в день памяти праведного Иоанна Русского...


Рецензии
Храни Вас Господь, Ольга.

Василий Вялый   15.05.2008 15:48     Заявить о нарушении
...мне так неловко...я никак не могу прочитать Ваши произведения...те, что не юмор:)) Хочется Вас узнать...поэтому тяну с ответом...
Не может же человек ТАК говорить, не будучи Божиим человеком...СПАСИБО!
Храни и помогай и Вам Господь!!!
С благодарностью,

Ольга Ролич   20.05.2008 11:03   Заявить о нарушении