Конспект

Конспект
 (1999 год)

Евангельское слово: не суди глубоко
верно в искусстве: рассказывай, изображай, но не суди.
 Л.Н. Толстой

…Нужно писать хорошим русским языком, что чрезвычайно трудно…
не употреблять искусные перифразы с беспрестанным употреблением частицы «то»…
…Всегда я впутывался и впутываюсь в длинный период, когда мне не ясна мысль,
которую я хочу высказать, когда я не вполне овладел ею…
Мало того, есть формы удлинения речи, совершенно чуждые русскому языку и которые искусственно и бесполезно введены в русский язык – таковы причастия. Зачем вы говорите: имея желание знать ваше мнение, прошу вас. Разве не проще и ясней - желаю знать ваше мнение, прошу. Официальный язык, язык по преимуществу причастный, есть язык самый темный, за ним следует язык литературный – «сказал он, проходя мимо»… а разве не проще: проходит мимо и говорит… Но это трудно…
Нам надо учиться писать хорошо, а не умеем – не писать. Требуется точность и меткость.
 Л.Н. Толстой

Содержание должно быть доступно, неотвлеченно. Это совершенно ложно. Содержание может быть какое хотите. Но не должно быть болтовни заместо дела, не должно набором слов скрывать пустоту содержания.
 Л.Н. Толстой

Трудность в сочинительстве заключается не в объеме или содержании, а в художественности темы…
1) из большого числа представляющихся мыслей и образов выбрать одну;
2) выбрать для неё слова и облечь её;
3) запомнить её и отыскать для неё место;
4) помня написанное не повторяться, ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим;
5) что бы в одно время записывая и думая, что бы одно не мешало другому.

 Л.Н. Толстой

Тургеневский роман [«Отцы и дети»] меня очень занимал и понравился мне гораздо меньше, чем я ожидал… он холоден. Все умно, все тонко, все художественно, я соглашусь с вами, многое назидательно и справедливо, но нет ни одной страницы, которая бы была написана одним почерком с замиранием сердца, и потому нет ни одной страницы, которая бы брала за душу.
 Л.Н. Толстой П.А. Плетневу

…Нынешняя драма: «Грех да беда» [А. Н. Островского]. Я никогда не испытывал более сильного и ни одной фальшивой нотой не нарушенного впечатления.

 …Нынче, поутру, около часу диктовал Тане, но не хорошо – спокойно и без волнения, а без волнения наше писательское дело не идет…
 Л.Н. Толстой

…Опасно, когда не похвалят или наврут, а зато полезно, когда чувствуешь, что произвел впечатление сильное…
 Л.Н. Толстой

…Предисловие [«Война и мир»] я не мог, сколько ни пытался, написать так, как мне хотелось. Сущность того, что я хотел сказать, заключалась в том, что сочинение это ни есть роман и ни есть повесть, и не имеет такой завязки, что с развязкой у нее уничтожается интерес…
 Л.Н. Толстой

…А знаете… как меня стукнула об землю лошадь и сломала руку, когда я после дурмана очнулся, я сказал себе, что я – литератор… Ваше мнение, да еще мнение человека, которого я не люблю тем более, чем более я вырастаю большой, мне дорого – Тургенева…
 Л.Н. Толстой А.А. Фету

…Я бы стыдился печататься, ежели бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить…
 Л.Н. Толстой

1) Вы пишите слишком небрежно и поспешно, не выбрасываете достаточно из того, что написано (длинноты), недостаточно употребляете тот прием, который для эпика – прозаика составляет всю премудрость искусства – недостаточно просеиваете песок, чтобы отделять чистое золото.
2) Язык небрежен, а вы с вашим тонким вкусом, который чувствуется во всем, усвоили безобразную манеру, введенную недавно не знаю кем, говорить так: «Здравствуйте, поклонился он», и употреблять, хотя и меткие, но тривиальные выражения, которые не оскорбляют у Писемского, но оскорбляют у вас.
3) И главное. Оба ваши романа писаны на современную тему. Вопросы земства, литературы, эмансипации женщин и т.п… полемически выступают у вас на передний план, а эти вопросы в мире искусства не только не занимательны, но их нет.
Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях.
…Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы…
 Л.Н. Толстой

Тургенева «Довольно» мне не понравилось. Личное – субъективное хорошо только тогда, когда оно полно жизни и страсти, а тут субъективность, полная безжизненного страдания.
 Л.Н. Толстой А.А. Фету

Хорошо определить будущую работу. Тогда, ввиду предстоящих сильных вещей, не настаиваешь и не переделываешь мелочей до бесконечности.
…Читал Мериме «Хроника Карла IX». Странная его умственная связь с Пушкиным. Очень умен и чуток, а таланта нет.
 Л.Н. Толстой

Читал «Консуэло» Жорж Санд. Что за превратная дичь с фразами науки, философии, искусства и морали. Пирог с затхлым тестом…
 Л.Н. Толстой

Нет такого правого дела, которое не было бы проиграно, когда начинаешь сердиться. Пушкин умел сердиться особенно.

…Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного и прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, повести или поэмы.
 Л.Н. Толстой

В те времена [«Война и мир»] так же любили, завидовали, искали истины, добродетели, увлекались страстями; та же была сложная умственно – нравственная жизнь, даже иногда более утонченная, чем теперь в высшем сословии.

Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета.
 Л.Н. Толстой

Просто сядьте и весь рассказ перепишите, критикуя сами себя…
 Л.Н. Толстой А.А. Фету

Толпе критики говорят, что хорошо и что дурно. По отношению к толпе они необходимы – они посредники между толпой и художником. Но если художник в их суждениях будет искать отражения своего произведения, он отчается.
 Л.Н. Толстой

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает.
Есть люди, которые чувствуют жар, другие теплоту, третьи видят только свет, четвертые и света не видят. Большинство же – толпа – судьи поэтов, не чувствуют жара и теплоты, а видят только свет… Но настоящий поэт сам невольно и с страданьем горит и жжет других. И в этом все дело.
 Л.Н. Толстой

Все эти Фоссы и Жуковские поют каким-то медово-паточным горловым подлым и полизывающимся голосом…

Наш литературный язык без костей; так набалован, что хочешь мели – все похоже на литературу.

«Повести Белкина» Пушкина надо изучать и изучать каждому писателю. У Пушкина гармоническая правильность распределения предметов доведена до совершенства.
 Л.Н. Толстой

Понятность, доступность есть не только необходимое условие для того, чтобы народ читал охотно, но это есть… узда для того, чтобы не было в журнале глупого, неуместного и бездарного.
…Пишите, что хотите, но только так, чтобы каждое слово было понятно тому ломовому извозчику, который будет везти экземпляры из типографии. Совершенно простым и понятным языком ничего дурного нельзя будет написать. Стоит все пропускать через цензуру дворников, извозчиков, черных кухарок. Если прочтя статью, никто из них не может рассказать, про что прочли, статья никуда не годится.
 Л.Н. Толстой

Ваше стихотворение [«Что ты голубчик задумчив сидишь»] мне кажется эмбрионом прекрасного стихотворения; оно, как поэтическая мысль, мне совершенно ясно, но совершенно неясно как произведение слова.
 Л.Н. Толстой А.А. Фету

Когда человеку нет никакого дела до того, о чем он пишет, он пишет белыми стихами, и тогда ложь не так грубо заметна…
 Л.Н. Толстой

Читал я в это время книги… которыми я упивался. Это «Сборник сведений о кавказских горцах» изданный в Тифлисе. [Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1, Тифлис, 1868]
 Л.Н. Толстой

Вы говорите: лучшие силы недеятельны, а те деятельны. Да ведь это только в литературе. А в жизни? Кто пашет, сеет, нанимает, торгует, распределяет деньги, ездит, набирает солдат, командует, главное, рожает и воспитывает себе подобных и лучших? Все недеятельные, пассивные люди. Это совсем, совсем неверно…
 Л.Н. Толстой Н.Н. Страхову

…Но всякий с чутьем и вкусом, прочетший эти книжечки [«Азбука»], скажет: «да, ничего, просто, ясно, кое-где все-таки нехорошо и фальшиво». И всякий, при чтении сказавший это, будет совершенно прав. Но пусть попробует кто-нибудь написать такие же рассказы, тот увидит, как трудно даются эти отрицательные достоинства, состоящие только в том, чтобы было просто, ясно, не было бы ничего лишнего и фальшивого…
 Л.Н. Толстой Е.В. Львову

…Критика для меня скучнее всего, что только есть скучного на свете. В умной критике искусства всё правда, но не вся правда, а искусство потому только искусство, что оно всё…
 Л.Н. Толстой Н.Н. Страхову

Наш брат беспрестанно без переходов прыгает от уныния и самоунижения к непомерной гордости.
 Л.Н. Толстой

Тургенева я не читал [«Новь»], но истинно жалею… что этот ключ чистой и прекрасной воды засорился такой дрянью. Если бы он вспомнил просто какой-нибудь свой день подробно и описал бы его, все бы пришли в восхищение.

В жизни ложь гадка, но не уничтожает жизнь, она замазывает ее гадостью, но под ней все-таки правда жизни, потому что чего-нибудь всегда кому-нибудь хочется, отчего-нибудь больно или радостно, но в искусстве ложь уничтожает всю связь между явлениями, порошком все рассыпается…
 Л.Н. Толстой

Однако в чем он [Тургенев] мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета – это природа. Две-три черты, и пахнет. Этих описаний наберется полторы страницы, и только это и есть. Описания же людей, это все описания с описаний.
 Л.Н. Толстой А.А. Фету

Кюхельбекер трогателен, как и все люди этого типа – не поэты, но убежденные, что они поэты – и страстно преданные этому мнимому призванию. Кроме того, пятнадцать лет заточения…
 Л.Н. Толстой Н.Н. Страхову

…Все как будто готово для того, чтобы писать – исполнять свою земную обязанность, а недостает толчка веры в себя, в важность дела, не достает энергии заблуждения, земной стихийной энергии, которую выдумать нельзя. И нельзя начинать. Если станешь напрягаться, то будешь неестественен, не правдив, а этого нам с вами нельзя…
 Л.Н. Толстой Н.Н. Страхову

Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получит 100 ударов розог…
 Л.Н. Толстой

…У вас [в статье] часто встречаются излишние вступления, как например: «Теперь мы обратимся…» или «взглянем» и т.п.
Главное, разумеется в расположении частей относительно фокуса, и когда правильно расположено, все ненужное, лишнее само собой отпадает и все выигрывает в огромных степенях…
…Мне ужасно хочется писать, но нахожусь в тяжелом недоумении – фальшиво ли это, или настоящий аппетит…
 Л.Н. Толстой А.А. Фету

…На днях нездоровилось и я читал «Мертвый дом» [Достоевского]. Я много забыл, перечитал и не знаю лучше изо всей новой литературы, включая Пушкина.
Не тон, а точка зрения удивительна – искренняя, естественная и христианская. Хорошая, назидательная книга. Я наслаждался вчера целый день, как давно не наслаждался.
 Л.Н. Толстой Н.Н. Страхову

Всё, что он [Достоевский] делал, было такое, что чем больше он сделает, тем мне лучше.
 Л.Н. Толстой

Сейчас читал тургеневское «Довольно». Прочти, что за прелесть…
 Л.Н. Толстой С.А. Толстой

Я убедился, что в наше время мы, образованные люди, выработали (в особенности школой) искусство притворяться, что мы знаем то, чего не знаем, делать вид, что вся духовная работа человечества до нас нам известна… У нас выработалось искусство быть вполне невежественным с видом учености.
 Л.Н. Толстой

Я убедился, что мы известными приемами образования, культурой заслоняем от себя всю огромную область истинного образования и, копошась в маленьком заколдованном кружке, очень часто открываем с большим трудом и гордостью то, что давно открыто…
 Л.Н. Толстой

Мы стали невежественны потому, что навсегда закрыли для себя то, что только и есть всякая наука – изучение тех ходов, которыми шли все великие умы человечества для уяснения истины.

Народ не берет нашей пищи: Жуковского и Пушкина, и Тургенева – значит пища – не скажу дурная, но не существенная.
Если мы признаем, что мы сами невежественны, то мы поймем, что нам не учить надо какой-то отдельный от нас народ, а что нам всем надо самим учиться…
Я ничего не пишу о Тургеневе, потому что слишком многое и все в одной связи имею сказать о нем. Я и всегда любил его; но после его смерти только оценил его как следует. Главное в нем, это его правдивость. Он жил, искал и в произведениях своих высказывал то, что нашел, - все, что нашел.

Нынче читал Шекспира «Кориолана» - прекрасный немецкий перевод, - читается очень легко, но – несомненная чепуха, которая может нравиться только актерам.
 Л.Н. Толстой

Читал с детьми Некрасова, Щедрина и Тургенева «Полесье». Всё прекрасно.

В. Немировича-Данченко рассказ [«Махмудкины дети»] превосходен по содержанию. Лучше ничего нельзя желать, но он невозможен по искусственности языка и излишествам описаний и природы и чувств.
 Л.Н. Толстой А.И. Эртелю

Попытайтесь написать рассказ, имея ввиду только читателя из народа. Только бы содержание было значительное.

…Пусть будет язык Карамзина, Филарета, попа Аввакума, но только не наш газетный. Если газетный язык будет в нашем журнале, то все пропало.
 Л.Н. Толстой П.И. Бирюкову

Люди наук и искусств предаются любимому ими занятию, не заботясь о том, какая польза для людей произойдет от него, и всегда уверены, что они делают самое важное и нужное дело для человечества.
Производитель духовной пищи говорит: для того, чтобы я мог вам дать духовную пищу, вы кормите, одевайте меня, выносите за мной...
Наука и искусства много дали человечеству не потому, что люди науки и искусства, под видом разделения труда, живут на шее рабочего народа, а несмотря на это.
 Л.Н. Толстой

…Ваше изложение проще, но и вашем есть недостатки не форме, главное, а в содержании. Например: жаба лежит брюхом кверху, а потом говорится сейчас же, что она потащилась дальше. Нужно непременно сказать, как она перевернулась опять спиной кверху. Вот поправки, которые важны по форме. И когда есть то внимание… которое позволяет видеть это, тогда язык будет хорош…
 Л.Н. Толстой В.Г. Черткову

…Живите жизнью описываемых лиц, описывайте в образах их внутренние ощущения; и сами лица сделают то, что им нужно по их характерам сделать, т.е. сама собою придумается развязка, вытекающая из характера и положения лиц… Вы же вместо этого бросаете внутренний ход чувств своих лиц и описываете то, что никому не нужно знать, что не идет к делу, и описываете поверхностно, без интереса к новым лицам…
 Л.Н. Толстой Ф.Ф. Тищенко

…Кончить историю можно и убийством генерала, и убийством приказчика, и возвращением жены к мужу, и смертью того или другого, как могла кончиться история в жизни, и во все можно внести правду и освещение такое, какое вытекает из взгляда на жизнь автора. Если вводить генерала и лавочника, то надо было их вводить сначала и, описывая события с ними, описывать их так же, с такой же любовью и подробностью их- внутренние движения, с которыми описаны Катерина и Семен, иначе это будет то же, что картинка с подписью «это человек». Карпинского вы описываете длинно, а он все не живой.

…Если у вас есть талант, то вы все это сами должны чувствовать.
 Л.Н. Толстой Ф.Ф. Тищенко

…Не увлекайтесь тем, чтобы сказать в одном рассказе всё. Это всегдашний камень преткновения не имеющих привычки писать… Не ломайте, не гните по-своему события рассказа, а сами идите за ним, куда он поведет вас.
 Л.Н. Толстой Ф.Ф. Тищенко

Надо чтобы он [Иванов] выучился задерживать в себе свои мысли, с тем, чтобы они перерабатывались, чтобы из тысячи мыслей избиралась одна и потом эта одна мысль из тысячи мест, в которые она могла быть помещена, находила бы, наконец, одно свойственное ей место. В этом и еще многом другом подобном состоит внутренняя работа писателя, предшествующая писанию, работа, которую он не знает или делает, выписывая на бумагу то, что должно делать в голове…
 Л.Н. Толстой

…Для того, чтобы производить то, что называют произведениями искусства, надо чтобы человек ясно знал, что добро, что зло, тонко видел разделяющую черту и потому писал бы не то, что есть, а что должно быть. А писал то, что должно быть так, как будто оно есть, чтобы для него то, что должно быть, было бы…
 Л.Н. Толстой Н.Н. Ге (отцу)

Люди чувствуют, что нельзя писать то, что есть, - что не будет искусство, но не знают, что должно быть, и начинают писать то, что было, или пишут не то, что должно быть, а то, что им или их кружку нравится.
 Л.Н. Толстой

Получил вашу повесть [«Семен – сирота и его жена»] и прочел. Вот недостатки: всё растянуто, в особенности описание душевного состояния Семена после измены жены. Сцена перед зеркалом и длинна и искусственна. А между тем недостаточно ясны перевороты, происходящие в душе Семена: сначала злобы, потом отчаяния, потом успокоения и, наконец, решимость вернуть жену. Все это надо бы, чтобы совершалось в событиях, а не только бы описывалось. У вас есть попытки приурочить эти перевороты к событиям, но не всегда удачно. Сцена с одеколоном длинна. Потом вы делаете ошибку, повторяя некоторые вещи. Это ослабляет впечатление, как, например, два раза упоминаете о бросании денег и разрывании гармоники. Потом Семен сначала как бы задуман не для того конца, который теперь. Вот все недостатки. Нечто еще иногда неправильность языка. Но про это не стоит говорить. И я не буду в них упрекать. Я люблю то, что называют неправильностью, - что есть характерность.
Теперь достоинства: замечательно правдиво. Это важное, большое качество. И самое важное, в последней превосходной сцене с ребенком есть задушевность. Вообще повесть хорошая.
Одно, главное, что я судя по этой повести, думаю, что у вас есть, или может быть, это – внутреннее содержание. Без этого нечего браться за писание. Писателю нужны две вещи: знать то, что должно быть в людях и между людьми, и так верить в то, что должно быть, и любить это, как будто видеть перед собой то, что должно быть, и то, что отступает от этого…
 Л.Н. Толстой Ф.Ф. Тищенко

Посылаю вам повесть Тищенко «Семен-сирота». Очень, очень хорошо. Есть длинноты – это один недостаток…
Это очень даровитый человек. И очень чуткий…
 Л.Н. Толстой В.Г. Черткову

Я советую вам: воображаемый читатель, для которого вы пишите, должен быть не литератор, редактор, чиновник, студент и т.п., а пятидесяти летний хорошо грамотный крестьянин. Вот тот читатель, которого я теперь всегда имею перед собой и что и вам советую. Перед таким читателем не станешь щеголять слогом, выражениями, не станешь говорить пустого и лишнего, а будешь говорить ясно, сжато и содержательно. Прочтите рассказ «Раздел», написанный крестьянином [тульский крестьянин И.Г. Журавов, рассказ издан в журнале «Посредник»], и «Дед Софрон». Оба рассказа трогают людей, потому, что говорят о существенных интересах людей, и интересы эти дороже авторских…
 Л.Н.Толстой Ф.А. Желткову
[Ф.А. Желтков «Деревенский праздник». «Русский курьер», 1887, № 30, от 31 января; «Трясина», та же, № 101, от 5 апреля.]

...Памфилий должен с грустным лицом молчать на все речи, и это сильнее…

Есть в Сумском уезде крестьянин [Ф.Ф. Тищенко], двадцати пяти лет, женатый, имеющий надел, который был в гимназии до четвёртого класса. Он пишет, и написал повесть «Грешница», которая была напечатана в «Русском богатстве», кажется, в прошлом году. В нынешнем году он написал другую повесть, которую он переделал по моим указаниям, и эта переделанная повесть: «Семен-сирота», по-моему, прекрасная вещь…
 Л.Н. Толстой В.Г. Черткову

…Я опять, относительно значения истинного искусства открываю Америку, открытую Гоголем тридцать пять лет назад…
 Л.Н. Толстой Н.Н. Страхову
[«Н.В. Гоголь. 1809 – 1852. М., 1888]

…Еще Буало сказал, чтоб мысль не калечилась рифмой… Надо забыть хорошенько всякие стихотворения, места, где они помещаются, и пиитику, а хорошенько вспомнить свою душу...
Белый стих невозможное кривлянье…
 [А.П. Барыковой. «Спасенный». М., 1888, повесть в стихах. «Фальш и по форме и по содержанию».]
 Л.Н. Толстой

Читаю Лескова «Колыванский муж», хорошо. А «При детях» прекрасно.
 Л.Н. Толстой
[«При детях» напечатано в «Книжках недели», 1888, 12, за подписью: «Этюд П.» Автора установить не удалось.]

Произведение искусства хорошо или дурно оттого, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник.
Для того, чтобы произведение искусства было совершенно, нужно, чтобы то, что говорит художник, было совершенно ново и важно для всех людей, чтобы выражено оно было вполне красиво и чтобы художник говорил вполне правдиво. Для того, чтобы то, что говорит художник, было вполне ново и важно, нужно, чтобы художник был нравственно просвещенный человек, а потому не жил бы исключительно эгоистической жизнью, а был участником общей жизни человечества.
Для того чтобы то, что говорит художник, было выражено вполне хорошо, нужно, чтобы художник овладел своим мастерством так, чтобы, работая, также мало думал о правилах своего мастерства, как мало думает человек о правилах механики, когда ходит.
А чтобы достигнуть этого, художник никогда не должен оглядываться на свою работу, любоваться ею, не должен ставить мастерство своей целью, как не должен человек идущий думать о своей походке и любоваться ею.
Для того, чтобы художник выражал внутреннюю потребность души и потому говорил бы от всей души то, что он говорит, он должен, во-первых, не заниматься многими пустяками, мешающими любить по-настоящему то, что свойственно любить, а во-вторых, любить самому, своим сердцем, а не чужим, не притворяться, что любишь то, что другие признают или считают достойным любви. И для того, чтобы достигнуть этого, художнику надо делать то, что делал Валаам, когда пришли к нему послы и он уединился, ожидая бога, чтобы сказать только то, что велит бог; и не делать того, что сделал тот же Валаам, когда, соблазнившись дарами пошел к царю, противно повелению бога, что было ясно даже ослице, на которой он ехал, но не видно было ему, когда корысть и тщеславие ослепили его.
Совершенным произведением искусства будет только то, в котором содержание будет значительно и ново, и выражение его вполне прекрасно, и отношение художника к предмету вполне задушевно и потому вполне правдиво. Такие произведения всегда были и будут редки.
У молодых художников часто преобладает задушевность при ничтожности содержания и более или менее красивой форме, у старых наоборот; у трудолюбивых профессиональных художников преобладает форма и часто отсутствует содержание и задушевность.

В наше время человек, желающий заниматься искусством, не ждет того, чтобы в душе его возникло то важное, новое содержание, которое бы он истинно полюбил, а полюбя облёк бы в соответственную форму, а или по первой теории берет ходячее в данное время и хвалимое умными, по его понятию, людьми содержание и облекает его, как умеет, в художественные формы, или по второй теории избирает тот предмет, на котором он более всего может выказать техническое мастерство, и со старанием и терпением производит то, что он считает произведением искусства. Или, по третьей теории, получив приятное впечатление, берет то, что ему понравилось, предметом произведения, воображая что это будет художественное произведение, что ему это понравилось.
И вот является бесчисленное количество т.н. художественных произведений, которые м.б. исполняемы, как всякая ремесленная работа, без малейшей остановки: ходячие модные мысли всегда есть в обществе, всегда с терпением можно научиться всякому мастерству и всегда всякому чего-нибудь да нравится.

Настоящие художественные произведения, включающие все три условия, нельзя делать по заказу, потому, что состояние души художника, из которого вытекает произведение искусства, есть высшее проявление знания, откровение тайн жизни. И нет другого знания, которое могло бы руководить художником для усвоения себе этого высшего знания.
 Л.Н. Толстой

Повесть ваша совсем слаба. Мысль хорошая, но она не выражена художественно. Не видно, какие силы перемогли для молодого человека удовольствие женитьбы на чистой девушке, не видно всех тех страданий душевных, которые он должен был перенести, женившись на ней. Вообще нехорошо.
 Л.Н. Толстой С.Т. Семенову

В художественном отношении я знаю, что это писание ниже всякой критики: оно произошло двумя приемами, и оба приема не согласные между собой.

[По своей художественной форме «Крейцерова соната» представляет своеобразное сочетание социально-психологической новеллы с публицистическим трактатом.]

И от этого то безобразие, которое вы [Страхов] слышали. Но все-таки оставляю как есть и не жалею. Не от лени, но не могу поправлять, не жалею же оттого, что знаю верно, что то, что там написано, не то что небесполезно, а наверное очень полезно людям и ново отчасти.
 Л.Н. Толстой

Тщеславие, роскошь, поэзия, всё это обворожительно, когда полно энергии молодости, но без молодости и энергии, а с скукой старости, просвечивающей сквозь всё, - гадко…

Искусство говорит: солнце, свет, тепло, жизнь; наука говорит: солнце в 111 раз больше земли.
 Л.Н. Толстой

Я читаю хорошенькие вещицы Чехова. Он любит детей и женщин, но этого мало.
…Читал Чехова. Нехорошо – ничтожно…
…Читал Щедрина. И хорошо, да старо, нового нет.
[Н. Щедрин «Пошехонская старина». Вестник Европы, 1889, № 3]

Доброе есть признак истинного искусства, а также новое, ясное и искреннее.
Л.Н. Толстой



Продолжение следует


Рецензии