Легкое дыхание
Трилогия
Сценарий художественного фильма
Часть I
КРАСНЫЕ ВОРОТА
Титры на черном фоне. ЗК: слышен щебет жаворонка. Титры размываются. Фон становится звездным небом. В ночное небо на форсаже взмывает военный самолет, преодолевает звуковой барьер. Превращается в движущуюся звезду.
Оранжевое пламя облизывает взлетно-посадочную полосу — в небо почти вертикально взлетает еще пара самолетов-перехватчиков. Новая пара выруливает на взлет. Пламя из сопла занимает весь экран.
ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА ПЕРВОЙ ЧАСТИ
Сцена 1. ЭКСТ. ПН. МОСКВА — ВЕЧЕР
Наше время. В ночном Московском небе вспышки новогодних салютов. Радостный смех. Рубиновые звезды Спасской башни. Пушистый снег падает на ветви елей. Город дышит праздником.
Сцена 2 ЭКСТ. КП. МОСКВА — ВЕЧЕР
На огромную ель, украшенную гирляндами огней, смотрит слегка подвыпивший человек средних лет, одетый в летную куртку.
Человек в летной куртке (удивляется как ребенок). Во вымахала, во вымахала! Или это она из кусочков. Из лап всяких. Из веток. Никогда не понимал.
Поскальзывается, падает, хохочет, не вставая, не в силах остановить беспричинный смех.
К смеющемуся на снегу гражданину подходят две совершенно юных девушки.
Девушки. Вам плохо?
Увидав их, гражданин начинает еще больше смеяться, но вставать не собирается.
Человек в летной куртке. Мне очень хорошо.
Девушки (тоже начинают смеяться). Что же вы тогда не встаете.
Человек в летной куртке. Да потому что хорошо. Вот и не встаю. Хотя, конечно, надо (присаживаясь, задумывается).
Девушки помогают ему подняться.
Человек в летной куртке (отряхиваясь от снега). А как вас звать-величать?
Девушки. Ирина и…
Человек в летной куртке. А-а-а! Знаю-знаю… И Марина.
Девушки. А как вы догадались?
Человек в летной куртке. Да это же несложно, потому что я Дед Мороз по имени Иван, а не какой-нибудь Еллупукке. Правда, бороду пока не отрастил (проводя рукой по щетине на лице) как у него. Ну, все девчонки. Пора мне. Спасибо вам. Вы прям как служба 911 и МЧС и что там еще в одном лице?
Девушки (смеются). А подарки будут?
Иван. Будут-будут. Не утащите. Вы главное мальчиков не обижайте. (В шутку) Хотя бы сегодня.
Девушки. Сегодня обещаем не обижать.
Иван. С праздником. Будьте счастливы.
Девушки. И вы тоже будьте.
Иван (машет на прощание рукой, направляется к метро). А я и так. Давно уже…
Сцена 3. ИНТ. МЕТРО — ВЕЧЕР
Иван спускается по ступенькам в метро. Идет по пустому переходу, смотрит вверх на ребра бетонных балок. Видит в переходе пожилую женщину в белом фартуке с молитвенником в руках. Перед ней короб с денежными пожертвованиями на строительство храма. Иван достает из разных карманов какие-то деньги, отдает женщине. Снова роется в карманах.
Женщина. Храни вас Бог.
Иван. Спасибо. А вы могли бы за военных помолиться или как это принято? Я не знаю.
Женщина. Конечно, это можно. Вы имена скажите.
Иван. Да я хотел без имен. За всех.
Женщина. Живых или павших?
Иван. За всех.
Женщина. Вы имя свое впишите. Вот и хорошо. Завтра отслужим поминальный молебен о воинах и молебен Иоанну-воину. Всем храмом и помолимся.
Иван. Спасибо, спасибо!
Женщина. Спаси Бог.
В метро перед турникетом к Ивану подходит на удивление добродушного вида, изрядно откормленный милиционер, отдав, как положено, честь, требует документы.
Милиционер. Что же это вы, гражданин? Нарушаете. Ведете себя. И выпившие вот, Иван Алексеевич Макаров. Как же так?
Иван. Да что ты? Домой еду. К детушкам малым к жене ненаглядной. И адрес помню, и выпил мало, и за контактный рельс хвататься не буду.
Милиционер. А что же вы мне сразу на “ты”? Вы что, знаете, как меня зовут?
Иван. Ха, конечно. Конечно!
Милиционер (всматриваясь в лицо собеседника: может, и вправду знакомый). И как же меня зовут?
Иван (пристально всматриваясь в лицо милиционера). Товарищ старший сержант.
Милиционер. Точно! А откуда узнал?
Иван. А у вас на плечах погоны!
Милиционер. Точно!
Оба смеются.
Сцена 4. ИНТ. МЕТРО — ВЕЧЕР
Из черноты туннеля появляется свет. Иван дремлет в полупустом вагоне.
Голос из динамика. “Охотный ряд”... Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — “Лубянка”.
Поезд исчезает в черноте тоннеля.
Иван закрывает глаза. Мелькают ребра бетонных балок подземного перехода. Иван засыпает.
Сцена 4. ФЛЭШБЭК. ИНТ. МАКРО ПЛАН. ПОД ДАМБОЙ — ДЕНЬ
Деталь: в воде ребристая бетонная плита, заросшая буровато-зеленой тиной и мелким ракушечником. Сквозь воду проникают солнечные лучи. В нише между двумя ребрами остался воздух. На внутренней поверхности бетонной ниши световой рефлекс. Вяло плещется вода. Сверху падают крупные капли.
Шум электрички освещающей черноту тоннеля. Скрип тормозов. Поворот.
Сцена 5. ФЛЭШБЭК. ЭКСТ. ВЫШКА ДЛЯ ПРЫЖКОВ В ВОДУ — ДЕНЬ
Яркое летнее солнце. Бетонная дамба, на краю которой стоит пятиметровая вышка для прыжков в воду. На вышке двое мальчиков — один постарше, другой помладше. Внизу, на дамбе беснуется загорелая пацанва. Крики, смех, улюлюканье.
Пацанва. Ну, прыгайте уже! Заколебали!
Двое мальчиков (между собой). Прыгаем, как договорились.
Сцена 6. ЭКСТ. РАПИД. ПОД ВОДОЙ — ДЕНЬ
Прыжок. Мальчики С КРИКОМ ЛЕТЯТ В ВОДУ, КРЕПКО СХВАТИВ ДРУГ ДРУГА ЗА РУКИ. Всплеск, брызги, пузыри в изумрудной воде. Под водой мальчишка, который постарше, высвобождает свою руку и, углубляясь вниз, подныривает под дамбу. Вслед за ним ныряет второй мальчишка.
Сцена 7. ИНТ. ПОД ДАМБОЙ. — ДЕНЬ
Оба по очереди появляются под дамбой. Из воды торчат две головы. Оба пытаются хихикать. Старший прижимает указательный палец к губам. Сверху падают крупные капли. В нише, сохранившей воздух, лениво плещется вода. На лицах ребят световые рефлексы.
Мальчики (сверху с вышки, кто на четвереньках, кто, взявшись за поручни). Ваня! Витя! Макаровы! Ё-моё! Утонули!
Мальчишки почти одновременно, с разгона бросаются в воду.
Из-под дамбы слышен громкий хохот.
Сцена 8. ФЛЭШБЭК. ИНТ. МЕТРО — ВЕЧЕР
Москва. Метро. Электричка.
Голос из динамика. Станция “Лубянка”... Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — “Чистые пруды”.
Иван улыбается во сне, склонив голову на левое плечо.
Сцена 9. ЭКСТ. ВОЕННЫЙ ГОРОДОК. БАНЯ — ВЕЧЕР
Стрекот цикад.
Деталь: медленно поднимается вверх перископ от артиллеристского буссоля. Он движется со стороны улицы, поднимаясь к подоконнику, после чего еще медленнее заглядывает в окно. Вид сквозь окуляр через перекрестие прицела артиллеристского буссоля — это общественная баня. Женский день. Тазики, мочалки, краны с холодной и горячей водой. В бане — женщины с разнообразными формами, девушки, девочки-подростки и совсем безынтересные для пацанов маленькие девочки.
Перекрестие буссоля алчно выхватывает необходимые места на женских телах. Очень мешает пар. Но увеличение в 6,5 раз способствует обзору. В перекрестие буссоля даже видны лица мальчишек, торчащие из окна напротив. Конечно, это вызывает смех. Тем более что кто-то из взрослых женщин заметил их.
Женщина. Ах, вы ж наглые рожи. Ну что ты хотел там увидеть? На, смотри.
В окуляр буссоля еще какое-то время видны недовольные лица женщин.
Женщины. Кипятком их. Щас-щас, задницы-то поошпариваем.
В оцинкованный таз хлещет крутой кипяток.
Женщина. Да я узнала их. (Женщина, накрывшись простыней, выходит в предбанник, а затем, открыв дверь на улицу, кричит в ночную пустоту.) Завтра же чтобы все как один явились ко мне в буфет! Все! Всех видела! Что б все как один!
В ответ — короткий шорох кустов и стрекот цикад.
Сцена 10. ЭКСТ. ИНТ. ВОЕННЫЙ ГОРОДОК КАФЕ — УТРО
Утро. Маленькое кафе под названием “Ветерок”. Приближаясь к кафе, ожесточенно спорят пацаны.
Мальчишки (по очереди). Макаровы, вы тоже должны идти.
Мальчишки. Ну и что, что она вас не видела? Она говорила, что всех видела.
Макаровы. Да как же она нас могла увидеть, если у нас перископ?
Мальчишки. Все равно все должны отвечать. Все там были.
Мальчики, меняя очередность в зависимости от одолевшего их страха, клубком приближаются к “Ветерку”.
Входят, опустив головы, изображая крайнюю вину, хуже которой и быть не может. Выстраиваются как пионеры на торжественной линейке.
Мальчишки. Татьяна Анатольевна, это мы.
Буфетчица (с напускной строгостью). Вижу, не слепая.
Мальчишки (мямлят). Мы это… В общем… Простите нас, пожалуйста, потому что больше не будем.
Буфетчица. Не будем. И не стыдно? Вы кем растете? Ведь были же там все как один. На Макаровых ничего не могу сказать — приличные мальчики. А вы что забыли в женской бане? Что, сообщить родителям? А потом в школу?
У некоторых мальчиков появляются почти настоящие слезы раскаянья.
Мальчишки (почти клянутся). Мы честно… Обязуемся больше никогда не смотреть на голых женщин.
Буфетчица (отвернувшись спиной к ним, может быть, утирает свои слезы). Ладно (поворачивается к мальчикам лицом), хулиганье, не скажу. Только что б мне это в последний раз. Книжки лучше хорошие читайте, про любовь или про войну хотя бы.
Сцена 11. ФЛЭШБЭК. ИНТ. МЕТРО — ВЕЧЕР
Скрип тормозов электропоезда. Перрон. В пустом вагоне спит Иван.
Голос из динамика. Станция “Чистые пруды”... Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — “Красные ворота”.
Сцена 12. ФЛЭШБЭК. ЭКСТ. ПН. СТАДИОН — ДЕНЬ
Жара. Солончаки. Потрескавшаяся земля. Бетонные плиты взлетной полосы, по бетону ветерком то назад, то вперед гонит куст перекати-поле.
Маленькая истоптанная футбольная площадка с проплешинами полыни. Ворота без сеток, сваренные из труб покрашенных в белую краску, внизу для устойчивости приварены куски рельс. Мальчишки суетятся перед началом игры. Почти над их головами проносятся два сверхзвуковых военных истребителя. Никто на них не обращает внимания.
Мальчишки. Опять Макаровы в одной команде! Так не честно. Давайте выбрасывать монету. Орел — остаются вместе, решка — расходятся!
Витя Макаров. Хорошо. Только я сам тогда выбрасываю монету.
Высоко вверх летит медный пятак. Падает в пыль — решка.
Мальчишки. А! Хотел смухлевать? Давай в нашу команду — так будет по-честному. Играем шесть на шесть. Чур — не подыгрывать.
Витя Макаров. Хорошо. Идет. Тогда я на ворота.
Начинается ожесточенная игра, мало похожая на футбол. Правила рождаются во время игры. Пылюка над полем. Полуспущенный мяч.
Судья — пацаненок ПО КЛИЧКЕ ОКУРОК, потому что он меньше всех ростом.
Сцена 13. ЭКСТ. СТАДИОН — ДЕНЬ
Окурок (кричит вместо “out side”). Апсальт! Апсальт!
Его мало кто слушает. Окурок продолжает орать, ожесточенно вытирая рукавом сопли. Каждый что-то кричит и каждый думает, что мяч должен быть именно у него.
Сцена 14. ЭКСТ. СТАДИОН — ДЕНЬ
Витя Макаров иногда забывает, что он вратарь, добегает до середины поля, оттуда забивает гол и, вернувшись к воротам, раскачивается на верхней штанге как на турнике. Команда противника явно выдохлась. Все тяжело дышат. Плюют в пыль и кричат, что “так не честно”. В ответ, естественно, слышат “салабоны”.
Сцена 15. ЭКСТ. СТАДИОН — ДЕНЬ
Витя Макаров, заскучав у своих ворот, снова повисает на верхней штанге. Ворота раскачиваются. Из-за нагрузки от нижней трубы отламывается плохо приваренный рельс. После очередного раскачивания ворота теряют равновесие. Витины руки срываются со штанги, он падает ничком в пыль и сверху получает жестокий удар в затылок.
Кровь моментально растекается по земле, смешиваясь с пылью, тут же чернеет.
Сцена 16. ЭКСТ. СТАДИОН — ДЕНЬ
Ребята так увлечены игрой у противоположенных ворот, что ничего этого не видят. Наконец, после грамотной распасовки, кто-то из мальчиков передает мяч Ване Макарову. Он вырывается вперед и вдруг видит опрокинутые ворота противника и брата лежащего в пыли. Ваня застывает на месте. Боясь сделать лишнее какое-нибудь неправильное движение, ПОВОРАЧИВАЕТСЯ ЛИЦОМ К МАЛЬЧИШКАМ.
Мальчишки. Пасуй, блин!.. Мы их отымеем!.. Ну, ты че?.. Ты, что?!.
Мальчики видят пыль над упавшими воротами. Смотрят на Ваню.
Мальчишки (в недоумении). Во влетит от матери.
Ребята видят, как Витя переворачивается и поджимает ноги. Бросаются к нему.
Ваня подходит последним.
Витя Макаров еще дышит, но черное пятно вокруг головы становилось все больше.
Витя что-то хотел сказать, посмотрев на брата, что-то очень важное, но вместо этого прохрипел, изо рта пошла кровь. Его глаза остановились.
Кровь на воротах.
Над головами мальчиков с грохотом проносится пара сверхзвуковых истребителей, заглушив все происходящее.
Ваня. Не-е-е-т! Нет! Придурки! Все придурки!
Скрип тормозов электропоезда.
Сцена 17. ЭКСТ. ИНТ. ВЫШКА ДЛЯ ПРЫЖКОВ ВОДУ. ДАМБА ПОД ВОДОЙ — ДЕНЬ
Ваня Макаров убегает к вышке. За ним, опомнившись от шока, бегут ребята.
Ваня бросается в воду. Подныривает под дамбу. В нише, где сохранился воздух, лениво поплескивает вода.
МАКРОПЛАН: Сверху падают крупные капли.
Высоко в зените белое степное солнце.
Сцена 18. ЭКСТ. КАНАЛ — ДЕНЬ
Пацаны, словно повзрослевшие, стоят на дамбе, стесняясь посмотреть друг другу в глаза. По глади Волго-Донского канала пробегает рябь.
Вода то плачет, то всхлипывает голосом Вани Макарова:
ЗК: Не надо так! Так не честно. Пожалуйста, не надо так.
Сцена 19. ЭКСТ. ШЛЮЗ — ДЕНЬ
Один из шлюзов Волго-Донского канала. Бурлит и с шумом падает вода. Работают насосы.
Внутри шлюза стоит дизельная подводная лодка с зачехленной рубкой.
Выравнивается уровень воды. Открываются массивные ворота.
Лодка медленно выходит из шлюза. По надстройке деловито прохаживаются моряки в синей промасленной робе.
Лодка, выйдя из шлюза, дает оглушительный сигнал.
Звук приближающегося электропоезда. Скрип тормозов.
Сцена 20 ФЛЭШБЭК. ИНТ. МЕТРО — НОЧЬ
Голос из динамика. Станция “Красные ворота”... Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — “Комсомольская”.
Сцена 21. ФЛЭШБЭК. ЭКСТ. ЗИМА. ПН. — НОЧЬ
Зима. Морозная звездная ночь.
Очертания вышки. ВОДА В КАНАЛЕ ПОЧТИ ВСЯ СПУЩЕНА, ПОЭТОМУ ВИДНЫ ОПОРЫ И СВАИ БЕТОННОЙ ДАМБЫ. Смерзшийся ракушечник. Мерзлая тина.
На льду лежит Ваня Макаров и его друг Женька. Они мечтательно смотрят в небо, заложив руки за головы, и болтают.
Женька (указывая на хвост кометы). Это Когоутек. Представляешь, она сюда вернется через 75 тысяч лет. Тогда уже не будет ни тебя, ни меня. Даже вышки не будет, наверное. Вот чудеса. И как это нас не будет? Если что-то существует, то это навсегда.
Ваня (смотря на звезды). А мне уже столько же лет, сколько моему брату. А я думал, что всегда буду его младше.
Женька (повернувшись к Ване лицом). Он летчиком хотел стать. А ты летчиком не хочешь?
Ваня (продолжая смотреть в небо). Не-а, разбиваются они часто. Да и вообще не хочу.
Женька. А кем хочешь?
Ваня. Не знаю. Просто человеком.
Сцена 22. ФЛЭШБЭК. ИНТ. МЕТРО — НОЧЬ
Голос из динамика. “Улица Подбельского”. Конечная.
К Ивану подходит работница метро. Трясет за плечо.
Работница метро. Эй, человек! Да проснись же!
Ваня (просыпаясь). Мне дальше надо. Дальше.
Работница метро. Тупик дальше. И милиция хороводы водит.
Ваня (открыв глаза). Тогда назад… О! Снегурочка!
Работница метро. Давай-давай, Дед Мороз, выгребайся отсюда. А то точно Новый год со мной проведешь под землей.
Ваня. Нет, мне же под елку надо, то есть на елку. В общем, домой. Подарки обещал.
Сцена 23. ЭКСТ. ПН. МОСКВА. НОВЫЙ ГОД — ПОЛНОЧЬ
Бой курантов на Спасской башне. Салют.
Часть II
ТИТРЫ
ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА ВТОРОЙ ЧАСТИ
ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ
Сцена 24. ЭКСТ. ПН. КАЗАХСТАН. ВЕСНА — ДЕНБ
Казахстан. Ранняя весна в степи, алые маки, ковыль, солончаки.
Высоко в небе повис жаворонок. Воздух дрожит.
В небо, извиваясь, уходит инверсионный след от ракеты.
Сцена 25 ЭКСТ. СТЕПЬ — ДЕНЬ
Кочевые пастухи, что-то говорят по-казахски, показывают пальцами вверх, похоже, что говорят о военных. Ленивое стадо овец блеет на разные голоса, как и тысячу лет назад.
Сцена 26. ЭКСТ. КП. ПН.САМОЛЕТНАЯ СВАЛКА — ДЕНЬ
ДЕТАЛЬ: На дюралюминие, кто-то скребет штык-ножом: “ДМБ-57”.
Самолетная свалка. Фюзеляжи, крылья и хвосты с истертыми красными звездочками, турбины, шасси, какие-то трубки, провода словно бы самолету вспороли брюхо.
Свалку охраняет маленький солдатик с карабином. Он то ли узбек, то ли казах. Солдатик смотрит на инверсионный след и то ли щурится, то ли улыбается.
Суслик на задних лапках настороженно осматривает степь и вдруг начинает верещать.
Локаторы сканируют пустое бездонное небо.
Сцена 27. ИНТ. КП. ПН. КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНОЙ ПУНКТ — УТРО
КПП. Майор с повязкой дежурного сидит над пепельницей, в которой гора окурков, безразлично смотрит на дорогу, ЗМЕЕЙ уползающую, куда-то в степь. БРОНЗОВОЕ, ОБВЕТРЕННОЕ ЛИЦО МАЙОРА УЖЕ ИЗЪЕДЕНО МОРЩИНАМИ.
Сцена 28. ИНТ. ЭКСТ. КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНОЙ ПУНКТ — УТРО
Где-то почти на горизонте появляется движущийся клуб пыли. Офицер докладывает в штаб полка о прибывшем пополнении. Стучит папиросой по пачке “Казбека” и, поправив портупею, выходит на проходную. Смотрит на пыль — выпускает дым. Трудно определить его национальность — ОН СТАЛ ПОХОЖ ПРОСТО НА СТЕПНОГО ЧЕЛОВЕКА.
Сцена 29. ЭКСТ. КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНОЙ ПУНКТ — УТРО
Дневальный солдат в выцветшей гимнастерке открывает покрашенные серебрянкой ворота со звездами.
В военный городок въезжает автобус с молодыми летчиками — лейтенанты только что из летного училища. Они как с иголочки — в новой парадной форме, с чемоданчиками. ИХ БЕЛЫЕ НЕЗАГОРЕЛЫЕ ЛИЦА удивлены и немного наивны. Молодые летчики пытаются держать себя с напускной серьезностью, но все равно, как мальчишки, глазеют по сторонам; возбужденно переговариваются, натянуто шутят.
Сцена 30. ЭКСТ. ВОЕННЫЙ ГОРОДОК — УТРО
Городок на удивление заасфальтирован, бордюры и тополя побелены. Плакаты, с нарисованными на них мужественными воинами, гласят: “Воин ПВО! Тебе доверены воздушные рубежи нашей Родины!”, “СССР — оплот Мира!”, “Крепи содружество войск!”, и т.п.
Сцена 31. ЭКСТ. ДОМ ОТДЫХА ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА — УТРО
В городке даже есть ДООС (дом отдыха офицерского состава), где проводят торжественные мероприятия, танцы, смотрят кино или выставляют цинковые гробы с погибшими летчиками перед отправкой на родину. Сегодня именно такой день: из ДООСа солдаты в парадной форме выносят гроб отороченный красной тканью.
Сцена 32. ЭКСТ. ПН-360 ФОНТАН — УТРО
В центре небольшого скверика среди подстриженных кустов и нескольких скамеек — настоящий работающий фонтан, посреди небольшого, круглого бассейна с живыми рыбками, в чаше находится ТРЕСНУТЫЙ ЗЕМНОЙ ШАР С КОНТИНЕНТАМИ, ОБОЗНАЧЕННЫМИ МАСЛЯНОЙ КРАСКОЙ, И НА НИХ ИЗ ТРУБКИ ТЕЧЕТ ВОДА.
Сцена 33. ЭКСТ. ПН. ГОСТИНИЦА — УТРО
Автобусик с лейтенантами останавливается на окраине городка около более чем скромной одноэтажной гостиницы, заросшей полынью. С этой стороны городок никак не огражден — кругом степь.
Сцена 34. ЭКСТ. ОКРАИНА ВОЕННОГО ГОРОДКА — ДЕНЬ
Вдали виднеются аэродромные постройки. Слышен звук работающих двигателей.
Рядом с гостиницей стоит ВЕРБЛЮД.
Казахские и русские дети вперемешку.
Жены офицеров торгуются с казашками. Покупают у них молоко, сыр, отдают им какие-то тряпки, о чем-то спорят на разных языках.
Одна из казашек отходит от толпы, тут же задирает подол на голову и мочится.
Сцена 35. ИНТ. КОМАНДНЫЙ ПУНКТ — ВЕЧЕР
КП (командный пункт) управления полетами. КОМАНДУЮЩИЙ (видавший виды полковник) дает приказание завершить полеты. Вечереет.
Сцена 36. ЭКСТ. АЭРОДРОМ — ВЕЧЕР
Летчики прямо на взлетной полосе обсуждают прошедший день (мы видим их силуэты на фоне заката), руками изображают самолеты и их извилистое движение. Руками чертят какие-то фигуры. Кружатся в понятном только им танце. Звон цикад.
Сцена 37. ЭКСТ. АЭРОДРОМ — УТРО
Взлетная полоса. ЗАМПОЛИТ ПОЛКА объясняет молодым лейтенантам, сколь сложная и почетная задача стоит перед ними, но рев самолетов заглушает его речь, от которой доносятся только обрывки фраз и отдельные слова: “Боевая готовность...”, “Родина!..”, “аварийность...”, “их не вернешь...”, “наш дважды краснознаменный полк!..”, “потенциальный противник!..”
Замполит полка (заканчивая выступление). И никому не советую сомневаться, что командир полка полковник МАКАРОВ исключительно строгий, но справедливый человек.
Сцена 38 ЭКСТ. ПН. КП. СТЕПЬ — УТРО
Суслик словно прислушивается к речи замполита, и, словно в ответ, свистит и убегает в норку.
Сцена 39. ЭКСТ. КП. ПН. САМОЛЕТНАЯ СВАЛКА — УТРО
Азиатский солдатик щурится, глядя на ЗАКРУЧИВАЮЩИЙСЯ в небо след от ракеты.
Сцена 40. ЭКСТ. ОКРАИНА ВОЕННОГО ГОРОДКА — УТРО
Жены офицеров о чем-то громко говорят с казашками. Одна из казашек кормит ребенка грудью. Она активно жестикулирует, показывая свободной рукой на НОВЫЙ СЛЕД ОТ РАКЕТЫ и на свою грудь.
Русская женщина. Это не наши.
Вторая русская. Да, наши сами не знают, что охраняют! Поехали недавно в степь на охоту, а их арестовали. Тоже военные... Особисты. Джейранов не забрали. Только наших обратно отправили.
Сцена 41. ИНТ. КП. КАБИНА САМОЛЕТА — УТРО
Лицо молодого лейтенанта в кислородной маске.
Самолет выруливает на взлет. Взмывает в воздух.
Сцена 42 ИНТ. КОМАНДНЫЙ ПУНКТ — УТРО
Начальник управления полетами отдает приказ летчику набрать высоту.
Сцена 43. ИНТ. ЗК. РАДИОЛАКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ — УТРО
На индикаторе на станции РЛС (радиолокационная система) движется белая точка. Слышен спокойный ответ пилота.
Молодой пилот. Я 425 — высота 1500. Вас понял. Есть полста вправо.
Начальник управления полетами отдает распоряжение летчику набрать высоту и действовать согласно заданию в режиме радиомолчания.
Самолет поднимается над облачностью. Внизу застыли барашки облаков, над ними — похожее на магниевую вспышку солнце.
Сцена 44. ИНТ. ЗК. — УТРО
Неожиданно для “земли” пилот прерывает режим радиомолчания. Мы слышим его взволнованный голос.
Молодой пилот. Я, 425-й. Я борт 425! Передо мною змея!
Сцена 45. ИНТ. КОМАНДНЫЙ ПУНКТ — УТРО
С КП просят повторить доклад. Летчик, заикаясь, говорит то же самое.
Начальник управления полетами приказывает снижаться и заходить на посадку.
Сцена 46. ЭКСТ. АЭРОДРОМ — УТРО
Наземные службы приводятся в готовность № 1. К взлетной полосе едут пожарные машины, “скорая помощь”, суетятся солдаты, техники.
Сцена 47. ЭКСТ. САМОЛЕТ — УТРО
Самолет с креном на левое крыло заходит на посадку. Однако приземляется удачно, его лишь слегка разворачивает. К самолету бегут пожарники, врачи. Техники открывают “колпак”, помогают пилоту выбраться из кабины.
Молодой пилот. Она уползла! Уползла!..
Сцена 48. ИНТ. ЭКСТ. САМОЛЕТ — УТРО
Техники тщательно осматривают кабину, укоризненно посматривая на лейтенанта. Докладывают начальнику полетов, что ничего не нашли. Пилот в растерянности, в отчаянии. Врачи настойчиво, но корректно провожают лейтенанта в машину “скорой помощи”.
Сцена 49. ИНТ. ЭКСТ. ПН. КОМАНДНЫЙ ПУНКТ — ДЕНЬ
Командир принимает решение — проверить машину в воздухе с опытным пилотом.
Самолет взмывает в небо.
Набирает высоту.
Прорывает облачность.
Опытный пилот. Я 425-й. Без замечаний. Набираю пять тысяч.
ЗК: Вас понял: “Пять тысяч”, “без замечаний”.
Пилот плавно ведет штурвал на себя.
КП: Приборный щиток. Из-за щитка появляется голова змеи.
Змея медленно выползает, прижимаясь к панели.
Пилот так же медленно, как будто во сне подносит руку к шее, поправляет ларингофон и нажимает тангенту.
Опытный пилот. Я 425-й. Гюрза на приборном щитке. Разрешите посадку.
Сцена 50. ЭКСТ. ПН. КП. СТЕПЬ — ДЕНЬ
Упоительно свистит суслик, но мы вместо его свиста слышим гул самолетных турбин.
Сцена 51. ЭКСТ. ИНТ. АЭРОДРОМ — ДЕНЬ
Техники с опаской разбирают приборный щиток, снимают пилотское кресло и т. д. — змеи нет.
Командир полка, в раздражении плюет на бетон взлетной полосы. Приказывает срочно подготовить машину к взлету.
Сцена 52. ЭКСТ. ПН. САМОЛЕТ В НЕБЕ — ДЕНЬ
Самолет набирает высоту.
КП: Змея выползает из-за приборного щитка.
Командир полка добирает высоту. Приборы показывают 5500 метров.
Гюрза падает к пилоту на колени, обвивает руку и по ней подползает к его лицу.
Тыкается носом в кислородную маску. Снова и снова. У пилота бешено колотится сердце.
Одной рукой он держит штурвал, другой берется за кислородную маску и несколько отстраняет обтюратор от лица.
Змея обвивает шею пилота и прижимается к его щеке. Пот струится по его лицу. Ему кажется, что он слышит дыхание змеи и стук ее сердца. Самолет идет на снижение.
Сцена 53. ФЛЭШБЭК. ЭКСТ. СТЕПЬ — ДЕНЬ
Словно облака перед летчиком мелькают воспоминания: Он, жена и ребенок гуляют по степи.
Ребенок копошится в траве.
Жена собирает маки.
Супруги занимаются любовью.
Ребенок тем временем играет со змеею: берет ее за хвост, за голову, смеется над новой игрушкой. Змея его почему-то не жалит.
Отец выхватывает змею из рук ребенка и убивает.
Ребенок плачет навзрыд.
Мы видим разодранное, еще трепещущее тело змеи. Маленькое дрожащее сердечко. (Изображение воспоминаний черно-белое или соляризация. Цветные только маки и змея.)
Сцена 53. ИНТ. КОМАНДНЫЙ ПУНКТ — ВЕЧЕР
Командир полка в летном костюме. Он взволнованно звонит домой.
Командир полка. Что с ВАНЬКОЙ? Все в порядке?! Правда, все в порядке?! А ВИТЬКА? Гуляет?
Жена. Да, правда-правда! Все в порядке.
Командир полка. А ты?!
Жена. Да что с тобой сегодня? Опять полеты до утра?
Командир полка. Я люблю тебя!
Жена. С ума сошел. (Потеплевшим голосом.) А я молока купила и сыра у казахов...
Командир полка. Отлично!
Сцена 54. ИНТ. КОМАНДНЫЙ ПУНКТ — ВЕЧЕР
Офицеры в недоумении.
Техник стоит вытянувшись по стойке смирно.
Командир полка кидает телефонную трубку. С напускной строгостью осматривает подчиненных. Обращается к технику.
Командир полка. Разобрать до винтика! Змею переселить в степь. И вот что: главное не раздавить ее яйца. Иначе своими поплатишься. Выполняй.
Техник. Есть!
Сцена 55. ЭКСТ. ПН. — НОЧЬ
В ночное небо на форсаже взмывает военный самолет. Слышен хлопок, похожий на взрыв.
Самолет превращается в движущуюся звезду.
Звездное небо отражается в воде.
По воде пробегает рябь.
Тишина.
Часть III
ТИТРЫ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ
ЧЕРНАЯ ТРУБА
Сцена 56. ЭКСТ. ИНТ. ПН. ЛЕНИНГРАД — УТРО
Ленинград, конец 70-х — начало 80-х годов.
Васильевский остров. Большой проспект, УКОПП им.С.М.Кирова. Раннее утро.
Вид из окон отряда подводного плавания на судоверфь, Исаакиевский собор. Опустевший плац отряда.
Каре темных окон внутреннего двора.
Старая кладка стен, темно-красный кирпич.
Ротное помещение, спящие курсанты. В предутреннем свете молодые лица похожи друг на друга, словно это один и тот же человек.
На стенах лестничной клетки Дома культуры висят фотографии подводных лодок различных проектов. Застывшее море, замершая лодка...
Сцена 57. ЭКСТ. БОЛЬШОЙ ПРОСПЕКТ — УТРО
По Большому проспекту со стороны набережной идут с гулянки подвыпившие девушки. Они громко смеются, о чем-то беззаботно болтают, обсуждают каких-то своих кавалеров. Девочки заглядывают через дверные стекла парадного входа вовнутрь.
Сцена 58. ИНТ. УКОПП им. КИРОВА — УТРО
На посту №1 у знамени, закрытом в прозрачное оргстекло, на небольшом пьедестале, огражденном со всех четырех сторон массивной цепью, стоит по стойке смирно молодой моряк с автоматом.
В дежурном помещении за стеклянной дверью спит капитан 3-го ранга. Раздается храп, который слышен даже на улице.
Девушка. Эй, матросик, пошли с нами. Пошли гулять!
Девочки стучат кулачками в стекло, машут руками: “Да пошли же!”
Моряк снимает с плеча автомат, указывает на него, указывает на знамя: “Что тут поделаешь?” Однако морячок перебирается через ограждение и, скрипя парадными ботинками по белому мраморному полу, проходит мимо спящего офицера.
Девушки и морячок общаются через стекло.
Девушка. Какой он чудной.
Вторая девушка. И красивый.
Обе смеются.
Моряк. (Прижимает указательный палец к губам.) Дежурный проснется.
ЗК: Слышатся чеканные шаги смены караула.
Моряк. Вы тоже!
Девушки. Что “тоже”?
Моряк. Красивые очень. А как звать?
Девушки. Что? А-а... Ирина и Марина.
Моряк. Как?
Девушки пишут помадой на стекле свои имена.
Моряк. Правда? Ирина и Марина?
Девушки. Мы придем еще. В Дом культуры придем. Как звать?
Моряк. А?
Девушки. Звать как тебя!
Моряк. А… ВАНЯ МАКАРОВ. Радиотелеграфист…(С сожалением пытается перевести разговор на шутку.) Ну, девчонки, пора мне. Родину защищать. Знамя, не дай бог, враги утащат. И меня к стенке припрут… с той стороны здания.
Девушки подставляют свои мордашки к стеклу. Моряк целует их в щеки и губы.
Сцена. 59. ИНТ.УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ — УТРО
УТС (учебно-тренировочная станция). Барокамера, переоборудованная в отсек подводной лодки. Внутри находятся моряки-курсанты и пожилой мичман с обожженным лицом. На моряках синяя рабочая роба, которую подводники используют для повседневной носки на берегу. У каждого курсанта на груди свой номер.
Мичман. Мы поднимем давление до шести атмосфер. Вы не должны боятся этого. Нас задраят снаружи. Вы этого тоже не должны бояться. За нами будут наблюдать в иллюминатор. Здесь достаточно освещения и воздуха. Еще раз спрашиваю: все ли готовы?
Моряки. (Курсантов около десяти человек. Среди них мы видим ИВАНА МАКАРОВА, который стоял на посту №1) Готовы. Так точно, готовы...
Мичман. У нас есть связь. За нами постоянно будут наблюдать снаружи. Приступаем! Я повышаю давление на половину атмосферы, что соответствует глубине 5 метров. Вы можете смотреть за показаниями нашего “глубиномера”. Не забывайте продуваться.
В смотровое стекло заглядывает офицер.
Мичман. Давление одна атмосфера ¬— это соответствует 10 метрам глубины. Продолжаем погружаться.
МАКРОПЛАН: Стрелка глубиномера на отметке 2,5Атм.
Лица моряков покрываются потом. Некоторые из моряков-курсантов тревожно озираются.
Несколько КП: Встревоженные лица моряков.
Кто-то из них смотрит в глаза офицера, который снаружи, кто-то на входной люк. Некоторые ведут себя спокойно, угрюмо поглядывая на мичмана.
Мичман. Не забываем продуваться. Глубина 35 метров. Продуваемся. Зажимаем нос руками и резко выдыхаем воздух, плотно закрыв рот и сжав губы. Глубина 40 метров.
МАКРОПЛАН: Стрелка глубиномера на отметке 5 Атм.
Мичман. Давление — пять и пять атмосферы. Глубина 55 метров. Для тех, кто не пройдет это упражнение, уготована служба на берегу — по-другому не бывает. Будете служить в Линаахамари или в Гремихе на береговой базе вместе с чурками. Будете стоять на лютом морозе. Автомат будет примерзать к рукам. Продуваться. Продуваться! Глубина 57 метров. Надо справиться с задачей, моряки.
У нескольких курсантов течет кровь из носа и ушей. Кровь на робе, кровь на тельняшках.
Мичман. Глубина шестьдесят метров. Давление шесть атмосфер.
Сцена 60. ЭКСТ. ПН. ЛЕНИНГРАД — УТРО
Над Ленинградом разносится песня Аллы Пугачевой: “Лето, ах лето, лето звонкое, громче пой. Лето, ах лето, лето звездное, будь со мной…” Раннее утро. Вид из окна учебного отряда на Исаакиевский собор, судоверфь. Щебечут птицы, зацвела сирень.
Сцена 61. ИНТ. РОТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ — УТРО
Дневальный смотрит на часы. 5 часов 45 минут. Моряки-курсанты спят последние минуты.
Заместитель командира по политической части, капитан-лейтенант НЕЧАЕВ в спортивном уголке роты делает жим штанги с груди. Старшина роты КОНДРАШОВ подстраховывает его. Оба по пояс раздеты. Оба культуристы с крайне развитыми, разогретыми торсами.
Гриф штанги гнется от нагрузки. Замполит с криком и надрывом выжимает ее. Ротный дает счет. На последнем жиме старшина помогает замполиту снять штангу с груди.
Капитан-лейтенант, восстановив дыхание, подвешивает к поясу гирю 32 кг. Отжимается на брусьях.
От каждого жима брусья выгибаются дугой.
Нечаев (отжимаясь). Во-семь, девять, де-сять…
Кондрашов. (Стоит рядом.) Одиннадцать, двенадцать!
Сцена 62. ИНТ. РОТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ — УТРО
Звучит Гимн Советского Союза.
Дневальный. Рота-а-а! Подьем! На средней палубе построится! Форма одежды: кальсоны, гады, то есть ботинки!
Сцена 63. ИНТ. РОТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ — УТРО
Моряки-курсанты с топотом, толкая друг друга, выстраиваются рядом со своими койками. На некоторых надеты кальсоны наизнанку, некоторым они не по размеру.
Кондрашев (докладывает Нечаеву). Товарищ капитан-лейтенант, рота по вашему приказанию…
Сцена 64. ИНТ. РОТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ — УТРО
Неожиданно на правом фланге один из моряков-курсантов падает в обморок. Почти одновременно на левом фланге еще один моряк теряет сознание, но его подхватывают рядом стоящие товарищи.
Кондрашов (покосившись на строй). Дистрофики, ****ь… Товарищ капитан-лейтенант! Рота построена.
Нечаев в тельняшке, с белым полотенцем на плече прохаживается вдоль строя.
Нечаев. Курсанты Дважды краснознаменной балтийской флотилии! Внешность моряка всегда ассоциировалась с прекрасным здоровьем с отличной флотской выправкой и высокими моральными качествами. Грудь моряка туго обтягивает тельняшка. У него крепкие руки, развитые плечи. (Замполит критически осматривает строй.) Моряк крепко стоит на ногах. Сила вашего будущего экипажа в крепкой флотской спайке и взаимопомощи в самой критической ситуации. Кондрашов!
Кондрашов. Я, товарищ капитан-лейтенант!
Нечаев. Сегодня же (потирая руки), собрать с роты деньги на приобретение новой штанги. И еще на два блина по 25 килограммов. И быть готовыми к общефлотской проверке. Приготовиться к приборке, завтраку, тренировке на УТС. Разойтись.
Сцена 65. ИНТ. ЛЕНИНСКАЯ КОМНАТА — УТРО
Ленинская комната. Редколлегия занимается подготовкой наглядной агитации.
Один из моряков поет и играет на гитаре.
Зачем нам жены, зачем нам дети?
Земные радости не для нас.
Один лишь раз мы живем на свете.
Глоток нам воздуха и приказ.
Сцена 66. ИНТ. ЛЕНИНСКАЯ КОМНАТА — УТРО
В Ленинскую комнату бодро заходит замполит. Он в хорошем расположении духа. Просит, чтобы все продолжали заниматься своими делами. Моряк продолжает петь.
В одну одежду мы все одеты
И здесь не сняться нам даже сны
Мы обтекаемы как ракеты
И как торпеды устремлены.
Сцена 67. ИНТ. ЛЕНИНСКАЯ КОМНАТА — УТРО
К замполиту подходит моряк, которого мы видели на посту №1, а затем в барокамере — это ИВАН МАКАРОВ. В руках у него тряпка и портрет Л.И.Брежнева, выполненный в графике.
Моряк. Товарищ капитан-лейтенант, разрешите обратиться. Боевой номер 4-44-31.
Нечаев. Обращайтесь.
Моряк. Разрешите… пририсовать орден к портрету в связи с сегодняшним награждением Леонида Ильича…В связи с проверкой…Новые-то портреты повесить не успеем.
Нечаев. Что-что? (Подходит Кондрашов.) А ведь это идея! Похоже будет?
Моряк. Так точно. Твердым карандашом сделаю. Даже с близи не отличите.
Кондрашов. Дело говорит.
Нечаев. Выполняйте. Стой! Как фамилия?
Моряк. Макаров Иван.
Нечаев (всплеснув руками от неожиданности). Ну ты видишь, Кондрашов. Как морская фамилия — так и моряк настоящий. После тренировки подойдешь ко мне за увольнительной. Девушка-то есть в городе?
Макаров Так точно. Есть.
Нечаев. Как звать-величать?
Макаров Марина-Ирина.
Нечаев (в некотором замешательстве). Справишься?
Макаров. Так точно. Твердым карандашом.
Нечаев (посмотрев на Кондрашова). Выполняйте.
Сцена 68. ИНТ. РОТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ — УТРО
Замполит и старшина выходят из Ленинской комнаты. Идут по ротному помещению. Над спортивным уголком еще один портрет Л.И.Брежнева.
Нечаев (взяв Кондрашова за плечо, доверительно спрашивает). Думаешь, справится?
Кондрашов. Этот?! Этот справится… Твердым карандашом.
Сцена 69. ИНТ. РОТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ — УТРО
Дневальный. Закончить приборку! Построится на средней палубе! Форма одежды: рабочая роба, ботинки, то есть гады.
Курсанты засуетились, выстраиваясь посреди ротного помещения.
Сцена 70. ИНТ. РОТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ — УТРО
Нечаев (Кондрашову). Достойную смену растим, товарищ старшина.
Сцена 71. ИНТ. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ — УТРО
На самом деле УТС — это бывшее здание православного собора, поэтому здесь своеобразная акустика, присущая культовым заведениям, — голоса и звуки усиливаются и резонируют.
Группа моряков-курсантов в количестве пяти человек одета в оранжевые спасательные гидрокомбинезоны (СГП-67). У каждого на груди индивидуальный дыхательный аппарат (ИДА-59) с тремя баллонами. Маски пока не надеты, поэтому среди моряков мы можем увидеть МАКАРОВА, а также лица его товарищей по роте.
Сцена 72. ИНТ. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ — УТРО
В УТС также находятся несколько мичманов, офицеры. Моряки второй группы заполняют баллоны. Слышны команды, шипение сжатого воздуха.
Сцена 73. ИНТ. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ — УТРО
Двое моряков в легководолазном снаряжении погружаются в воду. Идут пузыри. Дорожка по воде. Группа курсантов заходит в барокамеру. За ними задраивают люк.
Сцена 74. ИНТ. КП. ТАПРЕДНЫЙ АППАРАТ — УТРО.
Открытая задняя крышка торпедного аппарата, из которого едва-едва сочиться вода на кафельный пол УТС и утекает в шпигат. Посередине тренировочного зала находится труба еще одного торпедного аппарата. Именно труба — она без всевозможных технических приспособлений для пуска торпеды или для шлюзования личного состава.
Сцена. 75. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — УТРО
Мичман-инструктор с обожженным лицом. (Далее — мичман-инструктор.) Таким образом, вы видите, что здесь нет ни задней, ни передней крышки. Ваша задача — включиться в дыхательный аппарат и проползти это расстояние от начала до конца. Это все. Это все! Вопросы есть? Вопросов нет. К выполнению учебной задачи приступить.
Сцена 76. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — УТРО
Первый курсант подходит к ТА (торпедному аппарату). Надевает маску, открывает баллоны и, с трудом забравшись вовнутрь, начинает двигаться к свету.
Мичман обходит ТА и кричит в трубу, а затем обращается к остальным морякам.
Мичман-инструктор. Где сигналы? Для чего у тебя в правой руке бронзовое кольцо, придурок!
Повторяю для всех: один удар — “начал движение по аппарату”, два удара — “самочувствие нормальное”, три — “достиг своего места положения”. При этом левой рукой, левой, взяться за левую пятку впереди находящегося моряка… Беспрерывные быстрые удары бронзовым кольцом по внутренней стенке торпедного аппарата обозначают то, что кому-то из вас плохо: вы теряете сознание, у вас останавливается сердце или, что бывает крайне редко, отказал дыхательный аппарат!
Сцена 77. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — УТРО
Из ТА выбирается первый курсант. Он переключается на дыхание воздухом, закрывает баллоны и снимает маску. У курсанта раскрасневшееся лицо, сбившиеся мокрые волосы, но он доволен тем, что справился с поставленной задачей.
Мичман-инструктор. Молодец. Подавать сигналы не забывай.
Сцена 78. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — УТРО
Из ТА выбирается второй курсант, третий. Они в точности повторяют все движения, которым их обучали. Тяжело дыша, снимают маски с потных лиц.
Сцена 79. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — УТРО
Четвертый курсант, маленького роста, но с удивительно большой головой суетливо пытается надеть маску и лишь благодаря тому, что резина рвется на уровне шеи, маска оказывается на голове этого моряка.
Мичман-инструктор. Отставить. Снять маску. Фамилия?
Курсант. Матрос Санников.
Мичман-инструктор. Что ж ты, Санников? Кондрашов, замените маску на больший номер! Боец совсем извелся.
Кондрашов. Слушаю, товарищ мичман.
Сцена 80. ИНТ. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ — УТРО
Кондрашов смотрит на курсанта с нескрываемым удивлением, даже презрительно, забирает маску и уходит.
Кондрашов. Офигеть. Это же надо. Офигеть. Впервые вижу, чтобы у человека голова была больше жопы. Уникум какой-то…”
Сцена 81. ИНТ. КП. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — ДЕНЬ
Открытая задняя крышка торпедного аппарата. Черная резиновая прокладка на ее внутренней стороне.
Отполированный до блеска металл на торцевой части аппарата и на самой крышке. ТА снаружи выкрашен в желтый цвет, изнутри — в красный, кроме отполированных направляющих для торпеды.
ДЕТАЛЬ: с нижней кромки ТА падают крупные капли на кафель.
Далеко впереди в черноте трубы ТА, с трудом можно различить уменьшенную в перспективе переднюю крышку.
Сцена 82. ИНТ. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ — ДЕНЬ
Мичман-инструктор. Все то же самое, за исключением того, что первый моряк должен толкать перед собой буйреп пока не упрется и не ощупает руками переднюю крышку, которая будет задраена. Затем оставшиеся четверо должны занять свое место внутри торпедного аппарата. Левая рука каждого из вас должна держаться за левую ногу каждого, кто следует впереди, кроме первого и последнего. Внутри вы поймете для чего это. Таким образом, первый дольше всех находится внутри… последний позже всех выходит.
Сцена 83. ИНТ. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ — ДЕНЬ
К мичману-инструктору подходит молодой мичман, его помощник.
У мичмана-инструктора от нервного тика начинает дергаться лицо. Он придерживает щеку рукой.
Мичман-инструктор. Когда последний из вас займет свое место внутри аппарата, задняя крышка так же будет задраена. Внутрь будет подана вода, давление будет поднято до необходимого уровня. Это необходимо для того, чтобы давление внутри торпедного аппарата выровнялось с забортным. В противном случае переднюю крышку невозможно будет открыть из-за перепада давления. Вопросы есть? Вопросов нет.
ДЕТАЛЬ: с нижней кромки ТА гулко падают капли на кафель.
Под сводом бывшего собора звучат голоса моряков.
Сцена 84. ИНТ. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ — ДЕНЬ
Мичман-инструктор и его помощник осматривают снаряжение моряка, поправляют дыхательный мешок.
Мичман-инструктор. Первый пошел.
Сцена 85. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — ДЕНЬ
Моряк с буйрепом с трудом забирается в торпедный аппарат и исчезает в черноте трубы.
Сцена 86. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — ДЕНЬ
Второй моряк, все чаще и глубже вдыхая воздух, осматривает купол УТС, надевает маску, переключается на дыхательный аппарат. Оранжевый гидрокомбинезон, черные прорезиненные подошвы исчезают в черноте трубы.
Изнутри ТА слышны удары.
Сцена 87. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — ДЕНЬ
Моряки (между собой). В середине хуже всего.
Моряки. Да, у передней крышки хотя бы знаешь, что как только она откроется, ты увидишь свет.
Моряки. Или кому-нибудь хреново станет — ни вперед, ни назад.
Макаров. Да везде хреново. Увидел свет — не побежишь ни вверх, ни вниз.
Моряки. Гребаное железо.
Моряки. И что у этих мичманов в голове никто не знает.
Сцена 88. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — ДЕНЬ
За последним моряком задраивается крышка. Помощник инструктора стучит по наружной стороне торпедного аппарата бронзовым кольцом, таким же какие выданы всем морякам находящимся внутри.
Сцена 89. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — ДЕНЬ
Помощник инструктора подходит к месту, где находится первый курсант. Один удар сверху. Через какую-то паузу слышится два глухих удара изнутри. Мичман делает несколько шагов, предположительно на длину туловища второго курсанта. Удар сверху — два удара изнутри. Все пятеро курсантов в порядке.
Сцена. 90. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — ДЕНЬ
Мичман-инструктор открывает клапаны. Шум сжатого воздуха. Внутрь ТА поступает вода. Помощник инструктора заново повторяет процедуру. Стук снаружи — два стука изнутри. Еще несколько шагов. Удар сверху — частые удары изнутри.
Мичман повторно ударяет бронзовым кольцом. В ответ звучат частые удары изнутри торпедного аппарата.
Сцена 91. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — ДЕНЬ
Инструктор и его помощник тут же перекрывают вентили, отдраивают заднюю крышку.
Из аппарата хлещет поток воды, вместе с которым выбрасывает до половины туловища одного из моряков.
Мичманы моментально выдергивают его.
Курсант падает на пол.
Из ТА появляются ноги второго моряка его тоже вытаскивают за ноги…
Вода заливает кафельный пол, с шумом уходит в шпигат.
Под куполом УТС шипенье сжатого воздуха, стук металла, крики.
Сцена 92. ИНТ. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ — ДЕНЬ
Все пятеро курсантов построены. Одному из моряков, самому маленькому, с непропорционально большой головой помогают снять маску.
Сцена 93. ИНТ. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ — ДЕНЬ
У ТА появляются обеспокоенный военврач, капитан-лейтенант Нечаев (как обычно, в прекрасном расположении духа), старшина. Кондрашов объясняет ему ситуацию.
Мичман-инструктор. Санников?
Санников. Я?
Мичман-инструктор. Нет, я!
Санников. Не вы?
Мичман-инструктор. Я нет!
Военврач. Что случилось?
Санников. Мне вдруг… Аппарат. Воздуха не стало вдруг… все меньше и меньше. Я руками захотел, а кругом стенки и воздуха в темноте нет. Из-за аппарата.
Кондрашов (разводя руками). Уникум.
Четверо оставшихся курсантов — в строю у торпедного аппарата.
Мичман-инструктор. Вам, оставшимся, придется повторить упражнение и завершить его до конца. Повторить благодаря вашему товарищу матросу Санникову…Зато теперь будет попросторнее. И… передавайте правильные сигналы. Номер первый (обращаясь к курсанту на правом фланге), после открытия передней крышки выбросишь буйреп впереди себя. Край веревки пристегнешь карабином. Всплывать постепенно, останавливаться на каждом мусинге. Не суетится. Вперед.
Сцена 94. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — ДЕНЬ
В черноте трубы исчезает первый моряк.
Второй включается в дыхательный аппарат.
Курсант Макаров, подняв голову, смотрит вверх на своды купола.
Мичман-инструктор. Макаров, что, ворон на потолке считаешь?
Макаров. Нет, голубей.
Мичман-инструктор. Ладно, после всплытия досчитаешь. Включиться в аппарат.
Макаров (надевает маску, забирается в трубу, говоря сам себе). Раз, два, три, четыре…
Сцена 95. ИНТ. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — ДЕНЬ
В трубе едва различим черный силуэт предыдущего моряка. Макаров слышит, как скрипит его гидрокомбинезон во время движения, как трется дыхательный мешок о внутреннюю поверхность ТА. Макаров, продвигаясь вперед, согнув руки в локтях, оставляет их под баллонами дыхательного аппарата. Дыхательный мешок обжимается верхней внутренней поверхностью ТА.
Макаров (себе). Раз, два, три, четыре… Застрял идиот.
Макаров делает глубокий шумный вдох, пытается освободить руки из-под баллонов.
Макаров (себе на вдохе). Где мой воздух? Еще один Санников…
Макаров скребет бронзовым кольцом по трубе.
За ним в аппарат забирается четвертый курсант. Освещения становится еще меньше. Запотевают стекла маски. Где-то сзади тяжело и гулко захлопывается задняя крышка. Темнота.
ЗАТЕМНЕННЫЙ КАДР: Снаружи слышен глухой стук. В ответ изнутри слышно два громких удара. Снова один глухой стук. В ответ два громких удара. Снова глухой стук. В ответ — частые громкие удары сердца.
Сцена 96. ИНТ. ЗК. ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — ДЕНЬ
Мичман-инструктор, находясь, где-то около середины торпедного аппарата, повторно наносит удар бронзовым кольцом по его корпусу. После короткой паузы слышаться в ответ два глухих удара. Мичман проходит в сторону передней крышки. Вновь ударяет кольцом. В ответ — два глухих удара. Мичман инструктор кивает головой своему помощнику, который без слов понимает это движение. Помощник в ответ кивает головой — открываются клапаны, вода с шумом заполняет ТА.
ЗАТЕМНЕННЫЙ КАДР: Слышится учащенное дыхание одного из моряков. Затем слышится дыхание второго. Затем слышны редкие тяжелые удары сердца и шум воды заполняющей торпедный аппарат.
Судя по звуку, воды в торпедном аппарате становится все больше, а воздуха меньше. Давление давит морякам на уши. Все звуки становятся гулкими, глухими, ирреальными.
Сцена 97. ФЛЭШБЭК. ЭКСТ. ЗК. ВОЕННЫЙ ГОРОДОК — ДЕНЬ
ДЕТАЛЬ: В воде ребристая бетонная плита, заросшая тиной и мелким ракушечником. Откуда-то сверху проникает солнце. В нишах между бетонными ребрами остался воздух. На скользком буровато-зеленом бетоне световые рефлексы. Вяло поплескивает вода. Падают крупные капли.
Голос Ивана Макарова. Раз, два, три…
Из воды выныривают двое мальчиков, один из которых постарше, другой помладше — это Ваня и Витя Макаровы.
Сцена 98. На песчаном берегу, наполовину заполненная водой и слегка занесенная песком, лежит бетонная строительная труба.
Сцена 99. ЭКСТ. ВОЛГО-ДОНСКОЙ КАНАЛ — ДЕНЬ
Витя Макаров. Секи фокус.
Забирается в трубу и проныривает ее. С другой стороны трубы показывается его голова и счастливая улыбка.
Ваня Макаров. Да я боюсь. Она же узкая.
Витя Макаров. Да не бойся ты, Ванька! В том-то и секрет. Ты вытяни руки вперед. Руки вперед.
Мальчик снова проныривает всю трубу. Снова появляется его голова и счастливая улыбка. Снова заныривает.
ЗАТЕМНЕННЫЙ КАДР: Шум воды в торпедном аппарате прекращается.
Звук пузырей отработанного воздуха из дыхательных аппаратов.
Слышен глубокий вдох.
Стук сердца становится четким и наполненным.
Голос Макарова. Четыре, пять. Здравствуй, Макаров.
Сцена 100. ИНТ. ПОД ВОДОЙ — ДЕНЬ
Скрипнув металлом в воде, открывается передняя крышка торпедного аппарата.
Сцена. 101. ИНТ. ПОД ВОДОЙ — ДЕНЬ
Где-то впереди начинает мелькать неверный свет. Первый моряк отшлюзовывается из ТА. Света становится больше — это не солнце, но все же свет. Макаров отпускает пятку своего товарища, и тот начинает движение.
Впереди свободный проход. Во весь диаметр трубы свет идущий откуда-то сверху. 533 миллиметра живого света.
Высоко вверх уходит буйреп. Водолаз медленно подвсплывает к поверхности.
Внизу на грунте корпус аварийной подводной лодки.
Сцена 102. ЭКСТ. ПН. МОРЕ — ДЕНЬ
Спокойное море. Чайки.
Безоблачное небо, расчерченное инверсионным следом высоколетящего самолета.
Пространство.
Сцена 103. ЭКСТ. ЛЕНИНГРАД — УТРО
По Невскому проспекту бегут две девушки, размахивая руками словно чайки. Девчонки и одеты в белое.
Макаров (в парадном бушлате, сняв бескозырку, разбросав руки в стороны, готовый обнять девушек). Ирина-Марина!.. Питер!! Жизнь!!!
Сцена 104. ЭКСТ. УЧЕБНЫЙ ОТРЯД. ПЛАЦ. — УТРО
Курсанты-выпускники чеканят шаг. Духовой оркестр играет марш “Прощание славянки”.
Офицеры на трибуне.
Командир УКОПП им. Кирова держит руку под козырек. В его глазах слезы.
Перископ подводной лодки чертит по воде белый след.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА ФИЛЬМА
ТИТРЫ
Свидетельство о публикации №207042300287