Делфы

***

Я часто езжу в метро. Последнее время там рекламируют делфийские игры: "Город Делфы давно разрушен и забыт, но делфийские игры остались…". Лично у меня Делфы ассоциируются с языком программирования. Интересно, как бы древние греки отнеслись к тому, что имя их города будет использоваться для названия языка программирования.
И вот как-то ночью мне приснился сон…

***

Дорога перестала петлять среди лугов и полей впереди показались крыши города Делфы.
- Как странно звучит это слово в названии города... Делфы.
- Что странного? Обычное название, - отозвался мой спутник, молодой грек Антоний, - Я уже много раз бывал в этом городе. Тут красиво.
- Просто когда-то в далёком будущем так будет называться язык программирования ЭВМ.
- Чего будет называться? - удивлённо спросил он, - Какой язык?
- Язык программирования электронно-вычислительных машин.
Этот ответ, казалось, озадачил его больше, чем чего-либо объяснил ему. Он приостановил своего серого жеребца Химеда, повернулся на нём поперек дороги, тем самым, остановив и меня, и спросил:
- А что это?
Я был не уверен, что смогу это объяснить, но всё же попробовал.
- Через много лет, люди сделают такое устройство, которое будет точно и быстро счетать...
- Но я и так умею быстро считать! - перебил меня он, - 1, 2, 3, 4, 5, 6, - он считал проходящих мимо людей.
Я улыбнулся.
- Под счётом, я подразумевал арифметические действия. Вон видишь стоит корзина с персиками, - мы как раз въехали на торговую площадь и проезжали между рядов торговцев фруктами и овощами, - сколько в ней персиков?
- Штук 50-70.
- Предположим 70. А теперь посмотри сколько у лавочника корзин. Штук 15. И сколько в них во всех персиков?
Он задумался, пытаясь в уме вычислить, сколько же это будет. Надо сказать, что Антоний был знатного рода и поэтому был обучен счёту и грамоте, он даже был признанным знатоком геометрии, среди тех, с кем вместе учился. Через несколько секунд, он выдал результат.
- 1050 персиков.
- Видишь сколько времени тебе понадобилось на умножение? А теперь представь, что тебе нужно разделить их между жителями восьми посёлков, при этом так, чтобы всем досталось поровну. В каждом из посёлков по 128 жителей. Как ты будешь решать эту задачу?
Он ещё раз задумался, видимо пытаясь в уме перемножить и разделить. Через некоторое время он сдался.
- Такую задачу трудно решить в уме, надо писать.
- Вот видишь, тебе для этого надо писать, а на это тратится много времени. ЭВМ же будут решать такие задачи за секунду. И более сложные задачи тоже будут решать быстро.
- А вычисление длинны гипотенузы тоже будут решать быстро?
- Да, за секунду.
- Вот это да! - он был поражен, - А ты не обманываешь?
- Зачем мне тебя обманывать?
- Как говоришь, они будут называться? Эротонно-Вычислительные Машины?
- Не "эротонно-", а "электронно-". То есть работающие на электричестве.
- Ты сегодня весь день говоришь загадками. Что такое "электричестве"?
- Электричество? Сейчас покажу.
Мы остановились около лавки продавца шерсти, спустились с коней и подошли к прилавку. Лавочник улыбнулся нам.
- Вы хотите что-то купить?
- Мы хотим провести интересный опыт. У вас есть какой-нибудь тонкий длинный медный предмет?
Он ушел в лавку и через некоторое время вынес медную воронку, с тонким и длинным носиком, украшенную орнаментом и видимо служившую для заливки масла в лампу. Я взял эту воронку потёр ею о шерсть и потом быстро дотронулся ею до носа моего спутника. Раздался щелчок, Антоний чуть не подпрыгнул и схватился за нос.
- Что это?!
- Это электричество. Все тела состоят из мелких частиц, не видных глазу. Эти частицы умеют притягиваться друг к другу, как магниты. Ты видел когда-нибудь магниты?
- Видел, у меня дома есть несколько.
- Хорошо. Так вот и эти частицы, как магниты умеют притягиваться. Потерев воронку об шерсть, я набрал на неё некоторое количество частиц, которые потом хорошо и резко притянулись к твоему носу. Эти частицы, называются электронами, а их движение называется электрическим током или электричеством.
- Но как вот эта щелкающая, щиплющая на нос штука может считать?
- Существуют 2 вида веществ, те по которым могут передвигаться электроны, они называются проводники, потому что проводят электричество, и те по которым электричество идти не может, они называются изоляторы. При помощи этих 2-х видов веществ можно передавать электричество на расстояние или не позволять ему передаваться. Например, я мог бы ударить тебя электричеством на некотором расстоянии. Для этого мне нужно было бы с помощью длинного проводника передать тебе этот разряд. Со статическим электричеством – этого скорее всего не получилось, но с обычным током вполне.
- А какой он ещё бывает – этот ток? Что значит обычный?
- На некоторых веществах ток может накапливаться в большом количестве, то есть может накапливаться большое количество электронов, и если это вещество с помощью проводника соединить с веществом, в котором наоборот мало электронов то по проводнику пойдет ток.
- Это как если соединить полную и пустую бочку рубкой, то из полной в пустую польется вода?
- Ну, да. Что-то в этом роде. Только в случае с бочками вода льётся под действием силы тяжести, а в случае с электричества в результате притяжения.
- Всё равно не понятно как это электричество может складывать и вычитать.
В это время мы уже уселись на лошадей и продолжили своё движение по городу.
- Как? Электричество подается на несколько проводников, таким образом задаются цифры, и в зависимости от переключателя который говорит о том, какое действие надо провести, на других проводниках появляется некоторое количество тока, который считывается в качестве результата и происходит это так же быстро, как тебе в нос щелкнуло электричество.
- Здорово. А как же там внутри это электричество распределяется, как получается ответ?
- Там сложная система каналов, и благодаря им электричество перераспределяется.
- Но ты так и не сказал, что такое язык пророгмирования.
- Программирования. Вот для общения с такими машинами, для удобства общения, люди придумали специальные языки, хорошо понятные и читаемые, а в машину вложили умение понимать эти языки. Ведь очень не удобно руками посылать электроны, а потом носом читать результат. Поэтому люди решили сделать так…
В это время мы выехали на песчаный берег реки. Я направил своего коня к кромке воды, у которой слез и начал рисовать на мокром песке ножом.
"начало
корзина содержит 70 персиков
прилавок содержит 15 корзин
всего персиков = количество корзин * количество персиков в корзине
конец"
- Вот приблизительно так выглядят языки программирования.
- Но это ведь простой язык, я свободно его читаю и могу написать, чего придумывать-то?
- Да он простой, но он очень ограничен в написании. Мы можем сказать одну и ту же мысль разными способами, но в языке программирования все мысли нужно выражать определенным способом. Нельзя сказать: "70 персиков лежит в корзине", машина не поймет тебя, надо говорить: "Корзина содержит 70 персиков", "Прилавок содержит 15 корзин", "Посёлок содержит 128 жителей". Правила, по котором строят эти предложения в языках, очень ограничены. Вот такие вот языки для написания задач машинам и называются языками программирования, а сами задачи, написанные на них называются программами. Языков программирования будет создано достаточно много. Они будут называться по-разному и правила строения предложений у них будут разные. Один из языков будет называться Делфы.
- Здорово!!! А давай сделаем такую машину?!
Я засмеялся.
- К сожалению, я не обладаю достаточными знаниями, для создания подобной машины, а так же современное мастерство не позволяет этого сделать.
Антоний задумался.
- А что если сделать машину для вычислений работающую на воде?
- Сделай!
Дальше мы поехали молча. Антоний о чём-то думал, наверное, размышлял над созданием волшебной машины. Я просто ехал и смотрел по сторонам. Мы проезжали через этот великолепный город украшенный висячими садами. Архитектура поражала своей красотой, резные каменные колонны и арки. Эти строения всегда поражали меня своей красотой, но сейчас, когда они ещё блестят отполированным мрамором, они поражали меня ещё больше. Из окон домов иногда выглядывали прекрасные в своей первобытной красоте, не испорченной макияжем греческие женщины. Над головой было голубое небо, солнце стояло в зените, но в тенистых улочках города было прохладно. По пути нам встретился фонтан. Подъезжая к нему, мы спугнули стаю голубей пьющих из него воду и купающихся в нём. Мы попили, попоили лошадей. Антоний молчал, видно было, что в голове его идёт усиленная работам мысли. О чём он думает? Не ужели действительно придумывает водяную машину способную производить вычисления?
Неожиданно Антоний вышел из задумчивости, взгляд его заблестел, он улыбнулся.
- Я её сделаю. Благодаря ей мы сможем быстрее проводить все расчеты и быстрее строить, быстрее продавать, всё делать быстрее. Я придумал её.
Тут уже пришлось удивиться мне. Неужели этот юноша, который ещё час назад не знал, что такое электричество придумал, как сделать некое подобие ЭВМ? Этот юноша, живущий в этом древнем мире…


Рецензии