Анжера
Анжера, или Сны по-английски
Сценарий полнометражного художественного фильма
“Сны много говорят правды”.
Н.В.Гоголь “Страшная месть”.
Ночь. Медленное течение реки. В темной воде отражается средневековый замок. Зубцы. Стены. Башни. На одной из стен движется огонек факела. Огонек то исчезает за выступами стены, то возникает вновь. Камера следует за ним, в один из темных коридоров замка. Камера движется чуть впереди факела, на резких поворотах пламя врывается в камеру. Слышны быстрые шаги по каменному полу, стесненное дыхание. Огонь долго блуждает в таинственных извилистых коридорах. На фоне движения огня идут титры:
АНЖЕРА и т.д.
По окончании титров пламя факела приближается к массивной, обитой железом двери. Факел останавливается, дверь распахивается, и кто-то быстро входит в полутемную залу. На каменной стене укреплен факел. Сквозняки яростно треплют пламя. Высвечивается круглый черный столик с инкрустацией, кресла, крытые покрывалом, в углу огромная кровать под балдахином. Гамлет остановился посреди комнаты, он юн и белобрыс. Тревожно озирается. Шорох платья, Гамлет хватается за эфес шпаги. В темном углу стоит королева в тяжелом, черного бархата платье. Лица королевы почти не видно, только блестят глаза. Гамлет с трудом справился с волнением.
ГАМЛЕТ
Ну, матушка, чем вам могу служить?
КОРОЛЕВА
Зачем отца ты оскорбляешь, Гамлет?
ГАМЛЕТ
Зачем отца вы оскорбили, мать?
КОРОЛЕВА
Ты говоришь со мною как невежа.
ГАМЛЕТ
Вы спрашиваете, как лицемер.
КОРОЛЕВА
Что это значит, Гамлет?
ГАМЛЕТ
Что вам надо?
КОРОЛЕВА
Ты помнишь, кто я?
ГАМЛЕТ
Помню, вот вам крест.
Вы королева в браке с братом мужа
И, к моему прискорбью, мать моя.
КОРОЛЕВА
Так пусть с тобой поговорят другие.
ГАМЛЕТ
Ни с места! Сядьте! Я вас не пущу
И зеркало поставлю перед вами
Где вы себя увидите насквозь.
КОРОЛЕВА
Что ты задумал? Он меня заколет!
Не подходи! Спасите!
Стук в дверь и голос:
- Откройте двери!
Гамлет тревожно озирается, мечется по зале, накидывает на себя покрывало, видны испуганные его глаза.
ГАМЛЕТ
Кто там, мама? Кто там? Кто там?
Вцепившись руками в покрывало, Павел резко приподнялся на кровати. В дверь стучат, ковыряют ключом в замке. Говорят нарочито громко, чтобы было слышно в комнате:
- В понедельник вызывайте слесаря, пусть поменяет замок. Нам абитуриентов вселять некуда...
ВТОРОЙ ГОЛОС
Конечно, конечно... В понедельник будем ломать...
Голоса удаляется. Павел вытер пот со лба, взглянул на будильник. Будильник без стекла, стрелки застыли на половине четвертого. Павел пальцем перевел стрелки на двенадцать, тряхнул будильник, тот громко затикал. Павел подумал немного и перевел стрелки на десять. В комнате полумрак. Стол у стены завален коробками, книгами. На стенах развешены пыльные костюмы, маски. На полу окурки, скомканные бумаги, кипятильник в кружке, пустые бутылки, остатки еды на сковороде. Стены исписаны телефонами, различными восклицаниями и выражениями:
Я уже пришел - тараканы прочь!
Танька вышла замуж, ей не звонить!
Былинкин, я тебя ненавижу!
Весь мир - бардак, а люди в нем - актеры!
и т.д.
Окно тщательно занавешено покрывалом. Павел нашарил под кроватью коробку с окурками, выудил окурок поприличнее. Закурил, с наслаждением выпуская дым. Потянулся, отодвинул одеяло, смотрит в щель на улицу...
Покосившийся штакетник, заросли лопухов, репейника. Деревенская улочка круто спускается к небольшой речушке в логу. У самой воды спиной к камере стоит восьмилетний пацан в кепке. Он привязывает к большой цинковой ванне палку с флагом. Спускает ванну на воду. Садится в нее, отталкиваясь самодельным веслом, гребет. По берегу бегут ребята, радостно кричат. Трепещет флажок на мачте. Павел самозабвенно гребет. В огороде мужик огребает картошку, смотрит на Павла из под руки. Павел выпрямился в ванне в полный рост, балансирует, смотрит вперед из под руки. Ванна вдруг качнулась, переворачивается. Павел барахтается в воде. Дети кричат на берегу. Мужик спокойно поставил тяпку, не торопясь вошел в реку, вытащил Павла за шиворот. Павел висит на руке как мокрый щенок. Мужик поставил его на берег, вытащил ванну. Идет вверх по улице. Дети столпились вокруг Павла, смотрят на него восхищенно. Павел приосанился, выжал кепку, ударил ею по колену, надел задом наперед, как бескозырку. Гордо вышагивает за мужиком. Навстречу им бежит по улице мать Павла, молодая красивая женщина. Она взволнована, платок сбился на плечи, волосы растрепались. Павел, увидя мать, бежит вниз. Мать догнала его, обняла, отшлепала, снова обняла. Мужик поставил ванну рядом, уходит. Павел смотрит на мать снизу вверх:
- Мама, я капитан?
МАТЬ
Горе ты луковое, а не капитан.
ПАВЕЛ
Не, я капитан...
Мать ведет его за руку к бревенчатому дому, поднимаются на высокое крыльцо, входят в дом. Большая застекленная веранда. Мать наливает в ванну воды, раздевает Павла, сажает в ванну. Намыливает ему голову:
Ах ты, горюшко луковое... непутевый ты наш...
ПАВЕЛ (лупит по воде рукой)
Я не горе, я капитан!
Павел сидит в ванной. Он пьян и грязен. Его одежда валяется на полу. Голова у него в мыле. Его моет жена мочалкой. Павел лупит по воде рукой:
- Я капитан! - и гудит словно пароход. Жена яростно трет его мочалкой. Павел вырывается и снова:
- Я капитан! - У-У!
ЖЕНА
Свинья ты, а не капитан... И где только грязь находишь...
ПАВЕЛ
Я капитан ... А ты мне жена и... И молчи! У-у!
ЖЕНА (лупит его мочалкой)
Вот тебе мореплаватель! Вот тебе!
Павел скрывается под водой, затем выпрямляется в полный рост:
- Да убоится мужа своего жена!
Накидывает простыню, как римлянин тогу, выходит из ванной. Шлепнулся, снова поднялся. Гордо шествует через комнату к выходной двери. В дверях остановился, сделал величественный жест рукой:
- Прощай! - и уходит в темноту дверного проема.
Шлепанье босых ног по бетонному полу. Темный коридор, в конце коридора брезжит свет из открытой двери. Павел, закутавшись как римлянин, в простыню с квадратным фиолетовым пятном на спине, входит в распределитель медвытрезвителя. Горит тускло лампочка без абажура. Стены в плакатах против алкоголизма. В углу за столиком медсестра в белом халате заполняет бланки. За длинным канцелярским столом милиционеры играют в карты, выпивают. Почти все пьяны: красные потные лица. Сильно накурено. Хохот, крики. Увидев Павла, все затихли, убрали бутылку со стола. Работает рация, оттуда слышны команды, вызовы. Милиционер выключил рацию:
- Явление Христа народу.
Все ржут, Павел озирается по сторонам.
КАПИТАН
Никак, проспался, голубчик?
ПАВЕЛ
Я не могу жить взаперти...
КАПИТАН
Так проспался?
ПАВЕЛ
Н-не знаю...
СЕРЖАНТ
Он думает, ему сон снится!
КАПИТАН
Ну, ладно... Начнем сначала... Имя? - берет нетвердыми руками ручку, бланк.
ПАВЕЛ (тоскливо)
Гамлет.
КАПИТАН (хмыкнув, записывает)
Гамлет... Фамилие?
ПАВЕЛ
Принц Датский.
КАПИТАН
Что, опять ваньку валять?
СЕРЖАНТ
Он поди запамятовал... Забыл?
ПАВЕЛ (отчаянно что-то припоминает, испуганно)
Забыл.
СЕРЖАНТ
Да он бухой!.. А ну, в постельку - марш!
Сержант тычет дубинкой Павла в грудь.
ПАВЕЛ
Расступитесь, хамы, идет сын солнца!
Сержант оторопел, все ржут.
СЕРЖАНТ
Ах ты скотина!.. Я тебе покажу солнце. Ты у меня засветишься!
Сержант замахивается дубинкой. Павел вдруг извернулся как кошка, схватил дубинку руками. Сержант дергает, крутит его вокруг себя, но Павел вцепился крепко:
- Как все вокруг меня изобличает
И вялую мою торопит месть!
Что человек, когда он занят
Только сном и едой? Животное
Не больше. Тот, кто нас создал
С мыслью столь обширной, глядящей
И вперед и вспять, не для того
Вложил в нас богоподобный разум,
Чтоб даром истлевал он. ТО ли это...
Забвенье скотское, иль жалкий навык
Раздумывать чрезмерно об исходе?
Мысль...
Сержант, наконец, вырвал дубинку, замахнулся, все ржут. Павел упал, заканчивает монолог:
- О мысль моя! Отныне ты должна кровавой быть! Иль прах тебе цена...
Медсестра заслонила собою Павла. Обняла его, гладит по голове. Павел затих, озирается по сторонам.
МЕДСЕСТРА
Хватит измываться над парнем... Не видите, он же артист... Артист?
Павел кивает головой. Сестра помогает ему одеться.
КАПИТАН
Ладно, артист, одевайся... Домой дойдешь?
Павел кивает.
СЕРЖАНТ
Этих артистов не поймешь... Он пьяный как трезвый, а трезвый как и пьяный...
МИЛИЦИОНЕР
Никчемный народ.
Медсестра застегивает Павлу пуговицы на рубахе:
Господи, худющий-то какой... Тебя жена не кормит, что ли...
Опытными руками Павла раздевает девушка лет двадцати пяти. Оба пьяны. Знакомая комната в общежитии. Откуда-то доносится разухабистая музыка. Одеты по-летнему, но на девушке мохнатая зимняя шапка. Окно по-прежнему занавешено одеялом. Павел вяло отвечает на жаркие поцелуи девушки. Они топчутся на месте, танцуют. Павел наступает на коробку с окурками, окурки высыпаются. Толкнул ногой пустую бутылку, та катится с шумом... Девушка увлекает Павла на кровать под покрывало. Жарко обнимает его, шепчет:
- Ну, ну же!
Павел затих, вскоре затихла и девушка. Павел сел на кровати, смотрит в потолок. Девушка тоже смотрит в потолок:
- Ты, говоришь, женат?
ПАВЕЛ
Был.
ДЕВУШКА
Понятно...
ПАВЕЛ
Что?
ДЕВУШКА
Так...
ПАВЕЛ
Что, так?
ДЕВУШКА (встает, накидывает халат)
Понятно, почему от тебя жена ушла.
ПАВЕЛ
Ты умеешь играть на флейте?
ДЕВУШКА
Тоже мне Гамлет!..
Уходит в душевую, слышно, как она плещется под душем. Павел оделся, открыл покрывало, окно, выпрыгнул в черноту ночи...
Павел открыл глаза, он летит. Солнце лупит прямо в глаза. Павел истошно вопит, дрыгает руками, ногами, переворачивается на живот, внизу крохотный городишко. Бревенчатые избы на окраине, Огромное колесо обозрения на пустынном холме, средневековый замок в центре. Павел в военной форме. Хлопок паращюта и Павел благополучно плюхается в пыль посреди улицы у колонки. Его накрывает парашютом, он беспомощно барахтается под куполом, запутавшись в стропах. У колонки бабка с коромыслом набирает воду. Помогла ему выпутаться. Павел стирает рукавом грязь с лица.
БАБКА
Господи, никак Пашутка! ты смотри, какой ладный стал... Ерой, ерой... Ах ты батюшки светы...
Павел приосанился, смотрит орлом. К Колонке сбегаются пацаны, среди них девушка в ситцевом платьице. Павел отряхивает пыль, как вдруг замечает, что штаны у него позорно мокры. Он испуганно приседает, прыгает через штакетник, бежит огородами к баньке. Вбежал, захлопнулась за ним дощатая дверь. Слышно, как он полощет белье.
Тропинка, ведущая к баньке. По сторонам огуречные гряды. Протянулась рука, сорвала огурец, слышно аппетитное хрумканье. Шаги к двери баньки. Дверь распахивается - затравленное лицо восьмилетнего Павла. Он стирает белье в тазу, всхлипывает.
МУЖСКОЙ ГОЛОС
Стираешь?.. Запомни, так всегда будет: напрудил - сам и стирай...
Шаги удаляются. Павел всхлипывает, стирает. Мыло пенится в тазу.
Руки полощут белье в ванне. Рядом стоит Павел, курит. Ванная комната в городской квартире. Жена стирает детское белье. Долго молчит, наконец, подняла голову:
- Не кури, ребенок в комнате...
Павел старательно тушит окурок, не знает куда его сунуть, сунул в нагрудный карман.
ЖЕНА
Зачем пришел?
ПАВЕЛ
Да так, пришел...
ЖЕНА
Ты бы еще лет пяток подождал, пока дочь вырастет.
ПАВЕЛ
Да не мог я...
Жена молча стирает, яростно трясет выжатой кофтой.
ПАВЕЛ
Ты хоть чем сейчас занимаешься?
ЖЕНА (кивает на восьмилетнюю девочку в комнате)
У меня вон, занятие.
ПАВЕЛ
Да... не получилось на белом Мерседесе...
ЖЕНА
Ты о чем?
ПАВЕЛ
Так... о судьбе.
ЖЕНА
Что судьба... Столкнула, потолкались, развела...
ПАВЕЛ
Да.
ЖЕНА
Ты бы шел, скоро мама придет.
ПАВЕЛ
Да-да...
Проходит в прихожую, торопливо одевается. К нему подошла девочка, смотрит на него с любопытством.
ДЕВОЧКА
Ты что, мой папка?
ПАВЕЛ (обрадовано)
Да, я вот...
Павел торопливо достает из кармана игрушку: дюймовочку, которая сидит в раскрывающемся цветочке, протягивает девочке. Руки его дрожат. Девочка отрицательно мотает головой, спрятав руки за спину. Павел двигает рычажком. Дюймовочка то исчезает, то появляется в центре цветка.
Восьмилетний Павел двигает рычажком дюймовочки. На дощатом крыльце стоит девочка, отрицательно мотает головой, спрятав руки за спину. Фыркнула, пошла в дом, совсем как взрослая барышня, даже слегка покачивает бедрами, если это можно так назвать. Павел покраснел, бросил дюймовочку на землю, растоптал ногой. По двору ходит петух, квохчет, словно посмеиваясь над Павлом. Павел шуганул петуха. В окне бревенчатого дома мелькнуло смеющееся лицо девочки. Павел схватил булыжник, запустил в окно. Брызнуло стекло...
Грозный мужской голос, грузный топот шагов. Павел бросился бежать. Позади топот шагов, крики. Павел бежит узкими улочками, перепрыгивая через штакетник. Цветет яблонька, лепестки как снег сыплются на землю...
Бегущие ноги Павла по черной вспаханной земле. Сыпятся лепестки. Слышны топот шагов, крики, выстрелы из орудий, винтовок, стелется дым, ржут лошади. Павел прижался спиной к сараюхе, видна его рука, судорожно вцепившаяся в угол сарая. Слышно его хриплое дыхание. Он рванулся и наткнулся грудью на штык винтовки. Павел небрит, в белогвардейской форме, сверкают золотом погоны, но босиком, китель не застегнут. Лица красноармейца не видно, только штык и голос:
- Стой, контра недобитая!
Павел очумело смотрит на штык винтовки, молчит. Цокот копыт, подскакал отряд во главе с комиссаром. У комиссара перевязано горло. Красноармеец вытянулся, козырнул. Мы видим его со спины:
- Беляк, товарищ командир... Куды его?
Комиссар внимательно смотрит на Павла. Павел смотрит с вызовом. Комиссар вяло махнул рукой...
- Есть! - еще раз козырнул красноармеец. Толкнул Павла рукой. Ведет его к сараюхе. Павел дошел до стены, стоит спиной. Красноармеец долго не стреляет. Павел стоит спиной к нему:
- Чего тянешь, стреляй.
Красноармеец петушится. Его лица не видно, только руки, сжимающие винтовку, они заметно дрожат:
- Ты не командуй! Раскомандовался тут... едри тебя за ногу...- голос у него срывается.
Павел развернулся, идет на красноармейца:
- Стреляй, сволочь красная! Стреляй!
КРАСНОАРМЕЕЦ
Стой! Стой, тебе говорят! - стреляет, закрыв глаза. На груди Павла расплывается красное пятно, он медленно падает. Ноги красноармейца подходят к Павлу, винтовка выпадает из рук красноармейца. Камера поднимается - это Павел в форме красноармейца. Он развернулся, идет на камеру, губы его пляшут, лицо побелело.
ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Стоп! Снято.
Режиссер подходит к Павлу, похлопал равнодушно по плечу:
- Все нормально. Молодец...
Павел не смотрит на него, его взгляд прикован к трупу белогвардейца. Он что-то шепчет про себя. Подошли костюмеры, снимают с него шинель, грим.
ПОМ. РЕЖ. (режиссеру)
А с этим что? (указывает на труп Павла)
Режиссер вяло махнул рукой. Труп Павла взяли за ноги, волочат к яме. Сбросили, торопливо засыпают землей. Павел рвется из рук костюмеров:
- Я себя убил! Себя!.. - рыдает.
Милиционеры крепко держат пьяного Павла. Он рыдает, рвется: Пустите! Пустите!.. - вырвался, побежал. Вскочил на ступеньки к метро, кричит:
- Люди, я убийца! Убийца я! Простите, я убийца!.. - любопытные столпились вокруг. Бабка перекрестила его:
- Кого ж ты убил, милок?
Павел опустился перед ней на колени:
- Себя убил.
Милиционеры растолкали толпу, подхватили Павла. В толпе смеются.
СЕРЖАНТ
Ничего, бывает... Вот проспится, оживет...
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ
Может, у него горячка?
СЕРЖАНТ
Там разберутся... Иди, иди...- вталкивают в машину спецвытрезвителя. Металлические двери закрываются за ним. Павел в кромешной темноте. Где-то наверху тускло горит красная лампочка. Звук трогающейся машины...
Павел в кромешной темноте. Вдруг раздается женский голос:
- Пашенька, иди ко мне...
ПАВЕЛ
Кто? Кто это?
ГОЛОС
Это же я... Я, Пашенька. Это я... - обнаженные женские руки обнимают Павла за шею. Блестят в темноте глаза.
ГОЛОС:
Какой смешной... Весь дрожишь... Поцелуй меня.
Девушка ведет Павла к постели. Всюду цветы в вазах. Просто лес из цветов. Наверху тускло светится красная лампочка.
ДЕВУШКА
Ты дрожишь? И я... потрогай... Слышишь, как стучит? Я... мне немного страшно, Паша... А тебе?
ПАВЕЛ
Да.
ДЕВУШКА
Я люблю тебя.
ПАВЕЛ (эхом)
Я люблю тебя.
Опускаются на постель. Кругом цветы и зеркала. Цветы отражаются в зеркалах. Выбрасывается рука, сбивает кувшин.
Цветы рассыпаются на постель на пол. Хлынула вода из горла кувшина. Кувшин лежит на боку из него тоненькой струйкой вытекает вода. Павел подставил ладонь под струю, затем лицо. Вода течет ему на лоб, он закрыл глаза.
ДЕВУШКА
Теперь я твоя жена... жена.
ПАВЕЛ
А я муж... муж?
ДЕВУШКА
Как удивительно.
ПАВЕЛ
Я вас любил когда-то...
ДЕВУШКА
Ты о чем?
ПАВЕЛ
Так... Я сейчас.
Поднимается, проходит к двойным дверям, распахивает их.
Распахиваются металлические двери вагона - холодильника. Висят замороженные туши баранов.
СИПЛЫЙ ГОЛОС
Ну, что смотришь? Вперед и с песней!
В вагон входит здоровенный мужик, хватает сразу две туши, выносит. Входят другие грузчики, среди них и Павел. Грузчики по очереди выносят туши, укладывают на весы. Ловкий мужичок в переднике искусно оперирует гирьками. Стоит охранник, зевает. Зевает и собака, сидящая у его ног. Один из грузчиков ловко отрезает куски мяса от туш, прячет в специальный мешочек на животе. Он толстеет на глазах. Грузчики носят туши без остановки, Павла шатает. Он уже волочит туши по земле. Его подбадривают: держись, студент! - он пытается улыбнуться.
Один из грузчиков варит тушу целиком в огромном закопченном котле. Снимает пробу - мясо готово. Охранник подошел к котлу первым, взял жирный кусок себе. Отрезал и собакам. Собаки сгрудились вокруг, рычат, рвут мясо. Рвут мясо и грузчики, разливают портвейн. Все ржут, ржет и Павел. Горит костер. Лоснятся от жира лица. Хохот, бульканье портвейна, чавканье. Рычат собаки.
Краснолицый мужик, сидя за кухонным столом, рвет зубами мясо. Кухня в деревенском доме. Большая русская печь. Горит под потолком тусклая лампочка в пластмассовом абажуре. Крашеный дощатый пол. Полосатые дорожки. Дверь на улицу подбита старым ватным одеялом, она заиндевела по краям. Толстяк ест мясо, благосклонно улыбается матери. Мать стоит у стола, скрестила руки на животе. Время от времени пододвигает тарелки, подрезает хлеб. У нее испуганно-виноватый вид. Изредка она незаметно от мужика бросает взгляд на дощатую дверь в кладовую. Мужик ест, нахваливает. Налил рюмочку себе и матери, предлагает ей. Мать отнекивается, но все же выпивает, вытянув губы, отставив мизинец. Выпив, трясет руками. Мужик нацепил огурец на вилку, протягивает ей. Она берет с вилки рукой закусывает. Закончив есть, мужик наклонился, что-то шепнул матери. Мать закивала головой, быстро прошла к двери в кладовую, распахнула ее.
Грохот опрокинутого ведра. От двери вглубь кладовой отскочил Павел. Отвернулся от матери. Мать зовет его, он не выходит. Мать взяла его за руку, вывела, поставила перед мужиком. Мужик благосклонно улыбается.
МАТЬ
Проси прощения у отца!
Павел смотрит в сторону, молчит.
- Проси, тебе говорят!
Павел бурчит, глядя в сторону:
- Простите меня, дядя Коля, я больше не буду...
Мать щелкает его по затылку:
- Какой он тебе дядя! Проси как следует!
Павел насупился, молчит, Мать снова щелкает его по затылку. Павел молчит. Мужик перестал улыбаться, заерзал на табурете, покраснел, моргает глазами. Пытается что-то сказать матери. Мать сама чуть не плачет, но снова требует:
- Проси как положено, тебе говорят!
Дергает Павла за плечо. Павел вырывается:
- Ненавижу! Тебя ненавижу! Всех ненавижу!
Мужик привстал с табурета. Вертит головой, разинув рот. Мать оторопела:
- Так вот ты как?! За нашу доброту... Мы тебя кормим, поим... Вот ты как... - взяла ремень, идет на Павла, нелепо замахиваясь. Павел схватил пальто, шапку, выскочил на улицу...
Лютый мороз, снегу мало. Чернеет застывшая земля. Сухие стебли трав теребит легкая поземка. Из труб валит дым. Тишина. На улице никого. Павел добежал до поворота, обернулся... Из дома выскочила раздетая мать, за ней отчим, в руках держит пальто. Силой одевает мать. Павел глухими переулками бежит по словно вымершему городку. Забился в угол, наблюдает в щель забора.
Автобусная остановка, стоят несколько человек, ожидают автобуса. Они почти не шевелятся, только изредка переступают ногами. Тихо переговариваются:
- и земля застыла, прям звенит...
- снегу-то и того нынче нету... насквозь промерзнем, насквозь...
- будто лета не было и не будет, Господи....
Вдали показались отчим с матерью. Павел выбирается из укромного места, бежит на окраину поселка, по крутому спуску в лог, поднимается на лысый бугор, укрылся за камнем. В лог спускаются мать с отчимом. Метет поземка. Мать что-то кричит, но ничего не слышно. Неуклюжи их фигурки в зимних одеждах. Отчим обнял мать, уводит, она часто оборачивается. Повел поднялся уходит через бугор к лесу, выходит к небольшому озерцу. Идет по льду, поскользнулся, упал. Лежит, свернувшись клубочком, лицом уткнувшись в лед. Продышал проталину в снегу, за ним чистый прозрачный лед. Павел скосил взгляд на проталину...
Там в теплой зеленой глубине колышутся водоросли, мелькнула вдруг рыбка, другая...
За рыбкой выплывает медуза, другая, стайка озорных коньков, другие загадочные рыбешки. Кораллы, морские звезды, крабы, актинии. Живой волшебный мир. Павел в маске и с трубой в зубах ищет в объектив фотоаппарата чудесных обитателей подводного царства. Вдруг в объективе появилась какая-то необыкновенная рыбка. Она все время крутится вокруг Павла и тому никак не удается поймать ее в объектив. Рыбка то подплывает, то отплывает, заманивая его в глубину. Павел, не раздумывая, ныряет за ней, плывет темным подводным коридором. Колышутся водоросли по сторонам. Как вдруг в темноте мелькнуло огромное черное тело, кажется, сверкнула и зубастая хищная пасть. Павел рванулся наверх, но зацепился ремнем фотоаппарата. Он дергается, рвет, но ремень зацепился надежно. Павел уже глотает воду, в темноте снова мелькнула зубастая пасть. Павел рванулся из последних сил, ремень лопнул, и, оттолкнувшись от скалы, рванулся наверх...
Павел, выпучив глаза, хватая воздух ртом, как пробка вылетает на поверхность. Отчаянно гребет. Рядом большая пирога в ней туземцы: раскрашенные, в набедренных повязках, смуглые, белозубые. Где-то бьют в барабан, визжат какие-то странные инструменты, кричат, поют. Туземцы то ли радостно, то ли хищно вопят, подхватывают Павла, вытаскивают из воды. Поднимают его на руки и скоро гребут к шхуне, украшенной разноцветными флагами. На палубе шхуны масса туземцев, есть и чернокожие. Много милых девушек в набедренных повязках. Со шхуны опускается сеть на веревках. Павла укладывают в сеть и поднимают, как рыбку, наверх. Там его снова поднимают на руки, несут через всю палубу. Всеобщее ликование. Среди туземцев оказались и цивилизованные люди. Павел пытается им что-то кричать, но за грохотом ничего не слышно. Напрасно он в отчаянии протягивает к ним руки. Вспышки фотокамер, работает телевиденье. Танцуют туземки в пушистых перьях. Бьют в барабаны, трубят в рожки. Факир глотает пламя, пляшут на канате клоуны... Павла подносят к трону, за которым восседает Нептун с трезубцем в руках. По сторонам стоят две очаровательные русалочки в бикини. Русалочки целуют Павла, оставляя отпечатки губ на щеках. Их фотографируют, рукоплещут. Подносят Павлу огромный рог с вином. Павел выпивает под приветственные крики. Нептун обнимает Павла, их фотографируют, рукоплещут. Павел опускается на одно колено. Нептун что-то чертит ему на лбу, делает знак водяным. Водяные снова подхватывают Павла на руки. Павел уже освоился, к тому же изрядно захмелел. Он величественно машет рукой толпе. Толпа на палубе ликует. Водяные поднесли его к борту, взяли за руки за ноги, раскачивают. Павел смотрит за борт. В воде мелькнуло огромное черное тело. Павел кричит, вырывается. Его раскачивают сильнее и бросают за борт. Павел дико вопит, летит...
И приземляется на пол ринга. Лежит, раскинув руки в боксерских перчатках. Глаза его закрыты. Маленький солдатский клуб. Толпа, состоящая из солдат и офицеров, визжит, свистит, топает ногами. В углу стоит соперник, тяжело дышит. Судья в форме капитана склонился над Павлом, считает, выкидывая пальцы прямо к лицу Павла. Павел открыл глаза. Глухо до него долетают голоса, плывет изображение судьи, соперника. Соперник, крепкий низкорослый парень, подошел ближе, усмехается, готовится к удару. На счете девять Павел резко вскочил. Они боксируют. Павел еле держится на ногах, входит в клинч. Гонг. Перерыв. Павел бредет в свой угол. Прапорщик - тренер со зверским лицом что-то говорит Павлу, показывает, как надо бить, приблизив лицо почти вплотную к Павлу. Павел смотрит на соперника, тот улыбается, расслабившись, его обмахивают полотенцем. Гонг, последний раунд. Соперник легко бежит на середину, пританцовывая, нападает. Павел защищается. Соперник внезапно поднырнул под руки Павла, разбил защиту, провел серию ударов, завершив ее аперкотом. Павел упал на одно колено. Судья считает. Павел снова вскочил. Соперник, улыбаясь, нападает, прижал Павла к канатам, молотит без остановки. Павел неожиданно бьет аперкотом, соперник буквально приподнимается от пола ринга. Павел проводит прямой правой удар, и соперник падает на пол. Тишина. Все замерли, кажется, что растерялся даже судья. Но вот судья опомнился, подходит к сопернику, считает. Кажется, что он считает невыразимо медленно. На счет десять зал взрывается приветственными воплями. Тренер со зверским лицом улыбается Павлу. Соперник не подает признаков жизни. Выскочили медбратья, живенько унесли соперника. Судья, улыбаясь, не дождавшись объявления о победе, идет к Павлу. Берет за руку. Павел во все глаза смотрит на соперника, того уносят по проходу, рука в перчатке волочится по полу. Павел вдруг вырывает руку, ныряет под канаты. В зале истерично хихикнули. Павел идет по проходу. Тренер догнал его, схватил за плечо. Павел развернулся, сорвал перчатки, бросил их под ноги тренеру. Идет по узкому проходу. Тишина. Мимо него плывут мужские потные лица: удивленные, угрюмые, ехидные, добродушные, они смотрят на Павла.
Мужские лица, покрытые потом, плывут мимо Гамлета. Они идут скорым шагом, держат строй. Блестят пыльные латы, колышутся пики. Клубится пыль, глухой мерный топот. Гамлет стоит поодаль, вглядываясь в лица воинов. Колонна воинов вытекает из-за скалы, проходит по песчаному берегу залива и исчезает за большим камнем. Скачет офицер, остановился около Гамлета, учтиво снял шляпу. Он элегантен, ироничен. Светская скука на лице.
ГАМЛЕТ
Чье это войско?
ОФИЦЕР
Армия норвежцев.
ГАМЛЕТ
Куда поход?
ОФИЦЕР
На Польшу.
ГАМЛЕТ
Кто их вождь?
ОФИЦЕР
Принц Фортинбрас, племянник королевский.
ГАМЛЕТ
Вы движетесь к границе или внутрь?
ОФИЦЕР
Сказать по правде, мы идем отторгнуть
Местечко незаметное ничем.
Лишь званье, что земля. Пяти дукатов
Я б не дал за участок, да и тех
Не выручить Норвегии и Польше
Отдай они в аренду этот клад.
ГАМЛЕТ
Какой полякам смысл в его защите?
ОФИЦЕР
Туда уж стянут сильный гарнизон.
ГАМЛЕТ
Двух тысяч душ, десятков тысяч денег
Не жалко за какой-то сена клок!
Так иногда среди благополучья
Людей здоровых постигает смерть
От внутреннего скрытого недуга-
Покорнейше благодарю вас, сэр.
ОФИЦЕР
Храни вас бог.
В это время к камню подскакал Фортинбрас, молодцевато вскочил на него, что-то крикнул, подняв руку. Воины возопили радостно и яростно. Крупно: лицо Фортинбраса, не знающее сомнений, оно по-мальчишески радостно. Широко открытый рот. Крупные идеальные зубы, могущие кусать хоть железо.
Идеальные зубы кусают яблоко, с удовольствием хрумкают. Непроницаемое лицо режиссера. Он сидит в плетеном кресле, у ног на скамейке здоровенный мужик. Он тоже непроницаем и, кажется, невыразимо туп. Поодаль роскошная киношная девица, она курит, что-то делает с ногтями. За спиной помреж, держит пакет с яблоками. Звучит текст из Гамлета, сцена Гамлета с Офелией. Режиссер доел яблоко, помреж подставил пепельницу, режиссер, не глядя, опустил туда огрызок. Вытер платком рот и руки, достал сигарету. Помреж зажег зажигалку, поднес, режиссер сладко затянулся. Текст читать прекратили. Режиссер выпустил дым, на лице искреннее удивление.
РЕЖИССЕР
Что же вы остановились? Продолжайте, продолжайте...
На маленькой импровизированной сцене без декораций стоит Павел в джинсах, рубашке, рядом Офелия в светлом купальнике и черной танцевальной юбке. Павел молчит, опустив голову.
РЕЖИССЕР
Впрочем, достаточно, достаточно... Все понятно. (к мужику) Все?
МУЖИК
Да.
РЕЖИССЕР
Видите, понятно... И даже... неплохо... Ведь неплохо?
МУЖИК
Да.
Режиссер поднялся на сцену, обошел кругом Офелию, остановился перед Павлом. Пом реж следует на шаг позади него.
РЕЖИССЕР
У вас есть темперамент... Ведь есть?
МУЖИК
Да.
РЕЖИССЕР
И вообще, так сказать... у меня есть для вас роль...
Павел вскинул голову.
- Замечательная роль... Вы будете... выглядывать из окна. Наденьте-ка на него парик.
Роскошная девица нехотя поднялась, брезгливо напялила на него нелепый рыжий парик. Парик сидит боком.
- Очень хорошо! Ведь хорошо?
МУЖИК
Да.
РЕЖИССЕР
И мне нравится, нравится... Так вот... Вы будете выглядывать из окна... Этакий, знаете ли, ревнивец... Все время выглядывает. (Офелии) А вы... Снимите-ка...
Офелия смотрит недоуменно.
- Э ... Юбку, юбку...
Офелия нерешительно снимает. Режиссер взглянул оценивающе:
- А вы... приходите завтра. В семнадцать ноль-ноль. Попробуем вас на... подругу героини. В семнадцать... - режиссер повернулся, удаляется. Киношная дама сдернула с Павла парик, как с болванки, уходит. Павел вдруг выхватил из пакета пом. режа яблоко, запустил им в спину режиссера. Мужик сразу встал. Режиссер остановился, медленно разворачивается. Офелия подбежала, подняла яблоко, протянула, улыбаясь, режиссеру.
РЕЖИССЕР (улыбаясь)
Очаровательное дитя... - треплет ее по щеке. Группа во главе с режиссером выходит... Павел стоит, опустив голову. Наклонился, поднял с полу юбку, крутит ее в руках. Офелия поднялась на сцену, остановилась напротив Павла, жалко улыбаясь. Павел наконец поднял голову, внезапно надел голову себе на голову. Темнота.
Темнота. Постепенно вырисовываются, словно проявляясь на фотобумаге, очертания детской. Тикают ходики на стене. На столе игрушечные солдатики расставлены так, словно идет сражение. На полу у кровати раскрытый том "Дон Кихота". Павел откидывает одеяло, встает. Он в черных трусах и майке. Шлепает босыми ногами к окну, раздвигает шторы...
Ночь. Сад. Голые черные ветви. Черная земля. На улице горит фонарь на столбе. Идет снег. Крупными мохнатыми хлопьями. На глазах покрывает землю, деревья. Сад приобретает сказочные очертания. Павел прислонился к стеклу, смотрит в небо, откуда летят снежинки. Взгляд как бы движется в черноту навстречу летящим снежинкам. Выше, выше. Взгляд проникает в космос, плывут навстречу звезды, как будто вся Вселенная вливается в Павла. Звезды убыстряют свой бег, вот они несутся с бешеной скоростью, срываясь с траекторий, мечутся в беспорядке, исчезая и возрождаясь вновь.
Распахнутые глаза Павла во весь экран. В них бьются, бесятся искры огромного костра. Уносятся в звездное небо, гаснут, превращаются в звезды.
Напряженно, не отрываясь, смотрит Павел на колдовскую игру огня и голоса ребят доносятся до него словно через глухую пелену, издалека.
- Паш, ты не бойся... - умоляет его круглолицый веснушчатый паренек, - это же не больно... Ты только глаза закрой и все!.. Ну!..
- Прыгай давай, сачок! Струхнул... Эх ты, промокашка! Что, поджилки дрожат? Иди к маме... Да штаны подсуши! - изощряются пацаны, особенно изгаляется крепкий чернявый подросток с исцарапанными в боях лбом и подбородком.
- Прыгай! - вопят остальные почти хором.
Павел с трудом отводит глаза от завораживающего кипенья пламени и, упрямо наклонив голову, уходит от костра прочь.
- Испугался, маменькин сынок! - вопят ему вдогонку.
- Иди, иди под маменькину юбку... Трепло собачье! Пим домашний! Червяк книжный! - злорадствует чернявый.
Павел вдруг останавливается. Идет медленно на костер. Все затихли. Только курносый его дружок семенит рядом, повторяя как заклинание:
- Разгон дай, Пашка, разгон!..
Павел побежал как-то странно, словно на деревянных негнущихся ногах. Пламя вырастает, приближаясь. Заполняет собою весь экран. Ревет, брызгая искрами. Павел прыгает... Все бегут на другую сторону костра. Павел лежит, уткнувшись лицом в землю, не шевелится. Веснушчатый наклонился, толкает его рукой:
- Пашок, ты чего? Ты чего, а? - жалобно тянет он. Павел спокойно поднимается. Отряхивается ни на кого не глядя.
- Ну, ты даешь, Пимыч! - восхищается кто-то. - Почти без разгону сиганул.
- Молодец, Пашка, так им всем! - шепчет ему на ухо рыжий и пытается помочь ему отряхнуться. Павел вдруг зло отбрасывает его руку.
- Паш, ты чего, удивляется рыжий? Павел зло и коротко бьет его по лицу, хлынула из носа кровь. Все охнули. Павел быстро уходит на неверных ногах. Дошел до глухого забора, прислонился к нему, его тошнит.
Павла тошнит за углом цветочного ларька. Отдышался. Все плывет перед глазами: цветочные ряды, бойкие продавцы и продавщицы, качается земля под ногами. Он бредет через ряды к молоденькой продавщице. Продавщица пересчитывает толстую пачку денег. Мелькают радужные купюры. Рядом стоит пьяный в хлам мужик. Достал пачку денег, потрясает ею перед носом цветочницы. Та, не обращая на него внимания, считает. Под прилавком стоит початая бутылка коньяка, стакан, луковица.
МУЖИК
...ну, и что, что у меня есть? Есть!.. Так я не обязан каждому давать... Нет, Вовка, конечно, не каждый... Мы с ним... Он мне дружбан, я с ним во-от с таких... Дружбан! Но ведь и мне деньги нужны... Я их своих потом... Да! Короче, нужны... А он... Он обиделся... Что обижаться-то?!
К прилавку подбрел Павел.
ЦВЕТОЧНИЦА
Очухался?
Павел скривил лицо. Цветочница наливает ему коньяк:
- Давай вдогонку... Давай, полегчает...
Мужик вцепился в бутылку:
- Это мой коньяк, мой!
ЦВЕТОЧНИЦА (вырвала бутылку)
Кочумай, солнце!
МУЖИК (канючит)
И мне налей, налей...
В это время к соседнему прилавку подошел бомж, показывает продавцу зимнюю пушистую шапку. Цветочница ловко перехватывает шапку, тут же примерила: Ну, как?
Вдруг зазвучала мелодия. Играют на флейте, что-то из Генделя. Павел отставил стакан, пошел завороженно на звуки...
У станции метро, стоит девушка в шортиках. Трогательная нескладная, играет на флейте. Стоит пипютр, футляр с монетами. Павел направляется к ней, вытащив из букета продавщицы белую розу. Вдруг из метро хлынула толпа. Павел попытался ее пересечь, его толкают, роза упала, ее растоптали. Павел наклонился, пытается поднять, с ним скандалят, толкают. Наконец Павел поднял розу, но флейтистки уже нет. Павел растерянно бродит у входа в метро, среди тусовки подростков. Стреляет сигарету у пьяненького парня. Парень одет более чем скромно, однако угощает его дорогой сигаретой, дает прикурить. Внимательно смотря на Павла. Вдруг достает из кармана пачку денег, вынимает крупную купюру, протягивает Павлу:
- Извини, старик... Я просто круто приподнялся...
Павел автоматически взял купюру, крутит ее в руках. За Павлом сквозь стекло наблюдает милиционер. Павел вдруг плюнул на купюру. Прилепил ее прямо на физиономию милиционера. Обалдевшее лицо служителя Фемиды.
Обалдевшее лицо ЦЕНТРОВОГО. Он сидит в центре большого канцелярского стола. Рядом ПОДХАЛИМ, МИЛОСЕРДНАЯ. В углу на кожаном диване сидит ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, он сосредоточенно делает из бумаги кораблик. Павел стоит в центре кабинета, он в дырявом свитере, рваных джинсах.
ЦЕНТРОВОЙ (продолжает)...
Надеюсь, вы понимаете, что этот разговор последний?
ПАВЕЛ
Я понятливый.
ПОДХАЛИМ
Ну, если вы такой, как вы говорите, понятливый, чем вы тогда можете объяснить ваше поведение на семинарах? И эта фраза: я, к сожалению, не марксист... Это же просто... просто...
МИЛОСЕРДНАЯ (она как бы подсказывает Павлу)
Может быть, у вас что-нибудь дома не в порядке? Ну, то есть... Может, с родителями, с вашей девушкой...
ПАВЕЛ
У меня все дома, и все в порядке. А девушки у меня нет.
ЦЕНТРОВОЙ
Да какая там девушка! Вы только послушайте, что этот молодой человек изволит писать! Вот! (открывает пухлую папку, читает)
Я не хочу ходить передом!
Буду ходить задом!..
Ну, почему задом-то? Задом-то почему?
ПОДХАЛИМ
Ему задом удобнее...
ЦЕНТРОВОЙ
И вот, в конце... (читает)
Скажи, тебе здесь не душно?
Может, откроем двери?!
Куда, спрашивается, откроем? Ну, вот, куда?
Внимательный наконец достроил кораблик, поставил его в пепельницу, поджег. Все смотрят на него. Внимательный следит за огнем:
- Похоже, молодому человеку больше всех нужно...
Павел с бесстрастным лицом отбивает чечетку, поет омерзительным голосом:
- И оделася не так, и обулася не так. Завалилася в канаву и не вылезу никак... И-их!
Затем серьезно объявляет: песня. Раскланивается, выходит из кабинета. Идет длинным коридором. Его догоняет запыхавшаяся Милосердная:
Паша, можно тебя на минуточку?
ПАША (на ходу)
Зачем?
МИЛОСЕРДНАЯ
Паша, Я тебя очень прошу...
Павел остановился.
- Паша, поверь, я все понимаю... Все все понимают. Но ведь ты еще так молод. Извини за банальность, впереди вся жизнь... Я тебя умоляю, не спеши. Ты талантлив... И потом, все-таки это университет...
ПАВЕЛ
Имени Жданова.
МИЛОСЕРДНАЯ
Господи, какая разница!
ПАВЕЛ
Разницы никакой, это верно...
МИЛОСЕРДНАЯ
Паша, ты только пойми меня правильно. Правильно пойми. Вообщем, вот...(она протягивает ему визитку) Это мой знакомый врач... психиатр. Позвони ему. А потом, когда все уляжется...
ПАВЕЛ
Уляжется?
Внимательно смотрит на Милосердную, та почему-то отводит глаза.
- Спасибо. - Берет визитку, уходит.
Вскоре он опускается по ступеням набережной к воде, за спиной виден университет. Павел прижался лбом к холодному камню набережной.
Холодный серый камень. Восьмилетний Павел прижался щекой к камню, безутешно рыдает, шепчет:
- Простите меня... Пожалуйста, простите... Я больше никогда не буду... Честное слово, честное октябрятское.
Павел поднимает вверх заплаканное лицо. Сквозь слезы смотрит, запрокинув голову, на расплывающийся памятник вождю с вечно протянутой рукой. Вождь освещен прожекторами. Он стоит у дома культуры в центре заросшего кустарником скверика. Вождь свежепокрашеный, блестит бронзой...
ПАВЕЛ
Простите меня, дедушка Ленин, простите...
Ленин бесстрастно указывает путь в светлое будущее... Топот быстрых шагов, голос матери за спиной:
- Паша, Пашенька!... - Подбежала, обняла Павла, отшлепала, снова обняла.
ПАВЕЛ
Мам, он меня простил?
МАТЬ
Кто, сыночек, кто?
ПАВЕЛ
Он простил?
МАТЬ
Господи, простодырый ты мой... Конечно, простил. Он простил...
ПАВЕЛ
А ты?
МАТЬ
И я... Только ты уж, пожалуйста, не убегай больше по ночам, хорошо?
ПАВЕЛ
Хорошо.
Они уходят по лунной дорожке через сквер. Вдруг словно что-то подтолкнуло Павла, он повернулся - силуэт вождя на фоне белой стены культурного дома странно изменился. Вождь стоит в несвойственной ему позе, задумчиво опустив голову, скрестив руки на груди.
К силуэту со скрещенными руками подходит со спины Гильдестерн.
ГИЛЬДЕСТЕРН
Добрейший принц! Можно вас попросить на два слова?
ГАМЛЕТ
Хоть на целую историю, сэр...
ГИЛЬДЕСТЕРН
Король, сэр...
ГАМЛЕТ
Да, сэр, что с ним?
ГИЛЬДЕСТЕРН
Удалился к себе и чувствует себя очень скверно...
ГАМЛЕТ
От вина , сэр?
ГИЛЬДЕСТЕРН
Нет, сэр, скорее от желчи.
ГАМЛЕТ
Остроумней это было бы сказать его врачу. Если я припишу ему мое слабительное, опасаюсь, как бы желчь не разлилась у него сильнее.
ГИЛЬДЕСТЕРН
Добрейший принц, введите в свою речь какие-нибудь границы и не уклоняйтесь так упорно от того, что мне поручено.
ГАМЛЕТ
Пожалуйста, я весь смирение и слух.
ГИЛЬДЕСТЕРН
Королева, ваша матушка, в крайнем удручении послала меня к вам.
ГАМЛЕТ
Милости просим.
ГИЛЬДЕСТЕРН
Нет, добрейший принц, сейчас эти любезности ник чему. Если вам угодно дать мне надлежащий ответ. Я исполню приказание вашей матери. Если нет, я попрошу принять мои извинения и удалюсь.
ГАМЛЕТ
Не могу, сэр.
ГИЛЬДЕСТЕРН
Чего, милорд?
ГАМЛЕТ
Дать вам надлежащий ответ. У меня мозги не в порядке. Но какой бы ответ я бы вам не дал, располагайте им, как найдете нужным. Вернее, это относится к моей матери. Итак. Ни слова больше. К делу. Моя мать, говорите вы...
РОЗЕНКРАНЦ
В чем причина вашего нездоровья?
Добрейший принц, вы сами отрезаете себе путь к спасению, пряча свое горе от друга.
ГАМЛЕТ
Я нуждаюсь в служебном повышении.
РОЗЕНКРАНЦ
Как это возможно, когда сам король назначил вас наследником датского престола?
ГАМЛЕТ
Да, сэр, но "покамест травка подрастет, лошадка с голоду умрет..." - старовата поговорка.
Проходят музыканты с флейтами.
- А флейты! Дайте мне одну на пробу. Отойдите в сторону. Что это вы вьетесь вокруг меня, точно хотите загнать в какие-то сети?
ГИЛЬДЕСТЕРН
О принц, если мое участие так навязчиво, значит так безоговорочна моя любовь.
ГАМЛЕТ
Я что-то не понял. А ну, да все равно. Вот флейта, сыграйте на ней что-нибудь.
ГИЛЬДЕСТЕРН
Принц, я не умею.
ГАМЛЕТ
Пожалуйста.
ГИЛЬДЕСТЕРН
Уверяю вас, я не умею.
ГАМЛЕТ
Но я прошу вас.
Гильдестерн взял флейту и, повертев ее в руках, играет. Гамлет, мягко говоря, поражен. Пальцы бегают по клавишам флейты.
Пальцы бегают по клапанам флейты, звучит знакомая мелодия. Лицо флейтистки. Она медленно поднимается в воздух. Все выше и выше. Далеко внизу маленький городишко с домом культуры и памятником вождю посередине. Цветут яблоньки. Ветер вышины треплет волосы флейтистки, прядь волос мешает ей играть. Рука Павла осторожно убирает прядь. Они стоят в кабине огромного колеса обозрения, расположенного на высоком холме в центре городка. Пустынный холм, крошечная будка билетерши и огромное, безжалостно скрипящее, колесо обозрения. Внизу за холмом излучина высохшей реки. Камера планирует вниз. Движется над излучиной на уровне человеческого роста. На песчаном дне реки высохшая лодка. В ней спиной к камере сидит восьмилетний Павел, старательно гребет обломком весла, вставленного в ржавую уключину. Уключина немилосердно скрипит. Шаги по песку, приближающейся матери. Она остановилась поодаль, несмело зовет:
- Пойдем, Пашенька... Уже поздно...
Павел молча сосредоточенно гребет. Наконец остановился, рассматривает мозоль.
- Пойдем, Паша? - несмело повторяет мать. Павел молча встает, идет впереди матери. Они долго бредут по песку. Павел вдруг остановился:
- Мам, а где теперь Анжера?
МАТЬ (растерянно)
Я не знаю, сынок...
ПАВЕЛ
Но она ведь была?
МАТЬ
Говорят, была...
Павел поднял глаза на мать, повернулся, поднимается наверх по откосу. Они поднялись, оказались на окраине городка. Бревенчатые дома спрятались за цветущими яблоньками. Уже стемнело. В одном из домов гулянка. Звучит гармонь. Из дома вышла пьяненькая бабулька. Идет по улице, приплясывает, поет: и оделася не так, и обулася не так...- вдруг падает в ямы, мелькнули ноги. Павел бежит к яме.
Перед самой ямой замедлил шаги, заглядывает за край. Оттуда вылетает какой-то предмет, облепленный глиной. Павел от неожиданности поймал его. Отчистил глину - это череп.
Гамлет держит в руках череп. Из могилы высовывается хохочущий могильщик. Похоже, он пьян.
ГАМЛЕТ
Чей он?
МОГИЛЬЩИК
Одного шалопая окаянного, лучше не говорить. Чей бы вы думали?
ГАМЛЕТ
Не знаю.
МОГИЛЬЩИК
Чтоб ему пусто было, чумовому сорванцу! Бутылку ренского вылил мне раз не голову, что вы скажете? Это череп, сэр, это череп Йорика, королевского шута.
ГАМЛЕТ
Этот?
МОГИЛЬЩИК
Этот самый.
ГАМЛЕТ
Бедный Ийорик! Я знал его, Горацио. Это был человек бесконечного остроумия, неистощимый на выдумки. Он тысячу раз таскал меня на спине. А теперь это само отвращение и тошнотой подступает к горлу. Здесь должны были двигаться губы, которые я целовал, не знаю сколько раз. - Где теперь твои куплеты, твои смешные выходки, твои каламбуры? Где заразительное веселье, охватывающее всех за столом? Ничего в запасе, чтобы позубоскалить над собственной беззубостью? Полное расслабление? Ну-ка, ступай в будуар великосветской женщины и скажи ей, какою о на сделается когда-нибудь, несмотря на румяна в дюйм толщиной. Попробуй рассмешить ее этим предсказанием. - Скажите мне одну вещь, Горацио.
ГОРАЦИО
Что именно, принц?
ГАМЛЕТ
Как ты думаешь, Александр Македонский представлял в земле такое же зрелище ?
ГОРАЦИО
О да, в точности.
ГАМЛЕТ
И так же вонял? Фу! (кладет череп)
ГОРАЦИО
Да в точности, милорд.
ГАМЛЕТ
До какого убожества можно опуститься, Горацио! Что мешает вообразить судьбу Александрова праха шаг за шагом, вплоть до последнего, когда он идет на затычку пивной бочки?
ГОРАЦИО
Это бы значило рассматривать вещи слишком мелко.
ГАМЛЕТ
Ничуть не бывало. Напротив, это значило бы послушно следовать за их развитием, подчиняясь вероятности. Примерно так: Александр умер, Александра похоронили, Александр стал прахом, прах - земля, из земли добывают глину. Почему глине, в которую он обратился, не оказаться в обмазке пивной бочки?
Истлевшим Цезарем от стужи
Заделывают дом снаружи.
Пред кем весь мир лежал в пыли,
Торчит затычкою в щели.
Вдруг до Гамлета долетает глухой тревожный звук барабана. Сумерки. Вдали, мелькая за деревьями, движется странная процессия. Люди держат на руках тело человека, но идут они скоро, подчиняясь ритму барабана. Сбегают под уклон, опускают тело на землю, подхватывают под руки, волочат по земле. Гамлет бежит к ним. Он несется, не разбирая дороги, продираясь через кусты, перепрыгивая через препятствия...
...и выбегает на поляну, на которой группа подростков пинает тело ногами, кричат, кривляются под ритм музыки из магнитофона. Павел с ободранным в кровь лицом, тяжело дышит, буквально рычит:
- Стоять! Стоять, гады!
Подростки перестали пинать тело, повернулись к Павлу, смотрят на него удивленно, безо всякой злобы. У них доверчивые открытые лица. Павел подходит ближе, подростки расступаются. На траве лежит сшитое из брезента чучело. Павел замер. Подросток поднял чучело за ногу, волочит за собой, все уходят за ним. Культя у чучела разодрана, сыплются опилки. Павел стоит, тупо смотрит им вслед. На поляну выходит мужик в шляпе, боком, торопливо приближается к Павлу, заглядывает ему в лицо:
- Вам плохо? - участливо спрашивает он.
Павел осмысленно посмотрел на мужика. Вдруг наклонил голову, приставив к ней рожки, идет на мужика, мычит. Мужик пятится, затем позорно бежит, роняя шляпу. Павел поднял шляпу, идет по дорожке. Пристроил шляпу в протянутую руку статуе, будто она просит подаяния. Достал монетку, бросил ей в шляпу. Вдруг на лице статуи выступили слезы, Павел поднял голову, ему на лицо тоже капают капли дождя. Павел идет по дорожке парка...
Сквозь дождь и сумерки проступает фигура под зонтиком. Павел подходит ближе - это флейтистка. Она берет Павла под зонт, они идут по ночному городу прямо посередине Невского. Их объезжают машины...
Они входят в квартиру флейтистки. В полутемной прихожей флейтистка прижимает палец к губам: тсс... Вводит его в комнату. Включает огромную хрустальную люстру. Рядами стоят бархатные стулья. Она сажает Павла на стул, уходит в другую комнату. Перед стульями стоит пюпитр, открыты ноты. Выходит флейтистка в белом концертном платье. Кланяется. Павел непонимающе таращится. Она невозмутимо кланяется снова. Павел нерешительно аплодирует. Флейтистка играет. Павел боится шелохнуться, стул очень ветхий и, кажется, что он вот-вот развалится. Флейтистка закончила. Павел вскочи л, аплодирует. Взял горшок с геранью, подарил. Вдруг стук в дверь. Кто-то ковыряет замок
ГОЛОС
Этот что ли замок?
ДРУГОЙ ГОЛОС
Этот, этот...
ГОЛОС
Это мы запросто, в пять минут...
Начинают ломать замок. Павел и флейтистка, взявшись за руки, вылезают в окно...
...и влезают в окно комнаты в общежитии. Флейтистка с любопытством озирается, читает надписи, рассматривает маски. Павел зажигает свечу.Наконец они уселись на кровать, потянулись робко целоваться. Распахивается дверь, влетает злой и потный помреж, яростно шипит:
- Нашел время и место... Между прочим, твой выход!
Хватает Павла за руку, ведет к двери, на ходу напяливая на него парик, костюм и т.д... Флейтистка задумчиво осмотрелась, увидела зеркальце на столе, взяла его в руки, принимается рисовать себе рыжие веснушки и большие губы сердечком.
Последний штрих губам делает Настя (злая девочка), сидящая на пне посреди пыльной сцены. Грязные грубые декорации изображают зимний лес. Настя громко вещает:
- Выдумали тоже - подарки и жениха в лесу искать, словно в нашей деревне ребят и магазинов нету. А ну, как суженый-ряженый придет, так и помру здесь. Да и какой здесь жених, кроме Лешего!
Выскакивает взъерошенный Леший-Павел:
- Я здесь, милая, давно тебя поджидаю! (страшно пугает Настю)
НАСТЯ
Тьфу! Сгинь, нечистая сила!
ЛЕШИЙ
Не сгину, я тебе не подвластен! А вот ты сейчас у меня попрыгаешь!
НАСТЯ (визжит)
Ой, провались, страшилище! Я боюсь!
Но Леший сам пугается Настиного вопля и падает, притворившись мертвым.
НАСТЯ (дурашливо)
Что, умер?
Подошла, толкнула ногой. Рука лешего глухо стукнула. Настя наклонилась, вдруг видит мертвый зрачок Лешего. Она пятится за кулисы, зажав рот руками.
Роскошный зрительный зал. Золото ампирных кресел, лоджий. Аншлаг. Зал затаил дыхание. Мертвая тишина. В первых рядах сидят все персонажи фильма. Вдруг взрыв аплодисментов, крики "браво". Цветы летят на сцену к ногам. Камера поднимается - это Гамлет. Сейчас он спокоен и величественен.
Конец
Свидетельство о публикации №207042900158