Шедевры и гении Proza. ru, конец апреля 2007

Самого пристального внимания, на мой взгляд, заслуживает рассказ Елены Паймаковой «Мастеру». Уже из названия можно предположить, что повествование будет вестись, в некотором смысле, от лица Маргариты из известного романа Булгакова. Предчувствие не обманет проницательного читателя. Это письмо Маргариты Мастеру. Необычное письмо, письмо, будто через вечность, через бесконечные просторы вселенной. Мне запомнилась интересная строчка: «Да и что такое мгновение против вечности и вечность против мгновения?» Все же приоритеты расставлять, я полагаю, тут было неуместно. Каждое, вероятно, ценно по своему, но человеку для понимания доступно лишь мгновение. И то, порой и насчет этого у меня появляются сомнения. Замечателен отрывок про случай. Случай и вправду играл огромную роль в романе Булгакова. Может быть, Елена намекает на это.
Потом автор говорит от лица Маргариты, намекая, очевидно, на отношение Маргариты к роману: «образы Меня, прошедшие по касательной с образами Вашими, приобретают некую возвышенность, поэтическую стройность...» - очень интересный взгляд. Искусство и вправду может изменять жизнь, влиять на нее. Хорош проникнутый философией постмодернизма отрывок в духе Борхеса или Шекспира насчет наших жизней: «Это - всего лишь линии, строчки, завитки чьих-то почерков, отпечатки чьих-то рук...»
Дуализм благодарности и ненависти к человеку, открывшему для нас истину, такие приблизительно чувства испытывает Маргарита к Мастеру после того, как он появляется в ее жизни. В конце автор элегантно подводит нас к событиям самого романа, завершая произведение словами: «Вы узнаете меня по жёлтым цветам».

 Анна Тальских приготовила нам миниатюру под очень образным названием «Листопад души, под звуки умирающей любви». Можно сказать повеяло осенью, под листопадом души, наверное, следует понимать отпадающий ворох старых, пережитых воспоминаний, уже не вызывающих боли. Странные слова довелось прочитать мне на ее странице, когда девушка говорит о своей прежней любви: «Конечно, красиво обманывал, ничего против не имею.» Странные, по правде говоря, слова, выдержанные в духе экзистенциальной невозмутимости Ричарда Баха. Не против чего интересно девушка? Не против красоты манипуляций или не против самого обмана? Но героиня, действительно готова дать отпор и может победить чувства, оставшиеся в прошлом, но не в настоящем. Но не знаю, при таком боевом, оптимистичном характере ей бы не следовало обзаводиться такой ахиллесовой пятой, как любовь поплакать.
Странная мысль: «Мелодия находит свое отражение в душе человека, она как молитва.» Как ни крути, но ведь молитва исходит от нас самих, а музыка приходит извне, хотя, наверняка, сливается с ритмом внутреннего начала. С мелодиями все сложнее, ведь чтобы их визуализировать требуется подключить фантазию.
Мне очень понравилось другое замечание Анны: «Завышенная самооценка – это еще не грех, но это уже сигнал о расхождении с раем.» - Здорово подмечено. Мы как будто движемся от жизни на земле к жизни загробной, и путь этот непрерывен, на нем есть много развилок. Но после определенного этапа связь между ними прерывается и из ада в рай уж не попасть.
«Листья – это слезы, а, значит – это слабость». А вот и разгадка! Она в метафоре плач – листопад. Что ж по-своему это очень оригинально и, для меня, ново. Своеобразное художественное открытие, нашедшее себе место в очаровательной миниатюре.

 Теперь пришло время познакомиться с очаровательной миниатюрой Татьяны Лучезарной: «Мелкий пошел мужик». Причем заметьте, Татьяна, делаю я это просто так, без всякой задней мысли, просто, среди массы остальных произведений мне понравилось ваше! Не стоит пытаться усмотреть в нем поделку феминистического толка, для настоящего произведения подобные эпитеты – оскорбление. Разве нет? Ведь ценность творения должна быть универсальной, независящей от пола автора. Такие упоминания становятся уступкой, оскорбительным оправданием.
Взгляд автора: симпатично субъективный. Самое ценное в рассказе, наверное, и есть те случаи, ради которых Татьяна решила его написать. Опять же через призму собственного восприятия. Роза в ресторане, поклонник, пожелавший остаться в тайне – это очень романтично. Гастрономические подробности все же, на мой взгляд, должны подаваться несколько более нейтрально.
А вот с молодыми людьми в электричке я бы вел себе поосторожнее, мало ли чего может взбрести в голову пригородному маньяку при виде красивой девушки! А вот это немаловажное дополнение к эпизоду с запиской, я бы даже сказал ключевое в вашей зарисовке: «Фраза была самобытна сама по себе, и номер, даже написанный мелким почерком в углу, её безнадёжно бы испортил». Это очень соответствует тому духу благородства, которого Вы избрали себе в попутчики.
И в конце на сцену опять выбегают по-гоголевски мелкие мужички со своими мелкими своекорыстными интересами. Что ж, побольше Вам встреч с людьми благородными и романтичными!

 Предлагаю вниманию любезных читателей юмористический очерк Алены Данченко «Разговор с кошкой». Чувство юмора у автора отменное, рассказ доставил мне огромное удовольствие. Как и безрезультатные попытки уговорить родного доместиката перейти с мясной диеты на более разнообразное питание. Кошка спорит со своей хозяйкой, словно настоящий персонаж шекспировских комедий. Она ловко выкручивается со своей звериной прямотой из всех смысловых ловушек, уготовляемых ей хозяйкой.
Но что еще хотелось бы отметить: рассказ написан очень правдиво. Я верю тому, что прочитал. Именно так все в жизни и бывает. Я могу утверждать это, поскольку сам являюсь хозяином трех кошек. Оттого позвольте прокомментировать сей эпизод:
«-У тебя же борщ в миске с утра стоит.
-Совсем с ума сошла, да?» - кошки в действительности пренебрегают этим прекрасным блюдом, и порой оно несколько дней киснет, находясь у них в тарелке. Иногда мне начинает казаться, будто я тоже начинаю различать интонации в их запутанной и, на первый взгляд, однообразной речи. И знаете, интонации эти в большинстве случаев оказываются требовательными и полными неудовольствия. Однако, Алена, не стоит так баловать кошек, что не берут в рот ничего кроме куриных крылышек! У меня они тоже иногда брезгуют гречкой, но только на первый день. Не против они полакомиться и картофельными очистками. Удачи Вам, Алена, в общении с братьями нашими меньшими и сестрами!

 Величайший русский эстетик искусства и, в частности, литературы В. Набоков, чьи взгляды порой приобретали характер моральных догм, несовместимых с альтернативной позицией, говорил, что разница между прозой и поэзией по большому счету иллюзорна. Я поверил своему кумиру и, руководствуясь означенной позицией, осмелюсь обратить внимание почтенных читателей на замечательное стихотворение с просторов «Proza.ru». Его автор – Сергей Шадров. Стихотворение называется по своей первой строке: «Выйду в поле утром ранним…»
Стихотворение переполнено любовью к родным просторам, их необозримой шири. И эта любовь к родным местам сращена в стихотворении с воспоминаниями о счастливом, безмятежном детстве «Как мальчишка, сбросив возраст,//Пробегусь по ним босой.» Во время импровизированного восхода, автор наблюдает расцветание природы.
«Посмотрю как лучик первый
Прорезает небосвод,
Засияет, заискрится,
Пав на гладь озёрных вод.» - согласитесь хорошо. Так и чувствуется, что подул утренний ветерок, ветер идущий с озер. И озерная гладь, простирающаяся до горизонта. До чего же прекрасное стихотворение. Причем на всем его протяжении не заметил ни одной «экспериментальной» рифмы. Все по настоящему, без вынужденных подгонов и натянутых, извиняющихся за свое убожество рифм. Правда, поставила меня в тупик рифма «трель-день». Как ни крути, но стихотворение должно петься, звучать. А Вы сами губите его непрерывность! Лишь немного прямолинейно, по-топорному смотрится «Соловейка голосистый». Хорошо последнее четверостишие: близость с природой исправляет и очищает человека. Делает его благороднее.
Извините, Сергей, я сперва даже не поверил, что автор такого солидного стихотворения может встретиться на интернет-ресурсе. Еще раз браво!

 Название работы обязывает меня быть серьезным и беспристрастным. И я в поисках словесного воплощения гармонии и чувств переходил из одной рубрики в другую до тех пор, пока не столкнулся со стихотворением автора под именем Лев Золотой. Стихотворение «Я прорываюсь сквозь века» по большому счету глубоко личное произведение. Оно является носителем некого трансцендентного смысла. При его чтении следует учитывать его иррациональность и опираться на некое интуитивное ощущение правоты, правды, как чего-то простого и в полной мере недоступного для словесного выражения. Не знаю прав ли я, автор рассудит нас, благородный читатель! Формулировки автора мне немного напомнили стиль незабвенного австрийца Томаса Бернхарда в романе «Стужа». Когда я читал Ваше:
«Я прорываюсь сквозь века
Я надрываюсь темным смехом
Я свет идущий из далека
Ищу, ищу я человека.»
любезный Лев, я почувствовал, что у меня прерывается дыхание, как при появлении чего-то смутно-величественного. Как при рождении блистательного образа. Ваше стихотворение следует читать нараспев под звуки органа. Виден античный подтекст, например, в ищу человека. Виден циклопический, титанический размах ваших образов в вашем прорыве сквозь века. И вот вы лучом света пытаетесь проникнуть сквозь века, но сталкиваетесь с косностью людской материи и: «И пустота и все в смятенье». Герой клеймит позором сторонников абсолютных категорий в истории. Все не может быть ни прекрасно, ни ужасно. Вот, правда, один оборот оставил меня в смятении, что бы это значило?
«Я падал часто
На блеск отчаянной луны».
Скажите честно, за этим стоит нечто конкретное или же это просто для красоты (что само по себе тоже замечательно)?
Отстраненно, ближе к богу – это интересно, т.е., чем ближе к богу, тем безразличнее тебе рай и ад? Замечательное стихотворение, очень рад был ознакомиться с вашим творением!
 


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.