Она утонула

 Было начало июня. Учеба приближалась к концу. На носу госэкзамены и защита диплома. В институте практически непрерывно шли консультации. В такое время особенно приятно расслабиться, выбросить из головы все заботы и тревоги, и полежать часок-другой на берегу речки - подальше от суеты и посторонних глаз, наслаждаясь покоем, ласковым солнцем и журчанием речной воды.

Именно это и делал сейчас Толя. Он только что вернулся из института, вытряхнул из сумки конспекты и, сунув вместо них большое махровое полотенце, махнул к речке, которая протекала всего в получасе езды на автобусе от студенческого общежития. Выбрав укромный уголок, он с комфортом расположился на густой травке и стал любоваться зеленоватой лентой реки, предвкушая удовольствие от купания.

Вокруг было тихо, и Толя полагал, что он один на берегу. Но он ошибался. Неожиданно, совсем рядом за зарослями кустарника раздался негромкий плеск. Кто-то входил в воду.

Кто бы это ни был, Толя поначалу решил не обращать на него внимания. Но потом любопытство и беспокойство взяли верх. Он приподнял голову и увидел сквозь ветки метрах в пятнадцати от себя красивую загорелую девушку в бикини. У Толи замерло сердце. Это была Марина. Они учились на одном курсе. Такой отличной фигуры, как у нее, не было не у одной девченки на факультете. Толя был тайно влюблен в нее, но за пять лет совместной учебы так и не осмелился признаться в своих чувствах. Она же его не замечала, никак не выделяя среди других однокурсников.

Не замечала она его и сейчас. Едва войдя в реку, она остановилась в нерешительности. Судя по всему, вода оказалась холоднее, чем она думала. Но колебание было недолгим. Марина двинулась вперед и, оттолкнувшись от дна, поплыла.

Толя наблюдал за ней, не отрывая глаз. В теплое время года, особенно, в конце весны, он бывал в этих местах регулярно, но никогда не встречал Марину. Он и не ожидал, что она так хорошо плавала. Девушка держалась на воде без малейшего усилия. Ее движения были уверенны и гармоничны. Она плыла брассом, но, видимо, этот стиль показался ей слишком медленным, и она перешла на кроль. Теперь с каждым взмахом она все стремильнее удалялась от берега.

Глядя на то, как она приближается к середине реки, Толя вдруг вспомнил, что в прошлом году здесь утонул один студент-заочник, бывший моряк. Правда, потом выяснилось, что он был сильно пьян. Но Толя знал также, что в некоторых местах на реке было сильное холодное течение, которое могло застать врасплох неопытного купальщика. Марину таким новичком не казалась, так что оснований беспокоиться за нее вроде бы не было. На всякий случай он последил за ней еще немного.
Но нет, все было нормально.

***

Толя вновь откинулся на спину и подставил лицо под жаркие лучи солнца. Легкое дыханье ветерка обдувало его тело. В кронах окружающих деревьев негромко щебетали птицы, шелестела листва. Убаюканный этими звуками, он задремал. Внезапно что-то заставило его очнуться. Это было неясное ощущение тревоги, предчувствие надвигающейся опасности. В этот момент до его слуха донесся испуганный вскрик.

Это был голос Марины. Толя вскочил и посмотрел на реку. Там, на самой стремнине, девушка взмахивала руками, как будто пытаясь найти какую-то опору. Она изо всех сил старалась удержаться на поверхности. Но тщетно. С каждой секундой ее движения становились все слабее и слабее. Голова Марины то появлялась, то исчезала под водой. Не было никаких сомнений в том, что девушка тонет.

Толя машинально отметил про себя, что с ней, вероятно, произошла беда, представляющая наибольшую опасность для пловцов – судорога свела ногу, она растерялась, наглоталась воды и теперь шла ко дну. Медлить было нельзя. Толя бросился в воду и отчаянно заработал руками и ногами, поднимая тучи брызг. От спешки сбилось дыхание, он но не обращал на это внимания, боясь опоздать.

Он взял самый быстрый темп, на который только был способен. И тем не менее, ему казалось, что он барахтается нпа одном месте. Наконец, тяжело дыша, он достиг того места, на котором в последний раз видел Марину.

Но здесь никого не было. Догадавшись, он посмотрел вниз по течению. Там, на глубине сквозь зеленоватую толщу мелькнуло что-то светлое. Чувствуя, как ускользает драгоценное время, он с силой отчаяния нырнул. Сделав несколько энергичных гребков, стал шарить перед собой руками и напряженно вглядываться в водяную завесь. Запас воздуха в легких уже подходил к концу, когда он различил неясные очертания человеческой фигуры и коснулся чего-то гладкого и упругого. Это было плечо Марины. Вовремя! В голове начало стремительно мутнеть, когда Толя схватил девушку подмышки и, брыкаясь ногами, как гигантская лягушка, бесконечно медленно поднялся на поверхность.

***

Девушка была без сознания. Ее безвольное тело выскальзывало из его объятий, как крепко он их не сжимал. Это навело на мысль, что надо тянуть ее за волосы, как обычно, судя по картинкам на пляжных стендах, поступают с утопающими. Но такой способ показался ему неудобным. Не видя другого выхода, он осторожно, так, чтобы не пережать горло, взял ее локтем под подбородок и, следя, чтобы лицо девушки не погружалось в воду, поплыл к берегу, помогая себе свободной рукой. Каждый метр пути давался с неимоверным трудом. Приходилось бороться и с течением и с тяжестью двух тел, своего собственного и Марины, которая влекла его вниз. К счастью, вскоре он достиг отмели. Как только ноги его ощутили твердую опору, на него навалилась страшная усталость. Но отдыхать было некогда. Пошатываясь, он встал и взял Марину на руки. В тот момент, когда он подносил ее к груди, взгляд его упал на блестящий предмет на ее шее. Это былоа золотая цепочка изящной работы.

Засмотревшись на украшение, Толя не сразу заметил, что миниатюрная застежка цепочки раскрылась, и та вот-вот готова упасть. А когда заметил, то было поздно. Цепочка плавно соскользнула с шеи девушки и, сверкнув на прощание желтой искоркой, полетела в воду. Толя беспомощно наблюдал за ее падением. Ничего другого ему не оставалось.

Впрочем, отчаиваться не стоило. Цепочка была отчетливо видна на песчаном дне. Толя постарался хорошо запомнить это местно и напраисля вдоль отмели к берегу. Вынся Марину из воды, он осторожно уложил ее на траву. Сводя и разводя ей руки, Толя, как умел, сделал искусственное дыхание. Щеки девушки порозовели. Она слабо, но ровно задышала, не приходя, однако в себя.

Убедившись, что жизнь девушки вне опасности, Толя оставил ее на берегу, а сам поспешил вернуться за цепочкой. Найти ее оказалось не таким простым делом, как он предполагал. Но все же через некоторое время поиски увенчались успехом. Сжав цепочку в кулаке, Толя побрел обратно.

***

Едва выйдя из-за поворота реки, за которым он оставил Марину, Толя отпрянул от неожиданности. Она была не одна. Склонившись над ней, стоял модно одетый парень крепкого телосложения. Это был еще один однокурсник – Валентин, которого Толя недолюбливал. Валентин всегда старался устраивать свои дела тайком от товарищей и принадлежал к тем людям, которые для достижения своей цели не брезгуют никакими средствами. Валентин был карьеристом по натуре. Однако, окружающие, и в том числе преподаватели, относились к этому снисходительно. Может быть, потому, что он легко становился душой любой компании, где требовалось смешить и веселить, и хорошо учился. А может быть, потому, что карьеризм не считался большим пороком. Валентин пытался ухаживать за Мариной. Делал он это настойчиво, но, к большому удовлетворению Толи, безуспешно. Марина только посмеивалась над ним.

Как он оказался на берегу, Толя не знал. Решив понаблюдать за развитием событий, он притаился за густыми ветвями плакучей ивы, росшей у самой воды.

То, что он увидел, поразило. Сначала он подумал, что Валентин просто любуется лицом девушки. Однако, затем у него возникло ощущение, что Валентин хочет удостовериться, что она действительно в обмороке. Это выглядело старанно и неестественно.

 Неожиданно Валентин выпрямился и настороженно огляделся по сторонам. Потом торопливо снял свою модную рубашку и джинсы. Бросив одежду на землю, он подбежал к реке и прыгныл в воду. Окунувшись с головой, он тут же выскочил обратно и снова склонился над Мариной. На этот раз он легонько похлопал ее по щекам. То ли от этих ударов, то ли от капавшей с него воды, но девушка вздрогнула и пришла в себя. Она подняла голову и вопросительно посмотрела на Валентина, словно только что проснулась. Он что-то тихо сказал ей и погладил ее по волосам. Взгляд ее потеплел, и она слабо улыбнулась. Он взял свою рубашку и, свернув ее, подложил девушке под голову. Она кивнула в знак благодарности и прилегла. Все это время Валентин непрерывно говорил. Она с интересом слушала его, и ее лицо попеременно выражало то тревогу, то восхищение. По отдельным доносившимся до него словам Толя понял, что Валентин расписывает, каких героических усилий стоило ему спасение Марины.

Все в Толиной груди закипело от возмущения. Он хотел уже выйти из укрытия и уличить Валентина в обмане, но в этот момент на пляж высыпала целая группа студентов. Среди них было несколько Толиных знакомых. Они тотчас же окружили Валентина и Марину, и воздух наполнился шумом и гамом. В такой ситуации Толя счел неуместным вдруг появиться и начать доказывать, что это он спас Марину. Главное, в конце концов, рассудил он, что она цела и невредима.

Толя уже хотел незаметно покинуть свой наблюдательный пост, как вспомнил про цепочку. Он все еще сжимал ее в кулаке. Каким-то образом надо было вернуть ее хозяйке. Проще всего было положить ее среди вещей Марины, тогда она обязательно найдет.

Так он и сделал. Отыскав то место, где раздевалась Марина, и сунул цепочку в ее пляжную сумку. Затем быстро оделся и пошел в общежитие. Надо было готовиться к экзаменам.

***

На следующий день по факультету разнеслась ошеломительная новость. Валентин спас Марине жизнь во время купания на реке. Рассказ о происшествии передавался из уст в уста и оброс многочисленными подробностями, во многом благодаря фантазии тех, кто первыми обнаружил спасителя и спасенную на берегу. Поступок Валентина выглядел очень романтично и вызывал всеобщее уважение и даже зависть. Многие ребята желали бы оказаться на его месте! Вокруг его имени неярко, но достойно засиял ореол настоящего мужчины. Валентина все чаще можно было видеть вдвоем с Мариной, и все находили это вполне естественным.

Толя делал вид, как будто вся эта история его не касалась. Было это нелегко. Но еще труднее для него было выступить в роли разоблачителя. Да и вряд ли теперь ему бы кто-нибудь поверил.

Впрочем, был один человек, которому он охотно рассказал бы всю правду. Это была Марина. Но как это сделать - Толя не представлял. Он не хотел, что бы у Марины возникло чувство, что она чем-то ему обязана. Несколько раз он собирался подойти к ней, ждал удобного случая, но в последний момент, когда оставалось сделать один только шаг, не осмеливался.

А времени для такого признания оставалось все меньше и меньше. Кончились госэкзамены, состоялась защита диплома. Последнее событие, как самое важное, ребята договорились отметить в ресторане. Заранее были собраны деньги, заказан банкетный зал, согласовано меню. За все платили парни.

Толя также решил пойти. Для него это было не просто торжественное мероприятие по случаю окончания института, но и последняя возможность поговорить с Мариной.

***

В назначенный день и час все собрались за празднично накрытым столом. Обстановка была весёлая и непринужденная как на истинной студенческой пирушке. Однако у многих были печальные лица. Пять лет учебы пролетели незаметно. Это было время общих радостей, забот и печалей. Казалось, только вчера пришли они на первый курс, а сегодня уже стали выпускниками. Теперь у каждого своя дорога в жини, и нелегко было осознавать, что вскоре придется расставаться.

Вечер не имел четкой программы. Никто не произносил специально заготовленных речей. Импровизированные тосты перемежались шутками. Каждый делал, что хотел. Кто-то предпочитал говорить, кто-то налегал на еду и напитки.

Толя сидел почти напротив Марины и время от времени посматривал на нее. Она чудесно выглядела. На ней было сногсшибательное лиловое платье, и своим нарядом она затмевала остальных девчонок. Она держала себя как человек, который знает, какое впечатление производит на окружающих, но была, на взгляд Толи, более молчаливой и задумчивой, чем обычно. Полную противоположность ей представлял Валентин, который острил, не переставая, и подчас довольно пошло.

В перерыве между подачей блюд, когда все встали из-за стола, Толя заметил, как Марина отделилась от общей группы и направилась в холл. Он последовал за ней. Она прошла в дальний угол комнаты и остановилась у большого зеркала. Вокруг не было ни души. Более удобного случая для объяснений с глазу на глаз тродно было представить. «Сейчас или никогда!», - сказал он себе. Но в тот момент, когда он собирался приблизиться к Марине, откуда не возьмись появился Валентин. Почти оттолкнув Толю плечом, он подошел к девушке и что-то шепнул ей на ухо. Поколебавшись, она согласно кивнула, и он увлек ее за собой.

Когда Толя вернулся в банкетный зал, все уже были за столом и оживленно переговаривались. Перекрикивая общий шум, Валентин зычным голосом попросил слова. С наступлением тишины он продолжил:

- Я хочу объявить вам одну интересную новость. Ты не против, Марина? – обратился он к сидевшей рядом девушке.

Улыбнувшись, она покачала головой. Улыбка показалась Толе грустной.

- В общем, так, - сказал он и по-барски обнял ее за плечи. – Мы с Мариной решили пожениться.

Дальнейших его слов никто не слышал. Они потонули в восторженном реве сотрапезников. Началось невообразимое. Раздались аплодисменты, крики «Ура!», «Горько!». Среди всеобщего ликования один лишь Толя сидел молча, потрясенный этим известием. Вечер сразу утратил для него всякую привлекательность. Остаток ужина Толя провел, практически не двигаясь с места и не притрагиваясь к еде. Сначала над ним подтрунивали, но затем, видя, что он не реагирует, оставили в покое. Когда начались танцы, он ушел.

***

Как только студентам раздали дипломы, они стали разъезжаться к местам будущей работы. Для одних это была газетная редакция, для других – областные телевизионные и радиостанции. Многолюдные коридоры института начали быстро и необратимо пустеть.В числе первых, кто покинул институт, была Марина. Она уехала вместе с Валентином, на которого пришла персональная заявка от крупного информационного агентства на работу за границей.

Что касается Толи, то с отъездом Марины он впал в апатию. Все происходящее вокруг казалось ему бессмысленной суетой. Где-бы он не находился – в институте, общежитии или метро, всюду его неотступно преследовал образ Марины.

Однажды, когда он зашел на факультет, чтобы завершить кое-какие дела, его окликнула одна из сокурсниц. Он подошел.

-Тебе просили передать вот это, - скзала она, протягивая ему запечатанный конверт.
- Кто? – удивился он.

- Когда откроешь - поймешь, - ответила она с загадочным видом и, ничего больше не добавив, отошла.

Оставшись один, Толя недоуменно повертел конверт в руках. На нем не было никаких обозначений. Не гадая долго, Толя вскрыл его. Внутри оказался сложенный тетрадный листок, на котором округлым женским почерком было выведено только одно слово: «Спасибо». Сердцу учащенно забилось. В надежде, что удастся найти еще какую-нибудь запись, Толя развернул листок. На ладонь выскользнула маленькая изящная змейка. Тонкая золотая цепочка, которую он уже видел однажды.

________________________________


Рецензии
Рассказ понравился, но лично мне не хватает объяснения, как Марина узнала о том, что её спас Толя. Тогда она была без сознания, а Валентину рассказывать ей всю правду невыгодно.

Женские Истории   23.06.2015 13:32     Заявить о нарушении
Узнала, женщины всегда знают такие вещи. Но произведение идеалистическое, лубочное, описывает выдуманный мир.

Валерий Толмачев   23.06.2015 21:21   Заявить о нарушении