Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера. Путешествие в Бробдингнег

Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера. Путешествие в Бробдингнег».

Гулливер продолжает свои идиотские путешествия. После Лиллипутии Свифт логично взялся за Великанию. То бишь за Бробдингнег (большой кусок пирога тому, кто с первого раза прочтет это название без запинки!). Казалось бы, худшей пакости, чем байки из Лиллипутии, сочинить невозможно. Но… нет ничего возможного для возможно невозможного «сатирика» 18-го века (вот такой вот дебильно-изощренный каламбур!). Если кто думал, что Свифт, пойдя по диаметрально противоположному пути, раздухарится и создаст шедевр, то это зря. «Бробдингнег» получился… не то, чтобы еще хуже «Лиллипутии» (куда уж хуже-то?), но, пожалуй, куда более мерзопакостнее. По количеству всяческих мерзостей, интимных и туалетных подробностей Свифту с его «Бробдингнегом» трудно найти конкурента! Хотя это можно было предугадать. Ведь если, будучи только в какой-то сраной Лиллипутии, Гулливер подвергался таким унижениям, что не ходи купаться просто, то можно было априори предположить, что же с ним, бедным, будет твориться среди великанов.

Оно понятно, конечно, что Свифт хотел облить дерьмом свою родную Англию, показав тупорылый патриотизм и долбоебистскую честь якобы достойного и благородного лоха Гулливера. Что интересно, с этой задачей (насчет облить дерьмом Англию) Свифт вполне справился. Но чувство юмора у него, прямо скажем, какое-то извращенское. Слишком отвратительный лузер, непроходимый лошара и жалкий клоун Гулливер, чтобы его ****ые приключения вызывали улыбку.

Кстати, любимая Свифтом тема испражнения тоже никуда не делась (вообще-то хитрожопый Джонатан пытается таким образом сравняться с Рабле, но выходит по-тупому, как будто дошкольник пытается точь-в-точь срисовать Левитана). Казалось бы, что в Великании проблема «сходить по-какому-нибудь» у Гулливера вовсе не должна стоять ребром. Ну ладно, в Лиллипутии – там действительно, возможно, нельзя было об этом не сказать. А в Бробдингнеге-то на ***? Так нет же: у сортирного Гулливера и тут возникла такая проблема! Охуеть просто – зачем так зацикливаться на этой дрянной теме?! Отмазки из серии «что естественно, то не безобразно» не принимаются. В Лиллипутии бедные лиллипуты не знали куда деться от зловонных и отвратительных экскрементов великанского Гулливера. Теперь и Гулливер столкнулся с подобной мерзопакостью, будучи уподобленным лиллипуту. Великаны отвратительно пахнут, кожа у них наимерзчайшая, вся в огромных вонючих пятнах и прыщах… В общем, читать об этом без содрогания невозможно. А уж когда молодые великанши сажают Гуллика себе на груди и заставляют, цитирую, «совершать по их телам другие экскурсии», нормальный, не страдающий никакими перверсиями, гражданин, попросту с отвращением откинет книгу Свифта, как омерзительное насекомое.

Единственная более-менее пристойная хохма в свифтовском «Бробдингнеге» (если и все мерзкие подробности тоже считать за хохмы) – это про короля, который выслушивает Гулливера, «с достоинством» ****ящего про устройство его любимой Англии. Король начинает задавать всякие риторические вопросы из серии «Не случается ли порой, что на всякие высокие должности назначаются разнообразные ублюдки, только и ждущие возможности безнаказанно грабить простой народ?». Или «Так уж ли все эти назначения проходят по воле народа? А не с помощью ли обмана, коррупции и преступлений какие-нибудь отвратные личности захватывают все высокие посты в вашей хваленой Англии?». Гулливер про себя объявляет бробдингнегского короля идиотом и поспешит объявить «любезным читателям», что не будь он, Гуллик, так мелок и ничтожен в той поганой стране, он бы этому ублюдскому королю показал, как у них в Англии Родину любят! А чё? Гуллик – он же истинный патриот! За Родину пасть порвет, однозначно, век Англии не видать!..

Вот этот эпизод, по крайней мере, достоин уважения. Не из-за сраного гулливеровского патриотизма, конечно же, прости, Господи!.. А из-за того, что Свифт, хоть и не обладает никаким писательским даром (давайте уж называть вещи своими именами!), но зато не прочь попереть против власти и повалять эту власть в дерьмеце. Вместе с тупыми, навязанными этой властью, идеями, такими, как патриотизм, вера в монарха и прочие дрянные гадости. В то время, как известно, излияние на всеобщее обозрение подобных идей могло быть чревато весьма нехорошими последствиями. Вот здесь Свифту можно руку пожать – молодец, дескать, смелый ты человек! А за художественное произведение как таковое – ноль баллов! Нет здесь никакого художественного произведения – одна гадость голимая!..


Резюме: размер еще как имеет значение! Вместе с увеличением размеров персонажей резко возросли мерзости, как количественно, так и, если можно так выразиться, качественно!..


Рецензии