Продавцы и интеллигенты

Когда Леночка была маленькой, она не боялась ни злых бездомных собак на улице, ни когтей Царап-Царапыча, лениво посапывающего на стуле в прихожей, ни мальчишек с рогатками во дворе, ни колючей крапивы в палисаднике, ни рыбьего жира в огромной темно-коричневой бездонной склянке, воцарившейся на верхней полке буфета. У всех детей есть какие-то страхи. Леночка боялась взрослых. Нет, она не боялась ни сердитых милиционеров на машинах с мигалками, ни суровых военных в парадных мундирах, ни решительных докторов со шприцами в руках, ни громкоголосых дикторов в телевизоре. Единственным человеком, которого Леночка страшилась, была тетя Валя - продавщица книжного магазина.

Несмотря на то, что Леночка была маленькой девочкой, она уже носила очки с толстыми стеклами и очень любила читать. Она была родом из семьи ученых-физиков аж в трех поколениях. С младых лет мама записала ее в библиотеку, но библиотека была в двух кварталах от дома, поэтому часто туда ходить Леночка не могла: одной ей не позволяли далеко отлучаться от дома, мама работала допоздна, а у старенькой бабушки тоже всегда находились какие-то дела. Зато прямо под окнами их девятиэтажки располагался чудный книжный магазин. За послушание и прилежание Леночке полагалось по десять копеек в неделю, которые она могла потратить на что угодно. В книжный магазин ей ходить не возбранялось, поскольку он располагался так близко, что даже дорогу не надо было переходить.

Так бы Леночка и бегала в книжный магазин со своими копейками, если бы не одно препятствие. Для такой маленькой девочки как Леночка, "препятствие" казалось двухметровой высоты, около 100 килограмм чистого веса, обтянутое фланелевым цветастым материалом с рюшечками, с алыми напомаженными губами и такими же алыми наманикюренными ногтями. Так уж сложилось, что Леночка любила книги, а тетя Валя - нет. "Уйду в "Промтовары"!" - Грозилась тетя Валя каждый раз, когда кто-нибудь из покупателей выражал свое неудовольствие. - "Надо уходить, все равно здесь нечего ловить". "Ловить" в книжном на самом деле было нечего, разве что какого-нибудь задумчивого интеллигента, положившего по инерции книгу себе в дипломат и направившегося к выходу, забыв за нее заплатить. Время от времени к продавщице заглядывали подруги, от которых пахло колбасой и рыбой, они подолгу что-то громко обсуждали, вызывая блеск в глазах тети Вали.
Леночка любила книжный магазин, но боялась тети Вали. Когда девочка заходила туда с мамой, то все было хорошо, но стоило ей только приоткрыть тяжелую скрипучую дверь одной, как...

-...А-а-а, общество книголюбов к нам пожаловало, - говорила тетя Валя так, словно Леночка пришла не одна. - Ну, заходи, заходи.
- Здрасьте, теть Валь! - Леночка робко протискивалась в дверной проем и старалась прошмыгнуть за книжные полки, чтобы спрятаться от неусыпного взора продавщицы.
- Не, а че ты убегаешь сразу? Книжки умные читаешь, а разговаривать не умеешь? Поговорили бы что ли, а то сижу здесь с девяти утра одна, народу мало заглядывает, - картинно зевнула тетя Валя.

Леночка смущенно выглянула из-за полки с детской литературой и уставилась в пол.

- Беда с вами, с интеллигентами! Книжек читаете много, а поговорить не о чем, - заключила тетя Валя и махнула в сердцах рукой.

Леночка спешно скрылась за той же полкой. Оказавшись среди книг, она на мгновение забылась, увлеченно перелистывая страницу за страницей. Внезапно она увидела нависшую над ней громадную тень.

- Ну, что ты тут листаешь, шуршишь, только страницы мусолишь! - Прошипела тетя Валя. - Что ищешь? Ты мне скажи, я тебе сама книжку выберу. Хочешь вон "Волшебника Изумрудного города" почитай.
- Я уже читала, тетя Валя, - зарделась девочка. - Можно мне что-нибудь про Германию?
-Про Герма-а-анию??? - Удивленно выкатила глаза тетя Валя и с нескрываемым раздражением в голосе продолжила: - А вы что эмигрировать собрались? Посмотрите на них! Родина их выкормила, выучила, а они заграницами интересуются.

Леночка не знала значения слова "эмигрировать", она подумала, что это, должно быть, что-то страшное и постыдное, поэтому покраснела до корней волос и, запинаясь, еле слышно пробормотала:

- П-п-про в-войну, мне бы п-п-про войну почитать...
- Про войну? А ты что, мальчишка что ли? Войной только парни интересуются, тебе в армии не служить, детка.

Фланелевое платье продолжало над ней угрожающе нависать. Леночка готова была провалиться сквозь землю, потому что она не знала ответы на тетивалины вопросы.

- Я п-п-передачу смотрела, мне интересно стало...
-Ай, да бери все, что хочешь, - отмахнулась продавщица, - только деньги плати.

Но она не ушла за прилавок, а все также стояла позади Леночки, наблюдая за ней. С каждым движением девочкиной руки в направлении какой-нибудь книги, она отпускала односложный комментарий: "Рано!", "Не бери!", "Не трогай!", "Это не для детей!". Леночка была маленькой девочкой, поэтому она, не выдержав авторитаризма фланелевого платья, наконец, разрыдалась в три ручья.

Тетя Валя безаппеляционно вытащила самую толстую книгу с полки и вручила ее девочке со словами:

- На, бери, если донесешь, в этой картинок больше, тебе, небось, нельзя много читать, и так уже очкастая. Деньги-то мамка дала?

При слове "деньги" глаза у тети Вали загорелись и стали одного цвета с ее губами.

Леночка утерла слезы рукавом платья, достала монетки, завернутые узелком в носовой платок, и отдала тете Вале. Когда пересчитали, оказалось, что не хватало копеечки. Было видно как ловким движением натренированной руки, тетя Валя зажала монетку в десять копеек между толстыми пальцами и спрятала вместе с книгой под прилавок.

- Ну, копейку я за тебя платить не буду! Много вас, интеллигентов, здесь шляется, заплати за каждого - за день на рубль-другой набежит. Книжку не дам, иди и прости у мамки копейку.

Леночка удивленно вскинула брови. Она, конечно, видела то, как тетя Валя спрятала монетку, но не знала, что взрослые умеют так бессовестно врать. Девочка хотела было что-то возразить, но пошла на поводу у страха, повернулась спиной и, всхлипывая, направилась к выходу. Она не хотела расстраивать маму, поэтому ничего не сказала ей о случившемся, просто взяла и перестала ходить в книжный магазин одна.

С тех пор утекло много воды, Леночка уже не боялась взрослых, потому что сама стала одной из них. Леночка по-прежнему не боялась ни злых бездомных собак на улице, ни внука Царап-Царапыча, унаследовавшего его длинные цепкие когти и также лениво посапывающего на стуле в прихожей, ни проделок собственного сына, ни колючей крапивы в палисаднике, ни тем более рыбьего жира в огромной темно-коричневой бездонной склянке, которым ее уже давно никто не кормил. У нее не было страха перед сердитыми милиционерами на машинах с мигалками, суровыми военными в парадных мундирах, решительными докторами со шприцами в руках, громкоголосыми дикторами в телевизоре, требовательными профессорами в институте. Она не эмигрировала в Германию, не продолжила плеяду ученых-физиков, а устроилась работать продавцом в книжный магазин. Просто Леночка не хотела, чтобы другие дети боялись ходить в книжные магазины и перестали покупать книги. Говорят, наши детские страхи остаются с нами навсегда.


Рецензии
Интересный рассказ !
Конечно же, поступок продавщицы должен был вызвать у ребенка потрясение. Действительно - смех, да серьезный...
Да, детские впечатления определяют дальнейшую жизнь. Хотя здесь, конечно, натяжка. Насчет ее выбора. Просто Леночка поняла, что наука в нонешние времена наши тяжкие не прокормит, да и сжалилась над сынишкой ))
А вот это:
"Беда с вами, с интеллигентами! Книжек читаете много, а поговорить не о чем"
- понравилось очень... Иной - трудно поверить, что ён вообще книгу в руках держал - а треплется живо и весело, и не остановишь. Э-хе-хе, правду они про нас...))

Афонин Вячеслав   07.05.2011 20:47     Заявить о нарушении
Вячеслав, а в нынешние времена еще явственнее деление на "умного и "глупого": у кого язык хорошо "подвешен", тот и интеллигент; не важно ЧТО говорить, главно говорить МНОГО =] А "книжные черви" скоро вымрут как мамонты, угу. Но с другой стороны, может не в "червях", а в книжках все дело? Может Достоевские, Пушкины, Тургеневы больше не рождаются? Я вот пытаюсь совремённых аффтаров почитывать, но, признаюсь, не всегда асиливаю... =]]]

С теплом и улыбками, Марина.

Марина Монастырская   08.05.2011 02:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.