Вечный гость

С недавних пор повадился ко мне приходить Вечный гость. Каждый вечер, примерно в одно и то же время раздавался глухой стук в в обшарпанную дверь моей квартиры. Каждый вечер я впускал его за порог и каждый вечер я слушал одну и ту же его печальную историю о Вечном госте.По началу я не очень-то внимательно вслушивался в его слова, по-началу я и не очень-то хотел его понимать, да и вообще, по-началу я и не задумывался о том, кто же такой этот Вечный гость и откуда взялось у него это странное название. Но со временем я стал его более внимательно слушать, я стал думать над его словами, и временами мне казалось что я даже стал его понимать - и он это чувствовал.

Вечный гость, так он себя называл, никогда не имел своего собственного дома, хотя он никогда не был брошенным или бездомным. Всю жизнь его окружали люди - близкие, родные ,друзья и товарищи, и вообще - у него всегда и всё было хорошо. Но всегда и всюду ему не давала покоя эта тоска, тоска которая не давла ему ни покоя ни радости - тоска по собственному дому, по дому, где он мог бы перестать чувствовать себя гостем. Странно, но так уж получилось, что он всегда жил у кого-то, хотя как словом "у кого-то" можно назвать дом своих родителей или дом, где он жил со своей женой; но он так говорил, и уж конечно он это всё понимал, но всё-таки не переставал так думать.Рассказывая мне всё это, он как будто хотел не совета, а участия или может даже сочувствия своим преживаниям, - но что я мог ему ответить, - мне оставалась только лишь слушать его рассказы и пытаться улавливать кончики его переживаний.

Вечный гость когда-то был высоким человеком с прямой осанкой и уверенной поступью, но теперь его фигура стала томной и грузной, поступь тяжёлой и неуклюжей, а над его когда-то сияющими глазами с детским взглядом теперь нависли густые и хмурые брови. Все движения его и жесты были какими-то неуверенными и вечно стесняющимися - это выработалось у него за долгие годы жития в качестве Вечного гостя.Голос его был низким и чуточку дрожащим, а его манера говорить немного походила на речь обиженного лакея. Это были мои первые впечатления о Вечном госте, которые впоследствии развеялись также как и появились. Ведь мы с ним о многом успели поговорить.

Где бы он не жил, чтобы он ни делал, всегда с ним было ощущение бесполезности и ненужности собсвенных действий, всегда с ним было чёткое осознание того, что всё что с ним происходит - это всего-лишь чьё-то желание и чья то воля, которой он должен был безоговорочно и тупо подчиняться. Даже в домах, где он фактически, социально считался хозяином, его не покидало это гнетущее чувство - чувство Вечного гостя. Никогда не возникало чувство гордости за свой дом, никогда не было той магической и необъяснимой человеческой слабости (а наверное и силы) - тяги к дому, желания возвращаться и возвращаться, приходить снова и снова что бы вновь и вновь говорить себе - "я дома". Люди которые были рядом с ним, всего происходящего с ним отчего то не видели, они продолжали строить планы, что-то придумывать и говорить, говорить, говорить. Единственное время, когда он мог почувствовать себя дома - это во время своего сна, сна беспокойного и бредового, сна усталого бездомного, отчаявшегося найти тёплый ночлег с крышей и заснувшего на грязной привокзальной скамейке.

Он пробовал жить один, он думал что ощущение одиночества и полного уединения помогут ему успокоиться и избавиться наконец-то от уже ненавистного к тому времени чувства Вечного гостя. Он расстался со своей прежней жизнью, он всё бросил - семью, работу, привычки. Он стал жить один в доме на краю города, в доме где сумрак и озноб жили на правах соседей по коммунальной квартире, а скрипучие старые деревянные полы подвывали свою вечную скрипучую песню. Он жил здесь в полной изоляции от внешнего мира, таким образом обеспечивая покой и тишину своим чувствам и болезненным ощущениям. С его приходом туда, дом постепенно стал обрастать пылью, его сад зарос репейником и полыньёй , а скрипучие полы, почувствовав свободу безнаказанности, стали скрепеть ещё сильнее. Вечный гость и здесь не перестал быть вечным гостем. Странно, но и здесь ему казалось, что это его временное жильё, что это не навсегда и что когда-нибудь он отсюда уедет далеко-далеко. Вскоре его даже начили посещать мысли о скором своём сумасшествии , чего он не боялся, а возможно и желал этого. Выбирая между жизнью Вечного гостя и полной потерей разума он выбирал полное безразсудство.

И вот с недавних пор Вечный гость отчего-то и зачем-то стал приходить ко мне; странным и не понятным мне казались его каждодневные посещения, - почему он выбрал именно меня, чем я хуже других или чем примечательней? Зачем он открылся мне, и зачем рассказал всё это, и зачем я его слушаю? Много вопросов кружило в голове моей, и не находилось на них ответов. А между делом я успел привязаться к своему Вечному гостю, можно сказать привык к нему, и спустя время я стал ловить себя на мысли, что жду его. Мы много говорили, и за этими разговорами я сумел разглядеть его глаза по-настоящему. Это были глаза мудрого но несчастного человека, которому в жизни очень сильно не повезло, а возможно что неповезло не ему, а самой его жизни, которой пришлось пройти свой путь с таким беспокойным разумом кормлящимся таким сердцем-самоедом. Не знаю, правда ли всё это, но то что в его глазах не было ни злобы ни ненависти - это я увидел точно. Знаю, что жалость унижает человека, но мне было жаль его.

Но за последние дни что-то изменилось, что-то произошло. Вот уже несколько дней Вечный гость ко мне не приходит, и что с ним случилось - я не знаю. Может он сошёл с ума и окончательно забыл все свои привычные дороги и свои привычные страхи, а может он просто умер от вечной тоски и терзаний. Наверное, мне об этом не суждено узнать - ведь откуда он пришёл и куда изчез мне неизвестно. Что-то изменилось, что-то стало по-другому, - я это чувствовал даже в самом себе, даже в воздухе, окружающем меня. И честно говоря, где-то в глубине души я был рад тому, что Вечный гость перестал ко мне приходить; возможно то,что он мне рассказал совершенно не обязательно знать, а уж тем более испытывать, ведь чувство Вечного гостя - очень тяжелоё чувство, жизнь Вечного гостя - очень тяжёлая жизнь.


Рецензии