Шолохов
Скажу сразу, что дружеских отношений, близости между писателем Игорем Бондаренко и великим писателем Михаилом Александровичем Шолоховым не было и не могло быть. Слишком велика была разница в возрасте и в том положении, которое каждый занимал в литературе.
Михаил Александровича впервые я увидел в 1959 году. В теплый майский день главный редактор журнала «Дон» Михаил Дмитриевич Соколов взял меня, лит. сотрудника журнала «Дон» в Вешенскую. Какое первое впечатление на меня произвела эта встреча? Прежде всего хочу отметить одну черту-доступность. Позже я много раз видел Шолохова и на писательских съездах,на конференциях и в застолье, когда Михаил Александрович приезжал в Ростов и останавливался в гостинице «Московская».Шолохов был прост в обраще-
нии с людьми и доступен- будь-то член ЦК КПСС, молодой литератор или житель станицы Вешенской. Помню, когда я учился еще в Ростовском университете, Володька Жуков- мой сокурсник, бывший моряк, написал Шолохову письмо. Письмо в общем-то было «дурацким»,содержание его сводилось к тому, что
не мог бы Шолохов выслать ему, Жукову, 1000 рублей взаймы, а когда он , Жуков станет тоже великим писателем, он долг вернет…Я назвал это письмо «дурацким» потому, что Жуков ничего не писал и не собирался писать и ,как говорили ребята , «на дурочку» хотел получить 1000 рублей».Мы были уверены, что Шолохов просто не ответить, но он ответил…
Когда я говорю, что Шолохов был доступен, то тут же следует подчеркнуть,что он всегда держался с большим достоинством, как и полагается великому народному писателю .А то, что он писатель поистине народный вешенцы знали лучше других. Приведу такой бытовой штришок. Как-то спозаранку в калитку к Шолохову постучалась вешенская старушка. Пришла она к нему со своей нуждой. Писатель выслушал ее и спрашивает: « А почему, бабуся, ты не обратилась со своей просьбой в райисполком?» И услышал любопытный ответ: «Они же там начинают работать с 9,они…контора…А ты же не контора.»
Шолоховский дом всегда был открыт для людей. В жестокие годы коллективизации он не побоялся вступиться за своих земляков, адресуясь прямо к Сталину. Сталин письма Шолохова читал. Вождь долго, очень долго присматривался к писателю. Должен сказать, что у Сталина был хороший литературный вкус и«нюх» на таланты. В Шолохове он сразу распознал талант. Больший талант.
Со Сталиным, как известно, Шолохова свел Горький. Встреча эта произошла в доме Горького. Сидели за столом. Горький больше молчал. Сталин спросил Шолохова: «Почему вы так смягченно показали Корнилова. Надо его образ ужесочить.»Шолохов ответил: Поступки Корнилова вывел без смягчения в соответствии понимания облика этого воспитанного на офицерском кодексе чести человека… Сталин воскликнул: Как это чести? Он же против народа шел! Лес виселиц и море крови!..
«Должен сказать ,- впоследствии признался Шолохов, -что эта обнаженная правда убедила меня. Я потом отредактировал рукопись.»
Сталин любил, когда писатели прислушивались к его советам. Уже Сталиным было написано письмо Феликсу Кону о том, что «тов. Шолохов допустил в своем «Тихом Доне» ряд грубейших ошибок.»Но письмо это рано еще было извлекать на свет Божий .О нем и Шолохов ,и страна узнают позже, в 1949
году, когда Сталин понял, что образ свой ,так сказать, в полный рост в проиведениях Шолохова он никогда не увидит. Однако до этого было еще далеко.
После выхода первых двух книг «Тихого Дона» РАППовская критика ( была такая организация - Российская ассоциация пролетарских писателей) «замахнулась» на роман. Но слух о том, что Шолохов был у Горького
и там был Сталин…остудила пыл критиков. Его ввели в редколлегию журнала «Октябрь»,по роману сняли фильм .Если вначале рапповцы набросились на роман, как на «белогвардейщину»,то фильм те же критики «понесли» за любование казачьим бытом и адюльтер…На что Шолохов в письме к актрисе Цесарской (она играла Аксинью) писал: «Буду делать все от меня зависящее, чтобы «Тихий Дон» пошел…по стране.
По-моему, это очередная инсинуация московских сукиных сынов и дочерей.»
Шолохов знал, что «сукины сыны» водились не только в Москве ,но и в Ростове. В 70 годы я был секретарем партбюро Ростовской областной писательской организации. Вышло Постановление ЦК о литературно- художественной критике. На писательском собрании я сказал, что нам надо самокритичнее относится к тому, что мы пишем. Если у Шолохова «Донские рассказы» и «Тихий Дон» неравноценны, то что же говорить о нас, грешных. Только я пришел домой после собрания- телефонный звонок. Секретарь Ростовского обкома по идеологии Тесля: «Ты что?!с ума сошел!- Шолохова критиковать!…Я говорю: «Михаил Ефимович,я…».Но он не стал меня слушать. Мне только что звонил Шауро (зав.отделом культуры ЦК КПСС) и сказал, что у вас там происходит?…Секретарь партбюро выступает против Шолохова…Что это за секретарь
такой?!…» Оказывается, писатель А. позвонил в обком, а писатель С.-прямо в ЦК. Конечно, я бы не только «вылетел» из секретарей, но это вообще серьезно бы отразилось на моей литературной судьбе, если бы
не Шолохов. На другой день председатель правления Ростовской писательской организации А.Бахарев поехал к Шолохову. Говорили о разном.Потом Шолохов спросил у него: «Что там у вас вчера было на собрании?
Мне звонил Шауро»…Бахарев был человек прямой и честный. Он рассказал все, как было. «Вот сукины сыны…»,сказал Шолохов. Бахарев вернулся в Ростов. Позвонил мне: Игорь, не беспокойся, Шолохов назвал их
сукиными сынами…Я уже позвонил Тесле…
У Шолохова было особое чувство юмора. Как-то на «посиделках»Шолохов- Синявский спросил заядлого охотника и рыболова Шолохова: «Михаил Александрович,а каким средством вы пользуетесь на рыбалке от комаров?» Шолохов помолчал, потом коротко ответил: «Терпением.» С Шолоховым- Синявским была еще одна забавная история.Сталин как-то спросил Шолохова: А что ,Шолохов- Синявский ваш родственник?. Нет ,товарищ Сталин. Однофамилец. Сталин тоже обладал своеобразным чувством юмора. В присущей ему неторопливой манере произнес: Смотри какой?! Мало того, что он- « Шолохов», так он еще и «Синявский» (Это был очень популярный в те годы футбольный комментатор.)
В 1938 году Сталин спас Шолохова от ареста и гибели. Из песни слова не выкинешь.
В годы войны Шолохов часто бывал на передовой. Много писал очерков.Статей. Начал роман «Они сражались за Родину».Это была солдатская правда. Горькая ! Какой может быть только правда о войне. Но Сталин от Шолохова ждал другого. Мой брат генерал Николай Константинов учился вместе с Василием Сталином в академии генерального штаба. «Кто может написать «Войну и мир» о минувшей войне? Только Шолохов».Это слова отца ,сказал Василий Сталин моему брату .Знал ли об этих словах Шолохов?
Наверное, знал. Но он и без подсказок понимал, что все написанное им о войне только начало. Он встречается с генералом Лукиным, героем Смоленска,командующим 16,а потом 19 армии, с человеком трагической судьбы, потерявшем ногу и познавшем всю горечь плена. Но весь шолоховский « запал»был «погашен» официальными властями после опубликования письма Сталина Феликсу Кону в 1949 году. « Тов.Шолохов допустил в своем «Тихом Доне» ряд грубейших ошибок.»Вождь не дождался своего восхваления в романе
« Они сражались за Родину» и рассердился.»Сигнал» поняли все. Шолохова перестают печатать.
У романа «Они сражались за Родину» самая трагичная судьба. Полная верия романа просто погибла. Писатель ее сжег .В 1995 году было переиздание романа. Переиздание того, что сохранилось. Оно не содержит потря-
сающей по своей силе главы, которая даже в пересказе не может оставить читателя равнодушным.
1 мая 1938 года. В Ростове по улице Энгельса идет демонстрация. Поют революционные песни. Заключенные в подвалах НКВД (на улице Энгельса) тоже начинают петь: « Смело мы в бой пойдем за власть Советов…» «Вихри враждебные веют над нами…»В камеры врываются энкавэдешники и рукоятками пистолетов по головам- петь в камерах запрещено!!!
Эту главу Шолохов привез и читал на бюро обкома. Об этом мне рассказал друг моего отца Михаил Кузьмич Фоменко, секретарь Ростовского обкома КПСС по идеологии.(В то время.) Читал долго. Около часа. И заме-
тил, что к концу чтения остался только первый секретарь Обкома Соломенцов М.С. и Фоменко. Шолохов обвел взглядом опустевший кабинет и с грустью обронил: «А где же остальные…? Ус….лись? Собрал рукопись и махнул в Москву. К Брежневу. Но Брежнев его не принял…
У Шолохова было много почитателей ,но и немало было недоброжелателей. Каких только «собак» на него не вешали. Как-то в журнал «Дон» приехал Евтушенко. Он попросил устроить ему встречу с Михаилом Александровичем.(Тогда он искал защиты от критиков его « Бабьего яра») Мы устроили ему эту встречу. Чем она закончилась, я не знаю. Но пополз слушок…Шолохов-антисемит. Как можно обвинять человека в антисемитизме, если один из самых сильных своих рассказов он посвятил Левицкой. А когда ехал в Стокгольм
получать Нобелевскую премию взял своего любимого режиссера Лиона Мазрухо.
Были и такие шепотки: Шолохов спился. Ничего не пишет.. Как раз в это время раздался телефонный звонок из Москвы. Звонил заместитель председателя Иностранной комиссии Союза писателей СССР Косоруков. С Косоруковым мы были знакомы. Москвичи знали, что Шолохов их не долюбливает. Косоруков меня попросил: «Позвони Шолохову, узнай ,собирается ли он поехать на юбилейную сессию Нобелевского комитета?» Я позвонил. Взял трубку секретарь. Я назвался. « Я сейчас доложу Михаилу Александровичу.»Он положил трубку на стол. И я услышал стук пишущей машинки…Шолохов работал. Затем Шолохов взял трубку. Я передал ему привет от коллектива журнала «Дон» и поинтересовался, поедет ли он в Стокгольм?
- «А что мне там делать?… Не поеду я…»
- Он не любил суеты. Этих светских «тусовок»,как теперь говорят. Это был великий писатель и великий человек.
- Игорь Бондаренко.
Свидетельство о публикации №207050300204