Код 666. Часть 1. Вторая глава

 Дима работал в крупном научно-исследовательском институте, где занимался созданием математических моделей. Этот институт поставлял свою "умную" продукцию промышленным советским компаниям. В том числе, и предприятиям, производящим изделия военного назначения. Дима имел так называемый "допуск". В доперестроечные времена люди, имеющие "допуск", не могли получить "разрешение" на выезд на постоянное место жительства (ПМЖ) за границу. Если они обращались с соответствующей просьбой в "компетентные органы", то получали "отказ" и становились "отказниками". "Отказника" не выпускали на ПМЖ, при этом увольняли с места работы, на котором он имел "допуск", и старались не принимать на другие предприятия. "Отказник" с трудом находил какое-либо весьма непрестижное занятие и годами ждал "разрешение". Некоторые так и не дождались...

 Дима давно думал уехать из Советского Союза, но был уверен, что получит "отказ". После прогулки у израильского консульства он решил попробовать. Дима подумал:

-Везде началась такая неразбериха, что всё может быть. Вдруг мне дадут разрешение.

 К большому своему удивлению, Дима очень быстро и без особых сложностей прошёл всю бюрократическую процедуру оформления документов. Ему запомнилась только огромная очередь в московский городской ОВИР ("отдел виз и регистраций"). Сотни людей стояли несколько часов, чтобы получить заветное "разрешение" или злосчастный "отказ". В очереди делились информацией и планами на будущее.

----

-Вы помните, как несколько лет назад показывали по телевизору евреев, которые вернулись из Израиля?

-Да, я смотрела эти пропагандистские передачи.

-Именно, пропагандистские. Я думаю, что Комитет послал этих людей специально, чтобы потом продемонстрировать всему миру: вот, пожалуйста, эмигранты возвращаются обратно в СССР!

-Не исключено. Но возможно и другое. Может быть, всё дело в самих этих "возвращенцах". Знаете, есть люди, которые только ищут, где бы на чём-нибудь "наварить". А там работать нужно!

-Наверное, Вы правы. Там нужно работать.

----

-Вы слышали, очень трудно достать билеты на вылет в Израиль. СССР дал разрешение на вывоз советских евреев только венгерской авиакомпании "Малев".

-Только это? А багаж? Невозможно послать багаж малой скоростью. Везде огромные очереди, и везде хотят "на лапу".

----

-Вы не пробовали получить "анкету" в австралийском посольстве?

-Не только пробовал, но и получил. Но что толку? Там "очковая" система.

-Что это?

-Дают очки в зависимости от возраста, профессии, образования, состояния здоровья, количества детей. Если у тебя этих очков меньше определённого числа, то тебе ничего "не светит".

-Да. Все хотят молодых, здоровых и с хорошей специальностью.


----

-У меня настроение-как электрокардиограмма. Куда мы едем, зачем? Ведь мы уже не только отыграли первый тайм, но и начали второй.

-Ну, ничего. У нас есть почти весь второй тайм, а, может быть, ещё и добавочное время.

----

-Из-за давления израильского премьер-министра Ицхака Шамира Соединённые Штаты ввели квоты на въезд. Теперь можно будет попасть только в Израиль.
 
-Прощай, Америка!

----

-Представляете, один мой родственник, который давно живёт в Израиле, просил меня привести ему сатиновые "семейные" трусы. Мы с женой очень удивились. Может быть, у него там от жары "крыша поехала"?

-Поймите, не трусы эти ему нужны. Он хочет вернуть время, когда он такие трусы носил.

----

-После получения разрешения из ОВИРа я планирую обменять свою квартиру на меньшую, разумеется, за соответствующую доплату.

-Даже и не пытайтесь! Одной моей знакомой, которая хотела провернуть такую операцию, сказали в милицию: "За такие штучки мы можем отправить Вас вместо Ближнего Востока на Дальний".

----

-Вы получили права на вождение автомобилем?
 
-Конечно! Я ещё думаю начать учить иврит по самоучителю.

-Ну что Вы! Зачем сейчас терять драгоценные время и энергию. Нас обучат в Израиле. Знаете, там есть специальные языковые курсы для репатриантов. Я для себя решила: в данный момент все силы-на отправку багажа!

----

 Дима стоял в очереди и...учил иврит. Он слышал разговоры и думал:

-Странно. Люди занимаются чем угодно, но не языком. Как бы им не пришлось пожалеть об этом.

 Сам Дима неплохо преуспел в изучении иврита. Он использовал книги, которые подарил ему Амид, и периодически вспоминал о нём. Дима поставил перед собой задачу каждый день выучить несколько ивритских слов. Утром он выписывал новые слова и их перевод на русский язык на небольшой листок бумаги. Затем носил его с собой в течение всего дня. Эпизодически заглядывал в листок и вновь, и вновь повторял слова. Отдельно делал записи в карманную телефонную книжку и постоянно проверял себя, помнит ли он слова, которые учил в предыдущие дни. Вечерами, дома, Дима учил грамматику иврита и делал упражнения из самоучителя. Здесь, в ОВИРе, он также повторял слова, которые запланировал выучить на данный день.

 У входа в ОВИР стояло несколько дородных милиционеров. Им было скучно. Они играли между собой в какие-то молодецкие подвижные игры, при этом сильно толкали друг друга и громко ржали. Очередь не кончалась у входа. Она вилась вдоль широкой лестницы на второй этаж, делала несколько петлей по "предбаннику" и упиралась в заветную дверь. За этой дверью принимались судьбоносные решения. Прошло несколько часов, и Дима вошёл в неё.

 В комнате сидел рыжеволосый человек с внимательными серыми глазами. Его лицо было обсыпано мелкими веснушками. Дима положил на стол перед чиновником все необходимые документы. Тот посмотрел на бумаги, затем на Диму, затем вновь на бумаги, лежавшие перед ним. Стал внимательно читать. Немного помолчал. Дима тоже молчал. С улицы раздавались звуки проезжающих мимо автомобилей. Наконец, чиновник заговорил:

-Значит, решили уехать?

-"Жребий брошен".

-Понятно...Вот поселят Вас на спорных территориях, так?

-Спорных? Возможно.

-Не возможно, а точно. Дадут в руки израильский автомат. Автомат называется "Узи"?

-"Узи".

-Будете участвовать в боях местечкового значения.

-Местечкового? Не исключено.

-А ведь Вы, Дима, математик. Правильно?

-Математик.

-Вы ведь живёте в огромном мегаполисе, в Москве, а не в каком-то заштатном городке, который даже батька Махно не хотел брать. Не будете ли Вы раскаиваться в содеянном? Не будете ли говорить себе: "Не то решение я принял, не то прошение подал, не тот путь выбрал. Не тот, не тот!"

 Дима засмеялся. Чиновник с удивлением посмотрел на него и спросил:

-Разве я сказал что-то смешное?

-Нет. Просто вспомнился один случай из жизни.

-Какой?

-Это неважно. Просто Ваша фраза мне кое-что напомнила.

-Расскажите мне, что Вас так рассмешило. Сижу вот тут целый день со строгим лицом. Как чучело на огороде. Может быть, я тоже хочу посмеяться.

-Пожалуйста. В моём классе был один парень по имени Толя, который весьма неважнецки учился. Обычно его отметки колебались между двойкой и тройкой. Толин отец постоянно наказывал его ремнём за двойки, приговаривая: "Не будешь слушать батю-будешь слушать заводской гудок!"

-Строгий папаша.

-Да. Но этот парень был, что называется, не промах. Когда мы учились в классе пятом, он, параллельно с настоящим дневником, стал вести ещё один. В этом дневнике Толя ставил себе только четвёрки и пятёрки, а подписи учителей искусно подделывал.

-Ловко! Как двойная бухгалтерия.

-Вот именно. Отец его не замечал подмены и был страшно доволен, что сын взялся за ум и стал хорошо учиться. Один наш одноклассник как-то был у Толи дома и видел такую сцену. Отец попросил у сына дневник, внимательно просмотрел его и со словами: "Молодец!"-стал ласково гладить Толю по голове. Одноклассник, который был в курсе всех этих проделок, с трудом сдержался, чтобы не рассмеяться.

-А папаша не видел, что подписи учителей поддельные?

-Нет. В этом деле Толя оказался отличником, а не двоечником. Но вот в один прекрасный день отец потребовал у сына дневник. Толя поначалу дневник дал, но вдруг схватил его и начал тянуть к себе со словами: "Не тот,не тот!" Продолжение можете себе представить.

-Толя, наверное, потом несколько дней не мог сидеть.

-Совершенно точно. Вот эту историю Вы мне напомнили своими словами: "Не тот, не тот!"

 Рыжеволосый человек немного посмеялся, а потом погрустнел. Задумчиво посмотрел в окно. Ещё раз взглянул на документы, которые Дима ему передал, и тихо сказал:

-А я вот тоже неважно учился. По математике у меня было совсем плохо. Всегда завидовал тем, кому учёба давалась легко. Но ничего, видите, кое-чего в жизни добился. Сижу в большом кожаном кресле, в неслабом отдельном кабинете, решаю судьбы других людей. Правда?

-Решаете.

-Хотя это не так легко, как кажется. У каждой медали есть две стороны. Правильно?

-Конечно.

-Представляете, иногда чувствую себя Понтием Пилатом.

-Понтием Пилатом?

-А что Вас удивляет? Он тоже был всего лишь чиновником.

-Неожиданное сравнение.

-Но правильное?

-Возможно.

-Без сомнения, правильное. Хотя услышать его в таком месте-это всё равно, как встретить медузу в Мёртвом море.

-Вы были на Мёртвом море?

 Чиновник не ответил и после тяжелого вздоха сказал:

-Ну, вот и пообщались. А всё же жалко, что такие люди, как Вы, уезжают.

 Через несколько минут Дима вышел из комнаты.

-Промежуточный финиш пройден,-подумал он.

 Бюрократическая машина завертелась...


Рецензии
"не могли получить "разрешение" на выезд на постоянное место жительства" - да уж...
Автор тот ещё "песатель"...
Написанное с следующих главах можно не читать.

Юрий Казаков   06.01.2015 20:21     Заявить о нарушении
Юрий, наверное, Вы не знаете этого (по возрасту?), но в 1989 году (действие первых глав романа) надо было получать разрешение на выезд из СССР.

Игорь Лазебник   06.01.2015 19:28   Заявить о нарушении
Да... действительно "песатель", - его носом в кучку дерьма, а он и не чует, что "язык хромает"... ПЕСАТЕЛЬ... ХА.

Юрий Казаков   06.01.2015 20:21   Заявить о нарушении
"на выезд на постоянное место жительства" - да уж...

Юрий Казаков   06.01.2015 20:22   Заявить о нарушении
Я почитал несколько твоих рецензий. С тобой всё понятно. Надеюсь,наше общение на этом закончено.

Игорь Лазебник   06.01.2015 20:38   Заявить о нарушении
В ЧС поставите? - Почту за честь!

Юрий Казаков   06.01.2015 21:13   Заявить о нарушении