Summer Of Love 40 лет. Роллинг Стоун. Мик Джагер

Джери Хирши


Давайте начнём с катализатора шестидесятых. Подростков.

О Боже.

Считаете ли вы, что дети, которые родились после войны совершили прорыв?

Я не совсем согласен. Первый прорыв состоялся в двадцатые годы. После Первой Мировой войны, девушки стали носить короткие юбки и перестали носить лифчики. Был рассвет джаза и люди у которых были деньги, стали принимать много наркотиков. Моя мама знала эти танцы, которые были довольно дикими. Она меня научила танцевать чарльстон и блэк ботом.

Интересная картина, вы и ваша мама в салоне.

Я любил прыгать и скакать, а она знала эти движения. Она так же умела танцевать джитербаг. Сложный акробатический танец. Мы называли это джайвом. Когда девушки прыгали так высоко, в этом было столько свободы.
До этого я брал уроки бальных танцев. У меня они не получались. По этому я считаю что именно джайв стал культурным прорывом того времени.
Во время Второй Мировой войны появилась новая мода в одежде. В Англии это стало называться эпохой Эдварда. В начале пятидесятых мальчиков называли тедди бойз. Мы имели всякие бунтарские вещи. Я считаю что всё это было взаимосвязано . Одежда, отношение с родителями, культура , всё это имело место после войны.

Я согласен. Но по большому счёту потрясение шестидесятых было гораздо громче.

ОК. Конечно это был большой прорыв в шестидесятые. Но всё это началось с времён Элвиса. Те времена были супер бунтарскими. Эта музыка была более шокирующая чем музыка Битлз. Ранний Битлз. Я не имею в виду когда она стала более интеллектуальна с выходом Sgt. Pepper. Сэксопильность Элвиса была более шокирующей чем песня Битлз I Want to Hold Your Hand. Это довольно глупая песня. В ней было что-то привлекательно и все её полюбили, включая меня самого. Но в ней не было достаточно сексуальности.

Роллинг Стоунс взяли на вооружение сексуальную музыку,- американский блюз. Однако ваши ровесники чёрные музыканты, такие как Смоки Робинсон и Исак Хэйс избегали блюз. Считали это музыкой прошлого и музыкой своих отцов. Почему вы выбрали блюз?

Я не знал что такое блюз когда мне было двенадцать или тринадцать лет. Я просто слушал то что мне нравилось. Мне так же нравилась глупая белая музыка. Например Кони Фрэнсис. Я слушал её песню Who’s Sorry Now и Биг Билла Брунзи в одно и то же время. Конечно нам предстояло это открыть.
В то время была только одна телестанция Би Би Си. Иногда там показывали американских артистов. Там выступали Сонни Тэри и Брауни Макгее. Они выступали с госпелами и блюзами. Те кто раскопали эти кадры сегодня, совершили находку. В Америке тогда такое не показывали. Такие люди как: сестра Розета Тарпи, Мэмфис Слим, Лена Хорн и Биг Билл Брунзи. Его привезли в Англию джазмены, такие как Лони Донеган. Так они появились на английской сцене. Это был караван госпела.

Но ни кто не смел называть это блюзом.

Нет. Это называли народной музыкой. Им не давали играть на электрогитарах. Это уже считалось роком. Их просили звучать как фолк блюз. Я вообще не знал, что это такое. Просто мне это нравилось. Я не записывал их ни в какую категорию. Тогда ещё не было Ай Тюнс. Я слушал всё подряд. Мне нравилась музыка кантри. Я глотал всё подряд. Мне очень нравился рокэндролл. Элвис.

Позже вы зафанатели с Джеймса Брауна. Я помню как его гардеробщица мисс Сандерс беспокоилась об этом худощавом мальчике Мике, который крутился в театре Апполо.

Я люблю развлекать людей. Я равнялся на артистов которые могли петь и танцевать. С Джеймс Брауном это были не только танцы. Вся группа. Эта странная метаморфоза. Не забывайте что существовал барьер. Это была другая планета. Музыка была очень отточена. К тому же на концертах присутствовали домохозяйки которые после полудня курили траву. У нас в Англии такого не было. Джейм вовлекал публику и она была частью его выступлений. Любое выступление это не только артист, но и аудитория и как они взаимосвязаны. Реакция была интересной. Могу сравнить как в каком то роде посещение церкви.

 
Вы удивились расизму, когда прибыли в Америку?

Когда мы выступали на юге, было интересное чувство. Мы гастролировали с Пати Ла Бел и группой Вибрейшн. Они исполняли акробатические номера на сцене. Когда мы находились с ними в самолёте, который был снят на прокат, им не разрешали посещать некоторые места во время наших остановок. Они шутили над этим, хотя думаю это совсем не смешно. У меня был охранник. Чёрный парень и бывший агент ФБР. С ним у меня были забавные курьёзы на юге Америки. В какой то забегаловке нас просто не обслужили. Это было шоком.

Давайте вернёмся в 1967 год. Что вы думали когда услышали о новом журнале, который назывался Роллинг Стоун?

У американских музыкальных журналов тогда были странные названия. Какие то опиумные. Типа 16. Был ещё какой то журнал со звериным названием.....

Тайгер Бит?

Точно. Роллинг Стоун освежил всё это. К 67 году мы уже были вполне устоявшейся группой. Нам это польстило. Хотя люди были в лёгком заблуждение и думали что это наш журнал или есть какая то связь с нами.
Конечно это было на долго.

Какова была ваша реакция на репортаж с вашего концерта в Алтамонте в 1969 году?

По правде говоря, я думаю это было не очень оправдано. Было не очень приятно. Наверное в Сан-Франциско не могли себе представить, что такое могло произойти именно там. Не забывайте что журнал Роллинг Стоунс появился в Сан-Франциско. Для того времени это было печальное событие. Конечно в том была и наша вина. Но не только мы были ответственны за те события.

Та эра, когда Стоунс стали мировыми кумирами была необычна. Почему вы не хотите глядеть назад?

Конечно было много перемен. Про это столько много говорилось. Вы читали книгу После войны, написанную Тони Джудом? Он много написал об этом. Когда вы читаете написанное профессиональным историком, то вы начинаете пересматривать свои восприятия. Конечно все вылилось через край. Да, это был важный период, но с другой стороны, а что было достигнуто? Начались многочисленные споры. Хотите ли говорить о философской части, моральной, артистической. Очень много составляющих.

Как на счёт влияния этой новой музыки? Не стала ли она своего рода современным языком?

Поп культура и рок музыка стала образом общения. Люди стали цитировать слова из песен как когда то цитировали из Шейкспира или Библии. Или Аврама Линкольна. Я не говорю, что люди цитировали только слова из поп музыки и ни чего более. Нет. Но тем не менее они вставляли строчки в своих диалогах.

Давайте остановимся подробнее на этом предмете. Многие артистические формы начали пересекаться. Эндя Уорхол сделал обложку к альбому Стики Фингерс. Каут Бейси играл на вашем Дне рождения. Вуди Ален, Боб Дилан были там и был высмеян. Это начало космического сознания. Как вам было тогда?

Артисты, музыканты, модельеры любили тогда тусоваться вместе. Не знаю почему. Люди просто устраивали тусовки. Это было не так как в ночном клубе. Там было невозможно говорить. Мы встречались и беседовали в других местах.
Было много салонов, как в девятнадцатом веке. Там встречались абсолютно разные люди. Так театральный критик Кен Тинан и его жена Катлин, устраивали такие салоны. Могло случиться так, что вы были одни рок певцом из всех присутствующих. Зато были философы, режиссёры, писатели. Много интересных людей. Я был для них экзотикой. И они в каком то роде, были экзотикой для меня. Было много экзотичных женщин,-очень много.

Считаете ли вы что это было особенными взаимоотношениями?

Да. До этого так люди не общались Это придало большой толчок. По этому люди и были так возбуждены. Сали появляться новые идеи, более творческие и я уже не находился в рамках только рока.

Ну всё-же, что нибудь приносит вам приятные воспоминания о том времени?

Я думал об эффекте Битлз и других групп. Всё что случилось с Американской музыкой. Я написал целую историю об этом для фильма Мартина Скорцези, который называться Долгоиграющий. Фильм про музыкальную индустрию и двух людей. Музыкальная структура в Америке была временно разрушена нашествием. До этого все было как в тридцатые годы.

Вы имеете в виду, то как делались записи и продавались?

Да. Даже то как делились деньги. Было так. Если вы певец, например Франки Авалон, кто то другой композитор. Пятьдесят процентов от композитора получал издатель, который потом в свою очередь продавал Франки эту песню. Затем певец выбирал песню для записи со своим менеджером или студией звукозаписи. Короче было процесс было вовлечено много людей. Затем в студии мы записываем песню с большим оркестром. Я Франки Авалон пою эту песню и мне говорят что делать. В цепочке было много звеньев.

Так что же изменилось?

Потом появились Битлз и им подобные. Все эти люди уже стали не нужны. Остались только компании звукозаписи и те не знают, что им делать.
Всё что они могут, это раскручивать их или выставить пластинки на продажу в магазины. Вся индустрия была разрушена.

Вы хотите сказать что Битлз, Стоунс были самодостаточными группами и это повлияло на индустрию?

Да. Самодостаточность изменила всю финансовую структуру. Все эти профессиональные композиторы, аранжировщики, дирежеры и музыканты оказались без работы. Элвис ни когда не писал песен. Так же Синатра.

Так кому эти перемены были на руку?

Битлз сколотили состояние. Неожиданно появились музыканты которые сами писали песни, и получали за это деньги.

Но ведь компании звукозаписи едва позволяли артистам делать отсебятину...

Эти компании стали большими и превратились в корпорации. Маленькие компании скупили более крупные. Они стали менее независимыми. Атлантик перекупил Уорнер Бразерс. Это было началом. Затем их перекупили ещё более богатые корпорации. Тип хозяев платных парковок Кинней.(смеётся). И таких людей как Ахмет Этергут становилось всё меньше и меньше.


Компании звукозаписи приходят и уходят. Но новые технологии останутся и будут заменять старые. Как вы адаптируетесь?

Я до сих пор слушаю песни по порядку. Как они записаны. Некоторые говорят мне, что это не по порядку. Я что даже не спорьте, потому что ни кто так больше не прослушивает музыку. Технология постоянно меняется. Я начал с пластинок 78 и скоро их не стало. Потом появились 45. Их можно было складывать друг на друга. И если мне что то не нравилось, то я нажимал кнопку проигрывателя и играла другая пластинка. Сегодня дети слушают песню не больше минуты на диске или МП3 плейере. Я помню песня Элвиса Wear My Ring Around Your Neck была почти две минуты Точнее 2-15. Этого было для меня достаточно.

Тем не менее технологии меняются, но некоторые темы как например Gimme Shelter, Undercover of the Night, соответствуют событиям сегодняшнего дня.
Как будто вы написали саундтрак к сегодняшнему террору в мире.

Да мы пришли из злобы шестидесятых к террору. Но в терроре много злобы.
Она спит, пока вы пишете песню. Она конечно имеет на вас влияние.
Политик и террор это не из лёгких тем. Теперь это стало ещё труднее.
Если ритм у песни хороший а слова говно, она будет звучать тривиально. Тут чёткая линия. Проблема в рок музыке, она имеет тенденции тривилизировать вещи если вы не осторожны. Для меня например гораздо легче написать песню про любовь, чем про времена, в которые мы живём сейчас.

Но вы всё же закинули маленький коктель Молотова на вашем последнем альбоме.

Когда я написал Sweet Neocon, было начало чего то ужасного. Было начало войны в Ираке. Джордж зашёл слишком далеко и это было так неоправданно. И вы начинали задумываться,- а кто вообще подержал его в этом решении?
Все смешалось. Эта теория представлялась мне смесью несбыточной мечтой, с примесью демократии и евангелистских проповедей. Я взял и написал эту песню.

Как на счёт мемуаров, типа жизнь и времена Мика Джагера? Как вы думаете не пора?

Наверное это было бы забавно писать мемуары. Мне предлагали очень много денег и я почти соблазнился на это и начал писать. Это было ужасно скучно. Я сидел вместе с кем то вроде вас, и бесконечно рассказывал о прошлом. Мне показалось это тупым занятием. Может писать самому за моим компьютером?
Пока я этого делать не хочу. Я хотел бы найти другую форму, как это сделать.
Может в книжной форме, но не по стандартам шоу бизнеса, что само по себе является отдельным жанром.

Можно поспорить что Боб Дилан выдумал это жанр заново выходом Хроники.

Да, он сделал это не плохо. Что то было даже мистическим. смеётся. Там было о том как он сделал сам стол на квартире в Гринвич Вилидж. Я даже не помню свою первую квартиру, тем более мебель в ней.


Рецензии