Плоские картинки. Эстония. Начало 21 века

Почему я решился это написать.



Вот простая вещь – монетка.
У неё – две стороны.
Любого из нас попроси описать этот кусочек металла – услышишь:
- «С одной стороны изображен…, с другой…, по ребру – насечка и надпись…»
ну, неплохо…
Спроси про мнение любого об этой же монетке – скажут:
- «Красивая… но маленькая – неудобно, в кармане не сразу нащупаешь. Тяжёленькая, весомая, приятная… но не купишь ничего на неё».
Тоже неплохо – обстоятельно, почти исчерпывающе.

А вот очень непростая вещь – взаимоотношения.
Между народами, государствами, людьми – неважно.
У этой вещи не две стороны – их десятки, а то и сотни.
Но попроси любого из нас выразить отношение к вещам такого рода.
Например, к взаимоотношениям между Россией и Эстонией.
Например, в свете недавних событий вокруг памятника советским солдатам.

Что получишь?
Получишь множество ответов, которые будут выглядеть, как стороны плоской монетки.

Орёл.
Решка.
Хорошо.
Плохо.

Не согласны?
А почитайте произведения здесь, на Прозе.ру, по форумам полазайте, комменты к новостям посмотрите.

Никаких полутонов.
Чёрное.
Белое.
Согласен.
Не согласен.

Так почему я решился написать об этом?
Просто, как реальный человек с каким-никаким жизненным опытом, а также приобретённой склонностью к анализу информации, которую получаю извне, я не могу принять упрощённое, плоское изображение сложного, объёмного…

Я просто не верю, что всё вот так – просто и плоско.

Давайте посмотрим, что у нас есть для анализа, и поразмышляем?




Немного истории



До 13 века территория нынешней Эстонии была населена сравнительно дикими языческими племенами.
Земледельцы, рыбаки…
Кузнецы, плотники, каменотёсы.

Потом пришли крестоносцы и обратили эстов в католичество.
Надо сказать, обращение шло не гладко.
Не хотели эсты обращаться.
Но в конце концов всё же обратились.
А чтобы они не передумали, Ливонский орден остался в Эстонии, чтобы за бывшими язычниками приглядывать. А заодно и для того, чтобы быть поближе к своим заклятым врагам – новгородцам.
На побережье не теряли времени даром датчане – Таллинн, кстати, в переводе – «датский город».

Ну, понятно, русских всё это не вполне устраивало – воевали непрерывно.
В 13 веке бились под Раковором (ныне – Раквере), при Иване Грозном – под Нарвой и за Юрьев (ныне – Тарту).
Это – значительные битвы и войны. Мелких стычек было – не счесть.
Между нами говоря, разбоем промышляли наши предки, Царство им Небесное – время было такое…

В 16 веке распространилось в Эстонии лютеранство - в Эстонии хозяйничали шведы, которых выгнал Пётр I Великий, после чего, в 1710 году Эстляндия, как тогда её называли, присягнула на верность Российской империи.
Но торговую самостоятельность и самоуправление – сохранила.


Эстонцы, как известно из анекдотов, неторопливы.
И к концу 19 века стали соображать, что пора из Российской империи выбираться.
И – выбрались! В 1918 году.
Как-то не до них тогда было России.
Своих проблем хватало.
Но вот всё утряслось и о них снова вспомнили – в 1940 году Эстония стала советской республикой.

Эстонцы, учат нас анекдоты, – тормоза.
Но – не идиоты.
Советскую власть они не залюбили.
Потому, что любили своих коров и свиней, чистые дома на хуторах и крепкие амбары.
А Советская власть не любила живущих на хуторах корово- и свиновладельцев, считала их кулаками, ну вы знаете…
И решила Советская власть обстановочку разрядить, в результате чего прилично так хуторян отправилось валить тайгу и пенять на себя.

Через год или около того – пришёл в Эстонию Гитлер.
Все знают, Гитлер – людоедом был.
Но людей в Таллинне немцы почему-то не ели.
Грабили, конечно, но после деяний Советской власти что грабить уже не осталось, поэтому обидно не было.
Жить эстонцам стало полегче.
И, хотя немцев, принесших им освобождение, они тоже не залюбили, в созданных немцами зондеркомандах и СС-частях – служили верой и правдой, отлавливая и беря к ногтю совработников и комиссаров.
А почему?
А потому, что совработников и комиссаров они так не любили, что просто «кушать не могли» (с)…

Да…
Потом Советская власть вернулась, Гитлер – сгинул, а множество горячих эстонских парней ломанулось с оружием в леса и болота – убивать из-за куста советских солдат.
А те, кто на хуторах остались – всемерно «лесным братьям» помогали.
Кормили, одевали, грели, лечили, связь обеспечивали.

Мало-помалу патроны у «лесных братьев» кончились, кого-то убили, кто-то по-тихому домой вернулся, кто-то покинул Родину.

Улеглось пламя, спряталось под пеплом, но не погасли угли…

Кто постарше, наверняка помнит, что в 70-х и 80-х годах Прибалтика была, как маленькая заграница – чисто, культурно, по-русски не говорят, или с акцентом; русских – не любят…
Потом прошли годы застоя, перестройка, и – в 1991 году России стало опять не до Эстонии.
А они сразу – раз, и отделились!
«Поющая революция», понимаешь…

Ну, отделились – и хрен с ними.



Чем мы недовольны?



Не знаю, кому как, а мне кажется дикой сама идея публичного или тайного осквернения могил.
Не важно, чья это могила.
Мне как-то пришлось пообщаться с одним персонажем, который промышлял разорением немецких кладбищ времён Отечественной войны, ну, кольца там, коронки, крестики золотые – немцы своих не обирали перед захоронением.
Так вот его откровения звучали для меня так же дико, как нынешние репортажи из Таллинна.
Ну, с персонажем-то всё ясно – он на момент нашего с ним общения работал бандитом…
Но официальные власти?
Приличные и уравновешенные, казалось бы, люди?
Откуда такие трупоедские наклонности?

Патриарх Алексий сказал:
«Последнее это дело – воевать с мёртвыми».
Думаю, многие с ним согласятся в этом.
Я – точно согласен.

Итак, первая причина нашего недовольства – не по-христиански ведут себя эстонские власти.
Ибо захороненные солдаты – в первую очередь – люди, Божьи творения.

Кто-то вспоминает своих близких, погибших в этих местах, или чудом избежавших смерти.
Один мой дед воевал в других местах, а другой дед – погиб под Питером в начале войны…
Но солдаты, лежащие в могилах в Эстонии – наши! Независимо от национальности – русские, украинцы, татары, грузины, белорусы… Наши!
И прежде, чем погибнуть в Эстонии, - кто знает! – они могли защищать и освобождать родные места многих из нас…

Думаю, вторая причина нашего недовольства – затронуто наше чувство национальной гордости.
Ибо лежащие в эстонской земле солдаты – не просто люди. Они – наши люди!

Многим не нравится, что Россия сейчас такова, что даже мелкие страны, вроде Эстонии, Норвегии, Грузии не боятся плевать в нашу сторону.
НАТО у них за спиной, понимаешь…

Кто постарше, помнит, как бывало раньше…
Едет, например, Брежнев или там Громыко на переговоры по щекотливому вопросу в Европы.
А в Восточной Германии в это время танковую дивизию, а то и пехотных пару на учения по тревоге поднимают – к границе марш-бросок!
Учебный, не ссыте!
Но в виду – имейте!

У меня друг там в войсках работал, рассказывал, как Т-80, чтобы при переезде через шоссе немецкий асфальт не портить, разгонялся по грунтовке, и – перелетал шоссе!
И так – батальон (31 танк)!!!
Мой друг с флажком стоял, немецким автолюбителям сигнализировал:
«Ахтунг! Руссише панцер!»
А они, после такого шоу, из Мерседесов повыскакивали, слёзы на глазах, руки ему жмут, выпить приглашают:
«Руссише панцер гут! Зер гут!!!»
Знают немцы в технике толк, и силу уважают, поганцы…

Н-да… отвлёкся я.
Тогда в нашу сторону не плевали.
Как тут плюнешь, если дивизия Т-80 за пять часов до Ла-Манша дойдёт, ежели что…
Были времена… сейчас этого нет.

Значит, третья причина нашего недовольства – «За державу обидно» (с).
Ибо – не надо плевать в нашу сторону!

Вот такие три причины.
Может, кто-то ещё добавит, но думаю, основные – эти.



Чем недовольны в Эстонии



Ну, во-первых, мне кажется, что основная масса хуторян за семь веков осилила-таки основы христианского учения, и к осквернению могил относится плохо.
Как и все нормальные люди.

Но с другой стороны, у многих из них в роду – «лесные братья».
Да и вся история Эстонии – это история вражды с Россией.
Поставьте себя на их место – каждый день, по пути на работу, вам приходится проходить мимо памятника, изображающего бронзового эсэсовца.
Не знаю, как вас, а меня бы это коробило.
А стариков, кто воевал – просто парализовало бы!

У них тоже есть свои старики, которые воевали.
С Россией? – ну и что!
Родителей – не выбирают!
«Чти отца твоего и матерь …» - это из Десяти Заповедей.
Тут я с ними солидарен.

Во-вторых.
Эстонцы и эстонское правительство – это, наверное, всё-таки разные вещи.
Точно так же, как Правительство Российской Федерации и россияне.
И решения правительства могут не иметь никакого отношения к нуждам и чаяниям народа, преследуя лишь предвыборные, внешнеполитические или какие-нибудь ещё цели.
Конъюнктура, понимаешь…
А эстонское правительство вполне может быть недовольно, например, тем, что НАТО про них забывать стало (а хули про них помнить, если у них всё спокойно?), и решило спокойствие немного возмутить.
Получилось – не немного…



А что Европы?



А Европы с интересом наблюдают!
Как будто в банку к большому, но сонному пауку бросили маленького, но залупастого…
Что получится?
Кто кого кусит?
Кто кого победит?
А вдруг сонный паучина обгадится от страха?
Тогда можно будет к нему руку сунуть в банку…
Или зачморить его так, чтоб он из банки своей – не высовывался…
Поэтому Европы и не осуждают хуторян, предлагают нам с ними самим всё урегулировать…
А если мы начнём сейчас регулировать эти вопросы, поворачивая газовый, бензиновый или мазутный вентили, то Европы смогут это использовать против нас на всяких толковищах…
Вступление в ВТО, ну, вы знаете…
Ловушка это!

А за Эстонией, глянь, и Венгрия прётся, и им вдруг мемориал помешал.
Я буквально в феврале был там с одним немцем, он мне этот мемориал вполне уважительно показывал.
Он – внук солдата третьего рейха!
И очень неприятно он был удивлён, когда я рассказал ему за пивом о назревавшей тогда проблеме с Бронзовым солдатом – у них тогда ещё почти не говорили об этом.

Христианин, он так же, как и я, не приемлет мысли об осквернении памяти павших…




Что надо делать?



Прежде всего, надо думать, что делаешь, и не рубить сплеча.
Можно, конечно, раздавить их танками, а что потом? Появятся новые могилы наших танкистов, вырастет поколение детей новых «лесных братьев», всё повторится через двадцать лет…
Понимать, что так или иначе – мы с Эстонией останемся соседями.
И стараться быть, если не друзьями (к лешему таких друзей, между нами говоря!), то, хотя бы, не врагами.

Добиваться уважения к нам.
При наличии уважения, Эстония сделала бы всё не так.
Она обратилась бы к Президенту России с просьбой разрешить им перезахоронение останков и перенос памятника в достойное место, с гарантией оказания останкам воинских почестей, с приглашением участвовать и т.д.
Она запретила бы обсуждение этого решения в своих СМИ, демонстрируя добрую волю и христианское отношение к памяти павших.
Воля ваша, я не думаю, что на таких условиях кто-то был бы против!
А как этого добиться?
Уважения, я имею в виду?
Мне кажется, прежде всего надо научиться уважать права других.
Не указывать им, что, как и когда делать у них дома.
Поступать с другими так, как мы хотели бы, чтобы они поступали с нами.
Быть сильными, но справедливыми и добрыми.
И не только «на людях».
Дома тоже.
Только как нам стать такими?

Не вестись на разводки.
Что сделано, то сделано.
Так сложилась ситуация, что в России возникла волна антиэстонских настроений.
И – тут как тут – бесы!
Всякие партии (выборы же скоро!) немедля начали качать авторитет.

Эти – наклейки на магазины распространяют «Мы не продаём эстонские товары!». Правда, тираж наклеек – более, чем скромный, зато – по первому каналу о них на всю Россию показали! Рады бесы!

Те – у эстонского посольства бесятся (в униформе, непременно в униформе!).
Европы требуют от нас навести порядок, боятся.
Имиджу страны нанесён ущерб, а бесам-то что – по всем каналам их униформа промелькнула!

Воля ваша, мне это напоминает поминки…
Знаете, когда близкие и родные сидят, не видя никого сквозь набегающие слёзы, и ком давит горло, пустые тарелки перед ними…
А в это время кто-то из дальних знакомых усопшего напивается на халяву, а потом – тянет в карман водку со стола, колбасу в салфетку сгребает, огурчики – не пропадать же добру!
Не примыкайте к мародёрам.

Подумать о себе.
Злоба в сердце – как кислота.
Разъедает, губит...
Не пускайте её в душу!
Ничего не сделать трупоедам, не вразумить – да и поздно…
Им воздастся по их делам, а вы – берегите себя.



А что теперь?



Теперь – плохо.
Мне всегда нравилась Эстония.
Люблю Таллинн, запах угля на зимних улицах Старого города, мокрые от весеннего дождя булыжники Пикк и Виру, Ратушу на фоне сентябрьского неба…
Пивные, запах кофе.
Песчаные берега Чудского озера около Муствеэ.
Уважаю эстонцев за желание и умение жить не по-свински.
Теперь для меня – всё это в прошлом.
Я не поеду в эту страну.
Не хочу.

Но!
Чтобы картинка не была плоской, давайте подумаем вот о чём.
Только честно, положа руку на сердце, до Эстонских Событий – часто ли задумывались мы о павших?
Поминали ли их в своих молитвах?
Что?
То-то!
Нет худа без добра – я уверен, что сейчас, в дни, когда останки наших воинов попали в нечистые руки – многие молятся об упокоении их душ.

Я – молюсь.


Рецензии
По мне, так статуя "солдата-освободителя" была плевком в лицо эстонского народа, жестоким и изощренным издевательством. Поставить на территории завоеванного государства памятник завоевателю, преподносящий оного в качестве освободителя - что это, как не издевательство? Памятник советскому воину-освободителю уместно смотрится в государствах, народ которых в массе своей и в самом деле видел в советских солдатах освободителей от фашистского ига - в Польше, Чехословакии, в Югославии... но не в странах Прибалтики, где добрая часть населения ушла вместе с отступающими немцами.
Что же касается поведения эстонских властей в 2007 году... да, это был плевок в сторону России. На плевок возможны следующие ответные реакции, позволяющие не потерять лицо:
1. Дать в морду.
2. Утереться и вытереть руку о плюнувшего.
Первой реакции не последовало, хотя и можно было бы. Никто не говорит о завоевании, просто устроить легкое "принуждение к уважению". :) Скажем, самолеты без опознавательных знаков разносят какой-нибудь важный инфраструктурный объект или еще что-нибудь в этом роде. Вторая - частично последовала.

Петровдп   05.01.2018 22:15     Заявить о нарушении
Ну, в Эстонии, особенно в восточной, да и в самом Таллинне тоже, доля русского населения не мала... да и эстонцы далеко не все фашистов подерживали. Так что на тех, кто убежал с немцами, я бы не оглядывался.

Олег Лесняк Батько   10.01.2018 14:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.