Брат-2 как зеркало русской национальной идеи

 Ничто в этой жизни не просто так.

С этим, пожалуй, уже никто не станет спорить.

На на написание этой статьи меня сподвигло прослушивание и последующий анализ саундтрека к фильму "Брат-2".

Всё началось на пути в Рязанскую губернию. Я ехал, а из колонок доносились аккорды всех этих песен. Первой была песня Вячеслава Бутусова "Гибралтар - Лабрадор". Отец заметил, что песня мелодична, и я согласился с тем, что она мне нравится.

В следующую минуту я заметил, что эта песня, будучи мелодичной и приятной на слух, не несёт абсолютно никакой смысловой нагрузки. Отец помолчал; он вслушивался. И спустя некоторое время он с известной долей удивления согласился, что да, действительно, песня-то абсолютно бессмысленна. А между тем началась следующая песня; это была песня Юлии Чичериной "Ту-лу-ла", и мы опять отметили её удивительную бессмысленность.

Однако эта мысль заставила меня надолго умолкнуть, задумавшись. Я знал, что смысл здесь есть, но в чём он?

Я задал себе этот вопрос, и надолго ушёл в размышления.

...

По приезде я вновь вспомнил об этом саундтреке. И теперь уже в моём сознании выстроилась чёткая картина произошедшего; я осознал, в чём здесь смысл.

Дело в следующем.

Во-первых, следует упомянуть следующий аспект проблемы, а именно: ассоциативный ряд.

Тут было бы уместно привести в качестве примера пару отрывков из романа Виктора Пелевина "Чапаев и Пустота":

"... Со всех сторон нас окружала волнующаяся толпа по-разному одетых вооруженных людей, построенных в неровное подобие каре. Вдоль строя расхаживали какие-то мелкие красные командиры с шашками наголо. При появлении Чапаева послышались крики, общий шум голосов стал делаться громче и через несколько секунд перерос в тяжелое «ура», облетевшее площадь несколько раз.
Броневик стоял возле украшенной скрещенными флагами дощатой трибуны, похожей на эшафот. На ней переговаривались несколько человек военных, при нашем появлении они зааплодировали. Чапаев быстро взошел по скрипучим ступеням вверх , стараясь не отставать, я поднялся следом. Бегло поздоровавшись с парой военных (один из них был в перетянутой ремнями бобровой шубе), Чапаев подошел к ограждению эшафота и поднял вверх ладонь в желтой краге, призывая людей к молчанию.

— Ребята! — надсаживая голос, крикнул он. — Собрались вы тут сами знаете

на што. Неча тут смозоливать. Всего навидаетесь, все испытаете. Нешто

можно без этого? А? На фронт приедешь — живо сенькину мать куснешь. А

што думал — там тебе не в лукошке кататься…

Я обратил внимание на пластику движений Чапаева — он говорил, равномерно

поворачиваясь из стороны в сторону и энергично рубя воздух перед своей

грудью желтой кожаной ладонью. Смысл его убыстряющейся речи ускользал от

меня, но, судя по тому, как рабочие вытягивали шеи, вслушивались и

кивали, иногда начиная довольно скалиться, он говорил что-то близкое их

рассудку..."

"- Кстати, не объясните ли вы, что такое зарука?
— Как? — наморщился Чапаев.
— Зарука, — повторил я.
— Где это вы услыхали?
— Если я не ошибаюсь, вы сами только что говорили с трибуны о своей командирской заруке.
— А, — улыбнулся Чапаев, — вот вы о чем. Знаете, Петр, когда приходится

говорить с массой, совершенно не важно, понимаешь ли сам произносимые

слова. Важно, чтобы их понимали другие. Нужно просто отразить ожидания

толпы. Некоторые достигают этого, изучая язык, на котором говорит масса,

а я предпочитаю действовать напрямую. Так что если вы хотите узнать, что

такое «зарука», вам надо спрашивать не у меня, а у тех, кто стоит сейчас

на площади..."

Итак. Что мы имеем? Главным образом это а) некие слова и словосочетания, на первый взгляд бессмысленные, но если приглядеться, они создают довольно чёткий ассоциативный ряд; и б) жесты, причём не просто жесты, а чётко выверенные жесты, опять же не несущие никакой смысловой нагрузки (на первый взгляд), но, если приглядеться, они служат своего рода "закрепителями" для созданного Чапаевым ассоциативного ряда.

В чём тут секрет?

Всё просто. Дело в том, что эти слова, и эти жесты, которые для интеллигента-Петра кажутся бессмыслицей, абракадаброй, для этих самых ткачей, людей в принципе недалёких, не блещущих умом, но нуждающихся в крепком командирском слове, являются своего рода кодом, шифровкой, служащей как минимум двум целям. Первая цель заключается в идентификации Чапаева в их глазах, как командира, как непререкаемого авторитета, определяя для них дефиницию "свой - чужой" и "главный - рядовой". Вторая цель заключается в том, что созданный Чапаевым, вернее, его словами и жестами ассоциативный ряд рождает в их сознании серию предельно ясных образов, оказывая им поддерджку (они едут нивесть знает куда сражаться непонятно за что) и даруя им надежду на благоприятный исход событий.

В сознании Петра такой ассоциативный ряд попросту не возникает, потому что Пётр, человек образованный и интеллигентный, не чурающийся философии, попросту не понимает, о чём говорит Чапаев. Это и понятно, ведь сей своеобразный "мессидж" расчитан на ткачей, - людей малообразованных и ограниченных, но умеющих интуитивно определить причинно-следственные связи между тем, что говорит их командир-Чапаев и тем, с чем им предстоит столкнуться на фронте.

Вернёмся теперь к "Брату-2".

"Конва" фильма проста и незамысловата: простой (!) русский парень едет в насквозь прогнившую и погрязшую во всез мыслимых (и немыслимых) пороках Америку, чтобы отомстить за смерть одного своего друга и позор другого.

Фильм настолько "прозрачен", что, на мой взгляд, не требует расшифровки. Чего стоит стишок, который герой Сергея Бодрова повторяет, взбираясь по лестнице в "логово" главного злодея-американца:

"Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И травинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое, -
Это всё моё, родное!
Это - Родина моя!
Всех люблю на свете я."

Не знаю, как вы, а лично я не знаю более патриотического стихотворения. Но оно не просто патриотическое, - оно тоже создаёт в сознании зрителя мощнейший ассоциативный ряд, рождающий самые светлые образы, а также - желание "мочить в сортире" всех гадов-американцев (англичан, французов, - не суть) за то, что бездуховны, и кроме денег ничего для них не свято.

И вот Брат добирается до главного гада-американца, и с видом героя-победителя вопрошает:

" - Ну вот скажи мне, американец, в чём сила? Скажешь, в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах...Но я-то знаю, что сила - в правде. Кто прав, за тем и сила..."

Всё. Можно на бис. Большего и не надо, - всё и так сказано.

Людям интеллигентным, понимающим, что далеко не все американцы - продажные гады, и что сила далеко не всегда в правде, ибо и правда разной бывает, можно выключить телевизор. Это кино не для вас.

Это кино - для молодых людей, не обременённых грузом интеллекта. Для тех, кто никогда не задумается, почему им после просмотра этого фильма хочется выйти на улицу, и, поймав какого-нибудь незадачливого иностранца, сказать ему: "Не брат ты мне, гнида черножопая!". Для тех, кто до безумия горд развитием отчественного кинематографа ("Догоним и перегоним Голливуд!"). Для тех, кто горд тем, что носит футболку с нарисованным на ней чернокожим американским солдатом, которому на горло наступил красноармеец, и красуется гордая надпись "Мы можем напомнить, кто выйграл во Второй Мировой Войне!". Для тех, кто горд тем, что Путин, предлагающий "замочить в сортире" всех неугодных - наш Президент.

И так далее.

В их сознании при просмотре этого фильма создаются "правильные" ассоциации. И они никогда не задумаются о том, что и наши политики бывают продажны, о том, что и наших, русских людей зачастую интересуют лишь деньги, о том, что русские - это новые "арийцы", раса господ в лаптях.

...

Меж тем...Национальный вопрос в стране стоит как никогда остро. Грузия с её претензиями, зачастую действительно необоснованными, зашла довольно далеко, и вот уже мы наблюдаем, как "зачищаются" рынки, как сводится на "нет" грузинский (и не только) бизнес в Москве и в её окресностях...Вплоть до того, что грузины выселяются из России, и даже грузинским детям запрещают учиться в русских школах.

Что это, как по-вашему?

Начали с грузин. Продолжили армянами и другими "бывшими советскими" на рынках, в том числе.

"Чистки"?

Да, именно "чистки". Не такие, конечно, как при Сталине, - более мирные и "цивильные", если вообще это понятие применимо к "чисткам".

А "чистки" значит "национализм". Причём безо всяких скидок.

Хочу напомнить, что в начале ХХ века в Германии происходило нечто похожее. Национальный вопрос вставал всё острее.

Пока наконец не переродился в нацизм, а затем и в откровенный фашизм.

Чем это кончилось, мы все знаем.

А во что вылился национальный вопрос в Советском Союзе? "Чистки", расстрелы, ссылки...

Неужели мы хотим повторения? Неужели мы хотим в сегодняшней России Германии 30-х годов ХХ века? Или СССР 20-х - 40-х гг.?

Лично я нет.

Мне могут сказать, мол, да ты что, сейчас совсем другое дело, сегодня мы живём в цивилизованном и мирном обществе, бла-бла-бла...

Нет, говорю я вам.

Нет.

Всё далеко не так просто. Если сейчас обстановка с Грузией такова, если национализм в России развивается, как никогда...Мы не должны ничего списывать со счетов. Мы должны быть готовы ко всему.

И тот же "Брат-2". Безобидный фильм, скажете??

Ну уж нет. Далеко не безобидный. Ибо слишком много в России людей, способных под это дело начать куда более активные действия. И тогда "не братья, а гниды черножопые" могут уже не просто отделываться испугом или синяками, а чувствовать вполне ощутимую угрозу от "настоящих русских патриотов".

Причём я хочу отметить особо следующее. Я - патриот. Мой патриотизм заключается в том, что я люблю свою Россию, какой бы она не была, потому что прежде всего я люблю эти леса, и луга, и поля, и реки, и озёра...И эти полузаброшенные деревеньки. Я терпимо отношусь к нашим политикам; я не жду от них откровений и чудес, я не строю иллюзий на их счёт. Для меня Россия - это прежде всего русская природа, а также наша История.

Я не отношусь, и никогда не относился к тем "ортодоксальным патриотам", которые за косой взгляд или необдуманное слово готовы грызть глотки кому угодно.

И я знаю, что мою точку зрения разделяют многие интеллигентные люди. А также я знаю, что именно не шибко интеллигентные молодчики, смотрящие "Брат-2" с шальным блеском в глазах, как раз готовы на...Многое.

В том числе и на разжигание межнациональной розни. И ведь всегда найдутся дурные на голову "вожди", типа Макашова и Баркашова, у которых хватит "ума" повести за собой националистически настроенных молодых людей...

Что мы получим в итоге? Хотите ли вы ТАКОЙ России, - в которой ВАМ не будет места, если у вас в родне случайно затесались те же грузины, или армяне, или евреи?

Хотите?

Думаю, нет.

Вот и я не хочу.

Что это значит?

А значит это то, что пока не поздно нужно создавать реальный "противовес" пронационалистически настроенной молодёжи (и не только молодёжи). Что необходимо трижды подумать, прежде чем обозвать ни в чём не повинного иностранца "гнидой черножопой". Что нужно чётко понимать, что да, - даже такая, на первый взгляд, незначительная вещь, как фильм и саундтрек к нему могут послужить реальным стимулом к ещё более реальной угрозе национализма в России.

Словом, не оставайтесь в стороне.

Действуйте, - так, как только можете.

Думайте.

German Kastalsky © 2006.


Рецензии