Субкультуры. Прошлое, настоящее, будущее

 Субкультуры. Прошлое, настоящее, будущее.

1.1. Введение. Понятие о субкультуре. Этимология.

1.2. Краткий экскурс в историю.

2.0. Субкультуры как они есть. Начало.

2.1. Религиозные и политические течения ХХ в. как субкультуры.

2.2. Субкультуры нового времени.

3.0. Хиппи.

3.1. Панки.

3.2. Скинхеды.

3.3. Рэпперы.

3.4. Готы.

3.5. "Фрики" и "неформалы".

З.6. ЭМО.

3.7. Субкультура как основа музыкальных направлений.

4.0. "За кадром". Субкультура как неизбежность. Субкультуры и общество.

5.0. Промежуточные итоги. Заключение.




1.1. Введение. Понятие о субкультуре. Этимология.

О таком понятии, как субкультура, сегодня не слышал разве что монах-отшельник.

Любой думающий человек, тем более - живущий в городе, не только слышал об этом понятии, но и наверняка вплотную сталкивался с проявлениями субкультур.

Но что это такое - субкультура?

Отто фон Фаустле в своей статье обращается к словарю Даля:

"...Данный термин состоит из двух частей: корня «культура» и приставки «суб-». Следовательно, получаем понятие «субъективная культура». Чтобы углубиться в данное словосочетание используем толковый словарь Даля. Определение культуры – «Образование, умственное и нравственное», и определение субъективности – «Субъективное, то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит познаваемый объект». В итоге имеем: субкультура – умственное и нравственное образование личности, исключающее ее многогранное и разностороннее развитие..."

(Otto von Faustle © "Субкультура как регресс индивидуализации личности")

Я же когда-то дал более краткое определение в статье "Субкультура: прихоть или необходимость?"

"Слово "субкультура" примерно переводится как "околокультурные образования", и этот перевод довольно чётко отражает её сущность..."

(German Kastalsky © "Субкультура: прихоть или необходимость?")

Но если копать глубже, обнаруживается иная, куда более любопытная подоплёка. Это слово недаром имеет корень "культ". И как всякий культ, любая субкультура имеет свою атрибутику, свои признаки, свои "опознавательные знаки", служащие своего рода "метками": ты не носишь такую одежду, как мы, ты не носишь такую причёску, как мы, ты используешь в своей речи своей речи совсем иные акценты; ты - не такой как мы, ты не "наш", ты "чужой", тебе не место среди нас.

Да - именно для расставления акцентов "свой-чужой", для идентификации и самоидентификации (о чём будет сказано ниже) и используется символика и атрибутика субкультур.

Но - не только. Часто эти "флажки" служат для указания на статус члена той или иной субкультуры в рамках оной. И, видя эти "флажки", остальные представители субкультуры понимают, с кем они, собственно, имеют дело. Здесь сразу просто определиться не только с идентификацией в рамках "свой-чужой", но и со способами взаимодействия с представителем субкультуры. Кого-то можно "опустить", а кого-то лучше поостеречься. Кого-то лучше вообще не трогать, с кем-то взаимодействие будет более полным и плодотворным, а на кого-то не стоит и обращать внимание.

Всё это довольно показательно, и недвусмысленно намекает на родство субкультур с "допотопными" способами общения и взаимоидентификации.

Но об этом - в следующей главе.


1.2. Краткий экскурс в историю.


В историю - ну куда как дальше и глубже, чем вы думаете.

Первичное взаимодействие между представителями любой субкультуры своей структурой напоминает "табель о рангах" в стае, к примеру, волков. Есть вожак, "официальный" или негласный, есть своеобразные "ранги"; каждый представитель имеет свой (тоже чаще негласный) статус, кторый, впрочем, может меняться: любой из представителей может посредством определённых действий и поступков поднять или опустить его.

Кстати: так называемый процесс "опускания" имеет также уходящие к стайным хищникам корни.

У вас есть собака?

Если есть, то вы, быть может знаете об этом; впрочем, может и нет.

Так как собаки, особенно бродячие, очень напоминают своих диких сородичей, то и "ритуалы" у них схожи.

Так вот: если в стае появляется молодой наглый самец, ещё вчера бывший щенком, и заявляет свои права на место вожака и, соответственно, доминирование в стае, то более старшие самцы, или сам вожак, то есть животные, выше по статусу, слегка прикусывают "выскочке" нос.

Казалось бы - что в этом такого? Однако прикусывание носа является именно таким "ритуальным опусканием": завравшемуся щенку недвусмысленно указывают на его статус и место в стае.

Всё! Больше, по-крайней мере до тех пор, пока он не повзрослеет, заматереет, он чётко уясняет для себя свой собственный статус, и предпочитает не высовываться: для особо ретивых процедура повторяется.

Поэтому, хотя это и идёт вне основной темы настоящей статьи, - если ваша собака чувствует себя главной в доме, и вы ничего не можете с этим сделать, - просто прищемите ей пальцами нос. Смею вас уверить - с этого момента ваш любимец станет куда покладистей и послушнее. Если нет - повторите операцию.

Но - вернёмся к нашей теме.

От стай - к сообществам первобытных людей. Здесь, в племени, уже появляются визуальные признаки статуса - татуировки, украшения, и т.д., которые указывают на то, с кем мы имеем дело. Вождь ли это племени, или шаман, или простой охотник, или охотник старый и опытный. Или это безусый юноша, фактически приравнимаемый к старикам, детям и женщинам.

Здесь мы вправе говорить уже о статусе социальном. Даже первобытная община представляет собой социум, то бишь общество, в котором есть свои законы, формируемые власть придержащими.

Но по сравнению со стаей здесь уже пристутствует третий фактор, кторый активно вмешивается в жизнь общины; а именно религиозный.

Изначально это культы различных стихий: огня, воздуха, воды, земли; позднее - это культы первых языческих богов, ещё позднее богов становится больше, а влияние представителей культа - шаманов, жрецов, и иже с ними, - значитльно возрастает.

Они являются носителями идеологии, а значит, они диктуют членам общины правила поведения: что можно, что нельзя, что поощряется, а за что грозный Кетцалькоатль сурово покарает.

Они диктуют волю богов (читай: свою волю) вождям, а те уже занимаются в том числе как наказанием, так и поощрением "простых смертных"..

Впоследствии в большинстве стран религия и власть практически сливаются воедино. Примером такого слияния может служить Древний Египет, где фараон считался живым богом; или же - мы перешагнём сразу через несколько эпох, - Папа Римский, и поныне считающийся наместником Бога на Земле.

Но не играет роли, какая эпоха на дворе: символы, атрибуты - всё это сохраняется, лишь меняя "обложки", но не меняя сути.

2.1. Религиозные и политические течения ХХ в. как субкультуры.

Однако с падением монархии в большинстве стран в ХХ в., после самых разнообразных революций (которые, к слову, тоже являются ничем иным, как следствием деятельности субкультур-партий и т.д.), после войн, людям нужно нечто принципиально новое.

Начало ХХ в, 20 гг.

Германия опустошена, обессилена Первой Мировой войной. Те, кто выжил, возвращаются в родные города, к семьям, коли таковые уцелели, и тут бы им, казалось бы, начать новую жизнь, с чистого листа. Ведь война окончена!

Но нет.

Что-то разладилось в обществе. Правительство расписалось в своём бессилии, "верхи", забыв о простом народе, делят власть.

Религия также значительно утратила свои когда-то прочные позиции. Люди больше не верят в старого бога. Они считают, что бог предал их.

Что бог умер.

Освальд Шпенглер пишет свой самый знаменитый труд - "Закат Европы".

"Нужно разрушить старое, чтобы построить новое" - знакомый тезис, не правда ли?

В стране появляются пронацистские настроения. Люди винят, в частности, евреев, за то, что те выжили, а родственники тех, кто воевал на страшной войне - погибли.

Именно этими пронацистскими настроениями не преминут воспользоваться те, кто считает себя "реформаторами"; теми, кто способен дать людям лучшую жизнь.

Среди этих людей и Адольф Шикельгрубер, в будущем известный как Адольф Гитлер.

Сначала беспорядки, сначала просто терракты, как бы мы сказали сейчас. Потом Гитлер становится канцлером, и реформирует правительство, окружая себя проверенными людьми.

Дальше мы все знаем...

В то же время в России происходит революция сначала 1905, а потом и 1917 гг. Монархия низвергнута, царская семья уничтожена. Российская Империя провозглашается Союзом Советских Социалистичеких Республик.

Старая религия тоже отправлена "на свалку" - ей на смену приходит новая идеология - социализм, и провозглашается направление, по которой пойдёт новое государство - коммунизм.

Почему я упомянул об этом? Какая связь между двумя разными странами, разным государственным строем и субкультурами?

Всё просто.

Фашизм и коммунизм являются ничем иным, как субкультурами в масштабах страны. Основа этих субкультур - идеология. Здесь присутствуют все признаки субкультуры: это и символика, и атрибутика, и уставы, правила, законы, по которым отныне должны существовать жители этих стран.

Едва ли мне нужно более подробно останавливаться на расшифровке символики и прочая - это прекрасно знает каждый. Но есть один момент, на котором я просто обязан остановиться.

Это эстетика.

Да! Именно эстетика, - как эстетика фашистская, так и коммунистическая. Чего стоят одни только мундиры высших (выше рядового) чинов СС и других спецподразделений. Эти сдвоенные молнии - стилизованные сдвоенные буквы S. Или череп со скрещенными костями. Говоря нынешними терминами, над имиджем ЭсЭсовцев отменно потрудились тогдашние имиджмейкеры.

Всё это было необходимо для того, чтобы произвести впечатление на людей. Военная форма, какой бы она не была, всегда производит неизгладимое впечталение на "гражданских" и внушает страх противникам. А вкупе с выступлениями Гитлера и других высших чинов с обращениями (сейчас бы их писали политтехнологи в паре со спичрайтерами), с идеологией "высшей расы", "нордических предков", евгеникой et cetera фашизм был весьма эффектен и привлекателен для простой публики.

В то же самое время в СССР не было такого внешнего антуража: но он и не был нужен. Русский человек тем и отличается от всех остальных народов, что за своими вождями, какими бы тиранами они не были, пойдёт в огонь, воду и под танки. Кроме того, был аппарат запугивания, - НКВД, ОГПУ, - работавший как часы, и убиравший всех тех, кого что-то не устраивало в новом режиме; а ещё была идеология. И если фашисты наобещали германцам судьбы "высшей расы", то Советы в свою очередь разрешили "грабить награбленнное", и пообещали светлое коммунистическое будущее, при котором все будут равны, и земля будет у крестьян, и заводы - у рабочих.

Но было бы в корне неверно сказать, что эстетики у советских вождей не было, - о нет! Она была, пусть и не столь броская, как у высших чинов СС, зато внушающая доверие и страх. Вспомните так горячо любимый товарищами Лениным, Троцким и Сталиным (не говоря уже о Дзержинском) френчи. Полувоенные, они рождали в людях страх вкупе с национальной гордостью и любовью.

"...— Товарищи рабочие! — крикнул я. — Ваш комиссар товарищ Фурманов попросил меня быть покороче, потому что сейчас уже начнется посадка. Я думаю, что у нас еще будет время для бесед, а сейчас скажу вам только о том, что переполняет огнем все мое сердце. Сегодня, товарищи, я видел Ленина! Ура!
Над площадью разнеслось протяжное гудение..."

В.Пелевин, "Чапаев и Пустота".

Вот! Вот оно! Вот она - идеология в действии.

В Германии происходило то же самое.

"... - Иногда я думаю, что это не я живу, это фюрер живёт во мне."

(из рассказа В.Пелевина "Откровение Крегера")

...

Итак, подводя некоторые промежуточные итоги, мы можем сказать, что фашизм и коммунизм были самыми грандиозными политическими субкультурами за всю историю существования цивилизации.

Также мы видим, что ни к чему хорошему они не привели...


2.2. Субкультуры нового времени.


Но и от войны устают, да ещё как.

После ужасов Второй Мировой различные локальные войны уже откровенно воспринимались в штыки.

Отличным примером может послужить война во Вьетнаме.

Фактически, Вьетнам стал плацдармом для соревнования двух сверхдержав - США и СССР. Официально - "холодная война", а на деле - огромные потери именно там, во Вьетнаме. Сколько американских парней не вернулось домой из смертоносных джунглей...

Советую вам вспомнить такие фильмы, как "Апокалипсис Сегодня" Френсиса Форда Копполы и "Цельнометаллическая оболочка" Стэнли Кубрика, наиболее красочно рисующие все ужасы той войны.

И ещё один фильм, отразивший становление принципиально новой субкультуры.

Это Фильм "Форрест Гамп".

Вспомните сцены, когда американская молодёжь устраивает акции протеста против вьетнамской войны возле самого Белого Дома.

Это и были представители первой субкультуры нового времени - хиппи.


3.0. Хиппи.


Хиппизм, как движение, зародилось в Америке в конце 50-х - начале 60-х гг, и ознаменовао собой новую эру в истории субкультур.

Хиппизм был, безусловно, субкультурой, - на это указывали все обычные для субкультуры "ярлычки": символика, атрибутика, стилистика, эстетика, и, конечно же, идеология. Причём здесь необходимо зделать упор на описание именно идеологии, так как "дети цветов", как называли себя хиппи, отвергали всякую идеологию, провозглашая всеобщую свободу во всех отношениях.

Но это была своего рода "вилка" - отвергая одну идеологию, хиппи неизбежно создавали другую, свою собственную. Во-первых, перефразируя известный тезис, "отсутствие идеологии - тоже идеология" (а ведь хиппизм, если вдуматься, был "облегчённой" формой анархии); во-вторых, провозглашённые ими тезисы были ничем иным, как идеологией.

Будучи "бескровной анархией", хиппизм проповедовал свободный (во всех смыслах) образ жизни. Хиппи отказывались от норм и морали, которые им прививало "старозаветное" общество, и поступали в точности наоборот, в этом действительно похожие на детей, в которых взыграл дух противоречия. Свободная любовь запрещена - так мы будем в ней как можно свободнее; наркотики запрещены - так мы сделаем их нормой нашего существования; общество диктует нам, что мы должны быть респектабельны, жить в своих домах, иметь работу, семью - так мы будем жить в общинах, почти под открытым небом, все вместе, без определённых рамок и норм, без работы и потребности в семье (за исключением "шведской", пожалуй). Все на войну - так мы против войны, мы за мир во всём мире!

Словом, хиппизм подразумевал то же, что когда-то фашизм и коммунизм, - отказ от привычных некогда ценностей и догм. Но он имел коренное отличие - хиппи были на редкость миролюбивы, и основным лозунгом сделали "Make peace, not war!", что, конечно же, можно поставить им в плюс. Война никогда не была чем-то, что шло стране на пользу, даже если в её ходе отвоёвывались новые территории. Потому что ради этого в жертву приносилось неисчислимое количество человеческих жизней, - то, что хиппи ценили больше всего.

Однако хиппизм не смог оправдать себя, поскольку, как ни крути, был слишком утопичен для стремительно развивающегося общества, тем более в США. Страна, в которой основные позиции занимают либеральные и материальные ценности, не могла стать оплотом утопии; кроме того, всем нам известно, что утопия, увы, несовместима с жизнью.

Поэтому уже в 70-х годах хиппизм стал терять обороты, бывшие хиппи становились старше, и - да! - приземлённее. Для них наркотики и свободная любовь стали немного иным: они никуда не делись, но изменился, как сейчас принято говорить, дискурс, согласно которому стало развиваться новое общество.

Остатки хиппи существуют и в наши дни. Кто-то отдельно, кто-то в общинах, в странах третьего мира, например, в Индии, потому что следует упомянуть, что каноническая религия хиппи не устраивала, зато буддизм пришёлся "впору".

Просуществовав в своём расцвете с десяток лет, хиппизм постепенно атрофировался, и уступил место иным, новым субкультурам.


3.1. Панки.


Панки по праву могут считаться идейными наследниками хиппи. Многие из тех свобод, что были характерны для вторых, унаследовали и значительно модернизировали первые.

Сам панк зародился в Великобритании, в 70-х годах. Панки всё же заметно отличались от хиппи: в них уже не было этой необъятной любьвеобильности и миролюбивости; панк стал в большей степени манифестом поклению "отцов" о новых свободах; и этот манифест был куда агрессивнее.

Панки не желали мириться с существующими устоями, но не пассивно, как хиппи, а весьма активно. Недаром именно панк-музыка стала гораздо агрессивней и напористей, чем даже самые "боевые" образчики музыки хиппи.

Панки не были буддистами: сама религия для них не играла никакой роли: их единственной религией была музыка, а святыми - Игги Поп и Сид Вишез.

Интересно, что у панков тоже прослеживаются фашистские аллюзии: их всемирно известный клич "Панки - хой!" весьма и весьма напоминает фашистское "Хайль": и этимология слова та же.

Но панков ещё нельзя было назвать полноценными националистами. Им было вполне достаточно свободного образа жизни, выпивки, музки и секса в больших количествах.

Стоит отметить, что панки привнесли много новых атрибутов в стиль: чего стоят только их причёски, в том числе знаментый "ирокез", раскрашенный разными цветами. В моду вошли многочисленные серьги, кольца, цепи. Получили своё развитие татуаж и присинг. В отличие от хилых хиппи, панки старались следить за своим физическим состоянием.

Панк быстро завоевал Америку и остатки Европы. Эта субкультура была динамичнее и жизнеспособнее, чем хиппизм, поэтому панк в несколько "законсервированном" виде, постоянно модифицируясь и обновляясь, благополучно дожил до наших дней. О героях хиппизма сейчас мало кто вспомнит, зато мало кто не знает, кто такой Сид Вишез, или что за группа - "Ramones".

Надо сказать, что в Советском Союзе панк получил своё вополщение, но главным образом в музыке, потому что как стиль жизни и мироощущения он был всё-таки чересчур экстремален для страны Советов.

Но в современной России панк благополучно существует, в то время как в США и Англии панк модифицировал в постпанк, в России панк остался "как есть", без особых изменений, а его расцвет пришёлся на 80-е годы, и немного - начало 90-х.

Однако зёрна национализма в панке всё-таки существовали, и вскоре эти зёрна дали плоды.


3.2. Скинхеды.


Субкультура скинхедов зародилась всё в той же Англии во второй половине 70-х годов.

Изначально скинхедами становились дети рабочих, в семьях которых классовая ненависть присутствовала всегда. И именно оттуда частично пошла "униформа" "скнихедов" - в частности, тяжёлые ботинки с "берцами". Куртки американских лётчиков (у нас известные как "пилоты") пришли в Анлию после Второй Мировой, но главным и основным отличием любого скина стала бритая голова, за что они и получили своё название (то есть "кожанноголовые").

Идеология скинов была обычной националистской идеологией, разве что без китча СС-овских мундиров, хотя и с нашивками, и татуировками в виде свастики.

Новая "белая раса" объявила своё господство и в Америке (кто из нас не помнит фильм "Американская история Х"), но корни её всё равно оставались в Англии (книга Энтони Бёрджесса "Заводной апельсин"; позже - одноимённый фильм Стэнли Кубрика). Хотя почва для нацизма в Америке была куда "благодатнее" в связи со значительным процентом афроамериканского и латиноамериканского населения, зачастую позволявшего себе слишком многое, что и становилось прекрасным поводом для культивирования идей "белой расы".

Скины всегда отличались особой жестокостью, оставляя тех же панков в этом отношении далеко позади. Разборки за доминирование часто заканчивались жесточайшими драками, результатом которых было как членовредительство, так и, очень часто, смерть.

От фашистов скины унаследовали всю идеологию, символику и атрибутику. Здесь было и нацистсткое приветствие, и свастика, и крайняя заинтересованность историей фашизма, а особо увлечённые могли цитировать "Майн Кампф" наизусть.

Будучи "легкоусваиваемой" почти любым обществом субкультурой, нацизм пустил корни и в странах бывшего (уже) Варшавского договора, и в СССР, а впоследствии сильно развился в новой России. Нетерпимость к когда-то "братским" народам породила на свет национал-большевиков и лозунги типа "Россия для русских".

В наши дни нацизм является одной из ключевых субкультур как в США, так и в России, что, безусловно, не может не настораживать людей, всё ещё помнящих ужасы Второй Мировой войны. Мало того, нацизм очень легко распостраним, что способствует деятельности таких, не побоюсь этого слова, преступников, как Макашов, Баркашов, и в известной степени Лимонов. И, безусловно, задачей Правительства является истребление, подавление националистских настроений в народе, а отнюдь не разжигание межнациональной розни, чем время от времени оно и занимается, подчёркивая свою неприязнь к Грузии, и другим кавказским республикам.

...

Ну что ж: от более агрессивных субкультур - к менее агрессивным.


3.3. Рэпперы.


Говоря о субкультурах, невозможно упустить из вида такую субкультуру, как рэпперская.

Рэп изначально очень древняя субкультура, и берёт своё начало ещё в Африке. Рэп, как направление в музыке, является речитативными текстами, положенными на ритмичную основу, и представляет собой эволюционировавшие африканские ритуальные песнопения.

После колонизации Америки рэп, вернее, его эволюционный предок, попали в Новый Свет вместе с чернокожими рабами из Африки. После того, как они получили независимость, рэп стал развиваться в чисто музыкальную культуру. В наши дни рэп - это абсолютно непохожая ни на что музыкальная субкультура. Но, рассматривая субкультуры прежде всего с культурологической точки зрения, мы обязаны поподробнее рассказать об идеологии, символике,
атрибутике и стилистике рэпперской субкультуры.

Стилистика её отличается нарочитой китчеватостью, граничащей с безвкусием. Здесь всё утрированно: золотые цепи - так многокилограммовые, бриллиантов - так побольше размером и количеством; даже автомобили здесь превращаются из банального средства передвижения в разукрашенно-золото-бриллиантовое чудо, которое ещё и "танцует" в такт играющей из преогромных и многочисленных динамиков музыки (т.н. "лоурайдеры"). Словом, здесь работает лишь один закон: чем "круче" - тем лучше, причём степень этой самой "крутизны" подчас сложно определить даже самими рэпперам.

Музыканты-рэпперы могут позволить себе подобную "роскошь", тогда как их менее обеспеченные "братья" довольствуются тем, что имеют, но изо всех сил стремятся быть похожими на своих кумиров.

Если говорить о символике, нельзя не упомянуть многочисленные ритуалы, вероятнее всего перекочевавшие в наше время из Средневековья. Чего стоит одно лишь традиционно-ритульаное приветствие, которое при всём желании невозможно назвать обычным рукопожатием. Кроме того, различные жесты, в том числе т.н. "распальцовка" пришли к нам именно от рэпперов.

Интересен стиль одежды - обычно рэпперы предпочитают спортивный стиль, отдавая предпочтение футболкам, майкам с символикой любимой баскетбольной команды (надо отметить, что афроамериканцы - отличные спортсмены, в том числе футболисты, баскетболисты, регбисты), а также бейсболкам. Вся их одежда абсолютно не сковывает движений, и они в любой момент готовы сыграть в баскет, или потанцевать (в том числе в стиле "брейк-данс").

Рэп, как ни странно, прижился и среди "белого" населения как Америки, так и Европы, и в определённой степени, в России. Хотя всё же рэп как стиль жизни не слишком характерен для "белых". Впрочем здесь, как и из любого правила, есть исключения, - все вы знаете Маршалла Мэттерса, больше известного как Эминем. В то же время в России тоже есть музыкальные коллективы, играющие в этом стиле. К ним относится, к примеру, группа "Каста" и некоторые другие.

Но, несмотря на это, в последнее время особое распостранение именно в России получили субкультуры, о которых будет сказано ниже.


3.4. Готы.


Говоря о наиболее популярных в России субкультурах, нельзя обойти вниманием готическую субкультуру.

Филогенетически эта субкультура разительно отличается от прочих: если большинство субкультур "появились на свет", и стали сущетсвовать, как они есть, лишь в незначительной степени модернизируясь с течением времени, то готическая субкультура, как и рэперская, имеет глубокие корни, однако, в отличие от последней в разные века претерпевала модернизации столь значительные, что мы можем смело говорить об этой субкультуре, как об идеологической наследнцие более ранних субкультур, имевших с ней много общих черт.

Отто фон Фаустле пишет:

«Готика (от итал . gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Зап., Центральной и отчасти Вост. Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение». Тут, я полагаю, комментарии излишни..."

(Otto von Faustle © "Субкультура как регресс индивидуализации личности")


Да - готика изначально была стилем в архитектуре, и к субкультурам отношения, казалось бы, не имела.

Однако, связующим звеном здесь послужила музыка. Католические песнопения стали основой для готики - музыкального течения.

Отто фон Фаустле пишет:

"..Единственно, хотелось бы добавить, что также существует музыкальное течение Gothic, которое можно отличить по таким элементам, как классические инструменты в совокупности с женским вокалом (примеры - Cemetary of Scream, Theatre of Tragedy). Оно в свою очередь подразделяется на ответвления – Gothic Metal и Gothic Rock. На данном этапе также можно выделить под-течение doom/gothic (на примере Paradise Lost, Cemetary, Pyogenesis, Crematory, Lake of Tears)..."

"..Существует много мнений по поводу даты возникновения «готической субкультуры». Одно из таких мнений 1979 год, в связи с появлением песни группы «Bauhaus» «Bela Lugosi’s Dead»..."

Таким образом мрачная эстетика католических соборов и кладбищ, тематика (и эстетика!) смерти, нашли своё воплощение в этой субкультуре с непростой историей.

Было бы наивно полагать, что между готикой, как архитектурным стилем, и современной готической субкультурой, - а ведь их разделяют века! - нет некоего связующего звена.

Оно есть.

Позволю себе вновь заняться самоцитированием:

"...Надо сказать, что культура всегда была своего рода связующим звеном между наукой и религией, как между двумя полюсами. Человек всегда пытался понять суть жизни и мироздания, и ему предлагались две модели. Первая модель основывалась на религиозных убеждениях, и фактически не претерпевала никаких изменений на протяжении многих веков. Есть Бог, создавший небо и землю, всё живое, и, в том числе, человека. От этой "печки " и предлагалось плясать. Человек жил, не задумываясь, просто потому что так надо было жить. Постоянные молитвы и в церковь по воскресеньям.

Однако с развитием творческих идей, со становлением и развитием прогресса, идеи Церкви были поставлены под сомнение. Была открыта совсем другая жизнь, микро- и макромиры, в которых человек представлялся сложной системой, существующей в относительном единении с природой. Человек был признан не только венцом творения; он сам стал творцом новой жизни.

Естественно, что Церковь, многие века диктовавшая свою волю людям, всячески угнетала и истребляла подобного рода мысли и новых иноверцев. Однако так уж устроен человек, что всегда стремится к запретному, неизведанному.

И в конце концов Церковь оказалась неконкурентоспособной в борьбе с прогрессом и новыми идеями. А перед человеком открылся дивный новый мир, полный неизведанного, непонятного, а значит, потенциально опасного.

Но, - и это также свойственно человеку, - старое было отвергнуто, а новое ещё не освоено до конца (да и есть ли он, этот самый конец?).

И вот тогда-то человек стал задаваться вопросом: "А во что же верить?".

Да. Бога не было, он был отвергнут за ненадобностью.

Этот период приходится на конец ХVIII - начало XIX вв, когда особый расцвет получают различные оккультные науки.

Нет, конечно, алхимия, к примеру, существовала задолого до этого, однако была доступна лишь немногим, равно как и многочисленные масонские (и другие аналогичные) ложи, бывшие привилегией людей влиятельных, знантых, и образованных. Простому же люду путь сюда был заказан. Поэтому нужна была новая религия, новое учение, имеющее статус "народного", доступного для всех слоёв общества.

В России официальная религия держалась куда дольше, чем в прогрессивной Европе, однако вскоре мода на различного рода учения и кружки дошла и до подверженного модным европейским веяниям Петербурга, бывшего тогда не только государственной, но и культурной столицей Российской Империи.

Конец девятнацатого - начало двадцатого века в России ознаменовал собой становление и укрепления течения, известного как "декаданс". Здесь же в моду входили спиритические сеансы, курение опиума, стремление к смерти, и другие театральные движения души.

Изменилась и мода на костюмы, в частности, в моду вошли изделия из кожи и т.н. "чёртовой кожи" («Чертова кожа» — плотная хлопчатобумажная ткань, получившая столь экзотичное название за необычайную прочность, способность долго не намокать и легкий глянец, придающий некоторое сходство с выделанной кожей; в основном была популярна среди автомобилистов и авиаторов), а также чёрный цвет.

Эти веяния нашли своё отражение и в искусстве; Серебряный Век поэзии был временем стихов о любви и смерти. Конечно, поэтом, чьи стихи были своего рода "визитной карточкой", был, безусловно, Александр Блок. Однако были и другие, менее известные поэты, писатели, живописцы, чьё творчество как нельзя лучше отражало настроения эпохи..."

Ключевое слово здесь - декаданс.

"Декадентство («упадочничество», от фр. decadence — упадок, декаданс) — термин для обозначения литературного течения, появившегося во Франции в 1880х гг. и в 1890х—1900х возникшего в России, Германии и других странах.
Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг(!).

С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социальнопсихологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь)."

Очевидно, что декаденство являлось субкультурой, пусть и довольно "узкоспециализированной". Тем более, что этой субкультуре не было суждено просуществовать долго, - войны и революции (и особенно революция 1917 г) создали в стране условия, для декадентов неприемлемые.

Однако в период "застоя" в Советском Союзе когда-то декадентство попродило ещё одного "отпрыска", хилого и недолговечного - диссидентство, которое с развалом Союза потеряло свою актуальность, как и когда-то декаденство.

Однако идеи эти не умерли, не канули в Лету. Они воплотились в готической субкультуре: готика Средневековья и декаданс XIX-XX вв передали готической субкультуре основы своей эстетики и символики.

Таким образом, происхождение готической субкультуры куда прихотливей, чем любой другой; однако, это не все отличия этой субкультуры от иных.

Готика, в отличие от прочих субкультур, не имеет (и вероятнее всего, это последствия исторических преобразований и разночтений) своей более-менее строго обозначенной идеологии. В ней, как в любой субкультуре, присутствует символика (в частности, символика романтизма Серебрянного Века), атрибутика (в частности одежда, грим и цвет волос/париков), и, безусловно, эстетика, сегодня привлекающая значительный процент молодёжи.

Но вот идеологии-то нет!

Как таковой; спросите несколько готов в разных местах, в чём заключается идеологическая подоплёка готического стиля - вы услышите столько же абсолютно разных ответов, скольких готов вы спросили.

Дело в том, что готика, уже изначально впитавшая в себя множество идей, продолжает расширятся в идейном плане, теряя очертания и формы, становясь всё более и более эклектичной. Новые веяния постоянно модернизируют готику, и в наши дни уже не представляется возможным более-менее чётко определить, что же представляет собой идеологическая "подкладка" готической субкультуры.

Так что можно с полной уверенностью говорить о том, что готика всёё ещё существует только благодаря своей эстетике, столь близкой определённому проценту современной молодёжи.

В скобках стоит отметить, что готику часто "мешают" с сатанизмом; ничего общего у этих течений нет, и быть не может. Сатанизм, хоть и имеет кое-где сходную с готикой атрибутику, в целом представляет собой куда более чёткое течение с вполне определённой идеологией, будучи чуждым лишней театральности.

На вопрос о том, что значит готика для современного человека, один из моих респондентов сказал следующее:

"..Вообще для меня готика - это некое утонченное зло.

Ну а что касается готической субкультуры в России...То ее как таковой нет - потому что люди запутались в понятиях, какая музыка относится к готической, а какая - нет (самый яркий пример - HIM и Marylin Manson).

Если кратко - то это просто темная эстетика."

Таким образом, нетрудно заметить, что и сами готы часто путаются в определениях, зачастую относя к готической субкультуре то, что к ней не относится и относиться не может. "Чистота субкультуры" здесь более чем условное понятие.

Однако есть и такие субкультуры, которые имеют едва ли не более нечёткие границы, чем готическая.


3.5. "Фрики" и "неформалы".


Эти субкультуры и их представители являются превосходным примером кроссубкультурных образований.

Дать чёткое определение и прочая субкультуры "фриков" весьма непросто, потому что само понятие - "фрик", - весьма обширное.

В дословном переводе с английского "freak" означает "уродец", в более вольных - "оригинал", "не такой как все"...Вариантов множество, но общий смысл ясен.

Вместе с тем определить субкультурную принадлежность того или иного "фрика" непросто, потому что они зачастую принадлежат к самым разным субкультурам, или же не принадлежат ни к одной; в данном случае "фрик" - это просто образ жизни и самовыражения, отличный от прочих. Быть непохожим ни на кого, даже на тех, кто похож на тебя. Быть абсолютно уникальным.

Хотя, чаще "фрики" всё же "прикреплены" за той или иной субкультурой.

То же самое - "неформалы". Это, можно сказать, "русский вариант" "фриков" (ибо "фрик" - явление в большей степени западное (а с недавних пор и дальневосточное: например, японское)).

"Неформалы" - это уже чисто русское явление. Само название говорит о непохожести на обычных людей, которых "неформалы" называют "цивилами" (о себе говорит: "..был одет, как "цивил", по-"цивильному", "цивильно").

"Неформал" всегда вне норм общества, вне его морали, этики, эстетики, и прочая; вместе с тем "неформал" может как принадлежать к какой-либо субкультуре, так и не принадлежать к ней. Но лично мне известны случаи готов-"неформалов"; впрочем, здесь неформальность работает опять же по отношению к социуму, а не к готике, хотя эти люди не могут назвать себя готами что называется "тру" (от англ. truth - истинный, настоящий), и все готические ритуалы соблюдают нестрого, если соблюдают вообще; чаще всего готического в них остаются лишь музыкальные пристрастия, да любовь к чёрному цвету.

Таким образом, "фрики" и "неформалы" - это не субкультуры, а их эволюционные формы, уже изрядно отошедшие от основных канонов, и лишь симпатизирующие тем или иным проявлениям той или иной субкультуры.

Так что, говоря о "фриках" и "неформалах", я могу всё-таки возразить г-ну фон Фаустле, считающему, что мы наблюдаем процесс регресса индивидуализации личности, выразив мнение о том, что субкультуры не остаются основными социокультурными образованиями, снижающими индивидуальность людей, пока существуют такие люди, как "фрики" и "неформалы".

Однако, субкультуры, как и все остальные социокультурные проявления, тоже теряют актуальность, и выходят из моды, как это показал пример с хиппи: они стали неактуальны. Другие субкультуры тоже теряют актуальность, хоть и не в той степени, сдают позиции, потихоньку вытесняясь новообразованиями в этой сфере.

О чём и пойдёт речь дальше.


З.6. ЭМО.


Эта субкультура - из цикла "Новейшая история". Появившись лишь несколько лет назад, субкультура ЭМО стремительно завоёвывает позиции по всему миру, подчас вытесняя на задний план более старые субкультуры.

Происхождение её нам не до конца ясно. Известно, что аббревиатура ЭМО (или ИМО) происходит от английского слова "emotion" - чувство, эмоция, а сама субкультура распостранена в основном в среде подростков возрастной категории "до 18", хотя, конечно, есть и исключения, притом немало. И всё же ЭМО - это прежде всего субкультура подростковая, если не сказать - детская.

Надо отметить, что такая субкультура очень характерна именно для нашего времени, до новейшей эпохи, и едва ли могла иметь место раньше. Этому способствует несколько факторов, как то: быстрое "взросление" детей, исключительная вольность нравов (но иного плана, нежели вольность нравов хиппи, к примеру), а также стремительное развитие электронных технологий и бешенный темп современной жизни.

Надо заметить, что ЭМО - это исключительно городская субкультура, субкультура мегаполисов с миллионными населениями, такими как Нью-Йорк, Париж, Лондон, Токио, Москва.

Известно, что несмотря на огромное население этих городов, жители их чаще, чем жители некрупных поселений, страдают "болезнью XXI века" - депрессией. Депрессия, замкнутость, одиночество среди многомиллионной толпы, и болезненное рефлексирование по этому поводу - вот что такое ЭМО. Но это также и буйная радость, и отчасти клаб-культрура, и прочие атрибуты типично городской жизни.

Как и любая субкультура, ЭМО-субкультура имеет свою символику (сочетание розового и чёрного цветов, в частности), атрибутику (тут и типично "городской", "street-style" в одежде, и обилие опознавательных знаков - значков, платков-"арафаток"), стилистику (в частности, в использовании макияжа, вообще некоей подростковой андрогинности, ассиметричных причёсок, косых чёлок, и т.д.), хотя с идеологией тут не всё гладко; вернее, она пока только формируется, только закладываются основные понятия и неписанные законы. Говорить тут о чёткой идеологии бессмысленно ещё и потому, что современный teenager - существо весьма самостоятельное, самобытное, хотя и эти "дети постядерного века" тоже не прочь сбиться в стайки, подобно стайкам разноцветных тропических рыбок, что обитают в тёплых морях на небольших глубинах.

Чаще всего объединяет их то, что во все времена объединяло представителей любой субкультуры - а именно музыка.

У ЭМО - своя музыка, свои музыкальные кумиры. Одной из основных ЭМО-групп является немецкая группа Tokio Hotel, над половой принадлежностью которого нередко подшучивают представители других субкультур, и не просто так, потому что этот юноша действительно имеет довольно феминно-андрогинную внешность и голос.

Но было бы несправедливо упомянуть лишь об этой группе, потому что так называемые EMO-kids вполне оправдывают собственное определение, являясь довольно непостоянными в своих предпочтениях, в том числе и музыкальных. Мало того, многие из них находят стиль игры Tokio Hotel недостаточно агрессивным, предпочитая такие группы, как, к примеру, AMATORY.

По сути своей ЭМО-киды - действительно дети, ещё не определившиеся ни со своими предпочтениями в различных сферах, начиная музыкальными, и заканчивая сексуальной, это дети, и подростки, не желающие взрослеть, эдакие современные "питеры пэны", но куда более циничные, пафосные, гиперчувствительные и гиперэмоциональные. Они не чураются слёз, которые раньше для мальчишек считались чем-то презираемым. Они живут сейчас, они живут сегодняшним днём, очень остро реагируя на любые его проявления.

И надо заметить, в современном мире субкультура ЭМО наиболее живучая и оправданная, нежели остальные, потому что рождена не века, и даже не десятилетия назад, а столь же молода, сколь и её представители.

И, надо полагать, что в будущем нам едва ли следует ждать появления принципиально новых субкультур, но почти наверняка именно субкультура ЭМО будет модернизироваться, модифицироваться, и интегрировать в себя новые и не очень элементы других субкультур.

Самый свежий пример, весьма активно обсуждаемый нынче в Сети, - это ЭМО-фашизм. Поначалу это кажется абсурдом, но если подумать о нацистской эстетике, - не скиновской, а именно нацистской, эстетики СС, - то вполне допустимо, что слегка модернизированная, она может быть актуальна и сегодня, поскольку является, что называется, "гламурной".

И из блога в блог, из форума в форум кочует фотоколлаж - Гитлер в футболочке с надписью EMO и косой чёлочкой...

Хотя, конечно, утверждать в связи с этим, что близок день, когда появится субкультура ЭМО-фашизма, рановато, но и целиком списывать со счетов эту идею нельзя.

Ведь как известно, самые неожиданные идеи имеют тенденцию проявляться в самый неожиданный момент.


3.7. Субкультура как основа музыкальных направлений.


Как уже говорилось выше, любая субкультура имеет музыкальную подоплёку. Какая-то в меньшей степени (как субкультура скинхедов, например), какая-то - в большей (как готическая и ЭМО-субкультуры).

У каждой из них есть свои музыкальные кумиры, свои песни, несущие именно тот смысл, который является основным "мессиджем" самой субкультуры.

Это "The Beatles", "The Rolling Stones", "Jefferson Airplane" и менее известные коллективы у хиппи; это "Ramones", "The Stoogies" и Iggy Pop, "Sex Pistols" у панков, не слишком известные группы у скинхедов, Busta Rymes, 2Pac, Dr.Dre, P.Diddy, "Eminem" и "50 cent" у рэперов, "Cemetary of Scream", "Theatre of Tragedy", "Paradise Lost", "Cemetary", "Bauhaus" у готов, уже упоминавшиеся выше Tokio Hotel и AMATORY у ЭМО. Что же касается "фриков" и "неформалов", то с ними в этом отношении сложнее - они слушают разнообразную музыку, зачастую относящуюся к самым разным субкультурам (например слушать AMATORY, Marylin Manson и "Биопсихоз").

Останавливаться более подробно на каждом из коллективов было бы бессмысленно, поскольку вы, я уверен, куда больше знаете о той музыке, которую слушаете; если нет, то куда проще ввести название искомой группы в строку любого "поисковика" типа Яndex или Yahoo!.

Но совершенно ясно, что без "своей" музыки любая субкультура теряет часть себя, часть своей identity; ведь порой именно из ответа на вопрос "А что ты слушаешь?" можно узнать принадлежность твоего собеседника к той или иной субкультуре, если он не заявляет об этом более открыто.

В дополнение стоит отметить, что музыкальная составляющая любой субкультуры куда более "живуча", чем сама субкультура, и группы, ставшие известными, а потом и вовсе кумирами поколения хиппи, существуют и поныне, и радуют глаз (и уши) своей бодростью несмотря на преклонные годы.

И это хорошо.


4.0. "За кадром". Субкультура как неизбежность. Субкультуры и общество.


Конечно - настоящая статья является, по сути, в известной мере поверхностным исследованием темы субкультур, но единственная тому причина - гиганткие масшатбы самой темы. В ходе поиска материалов по теме мною был найден в числе прочего план лекций (!) по субкультурам. И осветить в полной мере все аспекты темы в рамках одной статьи не представлялось возможным с самого начала, и я понимал это.

Поэтому я решил подробнее остановиться на наиболее популярных субкультурах, тех, что "на языке", тех, что чаще всего обсуждаются на просторах Интернета; впрочем, я не мог обойти вниманием остальные субкультуры, многие из которых являются, не побоюсь этого слова, архетипическими, ключевыми.

Как пишет один из авторов (имя которого я, увы, не сохранил) в своей статье "Субкультуры", "..среди богатого изобилия субкультур можно выделить три крупные темы, не только послужившие возникновению самых разных субкультур, но и образующих в каждом новом поколении собственно-тематические субкультуры. Это тюремная тема, тема наркотиков и тема гомосексуализма. Вряд ли стоит приписывать этой троице непреходящую вечность, но то, что это привилегированные места существования субкультур – несомненно.."

Следует особо подчеркнуть это понятие - темы, не субкультуры, а некий базис для оных, платформа, с уже встроенной моделью поведения, которую субкультурная надстройка лишь корректирует согласно своей стилистике и идеологии.

Поэтому тюремная субкультура, являясь одной из ключевых, дискурсивных субкультур, является таким вот базисом для других субкультур, созданных на этой же платформе; таковой "соплатформенной" субкультурой является, к примеру, военная субкультура. И первая, и вторая - безусловно субкультуры, так как имеют и соответствующую символику, и атрибутику, и табели о рангах, и идеологию, разумеется. Эти субкультуры - старейшие, и являются уже большим, чем просто субкультура по типу готической. Все элементы, все составляющие их обозначены абсолютно чётко, причём на формулировку их ушли десятки, если не сотни лет.

Субкультуры гомосексуализма и наркомании немного иного рода, но суть та же. Гомосексуализм вообще - явление столь же древнее, как и цивилизация в целом. В конце концов, и среди животных есть гомосексуальные особи: это и овцы, и обезьяны. А гомосексуализм в древних Греции и Риме принимал поистине глобальные масшатбы. Ну а в наш век либеральных свобод гомосексуализм чувствует себя вполне уютно, даже несмотря на значительное число антигомосексуальных организаций как на правительственном уровне, так и на уровне социальном.

Наркомания тоже довольно стара, хотя и не так, как гомосексуализм, и тем не менее уже начиная с подпольных опиумных курилен XVI в до современного увлечения кокаином, как траквилизатором, наркомания существует вполне благополучно, несмотря на перманентные гонения на неё со стороны властей и общественности.

А гомосексуальная субкультура, и субкультура наркомании тоже достойны упоминания и как "платформенные" субкультуры, на базе которых возникают другие субкультуры (яркий пример - субкультура клабберов на основе наркотической), и просто как социокультурные явления, без которых современное общество было бы, возможно, лучше, но даже теоретическое исключение этих субкультур из социума уже само по себе утопично, поскольку эти субкультуры, точно также, как и тюремная (и военная) архетипичны, и являются неизбежными составляющими современного общества.

Я не строю иллюзий - едва ли когда-нибудь мы будем жить в обществе, в котором этим субкультурам не будет места. Возможно, в отдалённом будущем так и случится. Но пока об этом говорить рано.

Говоря об остальных субкультурах, нельзя не упомянуть о субкультурах околорелигиозных, то есть о сектах и сектанстве.

Как и вышеупомянутые, сама по себе религия уже является архетипической субкультурой, основой для многочисленных субкультурных образований, таких, как секты. Стоит напомнить, что различного рода и характера секты существовали за всё время существования одного только хритстианства, все 2000 лет, и существуют до сих пор. И у каждой есть и своя символика, и атрибутика, и идеология. Перечислять все не имеет смысла, но следует отметить, что секты неистребимы, и даже если бы религия была безупречна и полностью доказана, всё равно нашлись бы люди, которые были бы против неё, как против, скажем, существующей власти. Оппозиция есть всегда. И появлялись бы новые секты.

Я думаю, излишне говорить о вреде сектантства, и тому подобное: каждый человек в определённый момент своей жизни сам решает, во что ему верить, и верить ли вообще. К тому же, у нас Конституция подразумевает свободу не только слова, но и вероисповедания. Так что веруйте; главное, "за буйки не заплывайте", т.е. за рамки дозволенного не выходите.

Ещё?

На самом деле субкультуры можно перечислять почти бесконечно. Это субкультуры различных музыкальных направлений (металлисты, рокеры, рейверы, клабберы, и т.д.), и связанные с ними субкультуры - например, субкультура байкеров, и её ответвления.

Стритрейсеры, дрэгрейсеры, субкультуры любителей ретро-автомобилей, и просто любителей ретро.

Основная субкультура, к которой принадлежит почти каждый - субкультура Сети, и тут огромное количество небольших субкультур - блоггеры, хакеры, спамеры, флудеры, "чатлане" и адепты icq...

Имя им - Легион.

Плохо ли? Отнюдь. Ведь так или иначе, принадлежность к той или иной субкультуре, к нескольким субкультурам сразу (в большинстве случаев) определяет интересы людей, их увлечения, их мировоззрения. Я не сторонник точки зрения г-на фон Фаустле, который считает субкультуры проявлением "стадного инстинкта", и, как о следствии, говорит о регрессе индивидуализации, нет. Я считаю, что можно и принадлежать к субкультуре, оставаясь личностью, индивидуальностью. Причём это возможно и в случае принадлежности к самым "экстремистстким" субкультурам.

Вам это интересно? Enjoy!


5.0. Промежуточные итоги. Заключение.


Подводя промежуточные итоги...

Почему промежуточные?

Всё просто.

В современном, ультрадинамичном мире, постоянно модифицирующемся, изменяющемся, невозможно говорить о каком-либо процессе, как о конечном, и уж тем более о таком процессе, как процесс создания, существования и модификаций субкультур. Мы можем говорить лишь о состоянии этого процесса на настоящий момент. Стало быть, говорить об итогах конечных не приходится.

Но о промежуточных - вполне.

Итак, подводя промежуточные итоги, можно сказать, что субкультуры являются неотъемлемой составляющей современного социума, динамично развивающейся, весьма тесно взаимодествующей с социумом.

"..Нет большого смысла морализировать по поводу той или иной субкультуры, в том числе и тюремной. Бесполезно переубеждать ее представителей в правильности совершаемого ими: за этим стоят реальности духовного порядка, и никакое обыденное рассуждение не способно лишить убедительности тот глубинный опыт, что приобретается через приобщение к субкультуре, ибо ядро субкультуры лежит в мире ином, ибо в основе субкультур – теперь забытые мистерии. Это всегда переживания на пороге жизни и смерти, и потому самые сильные. Это всегда переживания того, о чем вы со своей прикладной моралью не имеете ни малейшего представления. Этим можно оправдать любую нечистоплотность, но за этим стоит иногда и чистоплотность более высокая, нежели ваша. Поэтому ни очернение ни обеление субкультур никогда не бывают адекватны. Первое – их самоутверждает, второе – порождает субкультуру другую.

Поэтому терпимость, которой мы научились в конце 20 столетия – хоть и необходима, но ее нельзя считать средством против возникновения субкультур: ибо на новом месте возникнут субкультуры новые, ведь всегда найдется другой вид нетерпимости да и духовных реальностей много.

Человечеству суждено жить среди субкультур и субкультурами. Дело не в этом. Дело в том, как среди этого жить. Как установить и выдержать правильный темп и ритм развития, который ведь и есть подлинная добродетель в отличие ото всех прочих ярлыков-понятий. Только добившись такого качества движения можно гармонизировать сосуществование разных культурных тенденций и снизить остроту субкультурных сполохов." - неизвестный автор весьма точно отметил тенденции развития социума и субкультур.

Что остаётся нам, простым (и таким сложным) людям?

Нам остаётся задуматься о том, что если есть в субкультуре минусы, значит, есть и плюсы. Для них, для нас, которые, по сути, тоже "они". Для всех.

Я не призываю вас, друзья, становиться членами той или иной субкультуры, нет.

Хотя бы потому, что вы уже являетесь членом нескольких субкультур, даже если просто читаете эту статью.

Но, несмотря на многочисленные стереотипы и клише - так ли это плохо?

Думайте.

Принимайте решения.

Действуйте.

German Kastalsky © 2007.


Рецензии
интересная информашка
;)

Лель Косырева   13.11.2009 00:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.