Конспект

Я давно уже составил себе правило судить о художественном произведении с трех сторон:
1) со стороны содержания – насколько важно и нужно для людей то, что с новой стороны открывается художником, потому что всякое художественное произведение тогда только произведение искусства, когда оно открывает новую сторону жизни;
2) насколько хороша, красива, соответственна содержанию форма произведения;
3) насколько искренно отношение художника к своему предмету, т.е. насколько он верит в то, что изображает.

Это последнее достоинство мне кажется всегда самым важным в художественном произведении. Оно дает художественному произведению его силу, делает художественное произведение заразительным, т.е. вызывает в читателе те чувства, которые испытывает художник. И этим-то достоинством в высшей степени обладает Семенов.

Юлиан в рассказе Флобера ложится в одну постель с прокаженным и согревает его своим телом. Прокаженный этот – Христос, который уносит с собой Юлиана на небо.
Всё это описано с большим мастерством, но я всегда остаюсь совершенно холоден при чтении этого рассказа. Я чувствую, что автор сам не сделал бы того, что сделал его герой, и потому и мне не хочется этого сделать, и я не испытывал никакого волнения при чтении этого удивительного подвига.
Искренность – главное достоинство Семенова.
 Л.Н. Толстой

Каждый из нас знает, сколько гадостей в каждом из нас, как неразрывны эти гадости с самыми высокими нашими свойствами.

Для того, чтобы описать человека – пускай это будет Христос – надо описывать судя по себе (иначе и нельзя), только в лучшие свои минуты.

Сильнее, благотворнее подействует на людей описание разбойника с его злобой, жестокостью и похотью и проблесками раскаяния, жалости, чем описание святого без слабостей…
 Л.Н. Толстой

Важно так полюбить какую-нибудь сторону жизни, так увлечься ею, чтобы ничего не видеть, кроме нее, и от этого увидеть в ней то, чего никто не видел…
 Л.Н. Толстой

…Мы читали Шекспира… «Юлия Цезаря» - удивительно скверно. Если б был молод [я] и задорен, написал бы статью об этом. Избавить людей от необходимости притворяться, что они это любят…
 Л.Н. Толстой С.А. Толстой

Художественное произведение есть то, которое заражает людей, приводит их всех к одному настроению. Нет равного по силе воздействия и по подчинению всех людей к одному и тому же настроению, как дело жизни и, под конец, целая жизнь человеческая.

В искусстве прежде всего полезность, потом прекрасное и теперь доброе, хорошее, нравственное.
 Л.Н. Толстой

Рассказ ваш я получил и прочел [«Черный бык»]. В общем он не выдержан. Много есть лишнего, неестественного и сентиментального, производящее обратное действие тому, которое хочет произвести автор. Надо больше перерабатывать свои произведения.
 Л.Н. Толстой Е.А. Исупову

Получил я ваши рассказы [«Кто виноват», «Из-за денег»] и… не могу поощрять вас к писанию.
Первый рассказ совсем нехорош – без связи и ненатурален, второй хотя несколько и лучше, но тоже неестественен и не дает никакого понятия о душевном состоянии описываемых лиц. Если у вас и есть некоторая способность схватывать подробности и передавать их, то этого недостаточно.

Людей, умеющих это делать, и гораздо лучше – легион…
 Л.Н. Толстой А.Г. Макееву

[Л.Н. Толстой находил вдохновение в тех мыслях, что его сочинения будут читать простые крестьяне.]

Для того чтобы произведение имело силу, надо переделывать, в особенности сокращать, просеивать и избегать желания сказать всё. Слишком много несогласованного между собой содержания нарушает впечатление.
 Л.Н. Толстой

Есть сердечная духовная работа, облеченная в мысли. Эта настоящая [работа]… И есть работа мысли без сердца, а с чучелой вместо сердца, это то, чем полны журналы и книги.
 Л.Н. Толстой

На днях я, чтобы проверить свое суждение о Шекспире, смотрел «Короля Лира» и «Гамлета», и если во мне было хоть какое-нибудь сомнение в справедливости моего отвращения к Шекспиру, то сомнение это совсем исчезло. Какое грубое, безнравственное, пошлое и бессмысленное произведение «Гамлет». Все основано на языческой мести, цель одна – собрать как можно больше эффектов, нет ни складу, ни ладу. Автор так был занят эффектами, что не позаботился даже о том, чтобы придать главному лицу какой-нибудь характер и все решили, что это гениальное изображение бесхарактерного человека. Никогда я с такой очевидностью не понимал всю беспомощность в суждениях толпы, и как она может себя обманывать…
 Л.Н. Толстой Н.Н. Страхову

Лучшая работа писанья та, чтобы человеку писать для того, чтобы себе уяснить вопрос, а уясняя его себе, уясняется и другим.
 Л.Н. Толстой

…Нехорошо главное лицо. Оно не живое, а прописная ходячая проповедь. Это ничего. Не унывайте. Каждое лицо должно иметь тени, чтобы быть живым, а этого у вас нет.
 Л.Н. Толстой С.П. Семенову

У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность. Если есть порыв и направление, то минуешь обе опасности. Из двух страшнее искусственность.

Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям.
 Л.Н. Толстой

Нельзя говорить про произведение искусства: вы не понимаете еще. Если не понимают значит – произведение искусства не хорошо, потому что задача его в том, чтобы сделать понятным то, что непонятно.
 Л.Н. Толстой

Шекспир – талант, но холодный. Восхвален за безрелигиозность.
 Л.Н. Толстой


Рецензии