Фантастическое и реальное в повести А. С. Пушкина Пиковая дама

 В современном мире однозначности нет, границы между фантастикой и реальностью стерты, все зависит от отношения к этому каждого конкретного человека. В мире сегодняшнего дня много соблазнов, масса возможностей, когда, казалось бы, за минимум усилий очень быстро можно достичь желаемого достатка. Рано или поздно каждый человек оказывается, подобно пушкинскому Германну, перед выбором, какой путь он изберет, какие внутренние ценности при этом для него окажутся главными для достижения необходимого.
 Рассмотрим, как этому относился сам главный герой повести. В первой главе Германн предстает перед нами самым благопристойным человеком, потому что только он противостоит соблазну играть с судьбой через карточные игры. Этим он отличается от всех, в нем еще сильны заветы родителей – расчет, умеренность и трудолюбие. Эти три принципа твердо сидят в его сознании, и которые нарушать он не собирался. Но нравы столичной жизни оказались сильнее, и волею судьбы Германн оказался втянутым в карточные игры других, с воодушевлением изучал их, но сам играть не решался, его жизненные принципы были сильнее естественного желания играть. И так продолжалось достаточно долго, Германн был «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее, - а между тем целые ночи просиживал за карточными столами…».
 Долгое время Германн насильственно подавлял в себе естественное собственное желание познать силу страсти карточной игры. Он внимательно следил не только за самой игрой, но и за проигравшими и победителями, невольно ставя себя на их место, оценивая, как бы повел в той или иной ситуации он. Вспомним известную поговорку «если Магомед не идет к горе, то гора идет к Магомеду» и перефразируем ее – «раз Германн сам не хочет делать шаг навстречу игре с судьбой, то сама судьба этот шаг ему предоставит». Это и последовало, случайное повествование о трех картах выводит пушкинского героя из равновесия. Он начинает верить, что тайну трех выигрышных карт действительно можно узнать, в одночасье разбогатеть и жить в свое удовольствие. Разве не об этом втайне мечтает любой человек? Вопрос только в том, какими путями он на это пойдет, решится ли на сделку с непознанным миром, чем готов ради навязчивой идеи пожертвовать?
 У Пушкина не случайно проигравшая в юности графиня в поисках выхода ищет помощи у графа Сен-Жермена, человека, чья жизнь была синонимом таинственности. Он действительности существовал в реальной жизни. Загадка в отношении его имени не была разрешена ни современниками, ни последующими исследователями. Это был очень разносторонний человек, его интересы простирались от химии и истории, до поэзии, живописи и музыки. Он обладал и лингвистическими способностями, говорил настолько свободно, что в любой стране его принимали за говорящего на родном языке. Написанное им левой и правой рукой было абсолютно одинаковым, буква в букву. Поговаривали, что он обладает пресловутым эликсиром жизни, и даже опробовал это на Мадам де Помпадур, которая сохранила молодость и красоту на четверть века дольше. Граф Сен-Жермен мог с поразительной точностью предсказывать события, что принесло ему немало славы. Большое значение придавал камням, которые имелись у него не только на кольцах, но и на часах, цепочках, табакерке и даже на обувных пряжках.
 В XIX веке существовало много легенд о существовании философского камня, обладая которым можно подключаться к информационному полю Земли и обладать знаниями, неподвластными обычному человеку. Очень похоже на то, что граф Сен-Жермен был счастливым обладателем философского камня, а значит, реально мог предсказать графине тайну трех выигрышных карт, например, взамен на молчание об этом. Тот факт, что графиня дожила до преклонных лет, говорит о том, что она с честью выполнила свое обещание. Она не раскрыла тайну даже под угрозой смерти.
 Надо сказать, что далеко не каждому человеку судьба предоставляет возможность испытать себя, понять насколько далеко можно зайти ради исполнения того, что внезапно загорелось в мечтах. Через такое испытание когда-то прошла графиня – сделка через таинственного графа Сен-Жермена для нее была последней надеждой. И что она отдала взамен ради выплаты карточного долга, знала только она. Для Германна такой последней надеждой было узнать выигрышные карты. Ради этого он мог пожертвовать многим – стать другом и даже любовником графини, действовать через Лизу. Отметим еще, что игроков в комнате было много, историю, рассказанную Томским, слышали все, но никому и в голову не пришло зацепиться за эту информацию. Лишь один Германн оказался готовым воспринять этот рассказ, он для него стал призывом к действию. Да, он отвергал возможность как все играть в карты и не собирался отступать от собственных принципов, он допускал лишь одну маленькую поправку – зная три выигрышные карты лишь три раза отступить от своих правил. Разве это была не сделка с самим собой, а может, это была сделка с тем миром, который еще не изведан, не познан человечеством?
 При жизни старая графиня не открыла тайну трех карт, которые когда-то в Париже помогли ей избавиться от карточного долга. Сильное желание Германна во что бы то ни стало узнать тайну карт заставили графиню вернуться к нему в виде фантома, астрального тела. Она не могла улететь в иной мир, пока не объяснилась с Германном, ведь ее душа в предсмертный час переплелась с душой главного героя повести. Невидимые нити, объединяющие их, так крепко сплелись, что у умершей графини, оставался лишь один выход - объяснить Германну выход из сложившейся ситуации, что она и сделала. И это был не сон, графиня действительно приходила к Германну – "половицы скрипели". Счастью Германна не было предела, его охватило такое ликование, что не поверить в сказанное графиней он уже не мог – тайну трех карт обязательно надо проверить. Беда Германна лишь в том, что он не выполнил уговора – если внимательно прочесть ее слова, одно условие оказалось невыполненным. Судьба Лизы так и осталась не решена.
 На протяжении своей жизни человек проходит через те испытания, к которым уже готов. Не случайно, Германн никак не мог решиться стать игроком, он все время взвешивал все "за" и все "против", внутреннее чутье подсказывало ему, что еще не время. По мелочам не стоит себя растрачивать, лучше только смотреть на карточную игру и впитывать то, через какие "чувственные испытания" проходят другие. И так продолжалось достаточно долго. Но когда услышал про блистательное "везение" одной из петербургских барышень, в душе его что-то встрепенулось, и он понял, что его час настал! Сначала неосознанно – ведь около дома графини, Германн оказался случайно: ''…Рассуждая таким образом очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры…
—Чей это дом? – спросил он (Германн) у углового будочника.
—Графини, - отвечал будочник.
Германн затрепетал. Удивительный анекдот снова представился его воображению. Он стал ходить около дома, думая об его хозяйке и о чудной его способности…''
 Так этот заветный дом оказался в поле пристального его внимания. Он ежедневно часами бродил в его окрестностях в поисках подсказки. Германн обдумывал разные варианты, он не знал, как привлечь внимание графини, как оказаться в поле ее внимания, как расположить ее к себе, чтобы она поверила и поведала только ему одному тайну трех выигрышных карт. Погруженный в поиски выхода из создавшегося положения в одном из окон он увидел молодую барышню, которая тоже стала обращать внимание на молодого человека, очень часто стоящего напротив ее окна.
 Изначально Германн и не думал воспользоваться Лизой в качестве невольной помощницы для личного знакомства с графиней. Но возможная влюбленность Германна в Лизавету Ивановну нисколько не противоречила его основной цели, поэтому не исключено, что параллельно развивались две истории «любви»: между Германном и Тайной и Германном и Лизой. Тайна стояла на первом месте, она затмевала все его сознание, напрягала все его воображение в поисках выхода из того положения, в котором Германн вдруг оказался. Не страсть к обогащению владела им, им владела страсть игры, но уже не карточной, а реальной жизни. И выбора у него не было, он должен был попробовать, ведь иначе до конца своих дней он себе не простил бы, что упустил такой шанс. И правила игры Германн должен был уже знать, ведь не случайно он так долго наблюдал за играющими. И всего-то нужно было неуклонно следовать правилам.
 Каждый человек постоянно выбирает, что для него важнее на данный момент жизни. Постоянно решает, от чего бы он мог отказаться, а за осуществление чего-то, наоборот, даже многое отдать взамен. Вопрос только в том из чего состоит это многое, чем он может пожертвовать ради исполнения своего заветного желания. В своем пожелании графиня, которая пришла к Германну "не по своей воле» поделиться Тайной, сделала оговорку: «…с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне...». Германн же об этом либо забыл, либо совсем не обратил внимания, не придавая должного значения подсказкам, либо даже не знал, что за все в этой жизни действительно надо платить. Ошибка его была в том, что он не последовал тем предписаниям, взамен чему ему "некие силы" готовы были дать богатство.
 По большому счету Германну ничего не стоило жениться на Лизе, его душа была свободна – любовь к женщине он заменил любовью к деньгам. Если бы он знал, что это было обязательное условие его реальной игры, он бы тут же выполнил его. Но он не знал. А если бы знал, то у него было два пути с честью выйти из создавшейся ситуации: ему следовало, либо остановиться на везении двух карт, либо с "оговоркой", которую он как раз не осознал, на трех. Только эта "оговорка" в судьбе Германна оказалась роковой.
 Любви у двух столкнувшихся волею обстоятельств людей Германна и Лизы не было, да и разве нужна была она им? Одной хотелось найти выгодную партию и поскорее выскочить замуж, другой мечтал стать обеспеченным и сорить деньгами как того пожелает. Но они зависели друг от друга – богатство придет, если будет обручение и, наоборот, если будет свадьба, то будет и счастливый выигрыш. Таков был уговор, данный с небес, именно о нем поведала графиня в виде фантома приходящего в ночной час к Германну. И только от Германна и Лизы зависело их же собственное исполнение желаний, но ни он, ни она (женщины чувствуют интуитивно) не сделали шагов навстречу друг другу, не нашли нужных слов, не предприняли никаких поступков для сближения. И фортуна оказалась не на их стороне.
 Пережить проигрыш Германн так и не смог, из сильного, не побоявшегося играть с судьбой человека, превратился в жалкое создание, обитающее в психиатрической больнице. У него не хватило сил начать все сначала, когда все те же три жизненных устоя (расчет, умеренность и трудолюбие) стояли бы на первом плане. Мне кажется, что когда обстоятельства оказываются выше собственных возможностей человека – открывается второе дыхание, судьба опять дает возможность отыграться. Только Германн больше не захотел поверить, что "вся наша жизнь – игра", сломался и оказался выброшенным из реальной жизни.
 Так почему же Пушкин, будучи уже не юным писателем, взялся написать такое своеобразное произведение? Возможно, это произведение стало продолжением исследования поведения человека под влиянием внешних факторов. На примере повести "Пиковая дама" Пушкин душой вживался в образ своих героев, а вместе с главным героем - Германном мысленно проходил через всю череду событий, которую сам же и придумал. Хочется думать, что уже работая над произведением, Пушкин сам заинтересовался не совсем заурядным персонажем и решил проследить его судьбу. Ведь не для кого не секрет, что Пушкин был заядлым игроком, многие часы проводя за карточным столом. И уже то, что Пушкин оставляет в живых Германна – хорошо, Германн не смирился, не сдался. Его будто бы отключили от реального мира, навсегда оставив в мире иллюзий, где он день за днем шаг за шагом проходит через одно и тоже карточное испытание с судьбой.
 В своем произведении Пушкин поставил немало частных психологических, моральных и культурных проблем. Это лишь первый опыт в данном направлении.
 Пушкин - великий человек, а критерий истинного величия избранных требует быть учителем и вестником нового или обновленного культа героев, не только замечать все низменные пороки общества, разоблачать их, но и предлагать взамен пути преобразования действительности. У Пушкина такого желания не было, он решительно отклонял от себя всякую преобразовательную задачу, оставляя это право за читателем. Он не дает однозначную единственно правильную оценку происходящему, но дает возможность каждому решить возможный выход из создавшегося положения в зависимости от своего жизненного опыта.
 Вот почему каждый конкретный человек, в том числе и я, всю свою жизнь будет обращаться к творчеству Пушкина, в частности к его повести "Пиковая дама". Развиваясь, набираясь жизненного опыта, превращаясь из ребенка в зрелого человека взгляды на мир, окружающую обстановку меняются. И каждый раз выход из создавшегося положения может быть различным. В какой-то момент будет казаться, что фантастического в повести больше и весь сюжет всего лишь красивый анекдот, просто описаны события, над которыми и рассуждать нет смысла, а тем более делать какие-то выводы. Но чем больше вживаешься в проблему, изучаешь ее, прислушиваешься к мнениям критиков, тем больше становится понятным как "жизненна" эта повесть, сколько в ней скрытого смысла и реальных закономерностей, которые помогают понять устройство того мира, в котором живу я и все современное человечество. В нем нет отдельно взятого реального или отдельно взятого фантастического, в мире все взаимосвязано. Из мира иллюзий и фантазий (это характерно для юности) попадаешь в реальную действительность и наоборот, очень часто и в реальную жизнь врываются фантастические моменты. И это происходит не случайно, это закономерность – когда этого ждешь, чувствуешь и очень хочешь достичь желаемого, то высшие земные силы дают тебе возможность осуществить задуманное. Важно лишь правильно разобраться в ситуации, правильно понять все те события, которые происходят вокруг, включая свою готовность к возможным непредвиденным обстоятельствам.
 Судьба не есть произвол человека, она не может управлять человеческою жизнью без участия собственной воли человека, И то, что произошло с Германном при данном состоянии воли этого человека и есть самое лучшее из того, что вообще могло бы с ним произойти.
 Высшие силы не относятся враждебно к людям, они выбирают самый лучший исход, который мог бы произойти при данном накопленном опыте человека и той окружающей обстановке, в которой он оказался.
 В произведениях 30-х годов XIX Пушкин часто использует союз «но», ставя его как пограничный барьер между унынием и надеждой. Да, жизнь ужасна, да, скорбь всесильна, но надежду никто у человека отнять не может!


Рецензии