Нормальный ли я? экзистенциальное размышление о безумии

Нормальный ли я?
(экзистенциальное размышление о безумии)

Акутагава Рюноске желал смерти всю жизнь. На Константина Бальмонта алкоголь действовал, словно токсическая бомба. Жюль Верн страдал невралгией, жестокими приступами тоски и депрессии. Пушкин, по свидетельству очевидцев имел неустойчивую психику, обладал часто сменяемым настроением и страдал неудержимыми приступами гнева.
Итог вышеперечисленного напрашивается сам: гениальность, даже самая сомнительная, непременно сопровождается психопатическими ненормальностями. Как же так! Что это: ирония судьбы или непременный атрибут человека, который мало-мальски умеет соображать? А ещё наше не самое спокойное время, которое так и норовит «свихнуть» наши мозги. Признайтесь, неужели у вас никогда не складывалось впечатление, что вас давно пора изолировать от общества, а в вашем гардеробе должна поселиться дюжина смирительных рубашек?
У меня, например, да, и неоднократно. Знаете, когда начинаешь это понимать? Когда ты идёшь по улице и вдруг начинает казаться, что вроде всё нормально. Вот это «вроде» и есть тот самый сигнал. Не безумия, конечно, но некоторого отклонения от нормы.
Если я кого-то испугал, то сразу примите мои извинения. Так называемое «отклонение от нормы» не что иное как простые слова. Самые именитые психологи говорят, что абсолютно нормальных людей на нашей грешной земле не существует. Да и слово «нормальный человек» простое нагромождение неких туманных понятий, которые люди вешают на других людей. Мать думает, что её сын нормальный, но до тех пор, пока он не сделает нечто, не укладывающееся в её представления о нормальности. Например, её сын решил жениться на афроамериканке. Как думаете, какова будет реакция благочестивой мамаши? То-то же.
Самое интересное, что от своего решения сын не стал психом. Но в лице родных, близких и дальних, он будет смотреться, мягко скажем, не очень-то «в своём уме».
А если говорить о нашей будничной жизни, то таких вот ситуаций, в которых расставляют критерии «нормальный – ненормальный» слишком много, и не каждому человеку по силам выдержать такую психологическую нагрузку. Конечно, в веке этак XIX рамок приличия было побольше, чем в XXI, но, тем не менее, эпоха Просвещения не особо страдала так называемым «синдромом менеджера», когда человек любой ценой пытается подняться по карьерной лестнице. Кто-то может возразить мне, вспомнив романы Бальзака, в которых герои во главе угла ставили именно материальную составляющую жизни и шли на всё, лишь бы обеспечить себе безбедное существование. Но чем они заканчивали? Исход такого стремления хорошо определил Пушкин в «Пиковой даме».
Да-да, можно пожимать плечами и долго-долго драть глотки, пытаясь определить, когда же всё-таки человек стал мысленно задавать себе вопрос «Нормальный ли я?» Но неоспоримо то, что нормальность стала ставится под сомнение лишь в XX веке, когда не безызвестный Зигмунд, который Фрейд, стал копаться в подсознательном, призывал всех сублимировать своё «Я» и, тряся своей седой бородой, говорить о важности либидо. Тогда, пишут, почти половина Вены уверовала в свою ненормальность. Что ж, скажем спасибо дядюшке Фрейду.
А ведь как было до изобретения пресловутого alter ego?
Быть слегка безумным считалось почётным, особенно в среде интеллектуалов, т.н. богемы. Некая «ненормальность» придавала поэту, писателю, художнику оттенок избранности, непохожести, нездешности. Они позволяли себе впадать в депрессию, а вокруг говорили, что у них «хандра» или «сплин», кому как больше нравилось. Всякие там Евгении Онегины, Чайльд Гарольды, Печорины, Чацкие и Вертеры могли делать грустные глаза, нахально выпячивать губы, собирать на лбу мудрые складки, страдать от безделицы, рассматривать в лорнетку бюст мимо проходящей дамы, надевать несуразные балахоны поверх идеально отутюженных костюмов, вставлять в петлицу подсолнух, говорить на французском и, не делая паузы, начинать изъясняться на латыни, делая вид, что ничего такого не произошло. Тогдашнее общество рассматривало такое поведение, как милую, ничего не значащую шалость. Но попади такие «шалуны» на кушетку Фрейда и всё. Их тут же окрестили бы шизоидными субъектами, спроецировавшие на себе все неудачи не столь далекого детства и потому вымещающие свои потаенные недостатки на окружающих. Пугающе? Не то слово! Вся поэтика безумия, будто сквозь землю проваливается.
В наш век, когда время бежит непозволительно быстро, нам некогда задуматься над «безумными» поступками. Позволить такое мы можем себе лишь тогда, когда сидим на диване с томиком стихов. А что в нашем понимании «ненормальное поведение», не в криминальном смысле, а в чисто бытовом? Уволиться с работы, проиграться в казино, просто пойти в казино, нагрубить какой-нибудь пенсионерке, крикнуть на всю улицу «Я забыл, куда я иду!», и т.д. и т.п. считается верхом ненормальности. Вот потом человек стал задаваться коварным вопросом «Нормальный ли я?» Если каждый прохожий посчитает своим долгом покрутить пальцем у виска при виде крикнувшего, то человек вряд ли усомниться в том, что ему пора обретаться в палате №6. Как же, ведь его нормальность ставится под сомнение целой группой. «Если человеку постоянно внушать, что он свинья, то человек, рано или поздно, захрюкает», говорит мудрый народ и понимающе умолкает.
Делаем вывод: если гомо сапиенс немного понимает пробегающие в своей голове мысли, если он может носить громкий титул «человек разумный», то он всё равно задастся вопросом о своей нормальности. И это, как ни странно, нормально!
Заметьте, что наличие так называемых тараканов в голове ещё никому не мешало быть гением. Афанасий Фет, страдающий истерией, писал кружевные, невесомые, словно крылья бабочки, стихи. А, например, Илья Ефимович Репин был неустойчив в высказывании своего мнения. Он мог броситься на кого-то с объятиями, а потом, немного подумав, мог тому же человеку дать пару хлёстких пощёчин. Вот что о нём пишет Копшицер: «Он сначала делал какой-то шаг, а потом обдумывал его и резко поворачивал назад; так не раз бывало в его жизни…» Но это не помешало ему писать гениальные полотна, да ещё занять не последнее место в истории искусства. Исаак Левитан вообще люто боялся смерти, ненавидел по временам жизнь, страшно нуждался, но при всём при этом с каким-то постоянным упрямством придерживался старого стиля жизни. И покажите теперь хоть одного ценителя живописи, который не знает его эпохального полотна «Над вечным покоем».
Закрывая тему, хотелось бы рассказать об обновлении воображения посетителей «жёлтой поликлиники». Как вы помните, в обозримом прошлом самым популярным, растиражированным, «кассовым» персонажем у больных был Наполеон. Сегодня складывается совершенно другая картина. На данный момент лидируют лже – Чубайсы и лже – Жириновские. Самая встречаемая мания – мания преследования. В номинации «Нечистая сила» выигрывают инопланетяне, которые сместили зелёных чёртиков. Психиатры со счёта сбились, настолько галлюцинации пациентов стали более разнообразнее и драматичнее. Скажем отдельное спасибо вездесущей СМИ, которая сбрасывает своих пользователей с рельсов реальности.
Те, кто до сих пор считают себя абсолютно нормальными, должны в срочном порядке пересмотреть сей пункт. Ведь не зря говорят, что тот, кто говорит, что он самый безопасный, на поверку оказывается страшнее тысячи чертей.






Артур Вартанян


Рецензии